следующие правила:
1. Тему контрольной работы выбирает студент по своему усмотрению.
2. Содержание контрольных работ должно совпадать с названием выбранной темы.
3. Работы выполняются в печатном виде.
4. Общий объем каждой контрольной работы составляет 20-25 печатных листов (шрифт 14 Times New Roman, интервалы одинарные). Наличие иллюстраций не требуется.
5. Каждая контрольная работа должна содержать:
· титульный лист
· содержание (план)
· введение
· разбивку на главы (2-3 главы)
· заключение
· список использованной литературы (не менее 5-7 наименований, одних учебников не достаточно, ссылки на Интернет-ресурсы не заменяют литературы).
6. Наличие постраничных сносок (ссылок) необходимо.
7. Контрольная работа должна иметь пронумерованные страницы, а начало каждого раздела должно быть указанно в оглавлении.
8. Титульный лист оформляется согласно образцу.
9. Готовые контрольные работы НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ и НЕ СДАЮТСЯ на кафедру Истории Отечества и культуры. Для зачета контрольной работы студент должен устно отчитаться по ней: рассказать содержание работы и ответить на вопросы преподавателя, который ведет у него практические или лекционные занятия в период сессии или в день отчета, который назначен самим преподавателем-лектором.
10. При положительной оценки работы преподаватель визирует ее, и студент сохраняет работу до зачета. Зачтенные контрольные работы сдаются преподавателю на зачете в сессию!!!
11. С не зачтенными преподавателем контрольными работами студент НЕ МОЖЕТ быть допущен к итоговой аттестации (зачету).
12. Причинами незачета по контрольным работам могут являться:
‑ если не выполнены любые выше названные требования;
‑ если в работе не раскрыта выбранная тема контрольной;
‑ если работа содержит сканированные тексты книг или учебников, либо скаченные из Интернета тексты или их части;
‑ если работа дублирует полностью или частично контрольные работы других студентов;
‑ если студент не может рассказать содержание работы и ответить на вопросы по теме контрольной.
Темы контрольных работ по дисциплине «История культуры России»
1. Мифология восточных славян.
2. Крещение Руси: культурный миф и исторические реалии.
3. «Слово о полку Игореве» ‑ памятник древнерусской литературы.
4. Распространение грамотности на Руси Х-ХШ вв.
5. Традиции и основные сюжеты древнерусской иконописи.
6. Русь и Орда: культурный взаимообмен и его последствия.
7. Сергий Радонежский ‑ духовный объединитель русского народа.
8. Развитие московской архитектурной школы.
9. Иван Грозный: мыслитель, публицист, литератор.
10. Концепция «Москва ‑ третий Рим» и ее культурное значение.
11. Начало русского книгопечатания: Иван Федоров и Петр Мстиславец.
12. «Домострой» протопопа Сильвестра ‑ энциклопедия ведения домашнего хозяйства.
13. Церковный раскол: идейная борьба никониан и старообрядцев.
14. Развитие русского деревянного зодчества в XVII в.
15. Культурные преобразования русского быта времен Петра Великого.
16. Эпоха барокко в русском зодчестве.
17. М. В. Ломоносов и русская культура.
18. Культурная политика Екатерины II.
19. Классицизм в русской архитектуре XVIII в.
20. Русская живопись второй половины XVIII в.
21. Русский театр XVIII в.
22. Творчество поэтов-декабристов.
23. Западники и славянофилы в русской культуре XIX в.
24. Российский театр в XIX века.
25. Развитие периодической печати в России XIX в.
26. «Хождение в народ» и его культурное значение.
27. Творчество художников-передвижников.
28. Развитие женского образования в России конца XVIII-XIX вв.
29. Поиск национального стиля в архитектуре второй половины XIX в.
30. Расцвет критического реализма в литературе второй половины XIX в.
31. Формирование в России XIX в. национальной музыкальной школы.
32. «Серебряный век» русской культуры: истоки и наследие.
33. Развитие русского кинематографического искусства в начале XX в.
34. Церковь и власть в Советской России.
35. Формирование культа личности Сталина и его культурное значение.
36. Героическая линия в советской культуре периода Великой Отечественной войны.
37. Хрущевская «оттепель» и ее влияние на развитие советской культуры.
38. Диссидентское движение в СССР и его творческое наследие.
39. Советский кинематограф второй половины XX в.
40. Проблемы развития культуры в «новой» России.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
- Происхождение письменности на Руси.
- Литература периода Киевской Руси IX—XII Вв.: основные жанры.
- Русское зодчество Киевской Руси IX—XII вв. (стиль, традиции, памятники зодчества).
- Русское летописание периода феодальной раздробленности ХП-ХШ вв.
- Русские литературные памятники периода феодальной раздробленности ХП-ХШ вв.
- Архитектурные школы периода государственной раздробленности ХН-ХШ вв.
- Живопись Киевской Руси: иконописный канон
- Русская литература второй половины XIV-XVI в. и начало книгопечатанья.
- Особенности живописи Феофана Грека и Андрея Рублева: преемственность и новаторство.
- Какую роль в развитии русской культуры сыграло образование единого
централизованного Российского государства. - Русская общественная мысль XVI в. (Филофей, И.С. Пересветов, Иван Грозный, A.M. Курбский, Сильвестр, Вассиан Патрикеев, Максим Грек).
- Влияние идейных течений (исихазма, ересей, нестяжателей, осифлян) на развитие общерусской культуры.
- Русская архитектура XV-XVI вв.
- Русское изобразительное искусство второй половины XVI в. (Дионисий).
- Раскол в русской православной церкви в XVII в и его влияние на культуру.
- Обмирщение русской культуры.
- Русская литература XVII в.: появление вымысла.
- Русская архитектура и изобразительное искусство XVII в.
- Просвещение и распространение научных знаний в период петровских преобразований в конце XVII - начале XVIII в.
- Литература и искусство в начале XVIII в.
- Русская публицистика первой четверти XVIII в.: «литература проектов».
- Новшества в быту в первой четверти XVIII в.
- Культура России в 30-50-х гг. XVIII в.
- Общественно-политическая мысль России во второй половине XVIII в. (идеи
просвещения, Н.И. Новиков, Я.П. Козельский, Г.С. Сковорода, М.М. Щербатов, А.Н. Радищев). - Просвещение и наука в России во второй половине XVIII в.
- Литература и искусство в России во второй половине XVIII в.
- Архитектура XVIII в. Что роднит и отличает архитектурные стили барокко и классицизм?
- Русская литература XIX в. Основные черты литературных стилей: сентиментализма, романтизма, реализма.
- Характерные черты архитектурных стилей XIX века: ампира, эклектики, модерна. Основные стили и жанры живописи XIX в.
- Достижения монументальной скульптуры XIX века, ее особенности.
- «Серебряный век» русской культуры: имена, направления ЗЗ.Принципы нового типа социалистической культуры.
- Новые условия, принципы, формы литературного процесса на современном этапе. Феномен «возвращенной литературы».
- Основные черты стиля конструктивизма в зодчестве.
- Искусство авангардистов в 1960-1990-гг.
- Особенности современной живописи и скульптуры.