Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория социального развития. Социальная революция




Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися про­изводительными силами, с одной стороны, и производственными отно­шениями - с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различны­ми формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие про­изводительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой жизни: «...Люди, развивая свои производительные силы, то есть живя (курсив мой. — А. Г.), развивают определенные отношения друг к другу, и... характер этих отношений неизбежно меняется вместе с преобразо­ванием и ростом этих производи-тельных сил» [9, 406].

Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа произ­водства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвер­гаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот про­цесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных фор­маций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после соци­альной революции элементы прежних формаций продолжают частично со­храняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.

Для понимания марксова подхода к социальному развитию полезно сравнить его с контовским.

Что их объединяет?

1. Оба они верят в универсальную эволюцию человеческого рода. Оба они — исторические эволюционисты, так как считают, что все общества развиваются согласно одним и тем же законам и проходят в своем разви­тии одни и те же стадии. По Конту, это теологическая, метафизическая и позитивная стадии; по Марксу — сменяющие друг друга общественные формации.

2. Оба они верят в прогресс, т. е. считают, что социальная эволюция4 — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. По Конту, в основе прогресса лежит интеллектуальное и моральное совершенствование; по Марксу — развитие производитель­ных сил.

3. Из первых двух пунктов вытекает, что оба они верят в конечное совершенное состояние, в грядущий и уже наступающий золотой век. По Конту, это позитивное состояние человечества; по Марксу — коммунизм.

4. Из предыдущего пункта в свою очередь вытекает следующий: оба они занимаются предсказаниями, точнее, пророчествами относительно грядущего состояния.

5. Пророчествуя о грядущем золотом веке, они не могут просто ожи­дать его, но чувствуют себя призванными способствовать его наступле­нию. Конт это делает посредством проповеди Религии Человечества; Маркс — посредством политико-организационной и революционной де­ятельности.

В чем различия между контовским и марксовым подходами к соци­альному развитию?

1. Для Конта «нормальное» социальное развитие предполагает пре­емственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдви­гов. Для Маркса, наоборот, «нормальное» социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. По Конту, фундаментальные структуры общества в принципе неизменны, изменяется, в сущности, лишь социальная оболочка; развитие происхо­дит как бы согласно французской поговорке «Чем больше меняется, тем больше остается самим собой». У Маркса, наоборот, общество непре­рывно изменяется в самой своей основе, а неизменность характеризует лишь внешний, надстроечный слой социальной системы, который от­стает от глубинных, основополагающих изменений.

Правда, Маркс признает существование застойных исторических эпох и регионов и постепенных изменений, не приводящих к резким сдви-

4 Слово «эволюция» имеет два значения: во-первых, всякое развитие вообще, незави­симо от того, как оно понимается; во-вторых, постепенное, непрерывное, медленное раз­витие. Здесь слово используется в первом значении.

гам, смене социальных систем. Он даже признает роль традиций в жиз­ни общества. Но застой, постепенность, традиция — все это для него либо своего рода аномалии, либо более или менее длительные переры­вы в неуклонном процессе изменений, либо, наконец, идеологический камуфляж, за которым, опять-таки, скрываются бурные социальные сдви­ги. Конт рассматривал традиции как великую благотворную силу, фор­мирующую общество. Маркс же оценивал их роль совершенно иначе: «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых» [10, 119]. В работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» он анализирует идеологическую функцию традиции, рассматривая ее как своего рода язык, посредством которого осуществляются революци­онные преобразования. Таким образом, хотя Маркс не выделял, подоб­но Кошу, социальную динамику как особую отрасль социальной науки, именно он был подлинным создателем социальной динамики, понимае­мой как исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований.

2. По Конту, социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер. Он, правда, признает критические фазы в социальном разви­тии, когда происходят революционные изменения и столкновение раз­личных социальных сил, но это для него все-таки скорее патология, чем норма. Для Маркса, наоборот, социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития. Эти противоречия и конфликты, с его точки зрения, носят в принципе по­стоянный характер, то обостряясь, то несколько затухая, но никогда не прекращаясь. Они охватывают всю социальную систему и ее элементы; они присутствуют как внутри этих элементов, так и между ними. Будучи приверженцем диалектики, Маркс не только констатирует противоречи­вый и конфликтный характер социального развития, но и позитивно его оценивает. Подобно тому как Конт не только констатировал, но и воспе­вал согласие, Маркс не только исследовал, но и восхвалял конфликты.

3. Представление Маркса о характере и путях социальной эволюции, прогресса было более сложным и тонким, чем у Конта. Это было связа­но с тем, что Маркс был гораздо ближе Конта к фактам социально-исто­рической действительности. Будучи в принципе историческим эволю­ционистом и приверженцем идеи прогресса, он, тем не менее, понимал социальное развитие как многолинейный процесс и улавливал специ­фику отдельных обществ и культурно-исторических ареалов. Он отме­чал существование длительных регрессивных и застойных периодов, а так­же разной скорости социальной эволюции.

Проблематика революции занимает центральное место в теории со­циального изменения Маркса. Социальная революция в его истолковании — это не просто переход от одной, менее прогрессивной обществен­ной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое каче­ственное преобразование общественных отношений, но и определен­ный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социаль­ного изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: «Революции — локомотивы истории» [19, 86]. К этому тезису близок по смыслу другой, не менее знаменитый: «На­силие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» [20, 761].

Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промыш­ленную и политическую революции, сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государ­ственной власти прогрессивным классом и установлением его револю­ционной диктатуры для подавления других, реакционных классов.

Маркс несомненно различал социальную и политическую революции. Но последняя незаметно приобрела в его сознании самодовлеющее значе­ние, превратившись из обязательного условия и элемента социальной ре­волюции в самоцель. Наоборот, социальная революция как объективно протекающий процесс стала интерпретироваться в его работах как усло­вие и средство для революции политической, основанной на волевых устремлениях определенных групп. Когда Маркс пишет просто о револю­ции, он имеет в виду именно революцию политическую.

Социальные и политические реформы представляются Марксу ис­кусственным тормозом в социальном развитии, результатом вынужден­ных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал соци­ального развития в «предыстории» общества, которое построено на ча­стной собственности и эксплуатации человека человеком, - это «непре­рывная революция», постоянная революционизация общества для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма. В этом золотом веке, согласно одному из пророчеств Маркса, политических ре­волюций уже не будет. «Только при таком порядке вещей, когда не бу­дет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями. А до тех пор накануне каждого всеобщего переустройства общества последним словом соци­альной науки всегда будет: «Битва или смерть; кровавая борьба или не­бытие. Такова неумолимая постановка» (Жорж Санд)» [21, 185].

Очевидно, что в теории социальной революции темперамент поли­тического борца и пророка особенно сильно влиял на Маркса-ученого, и «последнее слово социальной науки» у него тесно переплеталось с мессианизмом и утопией. Но у Маркса была еще одна очень важная теория, в которой дело обстояло точно так же. Это его теория классов и классовой борьбы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 175 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2341 - | 2066 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.