Уорд, Лестер Франк (1841-1913) - американский основоположник психологического эволюционизма, первый Президент Американского социологического общества. Уорд начинал научную деятельность как геолог, был одним из основателей палеоботаники. В основе его социологических воззрений лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера, но он высказывал чисто американское видение исследовательских и гражданских задач социологии. В его трудах "Динамическая социология" (1883) и "Психические факторы цивилизации" (на русском языке в 1897 г.) проводится идея "социального мелиоризма" - науки об улучшении и усовершенствовании социального строя.
Первичной социальной силой Уорд называет желания, объединяющие в себе природное и социальное. Действуя в соответствии с ними, человек изменяет и условия своего существования и самого себя. Говоря об отличии социальной жизни от природы, Уорд подчеркивает ее теологический характер, который, формируется на основе осознанного стремления к счастью (наиболее свободное проявление творческих сил человека) множества индивидов.
Психологический редукционизм (сведение социальных явлений к природе психических факторов) как главный метод исследования и признания социальной жизни. Индивидуалистское, групповое и социетарное направления психологической социологии.
Фактор сознания в эволюции человеческого общества (общество - частица космической эволюции) и стремление к счастью как основной стимул любых общественных движении (изменений) в социологии Лестера Уорда. Уорд о сущности "универсальных социальных сил" (силы предохранительные - стремление и вкус к удовольствию и стремление избежать страдания; силы воспроизводящие - любовные желания и родственные чувства) и природа человеческих желаний в преобразовании окружающей среды. Психическая природа труда, обмена и социального неравенства. Факторы цивилизации Уорда: субъективные (чувства, эмоции, волевые акты), объективные (интеллект, творческий дух, интуиция), социально-синтезированные (экономия ума и природы, социализированная воля, социократия) и пути гуманизации общества (концепция идеального общества - социократии - через всеобщее образование и контроль разума).
Гиддингс, Франклин Генри (1855-1931) - первый полный профессор социологии в США, президент Американского социологического общества (1908 г.). В основной работе "Основания социологии" Гиддингс утверждает, что общественная эволюция - результат и физических и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет "сознание рода", благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируются, исходя из степени группового сознания. Цикл социальной причинности, по Гиддингсу, начинается и заканчивается естественным процессом, а между его началом и завершением действует сознательный выбор, определяемый сознанием рода. Социологу предстоит решить три задачи: каковы условия формирования простого сообщества, каковы законы субъективного процесса, каковы законы объективного процесса, формирующего общество как структурное подразделение, поглощающее отдельных индивидов и требующего приспособления их к себе. В 20-е годы Гиддингс оказывает заметное влияние на становление эмпирической социологии США.
Гиддингс писал о социологии, как науке, исследующей лишь высшие проявления разума в ассоциативных формах организации социальной жизни. Чувство тождества индивида с другими и сознание рода как основа социального поведения, подлежащего исследованию. Характеристика Гиддингсом общества как динамической системы двух взаимодействующих эволюционных сил - объективно-природных (бессознательных) и субъективно-психологических (сознательных).
Макдугалл, Уильям (1871-1938) - английский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. Макдугалл разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт. Слабость его концепции проявляется в неразработанности понятия инстинкт, в колебаниях по поводу их количества, в надуманности многих выводов, отвергнутых последующим развитием социологии. Однако, внимание к бессознательному в психике человека, сыграло большую роль в дальнейшем развитии науки о человеке.
Концепция Уильяма Мак-Дугалла о психологии, как базовой науке всех социальных знаний. Отсюда психологический инстинктивизм (врожденное, природное, психофизическое отношение к окружающему миру) и социализация личности (7 пар основных инстинктов: бегство - страх, драчливость - гнев, воспроизводство - сексуальная ревность и т.п.).
Вундт, Вильгельм (1832-1920) - немецкий физиолог, психолог, филолог, лингвист, открывший в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию в г. Лейпциг. Основной труд Вундта "Психология народов", который он писал двадцать лет, содержит огромное количество описаний психологических экспериментов, выводов, теоретических заключений, касающихся его главной идеи: предметом психологии народов является материализованная часть ее - язык, мифы, обычаи, которые подчиняются общим законам духовного развития и обладают для народного сознания таким же значением, каким для индивидуального сознания являются факты индивидуальной психологии. Работа в области обыденного сознания, фиксация глубинных слоев духовной жизни людей принесли Вундту мировую известность, а многие его выводы и обобщения легли в основание исторической психологии, культурантропологии, этнопсихологии, социо- и психолингвистики.
Тард, Габриель (1843-1904) - французский криминолог, социальный психолог, социолог, крупнейший представитель психологического направления в социологии. Основными работами Тарда в области социологии являются "3аконы подражания", "Всемирное противопоставление", "Социальная логика", в которых он утверждает, что фундаментом социологии является социальная психология, т.к. общество - это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Изучать социология должна социальную интеракцию "интерментальной деятельности", поскольку в действии "одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь”. Суть взаимодействия, по Тарду, в подражании - основном законе всего сущего, а социальная эволюция есть ни что иное, как сочетание таких фундаментальных процессов, как изобретение, подражание и противопоставление. Законы подражания Тард внедряет в обоснование преступности, утверждая, что преступниками становятся под влиянием подражания и приспособления. Тард различает, классифицирует такие понятия как "толпа" и "публики", подчеркивая роль в формировании последних газет, которые выполняют в обществе интегрирующую и регулирующую функции. Тард предвосхитил программы изучения общественного мнения, указывая при этом на значение статистики, могущей сообщить им большую точность и возможность обобщений. Он анализировал влияние средств массовой коммуникации на личность. Эти последние его идеи получили дальнейшее развитие в теориях "массового общества", массовых коммуникаций, распространения инноваций и т.д. в Чикагской школе социологии.
Исследование межиндивидуальных отношений - такова главная задача социологии. Характеристика общества в любом временном состоянии как системы трех унифицированных социальных процессов: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), (адаптация). Неодолимое психическое стремление к "подражанию" как движущая сила исторического процесса. Взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, подражание идеалам - основные типы межличностных и межгрупповых отношений. Психические компоненты "классового" деления и сотрудничество как доминанта межвидовых связей, Психология толпы "как собрания существ, страстно готовых подражать", заряженных верой, (страстью, целью, коллективным самолюбием, эгоизмом и иррациональной подражательностью. Толпа, "выжидающая, внимающая, заявляющая о себе и действующая", "Толпа" и "публика" как этапы эволюции общественной организации.
Лебон, Гюстав (1841-1931) - французский публицист, социальный психолог, социолог. Среди научных интересов Лебона антропология и археология, география, экспериментальное и теоретическое естествознание, социальная психология и социология. Основные работы в области последних наук: “Психология народов и масс" и "Психология социализма”. Придя к выводу о телеологическом характере истории и механическом действии ее законов, Лебон утверждал, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, а его нравственные и интеллектуальные признаки есть синтез прошлого опыта. Настаивая на принципиальном различии рас, Лебон формулирует суждения об их анатомическом и психологическом различии и о невозможности их слияния. Будучи одним из первых авторов доктрины "омассовления общества", “эры толпы", Лебон убежден, что цивилизация обязана деятельности элиты, обладающей критическим умом. Анализ толпы, ее поведения, механизмов взаимодействия людей в толпе, индивида в толпе, классификация толпы - важная часть социологии Лебона, принесла ему мировую известность, стала достоянием современной социологии и социальной психологии. Особое внимание уделил Лебон антисоциалистической полемике. Предсказывая гибельность воцарения социалистических порядков, настаивая, что все социалистические пути ведут в пропасть рабства и нищеты, Лебон "желал врагам" испытать их на себе в назидание всему миру, но полагая все-таки, что социализм не сможет существовать долго, что опыт вскоре покажет тщетность социалистических мечтаний.
Психологическая теория народов и группового поведения Густава Лебона (1941-1431). "Скрытые мотивы'', "наследственный механизм" и "бессознательный субстрат" психики в качестве основного критерия интеллектуального и нравственного состояния народа. Проблемы "толпы" и "рады" в историческом развитии. Толпа, как объединение людей, зараженных общей идеей, осознающих непреодолимость собственной силы, утративших чувство ответственности, нетерпимых догматиков, готовых к импульсивным действиям и безумному следованию за лидерами. Утверждение Лебона об окончании эры сознательных индивидов и начале "эры толпы" (нач. XX в.). "Бессознательный" закон "духовного единства толпы и расы" в борьбе с цивилизацией. Толпа "разнородная" (уличные группы, парламентские собрания и т.п.) и "однородная" (секты, касты, классы). Толпа "социалистическая" в кн. "Психология социализма" (1908) и путь к рабству, нищете и цезаризму. Идеал "социалистического пугала" как единственный вариант остановки мирового социалистического пожара.
Психоаналитическая социология Зигмунда Фрейда (185б-1939). Принцип всеобщей детерминации психической деятельности на базе биологических механизмов (инстинкты инцеста - кровосмешения, каннибализма - людоедства, жажды убийства, как определяющие основные психические акты) и два космических инстинкта: Эрос (инстинкт жизни, самосохранения, сексуального влечения) и Танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции, разрушения), Концепция "либидо", как носителя полового голода и сублиматора всех видов человеческой деятельности, "Эдипов комплекс" Фрейда (первое социальное побуждение нацелено на мать, первое насильственное на отца) в социализации личности и ее творчестве, в происхождении религии и культуры - конфликтная природа личности и ее три сферы: "Оно", "Я", "Сверх-Я", ("Идеал-Я"). "Защитные механизмы" в становлении личности и конфликтная основа творческой деятельности. Стереотипы массовой психики в существовании "толпы" (неорганизованного конгломерата, сборища) людей и "массы" (организованной толпы с ярко выраженной либидонозной привязанностью к вождю).
Массовый невроз как средство ухода от культуры, от действительности. З. Фрейд: "Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни".