Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле (1687)
Начало XVII века в России ознаменовалось сложным Смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.
В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трёх сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.
Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских храмов является Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654).
Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко.
Деревянная архитектура
Национальные русское зодчество – это в своем большинстве деревянная архитектура, традиции которой уходят во времена Киевской Руси. Из древесины возводились все здания: избы, храмы, хоромы и дворцы. Весь колорит русского народа нашел свое отражение в архитектурном убранстве традиционного домостроения.
Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки.
На территории России сохранилось много памятников архитектуры, которые относятся к 15-17 веку. В летописях, которые датируются более ранними периодами, встречаются упоминания о древних зданиях, поражающих воображение в свое время. Одним их таких живописных зданий можно назвать дубовую церковь Софию, построенную в 989 году в Новгороде. Церковь была парадным сооружением, резко выделявшимся среди прочих деревянных жилищ горожан.
В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.
Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Типы русских деревянных храмов). Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространённой причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климентовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др.
Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок — небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.
Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).
Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи. Она увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др.
Преображенская церковь на острове Кижи
Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Наиболее крупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала — в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.
Примеров выдающихся архитектурных шедевров было много, но большинство примеров русского зодчества – небольшие односрубные избы. Относится это и к большей части храмов – скромные здания, которые напоминали избушку с двускатной крышей с маковкой и крестом. Подобные постройки сохранились до наших времен, типичные избы представлены на территории архитектурно-этнографического заповедника в Кижах.
Деревянные постройки в былые времена возводились очень быстро. К примеру, односрубные церкви могли построить буквально за 1 день. Мастера использовали простые и рациональные приемы, что позволяло строить все, что угодно в рекордные сроки.
Уникальная и вдохновляющая история, связанная с темпами работы древнерусских зодчих, произошла в 1551 году, в период сражений с Казанским ханством. Большим сюрпризом для войска татар стал хорошо укрепленный город Свияжск. За месяц русские мастера возвели в 30 километрах от Казани полноценный град, готовый к встрече с неприятелем. Все деревянные постройки были подготовлены в верховьях Волги, после чего сплавлены по реке в разобранном виде. Это событие наглядно демонстрирует возможности сборного скоростного строительства древнерусских мастеров.
Оборонительные сооружения занимали главенствующее место в формировании архитектурного ансамбля городов вплоть до 17 века. Сейчас сохранились всего 3 сибирские крепости-остроги - Якутская, Братская и Илимская. Многие здания сохранились благодаря музеям-заповедникам, как Кижи и Коломенское. В таких местах собраны примеры мастерства русских зодчих, воссозданы исторические поселения.
Заключение
Культура Средних веков основывается не на личности. Люди живут нормами, предназначенными для целого коллектива. Свобода — категория отрицательная, она понимается как своеволие. Эти особенности мышления и отразились в архитектуре, прежде всего храмовой.
В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля - романский и готический. Именно в них наиболее полно выразилось мировоззрение данной эпохи.
Время романского стиля датируется VI-XII вв. Термин происходит от слова «романский» — римский.
Романский стиль — этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в 10-12 веках, в ряде мест до 13 века — Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь
К особенностям стиля относятся: Полуциркульные арки. Массивные стены Крестовые своды Отсутствие мелких деталей Обычно горизонтальные здания
Готический стиль ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Нотр-Дам де Пари, — Франция.
Готика зародилась в Северной Франции в середине XII веке, где этот архитектурный стиль назвался «оживаль», т.е стиль стрельчатых арок. — Своды Святой Капеллы Париж.
Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». — Ка-д’Оро, Венеция.
Характерные особенности: Стрельчатые арки. Каркасная система строительства. Огромных размеров. Обычно вертикальные здания с вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений. Богато украшенный фасад с резными деталями. — Дуомо, Милан.
Здание готического стиля, как правило, состоят из: травея – вытянутых ячеек прямоугольной конструкции: четырех арок; 4-х столбов; остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму; аркбутанов – арок, которые служат для опоры здания; контрфорсов – устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами; окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.
Характерные черты соборного интерьера — Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками).
Русская архитектура следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.
В русском Средневековье происходят процессы, во многом сходные с европейскими. В Европе Средневековье начинается с разрушения памятников Античности — на Руси предано анафеме языческое искусство. Латинский язык остается в католической церкви языком богослужения — православное богослужение ведется на церковнославянском (видоизмененном старославянском) языке (это важно, так как культурные ценности предшествующих эпох оказываются доступны в первую очередь людям, близким к церкви). Христианство постепенно становится господствующей идеологией, причем как в Европе, так и в России этот процесс идет с юга на север.
Не является чисто нашей национальной особенностью то, что русское искусство Средневековья формировалось в столкновении двух укладов — патриархального и феодального, и двух религий — язычества и христианства. То же самое происходит и в Европе: двоеверие, особенно на севере и западе, постепенный переход языческих божеств в разряд низших, демонических (а у нас чаще святым приписывали функции старых богов).
Русское Средневековье начинается с крещения Руси (988 г.). Трудно переоценить значение этого события. Вместе с христианством Русь приняла от Византии определенные основы культуры. В частности, новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Там был создан тип крестово-купольного храма, основа которого — прямоугольное помещение с четырьмя или более столбами в середине, членящими внутреннее пространство на девять частей. Центр храма — подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане. К подкупольному пространству примыкают ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами, образующие крестообразную основу плана. Угловые части перекрываются куполами или цилиндрическими сводами. Все центральное пространство в плане образует крест. Купол появляется в Византии в юстинианский период, еще до крестовокупольности (София Константинопольская). Там же складывается система купола на парусах. С восточной стороны к зданию примыкают три граненые или полукруглые апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится помещение второго яруса — хоры. Поперечное пространство в западной части называется притвором, нартексом.
Однако, опираясь на традиции византийского искусства, русские мастера создали собственное национальное искусство, свои формы храмов, стенные росписи и иконопись, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии. В городском и сельском строительстве преобладала деревянная архитектура.
Список литературы
1. Бологов А. А. Псков на ладони: Путеводитель по памятникам древности. — Псков, 2004.
2. Вагнер Г. К. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме) // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 22-38.
3. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. — М.: Высш. шк., 2003.
4. Матрынов А. И. Археология. — М.: Высш. шк., 2000.
5. Материалы лекций по истории русской архитектуры (Музей архитектуры).
6. Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7. Раппопорт П.А.Зодчество Древней Руси. М,, 1986
8. Раппопорт П.А.. Древнерусская архитектура.. — СПб., 1993.
9. Сокольникова Н. М., Крейн В. Н. История стилей в искусстве. — М.: Гардарики, 2006.
10. Цветков С. Э. Русская история. Кн. 3 — 4. М.: Центрполиграф, 2006 — 2008.
11. Православные храмы Смоленска. — Смоленск, ООО "Русь"; ООО "Кантилена", 2003.
12. Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
13. Фроянов И. Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 269 с.
[1] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 1. — С. 91.; Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. — М.: Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910-1914. — С. 246-247.
[2] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 1. — С. 91.; Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. — 3. — Paris, 1951. — P. 78.