Экзаменационные билеты по литературе для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса предпрофильного гуманитарного направления
МБОУ СОШ №21 в 2011-2012 уч.г.
Билет №1
1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.
2. Роль эпизода «Разговор купца с царем после кулачного боя» в раскрытии образов героев (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Чтение наизусть.
3. Определите роль эпитетов в стихотворении А.С. Пушкина «Узник».
Билет №2
1. Черты классицизма в комедии А.С. Фонвизина «Недоросль».
2. Роль эпизода «Встреча Башмачкина со “значительным лицом”» в проблематике повести Н.В.Гоголя «Шинель».
3. В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
Билет №3
1. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как сентиментальное произведение.
2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в проблематике романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть.
3. В чем смысл фантастического финала в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
Билет №4
1. Проблема авторства «Слова о полку Игореве».
2. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».
3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)
Билет №5
1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Почему талантливого Левшу Родина встретила так сурово? (По сказу Лескова «Левша».)
Билет №6
1. Образ Чацкого и проблема «Герой и толпа» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть.
2. Гротеск и его роль в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».)
Билет №7
Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть.
2. Эпизод «Уроки Митрофана» и его роль в раскрытии личности героев (по комедии Фонвизина «Недоросль», явление 8, действие 4).
3. Поясните смысл слов Пушкина из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»: «…тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви»? Какое из определений является ключевым?
Билет №8
1. Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Монолог Фамусова в начале второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как средство характеристики героя.
Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Чтение наизусть.
Билет №9
1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина. Чтение наизусть.
2. Роль пейзажа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (По одной из глав романа).
3. Виноват ли Митрофан в своем невежестве? (По комедии Фонвизина «Недоросль».)
Билет №10
1. Образ Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка».
2. Эпизод «Разговор героя-рассказчика с Хорем и Калинычем» и его значение в раскрытии авторского замысла. (По очерку И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» из сборника «Записки охотника».)
3. Какую роль в стихотворении М. Цветаевой «Если душа родилась крылатой…» играет антитеза?
Билет №11
1. «Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка».)
2. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.
3. На чьей стороне автор поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - Кирибеевича или купца?
Билет №12
Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть.
2. Мотив души в стихотворениях М. Цветаевой «Если душа родилась крылатой…» и Ф. Тютчева «Душа моя, Элизиум теней…».
3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».)
Билет №13
1. Быт и нравы поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Картина природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». Сходство и различие. Чтение наизусть одного из стихотворений.
3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».)
Билет №14
Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) Чтение наизусть.
2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
3. В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».)
Билет №15
1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть.
2. Сцена разговора Пугачева и Гринева в VIII главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и ее роль в раскрытии образов героев.
3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина?
Билет №16
1. Судьба народного умельца из сказа Н.С. Лескова «Левша».