С конца XV в. обострились отношения между ВКЛ и Русским государством. Этому было несколько причин.
К концу XV в. почти закончилось политическое объединение Северо-Восточной Руси под властью великого князя московского. Он считал себя национальным русским хозяином и взял на себя миссию объединения всех русских земель. Так исторически выделились два центра, вокруг которых стали объединяться земли бывшего Древнерусского государства. Литовским князьям на западе это удалось сделать быстрее, чем на востоке, где позже закончился период феодальной раздробленности и княжества долго находились под монголо-татарским игом. Два центра не могли в конце концов не столкнуться. Это стало одним из оснований обострения их отношений. В условиях расширения централизаторских тенденций в Русском государстве дипломатия ВКЛ стремилась вбить клин в этот процесс и поддержать те княжества Руси, оставшиеся еще самостоятельными.
Так, в 80-х годах XV в. тверский князь Михаил Борисович пытался опереться на княжество Литовское, противостоя расширению власти Ивана III на свою вотчину. В 1483 г. был заключен договор о политическом союзе и взаимопомощи между Тверским княжеством и Великим княжеством Литовским. В ответ Московское княжество начало военные действия против Твери и в течение зимней кампании 1484 – 1485 гг. разгромило пограничные города Тверского княжества. Михаил Борисович просил мира, который и был заключен в Москве 25 марта 1485.
Тверское княжество, согласно этому миру, сохраняло определенную самостоятельность за исключением внешней политики. Союзное соглашение с Великим княжеством Литовским аннулировалось, и был заключен оборонительно-наступательный союз с Москвой против Великого княжества Литовского. Но Михаил Борисович хотел сохранить остатки самостоятельности и сразу же возобновил переговоры с Великим княжеством Литовским. Результатом был второй поход московского князя во главе с Иваном III на Тверь, после которого Тверское княжество было окончательно присоединено к Московскому государству. Так на протяжении XIV – XVI вв. отношения между Великим княжеством Литовским и Русским государством нередко носили враждебный характер. ВКЛ не хотело дальнейшего усиления Москвы и в борьбу втягивала ордынского хана Ахмеда. Московские князья в свою очередь заключали союзы против ВКЛ с крымскими ханами.
Вторая причина враждебного отношения ВКЛ с Москвой была в особенностях решения конфессионального вопроса в Великом княжестве Литовском. Московский великий князь претендовал на роль единого православного государя – защитника интересов православного населения. В то же время и само православное население Великого княжества Литовского долгое время не отделяла себя по национально-религиозных оценкам от населения Русского государства. Их объединяли общие исторические корни, традиционная культура и единая вера. Между тем в Великом княжестве Литовском православная вера прижималась. Это обострило религиозную борьбу в ее недрах. Наступление католицизма и расширение польского влияния еще более усилили недовольство белорусских православных феодалов, которые и так были в неравноправном положении с польскими и литовскими феодалами. Великий князь московский предложил им руку помощи. Некоторые из белорусских феодалов по своей воле переходили вместе со своими имениями под власть Москвы. С 1487 по 1493 в Москву приехали служить со своими вотчинами князья Воротынские, Бялевские, Мярэцкие, Вяземские.
Конфронтация между Московским государством и ВКЛ привела сначала к необъявленной приграничной войне протяженностью с 1487 по 1494. В 1487 посольство ВКЛ тщетно требовало от Ивана III управы на московских князей, которые делали набеги на волости Великого княжества Литовского. Иван III отвечал взаимными обвинениями. Такими же неудачными были и последующие посольства в Москву в 1488, 1489, 1491, 1492.