Структура программы
public class Имя {
public static void main (String args[])
{
Операторы, завершающиеся;
}
Методы пользователя – функции, подобные С++
Переменные и константы
}
2. Блок кода:
{ содержит набор инструкций}
Выполнение программы - Метод main
Java является объектно-ориентированным языком, поэтому все программу можно представить как набор взаимодействующих между собой классов и объектов.
public class Prog{
public static void main (String args[])
{
System.out.println("Hello Java!");
}
}
Основу нашей программы составляет класс Prog. При определении класса вначале идет модификатор доступа public, который указывает, что данный класс будет доступен всем, то есть мы сможем его запустить из командной строки. Далее идет ключевое слово class, а затем название класса. После названия класса идет блок кода, в котором расположено содержимое класса.
Входной точкой в программу на языке Java является функция main, которая определена в классе Prog. Именно с нее начинается выполнение программы. Он обязательно должен присутствовать в программе. При этом его заголовок может быть только таким:
public static void main (String args[])
При запуске приложения виртуальная машина Java ищет в главном классе программы метод main с подобным заголовком, и после его обнаружения запускает его.
Вначале заголовка метода идет модификатор public, который указывает, что метод будет доступен извне. Слово static указывает, что метод main - статический, а слово void - что он не возвращает никакого значения. Далее в скобках у нас идут параметры метода - String args[] - это массив args, который хранит значения типа String, то есть строки. При запуске программы через этот массив мы можем передать в программу различные данные.
После заголовка метода идет его блок, который содержит набор выполняемых инструкций.
Комментарии
В Java есть два типа комментариев: однострочный // и многострочный. /* текст комментария */.
Введен также новый вид комментария /** */, который может содержать дескрипторы вида:
@ author – задает сведения об авторе;
@ version – задает номер версии класс
@exception – задает имя класса исключения;
@param – описывает параметры, передаваемые методу;
@return - описывает тип, возвращаемый методом;
При выполнении приложения будут выводиться комментарии с данными, определенными в дескрипторе.
Пример формата комментария
/** @return Имя метода */
Результатом этого комментария будет тип результата, возвращаемого методом.
Переменные
int x; // объявление переменной x = 10; // присвоения значения System.out.println(x); // 10 |
Также можно присвоить значение переменной при ее объявлении. Этот процесс называется инициализацией:
1 2 | int x = 10; // объявление и инициализация переменной System.out.println(x); // 10 |
Если мы не присвоим переменной значение до ее использования, то мы можем получить ошибку, например, в следующем случае:
int x;
System.out.println(x);//шибка не инициализирована х
Через запятую можно объявить сразу несколько переменных одного типа:
int x, y;
x = 10;
y = 25;
System.out.println(x); // 10
System.out.println(y); // 25
Также можно их сразу инициализировать:
int x = 8, y = 15;
System.out.println(x); // 8
System.out.println(y); // 15
Отличительной особенностью переменных является то, что мы можем в процессе работы программы изменять их значение:
int x = 10;
System.out.println(x); // 10
x = 25;
System.out.println(x); // 25
Var - переменные
Начиная с Java 10 в язык было добавлено ключевое слово var, которое также позволяет определять переменную:
var x = 10;
System.out.println(x); // 10
Слово var ставится вместо типа данных, а сам тип переменной выводится из того значения, которое ей присваивается.
Е сли переменная объявляется с помощью var, то мы обязательно должны инициализировать ее, то есть предоставить ей начальное значение, иначе мы получим ошибку, как, например, в следующем случае:
var x; //! Ошибка, переменная не инициализирована
x = 10;
Именованные Константы
Кроме переменных, в Java для хранения данных можно использовать константы. В отличие от переменных константам можно присвоить значение только один раз. Константа объявляется также, как и переменная, только вначале идет ключевое слово final:
final int LIMIT = 5;
System.out.println(LIMIT); // 5
// LIMIT=57; // так мы уже не можем написать, так как LIMIT - константа
Как правило, константы имеют имена в верхнем регистре.
Типы данных
Одной из основных особенностей Java является то, что данный язык является строго типизированным. А это значит, что каждая переменная и константа представляет определенный тип и данный тип строго определен. Тип данных определяет диапазон значений, которые может хранить переменная или константа.
Итак, рассмотрим систему встроенных базовых типов данных, которая используется для создания переменных в Java. А она представлена следующими типами.
Имя типа | Объем памяти в байтах | Диапазон значений | Значение по умолчанию |
boolean | 1 | false, true | false |
byte | 1 | -128.. 127 | 0 |
char | 2 | 0.. 65 535 | 0 |
short | 2 | -32768.. 32767 | 0 |
int | 4 | -231..231-1 | 0 |
float | 4 | 3.40282347E+38 | 0.0 |
double | 8 | 1.797693134486231570E+308 | 0.0 |
Примечание. Переменная может принимать только те значения, которые соответствуют ее типу. Если переменная целочисленного типа, то она не может хранить дробные числа.
Изображение констант целого типа
int x=154, y=-154; // в 10 системе счисления в формате int
int num111 = 0x6F; // 16-тиричная система, число 111
int num8 = 010; // 8-ричная система, число 8
int num13 = 0b1101; // 2-ичная система, число 13
Также целые числа поддерживают разделение разрядов числа с помощью знака подчеркивания:
int x = 123_456;
int y = 234_567__789;
System.out.println(x); // 123456
System.out.println(y); // 234567789