Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начало самостоятельного правления Петра1.




3.3.1. Борьба за власть. В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения между Петром и Софьей обострились, регентша вновь попыталась опереться на стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Ее поражение было обусловлено рядом факторов:

-Софья в качестве правительницы успела вызвать недовольство различных слоев общества, традиционно ожидавших от нового государя различных послаблений и улучшений жизни;

-патриархальному сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства;

- неудачи Крымских походов возлагались на Софью и ее фаворита - В.В. Голицына.

Однако непосредственная власть находилась в руках родственников Петра - Нарышкиных и Лопухиных, которые, по свидетельству современников, в первую очередь заботились о своих интересах.

Это правление, по словам Б.И. Куракина, было весьма непорядочное; мздоимство великое и кража государственная.

Царь Иван V, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.

3.3.2. Азовские походы. Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и, благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г. взять Азов.

3.3.3. Великое посольство. Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море, Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу. Целями посольства являлись:

- укрепление и расширение антитурецкого союза;

- приглашение на русскую службу специалистов, закупка и заказ вооружения;

- личное ознакомление Петра с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы. Впервые православный царь, покинул, правда, инкогнито под именем волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на нечистую землю иноземцев.

3.3.4. Результаты посольства. В условиях подготовки европейских стран к войне за испанское наследство Петру не удалось решить главную дипломатическую задачу и предотвратить подписание сепаратного мира Австрии с Турцией. Но в ходе поездки:

- он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и создания антишведской коалиции;

- сумел пригласить на русскую службу иностранных специалистов, оставить для обучения за рубежом русских дворян, закупить вооружение;

- обогатился новыми впечатлениями, что по возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте и подтолкнуло его к началу преобразований.

  1. Импульсы реформ. К концу 90-х годов у Петра сложились мировоззренческие и психологические установки, подтолкнувшие его к преобразованиям.
    1. В первую очередь - это рационалистическое представление о монархе как первом слуге государства, пришедшее на смену теологической идее божественной природы царской власти. Служению государству Петр подчинил всю свою деятельность. Своим же отношением к делу (то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой, на троне вечный был работник - по словам А.С. Пушкина), игнорированием личных интересов ради государственных, готовностью наказывать даже близких ему людей за нерадение на службе, а тем более - за государственные преступления, он стремился ускорить преобразования, показывал пример подлинного служения государству.
    2. Главную задачу служения государству Петр 1 видел в воплощении идеи общего блага. Ее суть заключалась в обеспечении богатства государства путем развития промышленности, активной внешнеторговой политики, достижения внешней и внутренней безопасности. При этом на деле он не отделял себя от государства и считал, что лишь один знает как добиться общего блага, а сопротивление реформам воспринимал как проявление невежества и лени. Наш народ, - писал он в одном из указов, - яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают....
    3. Восприятие Петром насилия как единственного средства, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А.И. Герцена Петр внедрял Европу как варвар. Его мысль развил В.И. Ленин, писавший, о Петре, что он не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства. Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, а в соответствии с этим и относился к нему.
    4. К концу века русские традиции, старина стали ассоциироваться у царя не только с отсталостью страны, но и со стрелецкими бунтами, представляющими непосредственную опасность не только его планам, но и его жизни.
    5. Патриотизм Петра 1. После возвращения из поездки по странам Западной Европы необходимость реформ он стал воспринимать не только умом, но и сердцем. Как человек любящий свою родину, Петр со всей болью ощущал отсталость страны, несущую в себе угрозу ее национальной безопасности.

3.4.6. Обновление страны диктовалось также напряженной международной обстановкой и сложной общественно-политической ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков.

Первые преобразования.

3.5.1. Первым шагом стала своеобразная реформа смеха начала 1690-х гг. Развлекаясь, Петр организовал всешутейший собор, члены которого проводили время в поклонении Бахусу т.е. в пьянстве и безобразиях, оскорблявших церковь. Но благодаря этим забавам царь вольно или невольно готовил кадры для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и традиций.

3.5.2. Новые обычаи. Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом православной веры человека, созданного по образу и подобию божьему, а, следовательно - с бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Эти меры подрывали традиционные устои (не случайно церковь брадобритие объявляла грехом и проявлением латинской, т.е. католической ереси). Они были призваны ускорить формирование кадров реформы, а главное - подготовить общество к коренным изменениям. По мнению Петра, преобразования были невозможны без ломки старинных нравов, поэтому именно резанье бород стало первым шагом реформатора-самодержца.

3.5.3. Рекрутская реформа. С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного набора даточных людей (с 1705 г. утвердился термин рекруты).

3.5.4. Военная промышленность. Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии и на Урале.

3.5.5. Городское управление. В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ 1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши) вводил в городах самоуправление. Однако, городское население, согласившееся на создание новых учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.