Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Типология обществ. Перспективы развития постиндустриального общества 1 страница

План: 1.Особенности типологий обществ.

2.Анализ аграрного, индустриального и постиндустриального общества. 3.Перспективы развития постиндустриального общества.

1. Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописъменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор некоторые племена не знакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, они составляют противоположные страты — господствующую и зависимую. Возникшее когда-то социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение самого мощного института - государства.

Произошло это примерно 6 тыс. лет назад. Простые общества появились 40 тыс. лет назад, они относились к догосударственным образованиям. Таким образом, исторический возраст простых обществ в 4 - 5 раз превышает возраст сложных.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописъменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное не­равенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый
древний - охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных
групп
(триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем просто убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже и железному плугу.

2. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности -
необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого
образа жизни к оседлому.

Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящиеся городские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы - отличительные признаки ин­дустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е г. XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не про­мышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - признаки постиндустриального общества.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками - способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К.Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Д. Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриалъную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит па смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

3. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается
превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство
сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление
уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет
свое значение, решающим становится уровень образования и знаний.

По мере приближения к современному обществу постоянно ускорялись технический и
культурный прогресс.
Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет
свое начало технический прогресс. Примерно 15 тыс. лет назад наши предки стали практиковать
религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещер. Около 8-10 тыс. лет назад они перешли от
собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тыс. лет назад люди
начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на
социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру
промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.                                          

Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в
эпоху безлюдного производства.                                                                                                                     

Работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, в развитых странах составляют около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости - надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Но возвращение это на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитывается уже несколько миллионов, нажимает на клавиши сверхточных машин и оперирует огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу.

О новом этапе развития индустриального общества социологи заговорили во второй половине XX в., когда темпы научно-технического прогресса превысили все мыслимые пределы. Потребовалось новое понятие, лучше отражающее социальные реалии. Им стало «постиндустриальное общество», придуманное Д.Беллом. Кроме него используются и другие термины: «вторая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья индустриальная революция», «кибернетическое общество».

70-е гг. XX в. послужили точкой отсчета нового этапа в развитии человеческого общества. Он характеризуется появлением невиданных средств производства - информационно-электронных систем, использованием микропроцессоров в промышленности и сфере услуг, в торговле и сфере обмена. Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о ли­дирующей роли технологии в обществе.

В середине 70-х гг. в развитых странах резко сокращается доля населения: в Японии до 15%, в Германии до 10%, в США до 5%, а также занятость в промышленности: в Японии 36%, в Германии - 46%, США - 30%, Англии - 41%. Напротив, занятость в сфере обслуживания растет: в США до 65%, Японии до 50%, в Германии до 45%, Англии до 43%.

Кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество - это эпоха человеческих мускулов, аграрное общество - силы животных, индустриальное - мощи электричества, пара, ветра, воды, наконец, постиндустриальное общество - атомной и термоядерной энергии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите критерии типологии обществ.

2. Назовите признаки сложного общества.

3. Назовите основные особенности постиндустриального общества.

4. В чем заключаются отрицательные последствия компьютеризации для общества.

 

Тема: Основные социальные институты и их признаки

План:

1. Понятие социального института

2. Признаки социального института

3. Виды социальных институтов

 

  1. В Процессе социального развития близкие по содержанию социальные организации нередко объединяются в более крупные социальные общности. В этих случаях отдельные индивиды оказываются в таких социальных общностях, в которых их поступки, поведение будут организованы на общих для всех установленных нормах, правилах, целях, задачах.

Одним из таких общественных объединений являются социальные институты. Создавая социальные институты и участвуя в них, люди утверждают и закрепляют определенные виды социальных взаимодействий, делают их постоянными и обязательными для членов данной общности или общества в целом.

Социальный институт представляет собой ценностно-нормативный комплекс, с помощью которого регулируются действия людей в жизненно важных сферах общества: экономике, политике, культуре, семье, социальной сфере.

 

  1. Социальные институты обладают следующими характерными признаками:

ü Наличие установлений (деятельность людей, ориентированная на поступки, совпадающие с их обязанностями, а если индивид не желает выполнить существующие установления, в действие вступает аппарат принуждения). Пример: семья, ответственность родителей;

ü Длительность действия (церковь как социальный институт существует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России- 10-15 лет;

ü Крупномасштабная общность людей (наличие разветвлённой структуры, включающей в себя местные организации, региональные, общегосударственный уровень). Пример: структура государства, образования;

ü Интегрированность в системе общества (в политическую, социальную структуру общества);

ü Наличие кадров и ресурсов (которые обеспечивают выполнение нормативных установлений, предписаний, инструкций, положений, а также осуществление контроля);

ü Стандартны поведения людей (это система стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях для успешного осуществления функции данного института). Пример: здравоохранительные стандарты поведения;

Исходя из этих особенностей, можно сформулировать определение:

Социальный институт – это высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающихся устойчивой социальной структурой, интегрированностью элементов, многообразием функций, наличием стандартов поведения.

  1. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные и т.д.:

ü Политические институты создаются в целях завоевания и удержания власти, её осуществления и распределения. В их состав входят:

1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание и удержание политической власти. (В качестве средств: митинги, демонстрации, выборы и т.д.);

2. Система права – социальный институт регулирования общественных отношений на основе законов;

3. Государство – социальная структура, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей. (Выборы, конституция, референдумы по важным вопросам государства, устройства, и т.д.)

ü Экономические институты представляют собой систему учреждений, которые обеспечивают устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров. (Сюда входят фирмы, предприятия, учреждения торговли, корпорации и т.д.);

ü Социально-культурные институты представляют собой способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, кинотеатры. Сюда входят творчество объединившихся писателей, художников, композиторов, кинематографов и т.д.);

ü Институт образования – система объединения людей и учреждений, ориентированных на овладении знаниями, умениями и навыками, в том числе – сфера профессиональной деятельности и повышение компетентности во всех сферах деятельности.

ü Институт религии – совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария, академия и т.д.), ориентированных на поддержание и распространение, и укрепление религиозной веры, на усиление её воли в жизни отдельных личностей и общества в целом.

ü Институт здравоохранения и социального обеспечения – система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей. Сюда входят: врачи, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, детские дома, дома престарелых.

ü Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важный функций – воспроизводство членов общества, их первичную социализацию.

Семья – ценностно-нормативный комплекс отношений и взаимодействий, с помощью которого регулируется поведение членов семьи: родителей и детей, братьев и сестер, их роли.

Историческая семья – это предшественник всех социальных институтов, и ныне (Центральная Африка, народы Севера) единственный реально функционирующий социальный институт. С переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, приведшим к торговле, развитию городов, стран, появляются: экономические, политические, религиозные, социальные институты.

Система действующих в обществе социальных институтов включает каждого индивида в различные социальные институты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «Социальный институт».

2. Перечислите признаки социальных институтов.

3. Охарактеризуйте составляющие политического института.

4. Назовите известные вам социальные институты, и дайте им характеристику.

5. Прокомментируйте роль социального института в обществе.

 

 

Тема: Личность как уникальная социальная система.

 

План:

 

1. Разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Социальные качества личности.

3. Личность как система социально-значимых качеств.

 

 1.Общество представляет собой многокомпонентную и многоуровневую социальную систему, включающую в себя множество переменных, но основной переменной, т.е. изменяющейся сущностью, без которой его быть не может, является личность.

Что такое личность?

Чтобы точнее и правильнее ответить на этот вопрос, следует выяснить различия в терминах «человек», «индивид», «личность». Когда употребляется термин «человек», обычно имеется в виду родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического рода «homo sapiens», воплощающую высшую ступень развития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Это понятие указывает на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между людьми. Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями – определенными темпераментом, характером, спецификой способностей памяти, чувств и т.п. Когда же употребляется понятие «личность», то имеют в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Личность предстает в общественной жизни как уникальный носитель сознания и самосознания, субъект межличностных отношений и социальных взаимодействий. Она существует в определенном человеческом теле, а поэтому обладает определенными биологическими предпосылками, без которых она сформироваться не может (нельзя, например, представить себе личность в отсутствии мозга). Однако определяется она в конечном счете не физиологией тела и не структурой мозга, а системой социальных взаимодействий человека с другим человеком посредством создаваемых для людей предметов его деятельности, будь это хлеб, одежда, книги, музыка или танцы.

 

2. Что же такое социальные качества личности? Это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействия с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в деятельности и продуктах этой деятельности. Кто не знает Платона, Цезаря, Ньютона, Мекеланджело, Бетховена, Чайковского, Льва Толстого или мать Терезу? Это выдающиеся личности разных эпох и разных видов деятельности. Но стали они выдающимися прежде всего в силу их удивительных социальных качеств, которые обнаружились именно в их титанической творческой деятельности, в огромном эффекте результата этой деятельности.

Но всемирно признанный результат деятельности этих и других выдающихся личностей несет в себе неустранимую печать их индивидуальности. Разве мог кто-нибудь кроме Микеланджело создать знаменитую «Пиету» или роспись плафона Сикстинской капеллы в соборе Св.Петра в Риме? А кто, кроме Л.Толстого, мог написать «Войну и мир»? Кто, кроме Чайковского, - балет «Лебединое озеро»? Только индивидуальность помогает подлинному творцу нового в искусстве, науке, политике, спорте ломать наши устаревшие штампы, преодолевать стереотипы мышления и действия, сковывающие инициативу и энергию людей.

Но любая личность, в том числе и самая выдающаяся, способна создать нечто своеобразное, оригинальное, новое только в органической связанности с другими людьми. Разве можно представить Пушкина без его читателей, Чайковского без слушателей и зрителей его симфоний, опер и балетов, а мать Терезу без тех тысяч обездоленных, которым она помогла? Неповторимость, уникальность подлинной личности заключается именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для людей, лучше и полнее других воплощает в своих делах ожидания, надежды и стремления этих людей, открывая для них то, чего они еще не знают, что они еще не прочувствовали, к чему они еще не были готовы вчера, но станут благодаря ее действиям и их результатам готовы сегодня или завтра.

Что же входит в «реестр» наиболее значимых социальных качеств личности?

Первым из таких качеств является самосознание. Оно представляет собой выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, чувствование себя субъектом своих физических и психологических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий. Это означает осознание самого себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ним, и самосознание выражается в том, что личность воспринимает и понимает тождественность самой себе в прошедшем, настоящем и будущем, а чем органичнее связаны между собой эти три модуса бытия личности, тем социально развитее, богаче и интереснее для других становиться данная личность.

Вторым важнейшим компонентом социальных качеств личности является ее самооценка. Эта оценка личностью самого себя, своих возможностей, способностей, места, занимающего среди других людей.

Важным социальным качеством личности является ее активность, т.е. способность человека самостоятельно и энергично производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве.

Важной социальной характеристикой личности являются ее интересы. Они выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности, подталкивающего личность к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, целями, представлениями. Человек чаще всего с охотой занимается тем, что его интересует, и старается уходить от того, что не входит в круг его интересов.

Одно из существующих социальных качеств личности составляет направленность. Она представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится. Поступки человека как субъекта социальной деятельности всегда направлены на достижение вполне определенной цели.

Установка – это такая социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели. Например, установка Александра Македонского и Наполеона состояла в совершении завоевательных походов, на такой ориентации деятельности были сконцентрированы основные устремления и энергетический потенциал их личностей.

Наконец, еще одним чрезвычайно важным социальным качеством личности является ее идентичность. Идентичность – это такое социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общности или идеалом. (Я – белорус, я – студент, я – минчанин, я – православный, и др.). Идентичность определяется внутренними свойствами как самой личности, так и ее социальным окружением, т.е. внешними влияниями.

 

3. Все охарактеризованные и иные социальные качества личности реализуются неразрозненно, а во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность есть система социально-значимых качеств, характеризующих индивида как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.

Возникает вопрос: каковы основные особенности этой системы?

Первой такой особенностью является ее целостность. Понятие «целостность личности» выражает интегрированность, соподчиненность, взаимообусловленность социальных качеств, составляющих в своей совокупности ее сложную внутреннюю структуру, ее отличие и противопоставление социальному окружению, обусловленные особенностями развития и функционирования этих качеств.

Вторая особенность системы личности заключается в ее открытости. Личность – открытая социальная система, которая находиться в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой. В ней познание окружающего природного и социального мира осуществления и сопоставления в единстве с переживаниями и реальными действиями.

Третья особенность личности заключается в том, что это динамически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изменений. Скажем, способности личности развиваться, интересы могут изменяться, установки или убеждения способны в определенных социальных обстоятельствах меняться на совершенно иные, даже противоположные.

Четвертая особенность личности проявляется в том, что она действует в обществе как самопознающая, т.е познающая себя как система. Как уже отмечалось, личность осознает сама себя, причем то осознание совершается в постоянном взаимодействии с другими.

Пятая особенность личность заключается в том, что предстает перед другими как саморегулирующаяся система. Обладать самоактуализацией, развивать свои способности, знания навыки, умения, повышать уровень своего профессионализма и компетентность в любой сфере – в науке, искусстве, политике, спорте и т.п., а тем самым регулировать свои поступки и свои отношения с другими людьми. Это и означает в совокупности то, что делает личность саморегулирующейся системой.

Шестая особенность личности воплощается в ее способности действовать в качестве саморазвивающейся системы. Конечно, человека формирует и развивает окружающая его социальная среда – семья, школа, сверстники, трудовой коллектив. Но личность – это не воск, из которого можно слепить любую фигуру. Она обладает и самосознанием, и самооценкой, и самоактуализацией, и саморегуляцией. А это обозначает, что она в своих взаимодействиях с другими людьми выступает в качестве саморазвивающейся системы. Человек не только приспосабливается к определенным обстоятельствам, но и изменяет их своей активной деятельностью. Но преобразуя окружающий мир, он тем самым преобразует, изменяет одновременно и самого себя – получает новые знания, уточняет свои оценки, изменяет свои установки и т.д., вырастает и физически, и интеллектуально, и духовно над самим «собой вчерашним». Следовательно, он действует как саморазвивающаяся система.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. В чем состоит различие терминов «человек», «личность», «индивид»?

2. Объясните, что такое «личность»?

3. Определите социально-психологическую структуру личности.

4. Назовите основные социальные качества личности.

5. Дайте характеристику индивидуальности и неповторимости личности.

 

                 Тема: Социализация индивида.

План:

1. Понятие социализации и её типы.

2. Этапы социализации.

3. Агенты социализации.

 

 1. Животные генетически запрограммированы природой, все их поведение обусловлено инстинктом. Человек не запрограммирован природой, формы поведения передаются через культуру, а механизмом наследования является социализация. У человека нет врожденных человеческих свойств.

Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Выделяют два основных типа социализации: первичную, или начальную (раннюю), и вторичную, или продолженную. Первичная социализация - это процесс, наиболее активно происходящий в первой половине жизни, при непосредственных контактах в малых группах, через агентов первичной социализации. Вторичная социализация происходит во второй половине жизни. Это сфера вторичных формальных отношений, осуществляемых посредством социальных институтов (школа, милиция, армия, вуз, СМИ). Как правило, в период первичной социализации личность получает прирожденные и приписываемые статусы, во вторичной социализации личность приобретает достигаемые статусы. До 15 лет у человека нет своего социального места. До 15 лет формируется индивид, т.е. ребенок определяет через свои поступки границы дозволенного. Приобретение самостоятельности - это переход к продолженной социализации, в это время формируется личность. Самостоятельность приходит поэтапно.

Самостоятельность - это социальная зрелость, т.е. способность отвечать за свои поступки соответственно возрасту.

Этапы зрелости:

1) п олитическая зрелость связана с приoбретением гражданских прав и обязанностей, символом является получение паспорта и права голосовать;

2) экономическая зрелость связана с получением профессии, которая может прокормить, символом является регулярная зарплата;



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка экспериментальных данных | Типология обществ. Перспективы развития постиндустриального общества 2 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1033 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2339 - | 2144 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.