Древнерусское государство
Основной теоретический материал
Причины и обстоятельства возникновения
Древнерусского государства
Государство – особая форма социально-политической организации, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны. Государство берет на себя задачу урегулирования противоречий, возникающих в классовом обществе. Предпосылки возникновения государства лежат в экономической, социально-политической и внешнеполитической сферах жизни общества.
Экономические предпосылки. Первым этапом разложения первобытных отношений у славян можно считать преобразование родовой общины в соседскую. Появление во второй половине I тыс. до н. э. технологии выплавки и обработки железа, переход с VIII в. к трехпольной системе земледелия (пар, озимые, яровые) привело к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины (верви), что, в свою очередь, стало базой для формирования имущественного неравенства. Образование социальных классов (деление на богатых и бедных) породило комплекс противоречий, разрешить которые в рамках общины было невозможно.
Социально-политические предпосылки. Зачатки социального неравенства существовали еще в родовом коллективе. Складывание территориальной (соседской) общины ускорило процесс выделения знати (нарочитой чади) – князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов). Усложнение социальных отношений неизбежно приводит к возникновению противоречий, роль арбитра в которых берет на себя знать.
Внешнеполитические предпосылки. Необходимость отражения агрессии со стороны соседних народов и организации собственных завоевательных походов подталкивала славян к созданию более крупных социально-территориальных организаций.
С VIII в. формируются восточнославянские союзы племен, возглавляемые князьями, осуществляющими военное командование, административное руководство и судопроизводство.
Происхождение термина «Русь»
Вопрос о происхождении термина «Русь» является в исторической науке дискуссионным.
По мнению учёных XVIII в. Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера, варяжское племя «русь» дало свой этноним славянам в процессе образования государства – «и от тех варяг прозвася Руская земля». Эта точка зрения опирается на такие исторические источники, как «Повесть временных лет», известия арабских путешественников, сочинения Константина Багрянородного. Все они указывают, что славяне и русь – этносы, отличающиеся по языку, обычаям, традициям и условиям жизни. «Повесть временных лет» относит русь к группе скандинавских народов и сообщает, что варяги, призванные славянами и угро-финнами в 862 г. на княжение в Новгород и другие города, происходили из племени «русь».
Академик Б.А. Рыбаков уверен, что восточнославянское племя «рось», обитавшее на берегах одноименной реки южнее Киева, распространила свое название на Древнерусское государство. Однако данная точка зрения не разделяется большинством современных исследователей.
По мнению Л.Н. Гумилёва и А.Г. Кузьмина, Древнерусское государство образовалось в результате ассимиляции (смешения) племени венедов, славян и ругов. Они считали, что руги – это народ доиндоевропейского происхождения, который во время великого переселения народов расселился в Поднепровье и дал свой этноним славянскому государству. При этом А.Г. Кузьмин полагает, что варяги являются прибалтийским племенем, не имевшим ничего общего с викингами.
Летописные сведения о призвании варягов
Древнейшим летописным источником по истории Древней Руси является составленная в начале XII в. «Повесть временных лет», которая сообщает о призвании варягов буквально следующее:
В год 6370 (862). …И начали [славяне] сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норвежцы и англы… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и володеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик.
Указанную в летописи дату (862 г.) призвания варягов традиционно считают годом основания Древнерусского государства, Рюрика – основателем правящей княжеской династии. В отличие от Рюрика, в историчности которого современные исследователи практически не сомневаются, фигуры Синеуса и Трувора представляются большинству ученых мифологическими.
По мнению В.О. Ключевского, варяги составили военно-промышленный класс, который стал складываться в IX в. в больших торговых городах Руси.
Первые центры государства
В IX в. в землях восточнославянских племён наблюдается существование двух крупных политических центров – северного (Новгород) и южного (Киева).
Первое летописное известие о Новгороде относится к 859 г. По мнению исследователей, город возник в результате слияния трех племенных поселений – славян, чуди и мери. Он был расположен на пути «из варяг в греки», что способствовало активному развитию торговых, политических и культурных контактов с соседними странами. Новгород был древнейшим административным центром. Именно здесь княжил Рюрик с 862 по 879 гг. Даже после образования Киевской Руси (882 г.) Новгород не утратил своей значимости, оспаривая у Киева статус экономической и культурной столицы.
Киев – «мать городам русским». По мнению археологов, поселение на месте будущей столицы существовало уже в V в. н. э. В VI–IX вв. этот город был племенным центром полян. «Повесть временных лет» сообщает, что Киев был основан легендарными братьями Кием, Щеком, Хоривом и назван в честь старшего брата. В 862 г. Аскольд и Дир – два старших дружинника новгородского князя Рюрика – захватили власть в Киеве и начали там править. В 882 г. новгородский князь Олег убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью оба центра государственности (Новгород и Киев), создав, тем самым, Киевскую Русь.