Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел IV. Философия человека и общества

МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

 

                             

                              Н.А. Багровников

 

 

Философия

Учебное пособие по дисциплине

 

Нижний Новгород

2006

 

Н.А. Багровников (составитель). Философия. Учебное пособие по дисциплине:

НИМБ, 2006. –    151 с.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры философии и социальных наук

31.05.2006 г.     

           

 

 

Учебное пособие по философии включает в себя пакет необходимых учебно-методических разработок для студентов дневного и заочного отделений. В его состав вошли рабочая программа, конспект лекций, контрольные задания, включающие в себя контрольные вопросы, темы рефератов, методические рекомендации по написанию и оформлению реферата, глоссарий (словарь терминов), а так же основную и дополнительную литературу.

Учебное пособие предназначено ля студентов всех специальностей, всех форм               обучения, а так же  для работников учебно-методического отдела института.

 

 

Рецензенты:  зав. кафедрой философии и политологии ННГАСУ,

                   доктор философских наук, профессор Л.А. Зеленов;

                   доцент Нижегородской правовой академии,

                   доктор философских наук О.В. Парилов.

 

 

Печатается по рекомендации кафедры философии и социальных наук

Нижегородского института менеджмента и бизнеса.

 

   

 

 

 

                                              © Нижегородский институт менеджмента и бизнеса,  2006

                                                          © Составление д. филос. н. Н.А. Багровников

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Рабочая программа по дисциплине «философия...................................................4

1.1. Пояснительная записка........................................................................................4

1.2. Тематический план по дисциплине....................................................................6

1.3. Дидактические единицы......................................................................................7

        

2.   Конспект лекций..................................................................................................13

2.1. Философия как наука. Структура философского знания..........................................13 

2.2. Основной вопрос философии, его научное, мировоззренческое,

   практическое значение...............................................................................................17 

2.3. Философия Древней Индии и Древнего Китая..........................................................24

2.4. Достижения древнегреческой философии..................................................................28

2.5. Философская мысль европейского Средневековья...................................................34

2.6. Гуманистическая философия Эпохи Возрождения..................................................39

2.7. Материалистическая философия Нового времени....................................................44

2.8. Немецкая классическая философия...........................................................................49

2.9. Основные направления философии Запада в XIX–XX вв........................................56

2.10. Проблема культуры, цивилизации и прогресса

    в русской философии XVIII–XX вв..........................................................................66

2.11. Бытие и формы его существования...........................................................................73

2.12. Философская концепция развития............................................................................77

2.13. Проблема сознания в философии..............................................................................82

 2.14. Познание, мышление, творчество...........................................................................86

2.15. Проблема истины в философии.................................................................................92

2.16. Человек в системе философского знания.................................................................96

2.17. Природа человека и проблема смысла его жизни..................................................101

2.18. Проблема смерти в философии................................................................................107

2.19. Общество и его философское осмысление.............................................................113

2.20. Общественное сознание, его структура и функции...............................................118

2.21. Наука и техника и их роль в современном мире....................................................124

2.22. Философия глобальных проблем.............................................................................128

 

3. Контроль знаний..................................................................................................133

                                                                                                                                

3.1. Контрольные вопросы............................................................................................................133

3.2. Примерные темы рефератов и методические рекомендации.............................................135

 

4. Глоссарий (словарь терминов)............................................................................140

5. Литература (основная и дополнительная).........................................................150

 

1. Рабочая программа по дисциплине «Философия»

 

1.1 Пояснительная записка

 

Философия – основополагающая гуманитарная дисциплина. В соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом она отнесена к учебным дисциплинам, обязательным для изучения студентами, обучающимися по всем специальностям. Значение философии определяется современными достижениями материальной и духовной жизни в различных регионах мира, и порожденными ими проблемами; особенностями существующей научной парадигмы, развивающимся антропологическим кризисом и углубляющейся деструкцией базисных основ техногенной цивилизации. Осознание этих процессов, а также знание общих закономерностей развития и существовании мира, человека, общества, специфики человеческого мышления и познания, являются в этой ситуации необходимыми. Изучение философии призвано помочь специалистам-менеджерам в адекватном познании мира, самих себя; скорректировать их ценностные установки в адаптации к постоянно меняющимся условиям.

В результате изучения дисциплины «Философия» студенты

должны иметь представление о мифических и философско-научных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, формах человеческого знания, соотношении веры и знания, истины и заблуждения, свободы и необходимости в человеческой жизни; месте и особенностях функционирования рационального знания в современном обществе; о жизненных ценностях, их значении в жизни людей; а так же о сущности сознания, роли сознания в деятельности и формировании личности;

     – должны быть ознакомлены с содержанием наиболее значимых фрагментов философских текстов античной, западноевропейской и русской философии; с важнейшими периодами развития философского знания, философскими школами, направлениями, концепциями, определившими магистральное направление развития цивилизации, и ее современное состояние.

должны знать структуру философского знания; историю становления, и направления развития философии; особенности зарубежной философской мысли в сравнении с характером и спецификой философского знания в России; философские концепции сущности познания и смысла жизни человека; условия формирования личности, ее свободы и ответственности; структуру общества как развивающейся системы, диалектику взаимодействия его основных сфер; структуру и формы общественного сознания; значение эстетических ценностей в жизни человека; структуру, формы и методы рационально-теоретического и эмпирического познания; критерии научного знания, причины возникновения, сущность и содержание глобальных проблем цивилизации, их характер и типы; а также современные концепции урегулирования глобальных проблем;

– должны уметь: определять место философии в культуре; применять основные положения философии в своей повседневной деятельности; понимать смысл взаимоотношения духовного и материального, природного и социального, рационального и иррационального начал в человеке; специфику отношений человека и природы в прошлом и в условиях современной цивилизации; показать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы. Самостоятельно работать с учебной и научной литературой.

Всего на изучение курса философии студентам очной формы обучения отводится 136 часов. Из них: 72 часа – на самостоятельную работу студентов; 64 часа – аудиторные занятия с преподавателем, в том числе – 44 часов лекций и 20 часов практических занятий. Изучение философии осуществляется в III-м семестре. В конце семестра проводится экзамен по изученному курсу философии. Обязательным условием изучения курса и сдачи экзамена по философии является написание реферата по избранной философской проблеме.

Студентам очно-заочной формы обучения на изучение курса философии всего отводится 136 часов. Из них выделяется: 108 часов – на самостоятельную работу; 8 часов – на чтение установочных лекций и 20 часов – на консультации с преподавателем (практика). У студентов заочной формы обучения 12 часов выделяется на чтение установочных лекций и 124 часа на самостоятельную работу. Изучение философии студентами факультета заочного обучения осуществляется в III семестре. В конце семестра проводится экзамен. Обязательным условием успешного изучения курса является написание реферата.

 Экзамен по дисциплине «философия» письменный.  

Знания, представленные в письменной работе оцениваются по четырехбальной системе.

Оценка «отлично» ставится, когда студент в представленном тексте демонстрирует глубокое и всестороннее знание предмета, логически стройно излагает материал, дает правильные формулировки определениям философских категорий. При уточняющих устных вопросах – правильно применяет теоретические положения при анализе социальной практики; способен осуществить сравнительный анализ различных научно-теоретических взглядов на рассматриваемые вопросы;

Оценка «хорошо» ставится, когда студент в представленном тексте демонстрирует знание предмета, дает правильные формулировки определениям философских категорий, аргументировано и лаконично излагает материал, но при уточняющих вопросах преподавателя, при анализе явлений объективной реальности, способен применить теоретические знания с меньшей степенью аргументации. 

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда студент в основном знает предмет, но допускает ошибки в формулировке определений, и испытывает затруднения при ответах на уточняющие вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда студент не усвоил содержание учебной дисциплины.

 

1.2 Тематический план

                                                                Очная форма. Очно-заоч.форма Заочная форма

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ Тр/ëмк.    лекц прак срс лекц прак срс лекц прак срс
Раздел I. Философия, ее роль в жизни человека Тема 1. Философия как наука. Структура философского знания     6     2     -     4     0,5     -     5,5     0,5     -     5,5
Тема 2. Основной вопрос философии, его научное, мировоззренческое, практическое значение   6   2   2   2   0,5   2   3,5   0,5   -   5,5
Раздел II. Из истории философской мысли Запада и Востока Тема 3. Философия Древней Индии и Древнего Китая     6     2     -     4     -     2     4     -     -     6
Тема 4. Достижения древнегреческой философии   8   2   2   4   1   -   5   0,5   -   5,5
Тема 5. Философская мысль европейского Средневековья                                 6   2   -   4   1   -   5   0,5   -   5,5
Тема 6. Гуманистическая философия Эпохи Возрождения                     6   2   -   4   -   2   4   0,5   -   5,5
Тема 7. Материалистическая философия Нового времени   6   2   2   2   1   -   5   0,5   -   5,5
Тема 8. Немецкая классическая философия.   6   2   2   2   -   -   6   0,5   -   5,5
Тема 9. Основные направления философии Запада в XIX–XX вв.   6   2   2   2   1   2   3   1   -   5
Тема 10. Проблема культуры, цивилизации и прогресса в русской философии XVIII–XX вв.     6     2     2     2     1     2     3     1     -     5
Раздел III. Основы философского понимания мира Тема 11. Бытие и формы его существования     6     2     2     2     -     2     4     0,5     -     5,5
Тема 12. Философская концепция развития   6   2   -    4   -   -   6   0,5   -   5,5
Тема 13. Проблема сознания в философии   6   2   -   4   -   -   6   0,5   -   5,5
Тема 14. Познание, мышление, творчество   6   2   -   4   -   2   4   0,5   -   5,5
Тема 15. Проблема истины в философии   6   2   -   4   -   -   6   0,5   -   5,5
Раздел IV. Философия человека и общества Тема 16. Человек в системе философского знания   6   2   -   4   -   -   6   0,5   -   5,5
Тема 17. Природа человека и проблема смысла его жизни   6   2   2   2   1   -   5   0,5   -   5,5
Тема 18. Проблема смерти в философии   6   2   2   2   -   2   4   0,5   -   5,5
Тема 19. Общество, его философское осмысление.   6   2   -   4   -   -   6   0,5   -   5,5
Тема 20. Общественное сознание: структура и основные функции   6   2   -   4   -   -   6   0,5   -   5,5
Раздел V. Философское осмысление современной цивилизации             Тема 21. Наука и техника и их роль в современном мире     6     2     -     4     -     2     4     0,5     -     5,5
Тема 22. Философия глобальных проблем   8   2   4   2   1   2   3   1   -   5
Форма контроля знаний Э К З А М Е Н эк за мен
ИТОГО ЧАСОВ 136 44  20 72 8 20 108 12 0 124

 

1.3.   Основные дидактические единицы

(содержание дисциплины)

 

Раздел I. Философия, и ее роль в жизни человека

Тема 1. Философия как наука. Структура философского знания

 

Исторические и культурные предпосылки и условия зарождения философии. Происхождение, значение и смысл слова «философия». Философия как система научного знания. Связь философии с другими науками. Философия и софистика. Научная объективность и социальная позиция философии. Функции философии, их характеристика. Структура учебного курса «философия». Задачи изучения философии. Ее связь с другими учебными дисциплинами.

 

Тема 2.   Основной вопрос философии,  его  научное,

            мировоззренческое, практическое значение

 

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Мифология и религия как первые формы мировоззрения. Соотношение философии и мифологии, философии и религии. Онтология и гносеология. Основной вопрос философии как мировоззренческая проблема. Основной вопрос философии в контексте онтологии и гносеологии. Исторические и региональные типы философии.

 

Раздел II. Из истории философской мысли Запада и Востока

Тема 3. Философия Древней Индии и Древнего Китая

 

Философии в первых земледельческих цивилизациях. Философия Буддизма. Жизнь – страдание; преодоление жажды жизни; восьмеричный путь спасения; достижение нирваны. Современная актуальность принципа ненасилия – «не причинения  вреда живому». Актуальность проблемы насилия и ненасилия в современном мире. Особенности философии даосизма. Категория «гармония» и ее значение в философии даосизма. Парадоксальность отдельных положений даосизма. Исторические условия возникновения Конфуцианства. Место человека в социальном и природном мирах. Роль традиции в учении Конфуция.

Тема 4. Достижения древнегреческой философии

 

Предпосылки и условия возникновения античной философии. Переход от мифа к Логосу как от мифологического знания к научному. Основные философские школы и выдающиеся мыслители Древней Греции. Основополагающие идеи Анаксимандра, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля. Социальные и гносеологические причины появления и развития стоицизма и скептицизма. Современная актуальность и общечеловеческая ценность античной философии.

Тема 5. Философская мысль европейского Средневековья

 

Мировоззренческие основы философии европейского Средневековья. Патристика. Развитие христианско-философской мысли в трактатах Августина. Схоластика. Проблемы средневековой философии в трудах Фомы Аквинского. Картина мира в философии европейского Средневековья, ее влияние на развитие экономики.

 

Тема 6. Гуманистическая философия Эпохи Возрождения

 

Социально-исторические предпосылки и условия формирования философии гуманизма. Три фазы ее развития и характерные черты. Гуманизм как «открытие мира и человека». Антропоцентризм в творчестве Данте, Ф. Петрарки и Д. Манетти. Богоборчество, П. Мирандолы, пантеизм Н. Кузанского, натурфилософия Д. Бруно. Проблема соотношения Бога, мира и человека в философии Возрождения, и актуальность ее современного значения.  

 

Тема 7. Материалистическая философия Нового Времени

 

Социальные предпосылки формирования материализма Нового Времени. Проблемы онтологии и гносеологии в учениях Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Томаса Гоббса, Джона Локка. Особенности их философских идей как пролог утверждения «ньютоновского» отношения к миру. Проблемы гражданского общества и государства в философских концепциях Запада XVII–XIX вв.

Тема 8. Немецкая классическая философия

 

Социально-исторические и культурные основы немецкой классической философии. Роль И. Канта в возникновении и развитии немецкой классической философии. Гносеологические, эмпирические и этические идеи И. Канта. Идеи Канта о мире и возможности предотвращения военных конфликтов в Европе.

Философская система Г. Гегеля – высшее достижение немецкой классической философии. Разработка Гегелем диалектического метода, его открытие законов и категорий диалектики. Объективный идеализм философии Г. Гегеля. Противоречие между методом и системой в его философии.

 

Тема 9. Основные направления в философии Запада XIX – XX вв.

 

Социально-политические взгляды Маркса. Производительные силы, производственные отношения, способ производства, общественно-экономическая формация. Социальная революция как способ разрешения конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Философия позитивизма как модель эволюционного развития цивилизации. Прагматизм и его значение для развития капитализма. Экзистенциализм как процесс осознания кризисных процессов в развитии буржуазной цивилизации. Логический позитивизм и критический рационализм как попытки преодоления кризиса знания о современном мире. Актуальные социальные аспекты философии критического рационализма.  Фрейдизм.

Тема 10. Проблема культуры, цивилизации и прогресса

                       в русской философии XIX – XX вв.

 

Актуальные аспекты гносеологии, антропологии, и предназначения России в философских воззрениях М.В. Ломоносова, А.Н Радищева. П.Я Чадаева. Влияние философии немецкого Просвещения, немецкой классической философии. Проблема соотношения культуры, цивилизации и прогресса в концепциях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Н. Федорова, Н.А. Бердяева.

 

Раздел III. Основы философского понимания мира

 

Тема 11. Бытие и формы его существования

Понятие бытия. Бытие природы. Философское учение о материальности мира. Революция в естествознании. «Материя» как философская категория Движение как способ существования материи. Формы бытия материи – пространство и время. Бытие материальных элементов культуры. Социальное бытие. Значение преемственности и сохранения традиций. Мировоззренческий смысл философского учения о бытии. Специфика современного социального бытия как конфликт естественного и искусственного.

 

Тема 12. Философская концепция развития

 

Принцип всеобщей связи явлений объективного мира. Движение и развитие. Абсолютность движения, его всеобщность и относительность покоя. Формы движения. Соотношение понятий «движение», «развитие», «прогресс», «регресс». Характерные черты развития. Детерминизм и индетерминизм. Диалектика как теория развития. Законы диалектики. Стадии развития диалектического противоречия и пути его разрешения. Категории диалектики как всеобщие определения сущности бытия и инструменты его познания. Формы развития. Синергетика как новая концепция развития, ее значение.

Тема 13. Проблема сознания в философии

Постановка проблемы сознания в философии. Структура сознания и его функции. Роль сознания и самосознания в деятельности человека. Предпосылки возникновения сознания. Сознание и язык. Сознательное и бессознательное. Активный и творческий характер сознания. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.

Тема 14. Познание, мышление, творчество

 

Скептицизм, агностицизм, релятивизм, гносеологический оптимизм. Практика как критерий истинности полученного знания. Познание как процесс. Соотношение чувственного и рационального познания. Ощущение, восприятие, представления как формы чувственного познания. Понятие, суждение, умозаключение как формы рационального познания. Индукция и дедукция как виды умозаключения. Интуиция, и ее значение в научном познании. Творчество художественное, научное и техническое. Творческий характер мышления и человеческой деятельности. Соотношение творчества и псевдотворчества.

Тема 15. Проблема истины в философии

 

Значение истинности знания в теории познания. Соотношение истины и заблуждения. Абсолютная и относительная истины и их соотношение. Критика Ф. Энгельсом Е. Дюринга. Энгельс о «вечных» и относительных истинах. Философия критического рационализма о специфике научного знания как гипотезы. Релятивизм и его сущность. Специфика истинного знания в контексте философии прагматизма

Раздел IV. Философия человека и общества

Тема 16. Человек в системе философского знания

 

Антропология (учение о человеке) как раздел философского знания. Индивид, индивидуальность, личность. Специфика и соотношение этих понятий. Человек как биологически-социальное существо и как часть Вселенной. Соотношение в человеке природного и социального начал. Телесное и духовное начала в человеке. Философы Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени о сущности и назначении человека.

 

Тема 17. Природа человека и проблема смысла его жизни

 

Проблематичность человека в современном мире. Соотношение количества и качества знания человека о человеке. Развитие человека как путь к человечности. Возможности обретения смысла жизни. Следование моральным требованиям мировых религий. Осознание жизни как высшей ценности. Ценность жизни для других. Жизнь как служение общему делу. Смысл жизни как самоцель и саморазвитие человека. Проблематичность стремления к гедонизму. Деятельность как человеческая форма отношения к окружающему миру. Проблема смысла жизни человека в контексте заявок и итогов его деятельности.

 

Тема 18. Проблема смерти в философии

 

Феномен смерти в современном мире и специфика отношения к нему человека. Философские подходы к пониманию и переживанию смерти. Смерть как продолжение жизни. Представления о посмертном существовании людей в различных эпохах и культурах. Их жизнеутверждающий характер. Страх смерти и его роль в жизни человека. Смерть как свойство жизни. Смерть как пограничная ситуация. Проблема смерти как проблема гносеологии.

 

Тема 19. Общество и его философское осмысление

 

Философское понятие общества. Особенности социальной формы движения материи. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества и их взаимосвязь. Общественные отношения, их генезис, сущность: первичные и вторичные уровни общественных отношений. Понятие базиса и надстройки. Социальные противоречия и их разрешение как источник развития общества, их содержание, структура и классификация. Теория общественно-экономических формаций. Понятие общественно-экономической формации, и ее структура. Понятие цивилизации. Преимущества цивилизационного подхода в анализе качественного состояния общества. Проблема взаимоотношения личности и общества в контексте гуманистической этики.

Тема 20. Общественное сознание: структура, уровни, функции

 

Общественное сознание, его место в духовной жизни общества. Теоретико-идеологический и обыденно-психологический уровни общественного сознания. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания и их взаимосвязь. Основные функции общественного сознания. Проблема взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания.

 

Раздел V. Философское осмысление современной цивилизации

Тема 21. Наука и техника и ее роль в современном мире

 

Наука как объективное и предметное знание. Особенности развития современной науки. Понятие научно-технического прогресса и научно-технической революции. Превращение науки в производительную силу. Роль научной рациональности в развитии цивилизации. Социальные функции, этические нормы и ценности науки. Проблема свободы и социальной ответственности ученого в условиях современной цивилизации. Информация и коммуникация. Информационная революция. Компьютерная революция. Техногенный мир. Противоречивый характер взаимоотношений природы человека и техногенного мира. Цена технического прогресса и проблемы техногенной цивилизации.

Тема 22. Философия глобальных проблем

 

Гносеологический аспект понятия «глобальные проблемы цивилизации». От регионального проявления к глобальному значению: особенности генезиса глобальных проблем, исторические условия их формирования. Глобальные проблемы как результат антагонистического прогресса цивилизации. Насилие как глобальная проблема. Система современных глобальных проблем и ее подсистемы. Особенности динамика системы глобальных проблем во второй половине XX – начале XXI века. Глобальные проблемы и перспективы выживания человечества.

 

Конспект лекций

При составлении конспекта лекций ставились задачи: достижение лаконичности в изложении материала, и сохранение структуры, особенностей, самого «духа» устной речи. Т.е. фактуры лекций в том их виде, как они читаются в студенческой аудитории. Это позволило представить сложные философские проблемы в доступной и образной форме. Последнее было достигнуто также тем, что составитель максимально адаптировал цитируемый материал к современному восприятию. Читая тексты лекций необходимо обращаться к глоссарию для уточнения основных понятий и осуществлять самоконтроль, отвечая на вопросы для самопроверки, помещенные в завершении каждой темы. Вся рекомендованная литература как основная, так и дополнительная, есть в библиотеке НИМБ.

 

2.1 Философия как наука. Структура философского знания

 

Философия как наука появилась не на пустом месте. Она возникла не «вдруг», не в одночасье. Рождению философии предшествовал ряд важных духовных завоеваний. Например, мировоззренческой основой античной философии стали легенды и мифы Древней Греции, а аналогичной основой философских систем Древнего Востока – мифология Древней Индии и Китая. Мифология дала начатки моральных представлений. Но для появления и развития новой науки этого было недостаточно. Нужна была точная, рационалистическая основа. Ее предоставили математика в виде арифметики и геометрии, почти одновременно появившихся в первых земледельческих цивилизациях (Индия, Китай), и астрономия (Древний Египет). Первый философ Запада Фалес, живший в Милете в VII–VI вв.д. н.э., был известен современникам, прежде всего, как обучившийся у египетских жрецов астроном, и уже впоследствии получил признание как философ. И сам термин «философия» впервые употребил математик Пифагор, с тем, чтобы очертить им дисциплину, неподдающуюся методам и законам геометрии, но, по его мнению, важную и имеющую большое значение для жизни человека. Он назвал ее «любовь к мудрости» – от гр. «фило» –любовь, и «София» – мудрость. Затем это название закрепил и теоретически обосновал Платон. Он понимал «любовь к мудрости» как индивидуальное осознание возможности приобщения человека к совершенству: к порядку и гармонии Вселенной.

Для появления философии необходим определенный уровень развития культуры. И он был достигнут на Востоке (Индия, Китай) и в Европе (Древняя Греция) почти одновременно – в VII – V вв. д.н.э. Можно говорить о единовременном рождении философии Востока и философии Запада, предопределивших развитие человечества, облик современной цивилизации. Немецкий философ Карл Ясперс назвал период VII – V вв. д.н.э. «осевым временем» – т.е. важнейшим периодом, определившим структуры и стиль западной и восточной ментальности. Термин «осевое время» отражает единство цивилизационного развития Древнего мира, ту наметившуюся «связь времен» и культур, которая впоследствии оказалась недосягаемой. Стоит отметить, что цивилизация Древнего Египта создала свою мифологию, дала всему миру основы арифметики, геометрии и письменности, но не создала своей философии. Не исключено, что это стало одной из причин ее исчезновения.

Что же представляет собой философия? К ней можно относиться и рассматривать ее по-разному. С точки зрения Платона, философия призвана укреплять и освобождать душу человека, выявляя обманчивость зрения, слуха и других чувств. Аристотель называл философию наукой, изучающей первопричины вещей, божественной наукой, и даже «госпожой наук». Божественной в двух смыслах: она требует очень серьезной профессиональной подготовки и, во-вторых, она сама – наука о Боге.

Для Сократа философия была искусством самопознания, а для его ученика Платона – «познанием истинно существующего бытия».

Принципиально иной (заземленный) подход к пониманию философии продемонстрировал в XVII столетии английский философ Томас Гоббс. Для него философия есть проявление естественного человеческого разума, фактически проявление обыденного сознания – ведь любой человек в той или иной степени рассуждает о различных вещах.

Но вряд ли стоит предоставлять философию исключительно богам, как это делали античные философы. И тем более, недопустимо отдавать ее «на откуп» обыденному сознанию, которое для Гоббса было не более чем идеализированным буржуазным здравым смыслом.

Поэтому следует прислушаться к великим славянским просветителям – святым Кириллу и Мефодию. Им принадлежит замечательное высказывание. Его суть: знание вещей божественных и человеческих – вот что такое философия. Таким образом, нисколько не принижается статус философии как научного знания, а с другой стороны, все, имеющее отношение к человеку, человеческое и сам человек становятся предметом этой науки. Стоит привести и слова отечественного философа К.Н. Леонтьева о том, что на Руси каждый человек по-своему философ; и мнение немецкого философа Мартина Хайдеггера, который считал, что философия касается каждого человека, что философия есть выговаривание.

Правда, существуют и другие оценки. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. В ХХ столетии последователи И. Канта – неокантианцы – рассматривали философию как науку о ценностях. А экзистенциализм (философия существования) – как размышление о человеческом существовании.

Отсюда следует что, являясь формой постижения мира, философия неразрывно связана с человеком; более того, истоки философии берут свое начало в человеке, в особенностях его жизни. При этом, применительно к человеку философия имеет диалогический характер. Ибо не может быть одностороннего выговора, и каждое «сознание вслух» подразумевает и нуждается в слушателе, в собеседнике, в диалогическом взаимодействии с сознанием которого, осуществляется поиск истины.

Во-вторых, все приведенные определения сохраняют в философии главное – ее рациональное начало. Философия всегда, даже в Средневековье, являлась рациональным знанием о ВСЕОБЩЕМ. Но только этот всеобщее исторически реализовывало себя в различных формах и сферах.

Задачей философии является постижение мира, поиск истины. В контексте решения этой задачи обнаруживается различие между философией и софистикой. Философия призвана, опираясь на не подлежащие сомнению и доказанные факты, с помощью мудрости – Софии найти, постигнуть и принять истину какая бы она не была. Софистика, наоборот, нацелена на то, чтобы с помощью искусства спора, словесных подтасовок и подмен, представить истинным то, что выгодно кому-то в данный момент. В Древней Греции конфликт философии и софистики, их полярно противоположные цели и средства были осознаны с предельной ясностью. Так, начиная с Парменида (540–480 до н.э.), философы стали доказывать выдвинутые положения, а не просто изрекать их.

Различать философию и софистику особенно важно в наше время. Современные СМИ, их тотальное манипулирование сознанием людей делают эту задачу не менее актуальной и в той же степени сложной. В этой сфере философом невольно становиться каждый, особенно молодой человек, планирующий свою жизнь и стремящийся мыслить самостоятельно. Изучение философии может помочь в решении этой задачи.

Итак, философия помогает человеку в постижении себя, других людей и мира в целом. При этом она выполняет следующие важные функции.

Первая функция – мировоззренческая. Дело в том, что любое философское учение очерчивает круг представлений, которые наиболее важны человеку. Через призму этих представлений человек смотрит на мир. Стало быть, философия помогает человеку осознать свое место в мире, свое отношение к миру.

Вторая функция – познавательная. Философствуя, человек познает сущность вещей, событий, процессов, происходящих в мире.

Третья функция – методологическая. Метод – это способ, научно обоснованный путь решения проблем. Философия на основе знания общих законов бытия, познания и мышления и как раз и дает различным предложенным вариантам решения проблем научное обоснование. Т.о. философия есть способ, метод постижения действительности.

Четвертая функция – прогностическая. Философия помогает предвидеть ход развития событий. Это возможно в силу взаимосвязей между вещами и явлениями действительности и взаимозависимости современного мира. При этом философия помогает увидеть существующие причинно-следственные связи и на основе знания их, смоделировать возможные варианты развития событий.

Пятая функция – прагматическая. Греч. слово «прагма» означает дело, действие. Человеку важно не просто знание, а знание, служащее делу, которому он посвятил свою жизнь, знание, приносящее пользу, выгоду.

Теперь обратимся к структуре философского знания. Философия как наука делится на два раздела:

1). Онтология – учение о бытии, о мире в целом, о сущем, т.е. о том,

что существует; без учета его частных форм или видов.

2). Гносеологияучение о познании (теория познания). Гносеология исследует общие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности.

Учение о бытии, различные подходы к бытию и его интерпретации будут подробно рассмотрены в теме 2.11. Сейчас же целесообразно остановиться на характеристике второго раздела философии – учения о познании. Ибо, как говорилось выше, именно знание придает смысл бытию, всему человеческому существованию. Отметим, что в Библии, в Книге Экклезиаста слова «кто умножает познание, тот умножает скорбь» произнесены с чувством тоски по знанию, способному сделать человека не мудрым, и не счастливым, но более совершенным.  

Современная гносеология охватывает не только философское научное знание, которое является теоретическим и рациональным, но и другие формы знания. Ими являются: обыденное знание, художественное знание, мифологическое знание и религиозное знание. 

Обыденное знание основано на повседневном опыте, согласовывается со здравым смыслом, сводится к констатации и описанию фактов. Это как раз то, что увидел в философии Т. Гоббс.

Художественное знание формируется в сфере искусства. В отличие от философского знания, оно не стремится быть логически доказательным. Художественное знание существует в форме художественного образа; а главная особенность художественных образов состоит в их убедительности вне и независимо логических доказательств. Поэтому образ мира, который создается искусством, всегда несколько условен. Впрочем, в истории человечества были времена, когда художественное знание являлось доминирующим, было основой всех наук. Так было, например, в эпоху Возрождения, когда живопись прокладывала пути развития для современной ей философии и математики.

Мифологическое знание есть органическое единство рационального и эмоционального отражения реального мира в сознании людей. В нем соединены знание о реальности и переживание людьми этой реальности. В период первобытно-общинного строя и в начальный этап рабовладельческой формации мифологическое знание обеспечивало стабильность общества. Мифологическое знание имеет распространение и в наше время. Примером такого знания является миф о миссионерской роли США в мире. Такое знание имеет характер религиозной веры и имеет объединяющее и сплачивающее значение для его носителей.

Религиозное знание связано с верой в сверхъестественное. В наличие высших совершенных и благих сил, управляющих миром и детерминирующих ход человеческой истории.

Однако философское знание как научное и теоретическое, в отличие от знания обыденного, художественного, мифологического и религиозного, способно порождать новые мировоззренческие смыслы, постоянно выходящие за рамки сложившейся культурной традиции.

Существует еще один раздел философского знания – антропологияучение о человеке. Он аккумулирует вопросы онтологии (ибо человек существует, он есть) и гносеологии (т.к. в основе человеческой деятельности лежит познание мира человеком). Характерно, что в рамках антропологии получила развитие концепция антропологизма. Ее представители (Л. Фейербах) рассматривают понятие «антропос» – «человек» – как главную мировоззренческую категорию и утверждают, что, только исходя из человека, его потребностей, чаяний и устремлений можно разработать целостную систему знаний о мире.

Итак, философствуя, человек реализует себя как познающее и самопознающее существо. Поэтому философия имеет значение для каждого человека. Ибо человек обязан быть, быть при этом мудрым, и быть на пути к совершенству. Мудрость заключается в постоянных поисках новых материальных и моральных основ человеческой деятельности, в преодолении возникающих кризисов. Человек обязан сам всегда и во всем доходить до сути, до сущего, до основ бытия и предвидеть последствия своих действий. Он  обязан знать самого себя и окружающий мир. Наконец, он должен чувствовать ответственность за себя и своих близких. И в этом смысле он должен жить философствуя. Только тогда он будет отвечать своему человеческому назначению. Другими словами, люди, чтобы стать людьми, должны философствовать. Как сказал древнегреческий философ Эпикур: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией, ведь никто не бывает не недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

Вопросы для самопроверки

1. Какие духовные достижения предшествовали зарождению философии?

2. Какого значение слова «философия»?

3. Какова роль культуры в возникновении философии?

4. Какие исторические примеры отношения к философии вы знаете?

5. Чем отличается философия от софистики?

6. Каковы функции философии?

7. Из каких разделов состоит философия как наука?

8. Что изучает онтология?

9. Что изучает гносеология?

10. Что такое антропология?

11. Чем отличается философское знание от знания мифологического, религиозного, художественного?

12. Почему философия имеет значение для каждого человека?  

 

2.2 Основной вопрос философии, его научное,

      мировоззренческое и практическое значение

 

Человеку приходится размышлять не только над вопросами, связанными с решением сугубо практических, жизненных задач. Каждому доводилось удивляться и восхищаться красотой и загадочностью природы. Не исключено, что многие из нас не раз задумывались о т.н. вечных проблемах: об устройстве мира и его месте во Вселенной; о земном предназначении человека, и о его посмертной судьбе. Человеку вообще присущи размышления о добре и зле, прекрасном и безобразном, соотношении порядка и хаоса, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.

Размышляя над этими проблемами, мы опираемся на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественные силы, или на научные знания. Это зависит от типа нашего мировоззрения.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место человека в мире, его отношение к этому миру, а так же основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, определяющие ценностные ориентации человека, жизненную позицию и принципы его поведения.

Более простое (по форме) определение выглядит так: мировоззрение – это комплекс представлений человека о себе и мире, единство знания и оценки.

Мировоззрение включает так же настроения, чувства, переживания. Это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Но существует еще рациональная, или познавательно-интеллектуальная сторона. Из взаимодействия этих сторон формируются убеждения, а на основе убеждений –идеалы, как синтез человеческих устремлений, духовные ориентиры, придающие смысл человеческой жизни.

Следует различать: мировоззрение человека, мировоззрение социальных групп, мировоззрение общества, мировоззрение общества в целом на определенном этапе его исторического развития. При таком подходе можно выделить мировоззрение первобытного общества, античности, средневековья, Нового Времени, мировоззрение советского общества эпохи социализма и мировоззрение мирового сообщества индустриальных стран периода Новейшей истории. Это различные виды мировоззрений, имеющих исторический характер. Но есть еще типы мировоззрения – мифологическое, религиозное, обыденное и философское.

Мифологическое мировоззрение формируется на ранних стадиях развития общества. Оно представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира (онтогенез), происхождение человека и животных, причины стихийных явлений природы, определить место человека в мире.

Мифологические представления вырабатываются коллективно. Они являются фантастическим, обобщенным отражением природного бытия и социального опыта в сознании человека родового общества.

Главные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

1. Антропоморфизм – перенесение свойств человека на природу на весь окружающий мир.

2. Персонификация – олицетворение природных сил.

3. Художественность – оно оперирует образами, а не понятиями.

4. Авторитарность – обоснование происходящего, постановка и решение моральных проблем через авторитет времени, богов, героев, вождей.

Следует более подробно остановиться на древнегреческой мифологии, поскольку она заложила основы и во многом определила особенности европейской философии и культуры в целом. Мифологическая система древних греков стала складываться в XIII–X вв. до н. э., в процессе заселения полуострова и прилегающих островов.  Она имеет ряд особенностей.

Во-первых, она не была самой древней. Были более старые мифологические системы, освещенные авторитетом времени (мифологии Древней Индии, Китая, Египта).

Во-вторых, она не была распространенна территориально. Достаточно сравнить Грецию с гигантскими пространствами Индии, Китая, Египта.

В-третьих, она не была агрессивной: ее никто и никогда не внедрял насильственно, не пропагандировал ее.

Но римляне, завоевавшие Грецию во II веке до н. э. целиком заимствовали древнегреческую мифологию. Впоследствии, ее образы вместе с библейскими мифами и евангельскими легендами стали основой европейской культуры. Возникает вопрос: почему? Ведь для всего этого необходимы определенные качества; и ими то, как раз и обладали легенды и мифы Древней Греции. Вот они:

1. Нет ни одной древней мифологии, где человек был бы так близок к богам. По утверждению Гомера: «Боги – это бессмертные люди, а люди – смертные боги». Характерно и дошедшее до нас высказывание Гиппократа: «Все божественно, все человечно». Олимпийские Боги являют собой прямые «проекции» людей. Их семья во главе с Зевсом – модель утвердившейся в то время патриархальной семьи. Достоинства и недостатки, величие и низость человека – все это такие же качества богов, созданных греческим народом.

2. Боги древнегреческой мифологии не просто боги. Это боги – специалисты, высокие профессионалы, мастера – каждый в своем деле. Каждому виду человеческой деятельности на земле соответствует свой покровитель на Олимпе, создающий образцы рукотворного мастерства. Гефест – бог металлургии, слесарного дела и ювелирного искусства. Афина Паллада – богиня воинской доблести. Но наряду с этим она еще богиня ткачества, домашнего рукоделия. Дионис – бог виноградарства и земледелия. Арес – бог войны. Ведь если на земле идут войны, то на Олимпе должен быть специалист соответствующего профиля. Однако в мифах прослеживается негативное отношение к этому богу. Таким образом, в мифологии греки выразили отрицательное отношение к институту войны, положить конец которым они не могли в реальной жизни.

Значение мифов, созданных древними греками состоит в том что, они давали, и до сих пор дают людям возможность учиться быть людьми: любить, негодовать, сопереживать, сострадать, отличать добро от зла. Более того, древнегреческая мифология впервые сформулировала проблемы, ставшие особенно актуальными в XX и XXI веке. Это проблема соотношения науки к нравственности; отношения человека к природе и его самого как природного существа; проблема ответственности за безответственное проникновение в тайны природы; проблема соотношения знания, профессионализма и невежества; профессионального искусства и народного творчества.

Религиозное мировоззрение более развитая форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека так же характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Как правило, все религиозные системы пытаются ответить на те же вопросы, что и мифы: происхождение Вселенной, земли, жизни на земле, человека; объяснение природных явлений; поступков человека его судьбы. В центре любой религии стоят нравственно-этические проблемы. Но ответы на эти вопросы в развитых религиях оформляются в виде формулировок, имеющих характер учений (патристика, апологетика, догматика в христианстве); и это дополняется созданием соответствующих организаций.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшими и наиболее распространенными в мире национальными религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм.

Философское мировоззрение является высшим типом мировоззрения.

Имея образно-эмоциональную окраску, оно несет в себе блок индивидуальных и коллективных ценностных ориентаций, подкрепленных рациональным началом. Проблемы соотношения ума и случая, веры и знания, взаимодействия знания гуманитарного и естественно-научного, морали и науки, науки и практики были в центре внимания философов и шире – ученых вообще на протяжении всей человеческой истории. Даже не попытки решения, а само отношение к этим проблемам изначально определялось мировоззренческой позицией мыслителей по отношению к основному вопросу философии.

Основной вопрос философии – это вопрос об отношении человека к природе, сознания к материи, мышления к бытию.

В решении основного вопроса философии еще в древности были выработаны два подхода. Первый состоит в том, что в процессе трудовой деятельности у человека исторически складывалось представление о том, что:

– мир существует независимо, от его желания и воли;

– люди должны считаться с фактом его объективного существования;

– люди обязаны согласовывать свои цели и действия с закономерностями, естественными связями и отношениями, существующими в этом мире;

– мир не создан никем, и существует как объективная реальность;

– в основе его лежит материальное начало и что сам человек продукт и частица этого мира.

На основе этих представлений сложилось знание о материальной природе и сущности мира. Материальное начало предстало в качестве главного, определяющего основания бытия мира и самого человека.

Другой подход к решению вопроса о природе и сущности мира предопределен тем, что, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, человек постепенно проникался верой в могущество своего разума. Основание для такого подхода заключается в том, что любому трудовому процессу предшествует постановка цели и формирования идеального образа того предмета, к созданию которого собирается приступить человек. И получается, что всякому практическому действию предшествует замысел, а появлению любого результата созидательной деятельности – его идеальный образ, созданный человеческим сознанием. Абсолютизация этой особенности жизнедеятельности человека, преувеличение роли сознательной, целеполагающей деятельности в практическом освоении действительности привели к тому, что и сам мир стал трактоваться как результат воплощения сознания человека, или более высокого идеального начала.

Этот же принцип двоякого подхода к решению вопроса о природе и сущности мира, человек применил и к самому себе. Ведь перед ним неизбежно возникал вопрос и о его собственной природе и сущности, о том, какое начало – материальное или идеальное – составляет основу его бытия, о его месте во Вселенной, об отношении к миру.

В результате сложились два подхода к решению и этого вопроса: человек в своем основании, определяющим его природу и сущность, имеет либо материальное, либо идеальное начало. Если человек материален по своему происхождению и природе, то его сознание предстает как производное от материального начала, как его свойство, как результат развития сознания как высокоорганизованной материи. Если же основанием человеческой природы и сущности является идеальное начало, тогда материальное есть отсвет, результат несовершенного воплощения идеального, его производное. Следовательно, вопрос о природе и сущности человека приобретает значение вопроса об отношении материального и идеального, духовного и телесного в его жизнедеятельности, вопроса о том, что же в действительности составляет основание его бытия.

Два противоположных подхода к решению вопроса о природе и сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении человека к природе, сознания к материи, мышления к бытию.

Признание материального и идеального как двух возможных оснований существования мира и человека привело к вопросу о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Материализм и идеализм как два основных направления в философии возникли в Древней Греции. Впервые наличие этих двух направлений в философии и стиль их взаимодействия, отношения друг к другу предельно четко обозначил Платон. Он писал:

«Из философов одни совлекают все с неба на землю, и утверждают, что существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и тоже, другие же настаивают, на том, что истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Между этими философами идет сильнейшая борьба».

Материализм исходит из того, что

– мир материален, извечен, не сотворен, бесконечен во времени и пространстве;

– материя – первична;

– сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга;

– сознание вторично по отношению к материи;

Таким образом, материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек – часть природы, его сознание порождено природой, является ее особым свойством.

Идеализм исходит из противоположных позиций:

 – мир сотворен; его искусственный, тварный  характер подчеркивает его вторичность и несовершенство; 

– мир конечен во времени и пространстве;

– в основе мира лежит нематериальная умопостигаемая идея;

– эта идея (мировой разум, абсолютная идея) по отношению к материальному миру, к вещам  является первичной.

Различают два вида идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независящее от человека духовное начало – мировой разум, абсолютная идея, мировой дух. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, а реальная действительность объявляется продуктом духовного творчества человека. 

Кроме решения вопросов о первичности материи или сознания; о соотношении природы и духа, бытия и мышления с точки зрения того, что из них является первичным, основной вопрос философии имеет еще одну, вторую сторону. Вторая сторона охватывает гносеологический аспект. Суть ее сводится к вопросам – познаваем ли мир, и если познаваем, то в какой степени? Это вопрос о том, – в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, может ли человек в его представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?

Таким образом, вторая сторона основного вопроса философии ставит проблему: как относятся наши мысли об окружающем мире к самому этому миру. Это так же вопрос о соотношении содержания сознания и объективной реальности. Является ли содержание человеческого сознания результатом становления человека, познания им самого себя и мира, а поэтому – средством ориентации в этом мире; или же оно есть то изначально идеальное начало, которое, воплощаясь в целях и реализуясь в человеческой деятельности, определяет само содержание мира?

В решении второй стороны основного вопроса философии философы также разделились: одни отвечают на него утвердительно, другие отрицательно. Материализм рассматривает созна



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соединение обмоток трехфазного генератора звездой | Тема 2. Мена. Дарение. Рента 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 140 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.019 с.