Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).
Эти компоненты складывались на протяжении долгой истории человечества, но в настоящее время приобретают новое звучание. Так, на международном уровне ставится вопрос об ответственном родительстве (Конвенция о правах ребенка, 1989). В законодательных актах многих стран, в том числе и в Конституции Российской Федерации, закреплено первоочередное право родителей на воспитание своих детей. Учитывая многие распространенные в настоящее время явления, негативные для развития и воспитания ребенка (рост внебрачной рождаемости, увеличение числа несовершеннолетних матерей, разводы, миграция населения, безработица и другие социально-экономические факторы), воспитание ответственного родительства осуществляется на всех уровнях общественной жизни, включая образование, религию, юриспруденцию, искусство. Поэтому содержание современной педагогической культуры немыслимо без знаний из области этики, эстетики, права, психологии и других наук.
Как уже отмечалось ранее, XX век ознаменовался большими достижениями в области человековедческих наук. Современным родителям уже недостаточно элементарных знаний о воспитании. Необходимо просвещение в области педагогики, психологии, физиологии, генетики, коррекционной педагогики и др. Эти знания, которые обеспечат понимание закономерностей развития ребенка, помогут учитывать его индивидуальность, особенно важны в настоящее время, когда, с одной стороны, многие семьи по-настоящему озабочены качественным воспитанием детей, с другой стороны, в мир приходит все больше новорожденных, отягощенных теми или иными дефектами. Современные семьи испытывают нужду в знаниях о целях, средствах и методах воспитания детей, а часто - и коррекции и компенсации их развития. Таким образом, в содержание современной педагогической культуры включаются знания из многих человековедческих наук, которые помогают постижению психолого-педагогических и естественнонаучных основ современной семьи и домашнего воспитания.
Рассматривая в предыдущих главах проблемы домашнего воспитания, мы отмечали многие его типичные ошибки. Они коренятся в недостаточном понимании родителями самого ребенка, особенностей и тенденций его развития, а отсюда - неумение педагогически грамотно организовать процесс домашнего воспитания. Поэтому в содержании педагогической культуры актуальными на современном этапе являются знания о разумной организации жизнедеятельности детей в семье, о специфике различных видов их деятельности и роли в формировании личности. Знание родителями задач, основных направлений образовательной работы в дошкольном учреждении, школе поможет осуществлять преемственность в воспитании ребенка, что отвечает интересам его развития.
Воспитательная деятельность в семье носит сугубо прикладной характер, поэтому важно помочь родителям приобрести практические умения самого разнообразного характера: от умения организовать семейное хозяйство до умения грамотно руководить развитием ребенка. Для этого вводятся новые формы педагогического просвещения современных родителей (практикумы, тренинги и др.).
Первоначальное приобщение к педагогической культуре начинается в детские годы, когда ребенок получает первые уроки воспитания в своей семье, в детском саду, школе. Уже в эти годы ребенок на подсознательном уровне усваивает многие приемы педагогического воздействия, которые, став взрослым, использует в воспитании собственных детей. В многодетных семьях ребенок приобретает и практику воспитания и обучения сестер и братьев. Но решающее значение для формирования педагогической культуры имеет собственная деятельность родителей по воспитанию детей. Именно в этот период обнаруживаются те или иные пробелы в знаниях, появляется потребность в их приобретении, углублении. Родители интересуются педагогической литературой, опытом воспитания детей у друзей, родственников. Как показывают результаты социологических исследований, особенно «открыты» к педагогическому просвещению молодые родители, имеющие среднее или высшее образование.
Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Об этом есть записи в некоторых священных книгах, а развернутое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я.А.Коменский в книге «Материнская школа». Аналогичные мысли о зависимости семейного воспитания от подготовленности родителей высказывали Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, наши соотечественники А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев и другие (см. первую главу данного пособия). Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф.Фребель. С этой целью он создал детские сады, чтобы путем показа приемов правильного воспитания детей повысить педагогическую культуру матерей. Эстафету великих педагогов в XIX в. подхватили многочисленные педагогические журналы, педагогические общества, которые занимались просвещением населения.
В каждой стране сложилась своя система повышения педагогической культуры населения. В нашей стране в XX в. в течение нескольких десятилетий существовала специальная система повышения педагогической культуры населения - педагогический всеобуч. Его целью было ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания. Педагогический всеобуч имел научно-методическое обеспечение в виде программ, учебной литературы, предназначенных для разных категорий населения. В рамках всеобуча функционировали народные университеты, включающие несколько факультетов, в том числе и педагогический (для руководителей, педагогов школ, дошкольных учреждений, родителей). В систему народных университетов входили так называемые родительские университеты, которые создавались органами народного образования и организациями общества «Знание». Они работали при дворцах и домах культуры, клубах, школах, дошкольных учреждениях. В программы родительских университетов, рассчитанных на один или два года обучения, входил минимум знаний о содержании всестороннего развития ребенка, о методах семейного воспитания. Работа дифференцировалась по возрастным этапам развития ребенка: воспитание в семье детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников. Педагогическое просвещение юношей и девушек велось в школах, средних специальных учебных заведениях. В женских и детских консультациях осуществлялась подготовка молодоженов к материнству и отцовству. Молодые родители приобретали педагогические знания и умения в клубах молодых семей. В учебных планах и программах учебных дисциплин педагогических вузов и училищ предусматривалась подготовка будущих педагогов к работе с семьей. Повышению педагогической культуры населения служили лектории, различные курсы, семинары.
Таким образом, в нашей стране была создана система повышения педагогической культуры всего населения, которая сама по себе заслуживает положительной оценки. Недостатками этой системы были излишняя политизация содержания, а подчас и его оторванность от реальных проблем семейного воспитания, обязательность, а иногда принудительность посещения той или иной формы педагогического просвещения.
В настоящее время разрабатываются иные системы повышения педагогической культуры населения. Особый интерес представляет система, предложенная И.В.Бестужевым-Ладой. Ученый выделяет несколько взаимосвязанных уровней подготовки населения к воспитательной деятельности. Первоначально соответствующее образование, включая и «половой ликбез», получают дети и школьники, затем они обучаются в «Университете будущих родителей», далее переходят в «Университет молодого родителя», а по прошествии лет обучаются в «Университете родителя родителей» (начинающих бабушек и дедушек). Предлагаемая система пожизненного повышения педагогической культуры имеет перспективный характер, отличается комплексностью содержания, но пока может рассматриваться только как идеальная, нацеленная на будущее. (Подробнее с этой системой можно познакомиться в статье И.В.Бестужева-Лады «Идеальные представления о системе народного образования» // Педагогика. - 1998. - № 6.)