Вопрос шейху: Мы знаем из хадисов, что ангелы не заходят в дом, где выставлены изображения/фотографии живых существ (людей или животных).
Каково постановление о том, чтобы хранить фотографии семейных родственников и картинки, размещённые в журналах\газетах и т.д. и игрушки как куклы и животные.
Хотелось бы получить Ваш ответ, основанный на учении Корана и Хадисов. Да благословит Вас Аллах за это доброе действие.
Ответ шейха: Хвала Аллаху.
Во-первых. Создание изображения бывает двух типов: один - вручную, и другой - посредством механизмов.
Создание изображения вручную - харам, и фактически является большим грехом, потому что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) проклял того, кто делает это. Он не дифференцировал изображения, у которых тень (то есть, трёхмерные), или те, которые просто нарисованы (двумерные), согласно более правильному мнению учёных, из-за общего значения хадиса.
Что касается создания изображения посредством машин, то есть камер, по этому вопросу существует различие мнений среди учёных более позднего времени. Некоторые из них запрещают это, а некоторые из них позволяют это.
Для большей верности лучше избегать этого, потому что это - одна из сомнительных областей. И тот, кто проявляет осторожность в сомнительных вопросах, защитит своё религиозное обязательство и свою честь. Но если это нужно сделать с определенной целью как доказательство своей идентичности, в этом нет ничего неправильного, потому что, если есть необходимость, вопрос больше несомнителен.
Во-вторых. Что касается хранения изображений, оно бывает также двух типов:
Первым типом является хранение изображений, которые являются трёхмерными. Хранить их - харам. Ибн аль-'Араби рассказал, что существует согласие по этому вопросу (См. "Фас' аль-Баари [Fath al-Baari]", стр. 388, том 10). Он сказал: "Это согласие имеет отношение к вещам кроме кукол для девочек."
Рассказано, что Айша (пусть Аллах будет доволен ею) сказала: "Я обычно играла с куклами в присутствии Пророка (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам), и у меня были друзья, которые играли со мной. Когда заходил Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам), они прятались, а он звал их, чтобы прийти и играть со мной." Рассказано аль-Бухари, № 5779; Муслимом, № 2440.
Второй тип - изображения, которые не являются трёхмерными. Они бывают различных видов:
1- Те, которые вывешены для почтения и уважения, как в случае картин королей, президентов, министров, учёных и т.д. Они - харам, потому что это связано с преувеличением о созданном существе.
2- Те, которые повешены для памяти, как вывешивание изображений друзей. Это - также харам, в соответствии с хадисом, рассказанным в "Сахих аль-Бухари" через Абу Талха (да будет Аллах доволен им), сказавшим: "Я слышал, что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) говорил: "Ангелы не входят ни в какой дом, в котором есть собака или изображение." " Изложено Муслимом, № 2104).
3- Те, которые повешены ради украшения. Они - также харам в соответствии с хадисом Айши, которая рассказала: "Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) возвратился из поездки, и я повесила узорчатый занавес на дверь в мою комнату, на котором были изображения. Когда Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) увидел это, он порвал его и сказал: "Наиболее строго наказанными из людей в День Воскрешения будут те, кто пробовал подражать созданию Аллаха."" Она сказала: "Поэтому я сделала из этого одну или две подушки." Рассказано аль-Бухари, № 5610; Муслимом, № 2107.
4- Те, к которым относятся с непочтительностью, такие как изображения на коврах и подушках. Аль-Навави изложил от большинства учёных среди Сахаба и Тааби'йин, что таковые допустимы.
5- Те, которые, к сожалению, стали широко распространёнными и которые трудно избежать, такие как изображения, выгравированные на монетах и т.д, которые стали проблемой для мусульманской уммы. Мне кажется, что нет никакого греха на том, кто приобретает их, не желая приобретать изображения.
В-третьих. Что касается кукол, с которыми играют дети:
Исключение сделано в случае детских игрушек, которые не расцениваются как харам или макрух. Но каковы игрушки, которые исключены? Мы знаем, что у игрушек прошлого не было глаз и губ и носов, какие имеются у них в настоящее время. Я думаю, что лучше избегать этих игрушек и ограничить себя непосредственно тем видом игрушек, которые были известны ранее.
См. "Фатауа аль-'Акида [Fataawa al-‘Aqeedah]" шейха Ибн Ус'аймина, стр. 66, 663, 679.
И Аллах знает лучше.
Также Шейх Ибн ‘Ус'аймин сказал, когда его спрашивали об изображениях: создание изображений с этой целью (на память) - харам и не разрешается. Это потому, что создание изображений на память - харам, так как Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Ангелы не входят ни в один дом, в котором есть изображение” (рассказано Аль Бухари в "Бид аль-Халк' "["Bid’ al-Khalq"] 2986), и везде, куда не входят ангелы, нет никакой добродетели.
Фатауа Манаар аль-Ислам, 3/759
Вопрос о видеолентах к Шейху Ибн ‘Ус'аймину: Каково управление шар'ииа о видеолентах, на которых есть изображения животных, для того, чтобы учить детей?
Ответ шейха: Хвала Аллаху. В этом нет ничего неправильного, это не позволит им смотреть плохие вещи.
Из фатв шейха Мухаммада ибн Саалиха аль-Ус'аймиина, «Маджаллат аль-Да'уа», издание № 1823, стр. 54.