Патронов к 76- мм полевым пушкам заказано было за границей по одним сведениям ГАУ всего около 37 миллионов штук, а по другим сведениям Главзаграна около 56 миллионов; во всяком случае прибыло в Россию по заграничным заказам всего около 12918000 76- мм патронов, в том числе около 241000 к горным и около 12677000 к легким пушкам, т. е. приблизительно 35—25% заказанного количества. [224]
Интересно вкратце проследить историю русских заказов в Америке на 76- мм патроны, переданных Канадской вагонной и литейной компании и Моргановской группе.
Первоначальный договор с Канадской компанией на поставку 76- мм патронов был заключен в феврале 1915 г., причем было обусловлено начало сдачи патронов в апреле того же 1915 г. и конец — в январе 1916 г.
Заключая этот договор, русское военное ведомство рассчитывало с помощью пресловутого американского рынка в кратчайшие сроки восполнить обнаружившийся в конце 1914 г. острый недостаток в патронах полевой артиллерии.
Расчеты эти оказались совершенно необоснованными.
Канадская компания не только не начала сдачу патронов в апреле, но в мае 1915 г. не могла еще приступить к производству прежде всего по финансовым затруднениям. Принимая заказ на 80 миллионов долларов, компания располагала капиталом лишь в 3 миллиона долларов. ГАУ пришлось выдавать денежные авансы на самых рискованных условиях: в течение первого года заказа было выдано компании до 20 миллионов долларов ссуд, причем из них свыше 50% оставалось ничем не обеспеченными.
Затем чрезвычайные затруднения встретились в вопросах технического и организационного характера.
Канадская компания для выполнения заказа объединила до 75 различных заводов, разбросанных на обширном пространстве по всей Канаде и Соединенным Штатам, распределив между ними изготовление отдельных частей патрона: 76- мм латунные гильзы между 6 заводами, корпуса снарядов между 40 заводами и т. д.
Обследование этой группы заводов, начатое русскими приемщиками в апреле 1915 г., выявило, что заводы были совершенно не подготовлены к выполнению заказа, а некоторые находились еще в стадии постройки или даже еще в виде бумажных проектов. Обнаружился недостаток опытных в военном производстве инженеров, опытных рабочих, особенно инструментальщиков; были затруднения в получении некоторых необходимых металлов и т. д.
Русская приемная инспекция, имевшая в своем составе опытных специалистов, приложила все усилия, чтобы помочь Канадской компании наладить дело, как это было и в отношении заказов винтовок. Между прочим, в отчете заготовительного комитета это отмечено следующими словами: «Можно без преувеличения сказать, что производство у субконтракторов Канадской компании было целиком поставлено русскими приемщиками, и как это ни кажется парадоксальным, русские техники являлись учителями американских».
Между тем, Канадская компания все свои неудачи в производстве объясняла «повышенностью требований русской инспекции и недостаточностью ее компетенции». В действительности же по предписанию начальника ГАУ требования, предъявляемые к американским изделиям, были в значительной мере ослаблены против обычно предъявляемых русской военной продукции. [225]
Исключительная краткость сроков, назначенных Канадской компанией для налаживания целого ряда таких весьма сложных и трудных производств, как снарядное, трубочное, пороховое и т. п. (например, на установку этих производств было дано всего лишь 3 месяца), являлась, несомненно, следствием заблуждения обеих договаривающихся сторон, которое неизбежно должно было привести к затягиванию исполнения заказов. И если Канадская компания, принимая такие условия поставки, рассчитывала прежде всего на колоссальные барыши и на возможность сдавать по русским заказам что попало и как попало, то для ГАУ ставить подобные краткие сроки хотя бы и американской промышленности и рассчитывать на их соблюдение было крайне непредусмотрительно.
К началу 1916 г. опоздание было настолько большим, что предполагали аннулировать договор, но ограничились учреждением особого агентства для контроля над деятельностью Канадской компании, сменой директора компании и перезаключением договора с удлинением сроков сдачи заказа на 8—9 месяцев и установлением суровых неустоек за опоздание.
Аннулировать заказ было невозможно по ряду причин: 1) война затягивалась и потребность русской армии в боеприпасах непрерывно возрастала; 2) прекращение контрактов повело бы к банкротству Канадской компании, при котором пострадало бы и русское правительство, выдававшее компании крупные авансы; 3) британское правительство также рисковало большими потерями в случае краха Канадской компании, а потому энергично протестовало против аннулирования русских заказов, стремясь поддерживать американские фирмы, которые выполняли большие заказы для самой Англии.
Между тем, производство налаживалось крайне медленно. Канадская компания сознавала свою техническую несостоятельность, но продолжала сваливать свои неудачи на строгость и придирчивость русской приемной инспекции.
В августе 1916 г. с компанией был вторично перезаключен договор с дальнейшей отсрочкой и условием сдачи заказа не целыми патронами, а отдельными их деталями.
Наконец, после непрерывных обращений за ссудами и постоянных технических и административных трений, сдача изделий заказа, за исключением забракованной небольшой партии дистанционных трубок, была закончена к январю 1917 г., т. е. с опозданием на целый год, причем главная масса заказанных 76- мм патронов, ожидаемых Россией весной 1916 г. для использования летом того же года, поступила в Россию весной 1917 г., когда острая нужда в 76- мм патронах уже миновала.
Изготовленные Канадской компанией предметы не могли быть своевременно отправлены в Россию, так как во второй половине 1916 г., ввиду колоссальной отправки военных грузов из Америки, стало весьма трудно получать необходимый тоннаж. Для хранения готовых изделий один из заводов Канадской компании [226] в Кингсленде был обращен в склад. 11 января 1917 г. на этом заводе произошел взрыв, разрушивший завод, причем погибло 225000 русских снаряженных гранат, 52000 взрывателей, 440000 дистанционных трубок, 225000 гильз и много других мелких изделий, всего на сумму до 10 миллионов долларов.
Заказ Канадской компании закончился не только с большим запозданием, но и с финальным убытком для России в 6846000 долларов.
Заказ банкирскому дому Морган на 12 миллионов 76- мм патронов для России был передан в июле 1915 г. британским правительством через лорда Китченера, которое было весьма озабочено в спешном выполнении заказа, ввиду бывших в то время боевых неудач Антанты.
Группа разных компаний и заводов, которой был передан заказ Морганом, никогда военным производством не занималась, за исключением единственной компании Бетлеем Стилл. Для выполнения русского заказа Моргановская группа предприняла постройку новых заводов, которая производилась чрезвычайно быстро. Но с постановкой производства повторились те же неудачи, как и в Канадской компании. Отсутствие опытных в военном производстве инженеров, мастеров и рабочих, неуменье работать вне стандарта — все это сразу затормозило выполнение заказа. Уже в середине 1915 г. стало ясно, что никакие контрактные сроки соблюдены не будут.
Изготовление алюминиевых дистанционных трубок русского образца вызвало особенно большие затруднения. Пришлось допустить конструктивные изменения, делать трубки из латуни и даже разрешить ставить трубки американского образца, значительно уступавшие по конструкции нашим. Американский заказ на шрапнельные патроны оказался выполненным с тремя различными образцами дистанционных трубок — русской, американской и смешанной. Кроме того, серьезные недоразумения возникли с нормировкой расхода тротила на 76- мм, гранату.
По договорам с Моргановской группой, как и с Канадской компанией, пришлось дважды давать отсрочки — осенью 1916 г. и весной 1917 г.
Так же, как и Канадская компания, Моргановская группа всю свою вину за неуспех в работе относила за счет строгости, русской инспекции и даже предъявляла к русскому правительству судебный иск в несколько миллионов долларов за убытки, понесенные будто бы от русской инспекции.
Моргановская группа закончила заказ с запозданием больше чем на год, причем заводы группы, за исключением Бетлеем Стилл, предьявили к России судебные претензии, в суммах от 500 тысяч до 2 миллионов долларов.
При этом необходимо иметь в виду, что даже вполне собранные выстрелы (из всех элементов) далеко не всегда попадали на фронт действующей армии, особенно получаемые из-за границы морским путем через Архангельск. Предметы боевого снабжения [227] прибывали в Архангельск в большинстве случаев в разобранном виде. Нередко одни части тех или иных предметов находились на одних судах, другие части тех же предметов — на других судах, Это крайне затрудняло розыск всех частей и подбор их для составления целых предметов. Элементы тех или иных предметов, в частности элементы выстрелов, отправляемые из Архангельска не собранными, не всегда прибывали к месту назначения для сборки в снаряжательные мастерские или в артиллерийские склады, затериваясь в пути или попадая в другие места, что происходило главным образом вследствие расстройства железнодорожного транспорта.
Так, например, выстрелы к 114- мм гаубицам, уступленным России англичанами, стали прибывать из Англии с июня 1916 г. месячными партиями. Всего прибыло в 1916 г. 1006000 и в 1917 г. 379000 выстрелов, а попало из них на фронт лишь 700000.
От русских заводов поступило в армию в период войны 1914 — 1917 гг. всего около 8 1/2 миллионов выстрелов к орудиям средних калибров — 122—152- мм. Этим количеством выстрелов далеко не удовлетворялась действительная в них потребность, определившаяся во время войны. Поэтому приходилось заказывать выстрелы средних калибров и отчасти отдельные снаряды за границей.
К основным средним калибрам русских орудий заказов было дано в общем немного: к 122- мм гаубицам выстрелы вовсе не заказывались за границей, а к 107- мм пушкам и к 152- мм гаубицам получено было от заграничных заводов в течение войны, в 1915 — 1917 гг., всего лишь 6000 выстрелов к 107- мм пушкам и 6400 выстрелов к 152- мм гаубицам. Что касается выстрелов к орудиям средних калибров, получаемым нами от союзников, то, за исключением выстрелов к 152- мм осадным пушкам Шнейдера и около 25000 выстрелов к 120- мм пушкам, которые были изготовлены в России, все остальные выстрелы были получены также от союзников. Количество и род выстрелов, полученных от Англии, Франции и Японии к орудиям средних калибров в 1916—1917 гг., показаны в табл. 37.
Несравненно сложнее и труднее производство выстрелов, особенно снарядов для орудий крупных калибров — к 203—305- мм гаубицам и 254- мм пушкам, состоявшим на вооружении русской тяжелой артиллерии осадного типа.
Потребность в выстрелах крупного калибра определялась на январь и февраль 1917 г. по 33000 в месяц; русские заводы за весь 1917 г., при максимальном развитии производительности, изготовили лишь 17697 крупнокалиберных бомб (гранат) для сухопутной артиллерии, т. е. удовлетворяли ее потребность в совершенно ничтожной степени.
Для снабжения орудий крупных калибров на фронте брались выстрелы из запасов крепостей, некоторую помощь в этом отношении оказывало армии морское ведомство, но всего этого было совершенно недостаточно. Пришлось заказывать снаряды и выстрелы крупных калибров за границей, откуда большая часть их [228] была получена во время войны, как и орудий крупного калибра; для некоторых же орудий, как например, для 20 -см и 9,2 -дм. (234- мм) английских гаубиц, выстрелы получались вместе с орудиями исключительно из-за границы.
Таблица 37. Выстрелы к орудиям средних калибров, полученные из-за границы в 1915—1917 гг.
| Название орудий | Откуда получались выстрелы | Количество полученных выстрелов | |||
| 1915 г. | 1916 г. | 1917 г. | Итого | ||
| 107- мм скорострельные пушки обр. 1910 г. | Франция | 6000 | — | - | 6000 |
| 90- мм французские пушки | Франция | — | 520000 | 150015 | 670015 |
| 120- мм французские пушки | Франция | — | 138020 | 186620 | 324640 |
| 155- мм французские пушки | Франция | — | 3000 | 97950 | 100950 |
| 152- мм гаубицы | Франция | — | — | 6400 | 6400 |
| 114- мм (45 -лин.) английские гаубицы | Англия | — | 1006000 | 379400 | 1385400 |
| 127- мм (5 -дм.) 60-фун. английские пушки | Англия | — | 16000 | 130440 | 146440 |
| 15 -см гаубицы Круппа | Япония | — | 9000 | 1000 | 10000 |
| Всего | — | 6000 | 1692020 | 951825 | 2649845 |
Количество выстрелов к орудиям крупного калибра, полученных русской армией от бывших союзников России в 1916—1917 гг. (в 1914—1915 гг. выстрелов крупного калибра из-за границы не получалось), показано в табл. 38.
Таблица 38. Выстрелы к орудиям крупных калибров, полученные из-за границы
| Название орудий | Откуда получались выстрелы | Количество полученных выстрелов | ||
| 1916 г. | 1917 г. | Итого | ||
| 203- мм и 20 -см гаубицы | Англия | 44000 | 16000 | 60000 |
| 234- мм (9,2 -дм.) гаубицы | Англия | 250 | 9500 | 9750 |
| 280- мм гаубицы | Франция | — | 11100 | 11100 |
| 305- мм гаубицы | Англия | 1200 | 4700 | 5900 |
| Всего | — | 45450 | 41300 | 86750 |
Примечание. К 203- мм гаубицам Мидваля было заказано 145000 выстрелов в Америке, но сколько из них получено было в 1917 г., выяснить не удалось. [229]






