ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА
Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс и Ф. Энгельс.
Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. for - matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
СТРУКТУРА
Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него
Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства)
Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду
Марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
ПервобытнообщиннаяèРабовладельческаяèФеодальнаяèКапиталистическая èКоммунистическая:
1) социализм;2) коммунизм.
Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.
Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
— как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
— как синоним культуры (например, А. Тойнби);
— как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Стадиальный подход
Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии
Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)
Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)
Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)
Локальный подход
Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.
Тема Понятие общественного прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития
Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.
Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.
Современные исследователи — положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.
Прогресс (от лат. progres - sus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному
Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно-технические, политико-правовыеОтносительность прогресса
Есть области, к которым понятие прогресса не применимо
Виды прогресса в обществе
Социальный | Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию. |
Материальный | Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей. |
Научный | Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса. |
Научно- технический | Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация. |
Культурный (духовный) | Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности. |
Критерии прогресса
Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи.
Мыслители | Точки зрения на критерии прогресса |
Ж.Кондорсе | Развитие разума человека |
Вольтер | Развитие просвещения, торжество разума человека. |
Ш.Монтескье | Улучшение законодательства стран |
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн | Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей. |
Г.Гегель | Зрелость свободы общества. |
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов | Распространение просвещения, развитие знаний. |
К.Маркс | Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой. |
Современные критерии прогресса не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.
Критерии общественного прогресса современных учёных:
- Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
- Уровень демократизации общества.
- Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
- Нравственное совершенствование общества.
- Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
- Продолжительность жизни людей.
- Увеличение человеческого счастья и добра.
Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.