В условиях обновления общес-й жизни происх-т динамика развития нац-го самосоз-я, углубляется интерес к познанию кул-го наследия, выраб-ся новое яв-е в сфере дух-й к-ры. Расш-е инфор-го блока способ-т интенсификации коммун-й связи. Сейчас идет осмысл-е дух-го наследия у всех народов, возвращаются мощные пласты нац-й к-ры. Все это оказывает большое влияние на форм-е нац-го самосознания, способствует развитию дух.-нравст-х цен-й. Нац-е, как фил-я категория, предс-т собой многие стороны жизни нац-х общностей, воплощает многообразие индив-го, особ-го, отдел-го, охватывает все богатство матер-й и дух-й жизни нации. Нац-е, как нравст-я категория, сложная проблема, касающаяся всех сторон бытия этноса. В нынешних усл-х обновления общ-й жизни она особенно актуальна, потому что связана с особ-ми этнограф-й трактовки нац-й к-ры, нац-го мышления, с псих-ким складом нации и сферами сознания чел. Нац-е в сфере созн-я м. б. отображением в худ-й к-ре нац-х особен-й и нац-го х-ра народа, основной идеи его нац.-истор-й жизни, особенностей и нац. психологии. Нации свойственна общность матер-х условий жизни, террит-и и экономики, общность языка, известных черт нац. х-ра, проявившихся в нац-м своеобразии ее к-ры. Национ-ть, как одна из существенных хар-к дух-го мира чел., его псих-го склада, форм-ся в конкр-й соц.-этнич. среде. Нац-е самосоз-е – необходимая и специф-я сторона общ-го сознания, кот-я отражает общ-е бытие чел., его матер-ю к-ру. Важной стороной нац. самосознания явл. осознание людьми своей индив-ти, принадлежности именно к этой, а не к другой нац.-этнической, соц.-полит-й общности – нации и народности.
Решающим фактором возникновения философии в Беларуси стало принятие в конце Х в. Киевской Русью христианства. Как особая форма общественного сознания, философия в Беларуси развивается по трем направлениям, таким как: 1) образ жизни, основанный на христианском аскетизме; 2) стремление к мудрости, постановка и рассмотрение вечных мировоззренческих вопросов о смысле человеческого бытия; 3) сама мудрость, знание, наука- форма теоретического осмысления мира. Философское осмысление мира и своего бытия в нем осуществлялось первоначально на основе традиций византийской христианской философии, которая пришла в Киевскую Русь с ее крещением. Первый период. Евфросинья Полоцкая Климент Смолятич и Кирилл Туровский. Второй период развития философии в Беларуси содержательно совпадает с эпохой отечественного Ренессанса и Реформации. В это время белорусская философия и культура развиваются в контексте европейской культурной истории. Ф. Скорина, С. Будный, Н.Гусовский, В.Тяпинский. Проблема человека и его прав на достойную жизнь, веротерпимости, патриотизма, войны и мира, общего и индивидуального блага, общественного согласия как условия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового института, важнейшего регулятора общественных отношений в государстве - основные темы отечественной возрожденческой философии. Третий период в истории философии в Беларуси совпадает с такими явлениями, как Контрреформация, Люблинская политическая уния 1569 г. и Брестская церковная уния 1596 г. (М. Смотрицкий, В. Острожский, К. Нарбут, Снядецкий). Четвертый период. После трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи. В философской мысли и социально-политической практике преобладают национально-освободительные темы. (Я. Чечот, А. Мицкевич). Пятый период в истории отечественной философии - философия Беларуси в 20 в. Этот этап начинается с религиозной философии как ответа на распространение в Беларуси революционной марксистской идеологии. После революционных событий 1917 г. снова встает вопрос о национальном самоопределении. В двадцатые годы начинает господствовать марксистская философия. Такое положение сохранялось до конца 80-х - нач. 90-х rr. хх в., что существенно сужало рамки философских исследований. Поэтому сегодня одной из главных задач белорусских философов являются переход к философскому плюрализму, изучение на этой основе тех сложнейших социально-политических и нравственно-духовных проблем, которые характеризуют современную Беларусь. Современные представители: Михайлов, академик НАН, исследует проблемы западноевропейской философии. Бабосов, академик НАН, работает в области социальной философии, исследует теорию и практику катастроф (Чернобыльская авария).