Произношение гласных:
В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называется законом редукции.
2. Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: олень – [а]лень, опоздать – [а]п[а]здать, сорока – с[а]рока
3. В безударном положении (во всех безударных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы о произносится краткий (редуцированный) неясный звук, произношение которого в разных положениях колеблется от [ы] до [а].Например: сторона – ст[ъ]рона, голова – г[ъ]лова, дорогой – д[ъ]рогой, порох – пор[ъ]х, золото – зол[ъ]т[ъ].
4. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произносится «и» с призвуком «э»
5. Гласный [и] после твердого согласного произносится как «ы».
Произношение согласных:
Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются. Например: стол[п] – столб, сне[к] – снег, рука[ф] – рукав;
[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк']ий – легкий, ле[хк]о – легко
Глухие согласные, стоящие перед звонкими озвончаются
Сочетание чн произносится как [шн] в женских отчествах на –ична (в остальных случаях по нормам СРЯ сочетание чн произносится как «чн». Некоторые слова в литературной норме имеют двоякое произношение порядо[чн]о – порядо[шн]о)
Буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в]: нико[в]о – никого, мое[в]о – моего.
Конечные -тся и -ться в глаголах произносятся как [цца]: улыбае[цца] – улыбается.
Произношение заимствованных слов:
Слова иноязычного происхождения, вошедшие прочно в литературный язык, знают мягкое произношение зубных согласных и р перед е, например: тема, тенор, претензия, теория, и мн. др. Особенно следует предостеречь от произношения твердых согласных перед е в таких словах, как тема, техника, текст, картотека, Одесса, демон, музей, газета, пионер, бассейн, конкретный, берет, профессор, эффект.
В недостаточно освоенных заимствованных словах наблюдается сохранение твердых согласных в соответствии с нормой ряда европейских языков. Произношение твердых согласных перед е наблюдается:
а) в выражениях, которые нередко воспроизводятся средствами других алфавитов: де-юре, де-факто, кредо;
б) в словах, обозначающих понятия зарубежного быта: пэр, мэр, денди, коттедж, коктейль, констебль;
в) в собственных именах, фамилиях: Шопен, Флобер, Вольтер, Лафонтен;
г) в терминологии: интервью, дезинформация, модерн, ателье, шоссе, реквием, гротеск, сепсис, дедукция, модель, энергия, антитеза, стенд.
Существование двоякого произношения имеет свои причины, одной из них является история языка.
Язык в своём развитии не стоит на месте, он медленно, но постоянно изменяется. Доказательством этих изменений служит существование разных орфоэпических норм: «старшей» и «младшей».
«Старшая» и «младшая» орфоэпические нормы:
Важнейшие языковые черты, которые определили русское литературное произношение, сложились еще в первой половине XVII века в составе разговорного языка города Москвы, так называемого старомосковского просторечия.
Разговорный язык Москвы, сложившийся к XVII веку на северновеликорусской диалектной основе под сильным воздействием южновеликорусских говоров, определил основные нормы литературного русского языка, в том числе и нормы произносительные. Установившиеся в Москве нормы передавались в другие культурные центры в качестве единого образца, постепенно усваиваясь там на почве своих местных диалектных особенностей.
В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие.
Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.
«Старшая» орфоэпическая нормы:
«эканье»: различаются фонемы «и» и «э». а, о, э реализуются в первом предударном после мягкого в э, а и реализуется в той же позиции в и.
«Старшая» норма требует нейтрализации, неразличения некоторых согласных в определенных позициях. Например: перед мягким губным зубной возможен только мягкий ([з’м’]ей).
«Младшая» орфоэпическая норма:
«Иканье»: в первом предударном после мягкого фонемы а, о, э, и реализуются в звуке и.
«Младшая» норма не требует нейтрализации согласных, т. е. позволяет согласным различаться в тех же позициях.Например: змей, звезда.
Билет №22 Разделы теории письма. Графика. Три принципа графики. Фонемный принцип как ведущий
Теория письма состоит из двух разделов: графики и орфографии. Орфография устанавливает единообразие написания слов и их форм. Графика занимается вопросом о соотношении букв и звуков.
· Графика – совокупность всех средств данной письменности.
· Графика – это раздел языкознания, исследующий вопрос о соотношении букв и звуков.
Графика может быть построена на одном из трех принципов: l) фонетическом; 2) фонематическом; 3) иероглифическом, или традиционном, или условном.
Фонетически й принцип: буква означает звук. Фонематический принцип: буква означает фонему. Традиционный принцип: буква не обозначает ни звука, ни фонемы, т. е. употребление букв не обусловлено современным строением словоформы.
Современная русская графика построена на фонемном принципе: буква обозначает фонему.
Фонем в русском языке 39, 14 из них парных согласных фонем по твердости-мягкости, но букв всего 33.
Для обозначения мягких фонем в алфавите не существует отдельных букв, кроме пары ш-щ. Того 13 пар не имеют особых букв.
Вопрос об обозначении мягких фонем решается несколькими способами:
1. Мягкая согласная фонема стоит не перед гласной: согласная буква + мягкий знак;
2. Обозначение мягкости с помощью букв «я», «е», «ё», «ю», «и»
Обозначение твердости согласных:
1. Не перед гласной: отсутствие мягкого знака;
2. Перед гласной фонемой: с помощью букв «а», «о», «у», «ы».
Недостатки письма:
*все мягкие фонемы имеют способы графического обозначения, кроме <ж’>. Она обозначается буквенными комбинациями зж, жж, дж.
*еще один вопрос составляет обозначение мягкости согласных перед <э>. Буква «е» должна обозначать мягкость, но тем не менее некоторые слова читаются с твердыми согласными перед «е»: бифштекс, дельта, пюре и т. д.
Билет №23 Состав русского алфавита. Обозначение фонем русского языка: обозначение гласных фонем, твердых и мягких, глухих и звонких согласных фонем. Обозначение фонемы /й/
Теорию письма в русском языке составляют такие разделы как графика и орфография.
Орфография устанавливает единообразие написания слов и их форм. Графика изучает соответствие букв и звуков. Руководствуясь фонемным принципом – буква обозначает фонему – графика составляет алфавит.
· Алфавит – совокупность знаков для данной системы письма.
Алфавит состоит из 33 букв: а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Гласных 10
Согласных 20 плюс ъ, ь, й
Фонем в русском языке 39, 14 из них парных согласных фонем по твердости-мягкости, но букв всего 33.
Для обозначения мягких фонем в алфавите не существует отдельных букв, кроме пары ш-щ. Того 13 пар не имеют особых букв.
Вопрос об обозначении мягких фонем решается несколькими способами:
3. Мягкая согласная фонема стоит не перед гласной: согласная буква + мягкий знак;
4. Обозначение мягкости с помощью букв «я», «е», «ё», «ю», «и»
Обозначение твердости согласных:
3. Не перед гласной: отсутствие мягкого знака;
4. Перед гласной фонемой: с помощью букв «а», «о», «у», «ы».
Буква й однозначна, она всегда передаёт фонему <j>, но эта фонема может быть обозначена и другими способами, что связано с изображением гласных.действует такое графическое правило: йот ((j)) не перед гласной фонемой передается буквой й (мой, строй, не беспокой, мойте, стройка, беспокойная); перед гласной фонемой (после гласной) буквами я, е, ё, ю, и, которые обозначают йот ((j)) + следующая гласная фонема (моя, моё, моей, мою, мои).
Для обозначения глухих и звонких фонем графика изобрела отдельные буквы.
Билет №24 Разделы теории письма. Орфография. Три принципа русской орфографии. Фонемный принцип как ведущий принцип русской орфографии.
Теорию русского письма составляют графика, которая изучает вопрос о соотношении букв и звуков, и орфография.
· Орфография – совокупность норм, которые устанавливают единообразие написания слов и их форм.
Совокупность этих правил состоит из 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний; 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.
Нормы такого написания регулируются различными принципами.
Для орфографии, которая связана с употреблением букв алфавита, можно установить три принципа.
Фонетический, фонемный и традиционный (условный, иероглифический).
*Морфологический принцип орфографии: каждую морфему нужно писать одинаково. (проблема: что делать с корнями с чередованием?)
Фонетический принцип: буква означает звук. Фонематический принцип: буква означает фонему. Традиционный принцип: буква не обозначает ни звука, ни фонемы, т. е. употребление букв не обусловлено современным строением словоформы.
«Фонематическое письмо - это такое, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том или ином фонетическом положении. При этом видоизменения фонемы обозначаются на письме по ее основному значению, которое обнаруживается в фонетических положениях, где качество звучания фонем не обусловлено. В результате получается то,что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».
Фонемная теория помогает понять огромные достоинства русского письма. Оно едино, целостно, потому что оно фонемно, т. е. передает лишь функционально существенное в нашей речи.
Отступления от фонемного принципа:
1. Правописание приставок на <з>
В словах расписать, бессонный, ниспадать, беспокойный пишется «с» по фонетическому принципу (хоть он проведен и не последовательно безвкусный, низвергать, безбедный)
2. Правописание букв о, е после шипящих для выражения (о).Правило это построено на основаниях, которые прямо противоречат всем другим правилам (правописание буквы для ударного положения проверяется... безударными позициями!).
3. Правописание ь после шипящих в конце слова.