В данном разделе прослеживается исторический процесс появления и развития учения о перспективе.
Так, первые упоминания о перспективных построениях мы находим в трудах древнегреческих и римских учёных. Таких как:
Эсхил (524-456 гг. до н.э) древнегреческий драматург. Наблюдательная перспектива.
Демокрит (около 460 – 370 гг.) великий древнегреческий философ. Автор трактата «О геометрии»
Эвклид (около 300 гг. до нашей эры) древнегреческий математик. Разработал правила наблюдательной перспективы, законы отражения лучей от плоских, вогнутых, и выпуклых зеркал.
Витрувий (конец 1 в. до н.э) римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист. Написал трактат «Десять книг об архитектуре». В этом трактате он изложил способы построения перспективных изображений и развил учение о наблюдательной перспективе.
Птолемей (II в. н. э.) позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. В своих сочинениях занимался вопросами наблюдательной перспективы.
Стоит отметить, что в этот период эмпирические наработки не привели к созданию целостной теории положений и правил построения перспективных изображений. Основы пространственных построений линейной перспективы и её закономерности были разработаны в эпоху Возрождения. Именно в это время геометрия подчиняет себе изображение, и даже не геометрические фигуры изображаются в геометрических формах.
В это время над теорией перспективы работают:
Леонардо да Винчи (1475-1519 г.) итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель. Большое внимание уделял вопросам построения перспективы. Взгляды Леонарда да Винчи были близки взглядам Альберти. Перспектива для него представляла видение предмета сквозь стеклянную поверхность, на которой можно отметить всё видимое, а линии между стеклом и предметами приобретают форму пирамиды. В своих работах «Трактат о перспективе» и «О живописи» Леонардо выделяет три основных вида перспективы:
- Линейная перспектива изучает и излагает законы построения фигур по мере их удаления от наблюдателя.
- Воздушная и цветовая перспектива трактует об изменении цвета предметов в зависимости от расстояния от них до наблюдателя; о влиянии слоя воздуха на насыщенность и локальность цвета.
- Перспектива чёткости очертания формы предмета анализирует изменение степени отчётливости границ фигур и контраста света и тени по мере удаления их в глубину пространства, изображаемого на картине.
Основные положения по построению перспективы, разработанные Леонардо да Винчи, легли в основу большинства современных методик обучения и подготовки студентов художественных профессий.
Филиппо Брунеллески (1377—1446 г.) итальянский архитектор, скульптор. Выполнил несколько перспективных изображений «путём пересечения».
Леон Баттиста Альберти, архитектор. В середине XV в. делает попытку синтезировать методы построения перспективы в своём трактате «О живописи». Этот труд был опубликован только в начале XVI в. в Нюрнберге, с него началась классическая перспектива.
Микеланджело Буонароти (1475-1564) итальянский скульптор, художник, архитектор. Работает над совершенствованием панорамной перспективы.
Рафаэль Санти (1483-1520.г) итальянский живописец, график и архитектор. Занимается панорамной перспективой.
Альбрехт Дюрер (1471-1528 г.) немецкий живописец и график. Дюрер проявлял большой интерес к искусству итальянского Возрождения. Так, в юности он копировал гравюры Мантеньи, стремясь постигнуть структуру человеческого тела и овладеть изображением движения. Стремление овладеть общими принципами изображения пространства и человеческого тела подводит Дюрера к изучению математических основ искусства – теории линейной перспективы и пропорций человеческого тела. Как и большинство художников того времени, он был охвачен идеей более точного отображения окружающего его мира. Он разрабатывает приборы для рисования на стекле. В книге «Руководство для измерения циркулем и правилом» Дюрер излагает основы геометрии, перспективы, касается вопросов оптики, астрономии, рассматривает архитектурные формы, разрабатывает теорию орнамента. В ней он описал способ построения перспективы с помощью ортогональных проекций.
Рисунки из «Руководства к измерению при помощи циркуля и линейки плоскостей и объемов от Альбрехта Дюрера».
Он расширил теоретические основы рисования и предложил простой приём построения перспективы предмета по двум проекциям. Этот метод лёг в основу широко используемого «метода архитектора».
Пьеро делла Франческа (около 1420-1492 г.) итальянский художник и теоретик. Написал трактаты. «О правильных телах» и «О живописной перспективе». Определил перспективу, как проекции предмета, полученную в результате пересечения конуса видимости с картинной плоскостью.
Художники Возрождения внесли ясность в понимание основ перспективы, но они работали лишь над геометрическими решениями отдельных задач. Математическую трактовку впервые провёл итальянский учёный Гвидо Убальди (1545-1607). Он в своей книге «Перспектива» подробно изложил 23 правила построения перспективных проекций.
Жерар Дезарк (1593-1662 г.) французский архитектор и математик. В своём сочинении «Общий метод изображения предметов в перспективе» он впервые применил для построения перспективы метод координат и тем самым положил начало аксонометрическому методу прекций
Андреа дель Поццо (1642-1709 г.) итальянский живописец и архитектор. «Перспектива для живописцев и архитекторов». Разработал основу теории широкоугольной перспективы.
В XVII веке работа в этом направлении была продолжена. Здесь стоит отметить:
Гюстав Монж (1746-1818 г.) французский геометр и инженер. Впервые предложил рассматривать плоский чертёж в двух проекциях, как результат совмещения обеих проекций рассматриваемой фигуры в одной плоскости путём вращения вокруг прямой пересечения этих плоскостей, получивший впоследствии название «оси проекций». В своей книге «Начертательная геометрия» он представил первое систематическое изложение метода изображения пространственных фигур на плоскости.
Исаак Ньютон (1642 года – 1727 г.). английский физик, математик, механик и астроном. Установил, что «зрительная способность» глаза – не точка, а кривая поверхность на дне глаза (сетчатки), что лучи, преломляясь хрусталиком и прозрачной средой глаза, встречаются вновь на сетчатке и вырисовывают на ней изображение в перевёрнутом и искривлённом виде.
Отдельно следует остановиться на развитии теории перспективы в России. Изучение архитектурных памятников Древней Руси начиная с Х-ХII вв показывает,
что в стране шло активное развитие архитектуры и искусства. Появлялись новые храмы, дворцы города. Но ни каких документальных источников и разработок в области перспективы до нас не дошло.
В иконописи и росписи храмов русские художники-иконописцы, согласно церковным канонам использовали обратную перспективу.
. Разработки в этой области появляются в середине XVIII века.
А П. Лосенко (1737 – 1773 г.). Являясь преподавателем в Академии художеств, большое внимание уделял вопросам перспективы.
А. Г. Венецианов (1780-1847 г.) русский живописец. В своей школе уделял важное место изучению перспективы в рисовании с натуры.
А. П.Сапожников (1795-1855 г.) художник-любитель. Занимался определением геометрической основой формы предмета. Изготовленные им из глины модели, поставленные рядом с натурой, позволяли раскрыть закономерности строения формы и наглядно демонстрировали перспективное изменение её размеров.
Я. А. Севастьянов (1796 – 1849 г.) Профессор и помощник директора в Институте корпуса путей сообщения. Выпустил первое отечественное сочинение «Основания начертательной геометрии».
Н.А. Рындин Выпустил книгу «Перспектива» Этот труд содержит различные вопросы построения перспективы.
Во второй половине XX века разработки теории перспективы продолжились.
Б. В. Раушенбах (1915- 2001 г.) Академик. Занимался вопросами теории перспективы. Разработал общую теорию перцептивной перспективы. Она соединила в себе аксонометрию, ренессансную и обратную перспективы. Передний план воспринимается в обратной перспективе, средний план в аксонометрической перспективе, а дальний в прямой линейной перспективе.
Стоит обратить внимание студентов на то, как развитие изобразительного искусства и архитектуры способствовало развитию теории перспективы и в тоже время появление новых знаний о перспективе позволяло развиваться изобразительному искусству.
Свойства зрения
Наблюдаемые нами предметы освещаются лучами и эти лучи отражаясь от них воспринимаются нашим глазом, вызывая раздражение нервных окончаний в его сетчатке. Это раздражение затем преобразуется в нашем сознании в зрительный образ.
Глаз человека имеет физиологическое строение, при котором он охватывает пространство в ширину больше, чем в высоту и равен примерно 140°, следовательно, каждый из боковых углов равен 70°. Угол зрения по вертикали равен 110°. Вверх человек видит на меньший угол, чем вниз. Вверх- 45°. Вниз- 65°. При этом, предметы, расположенные на периферии этой зоны, воспринимаются не четко. И наблюдатель не может их разглядеть, не поворачивая головы.
Исходя из этого для более достоверного изображения натуры надо, чтобы оно попадало в поле ясного зрения. Величина его определяется углом 28°. Для изображения предметов, располагающихся на открытом воздухе можно брать угол 28-37°. Для построения перспективы интерьеров можно брать угол 53°.
Если принять, что поле зрения глаза человека является круг, то исходя из этого, попробуем определить размер картины и расстояния до неё. Построим ряд равнобедренных треугольников с общим основанием, которое равно диаметру круга-поля зрения. Высота этих треугольников определяет расстояние от картины до зрителя при различных углах зрения. Если угол зрения равен 53°, то расстояние до картины равен диаметру окружности, для 37°это расстояние составляет примерно 1,5 диаметра окружности, а для 28° равен двум диаметрам окружности. В этих пределах надо выбирать величину картины и расстояние до неё. Так как форма картины может быть прямоугольной, то можно расстояние до картины принимать, равной диагонали картины.
Проецирующий аппарат
В этом разделе стоит остановиться на основных элементах проекционного аппарата и понятиях перспективы.
- ЛГ (h-h1)- линия горизонта. Располагается на уровне глаз наблюдателя. Это линия пересечения плоскости горизонта с плоскостью картины.
- T- Предметная плоскость. Плоскость, на которой расположен наблюдатель и изображаемые предметы.
- К- Картинная плоскость. Она расположена перпендикулярно предметной плоскости и находится между наблюдателем и изображаемым предметом. На ней получают перспективное изображение.
- k-k1 – Основание картинной плоскости. Линия пересечения картинной и предметной плоскостей.
- S- Точка зрения. Точка, где располагается глаз наблюдателя относительно картины. Через неё проходят проецирующие лучи к предмету и картине.
- S1 - Точка стояния. Горизонтальная проекция точки зрения на предметную плоскость.
- Р - Точка главного схода. Прямоугольная проекция точки зрения на картинную плоскость.
- D1-D2 - Точки отдаления или дистанционные точки. Располагаются на линии горизонта слева и справа от точки Р на расстоянии, равном отдалению наблюдателя от картинной плоскости.
- Ss- Расстояние от точки зрения до предметной плоскости
- SP - Главный луч зрения. Перпендикуляр, проведенный из точки зрения на картину. Главный луч зрения определяет расстояние от наблюдателя до картинной плоскости.
- N- Нейтральная плоскость. Плоскость, проведённая через точку зрения, параллельно картинной плоскости.
- Предметное пространство. Пространство, находящее за картинной плоскостью.
- Промежуточное пространство. Пространство, заключённое между картинной и нейтральной плоскостью.
- Мнимое пространство. Пространство, расположенное позади наблюдателя за нейтральным пространством.
Проецирующий аппарат