Эпо́ха моде́рна - понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения капиталистического строя, индуст-ции,урба-ции, секуляризации, развития институтов государства. против-тся традиционному обществу. эпохи модерна –неклассический мышление,потом— на постнеклассический. Для новой эпохи-новый термин. Лиотар ввел «состояние постмодерна»(как и книга). Зарождение постмодерна 60-70-е гг. ХХ века, связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Философский постмодерн — специфика философской мысли Лакан; Лиотар; Бордрийяр;. Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.
Основные принципы постмодерна: объективная сущность — иллюзия; истина неоднозначна, множественна; обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря; действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков; человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.
В постмодерне ценностями выступают свобода, разнообразие, толерантность и взгляд на общество. Постмодернистский человек живет одним днем. Главный стимул для него — профессиональный и финансовый успех. Постмодернистское общество теряет интерес к целям — не только возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Причина — разочарование в идеалах и ценностях, исчезнoвение будущего. Все это ведет к нигилизму и цинизму. Цинизм проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм. Этика уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма — культа чувственных и физических наслаждений.. Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере. Новый тип филос-ия — философствование без субъекта. В фил. постм. -сближение не с наукой, а с искусством. фил. мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии ндивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». постмодернизм определяется как маргинальныйкитчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.
Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей.
При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса.