Классический этап развития социологии связан с именами таких известных ученых-социологов, как Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, Ч.Кули, Г.Моска, В.Парето и др. Так, французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917) считал, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо наличие особого предмета и соответствующего метода. Таким предметом (по Дюркгейму) является особая «реальность», основу которой составляют социальные факты. Главными признаками социальных фактов являются: объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, «принуждая» его действовать в соответствии с общими ожиданиями, нормами, требованиями и т.д. Основоположник теории «социологизма» (противоположность номинализма-индивидуализма) Э.Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами1. По мнению Э.Дюркгейма, социология занимает центральное место среди общественных наук. Поэтому ее задача состоит не только в том, чтобы изучать социальные факты, но и вооружать другие общественные науки теоретико-методологической основой для исследования различных областей социальной жизни.
Другой яркий представитель классической социологии – выдающийся немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920). Он является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия.
В отличие от Э.Дюркгейма, который считал основной задачей социологии исследование общественных структур (структурно-функциональный анализ), М.Вебер уделял главное внимание исследованию мотивов деятельности и поведения человека или группы людей. Он считал, что деятельность отдельных личностей и групп не предопределена социальными отношениями и социальной структурой, а является осмысленной и, в значительной мере, самостоятельной. Не только общество оказывает влияние на человека (группу), но и человек, преследуя свои цели и интересы, осознанно взаимодействует с другими людьми и тем самым создает социальную реальность. Задачей социологии (по М.Веберу) является исследование осмысленного взаимодействия людей через призму общепринятых образцов. В этом и заключается суть и смысл понимающей социологии.
Социология в России
Отмена крепостного права в России в 1861 г. способствовала быстрому увеличению темпов развития страны. Рост промышленного производства и торговли интенсифицировали миграционный процесс. Значительные изменения происходили в социально-классовой структуре общества. В новых исторических условиях социальные идеи, ранее носившие преимущественно умозрительный характер, начинали приобретать практическое значение. Под воздействием объективных внутренних факторов и под влиянием западной социологии в России во второй половине XIX в. постепенно формировалась своя социологическая школа. В значительной мере этому способствовали такие российские ученые, как Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен, Д.И.Писарев, В.В.Лесевич, П.Л.Лавров, Н.И.Кареев, А.И.Стронин и др.
В конце XIX – начале XX в. социология в России сформировалась как самостоятельная наука, которая не только отражала теории западных ученых-социологов, но и исследовала реальные проблемы российского общества. Весомый вклад в развитие социологии в этот период внесли такие российские ученые, как М.М.Ковалевский, П.И.Новгородцев, П.А.Кропоткин, Г.В.Плеханов, Е.И. Де Ро-берти, Л.Петражицкий, П.А.Сорокин и др. Так, М.М.Ковалевский (1851-1916) подготовил создание первого в России социологического общества, П.А.Сорокин (1889-1968) был создателем в 1919 г. первого в России факультета социологии Петроградского университета. Российская социологическая школа получила международное признание. Многие отечественные ученые принимали участие в международных социологических конгрессах.
Развитие российской социологической науки было прервано в начале 20-х гг. XX в. Тоталитарному большевистскому режиму, который установился в России после Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны, не нужна была наука, говорившая правду о состоянии и перспективах российского общества. Запреты и гонения на социологию продолжались почти сорок лет. Только с середины 60-х гг. XX в. социология начинает постепенно возрождаться. Появляются отдельные публикации, проводятся эмпирические (преимущественно прикладные) исследования, создаются соответствующие научные учреждения. Однако социологам той поры приходилось действовать весьма осторожно и осмотрительно, так как данные социологических исследований и их теоретические обобщения нередко вступали в противоречие с господствовавшей тогда идеологией и реальной политикой государства. И только в конце 80-х гг. были сняты все запреты и ограничения на развитие социологии в России; социологию вводят в программу вузовского образования в качестве одной из обязательных учебных дисциплин.