Лекции.Орг


Поиск:




Окно предварительного просмотра

Задание

на выполнение курсовой работы по дисциплине Информатика

     
Предметная область курсовой работы:

Видеомонтаж

     
  Тема курсовой работы:  
     

Редакторы для обработки видео

     
Задание выдано студенту группы №8521к   Е.И. Соколова
     
  Санкт-Петербург  
  2016  
     

 


Календарный план выполнения работы и проведения консультаций

Номер недели в семестре

Основная тема консультации

Основное содержание работы, выполняемой студентом между консультациями

осеннем весеннем
1-2 23-24 Вводное занятие, составление списка группы и закрепление студентов за конкретными преподавателями. Разъяснение порядка выбора предметных тем курсовой работы. Выдача бланков заданий на выполнение курсовой работы. Выбор и формулировка темы. Заполнение бланка технического задания на выполнение работы
3-4 25-26 Утверждение тем курсовых работ. Утверждение технических заданий. Согласование текстовой части пояснительной записки, оформляемой средствами пакета Word. Набор текста документа. Оформление документа. Сбор и подготовка данных для выполнения расчетной части работы.
5-6 27-28 Согласование текстовой части пояснительной записки. Корректировка документа с учетом замечаний.
7-8 29-30 Конкретизация и утверждение расчетной части пояснительной записки. Выполнение расчетов средствами пакета Excel. Подготовка структуры доклада.
9-10 31-32 Обсуждение структуры доклада. Подготовка чернового варианта пояснительной записки (текстовая и расчетная части). Подготовка перечня слайдов для выступления.
11-12 33-34 Обсуждение перечня слайдов. Ознакомление с техническими средствами проведения доклада и индивидуальная репетиция. Подготовка слайдов для доклада средствами пакета Power Point. Подготовка окончательного варианта пояснительной записки.
13-14 35-36 Сдача окончательного варианта пояснительной записки преподавателю на предмет допуска к защите. Индивидуальная репетиция выступления с использованием подготовленных слайдов. Подготовка окончательного варианта текста доклада. Подготовка публичного выступления.
15-16 37-38 Публичная защита курсовой работы.  

Задание принял к исполнению _____________________ (Е.И. Соколова)

Задание выдал ______________________ (О.И. Москалёва)


 

Оглавление

Введение. 5

1.   Понятие «видеоредактор». 7

1.1. Видеоредактор. 7

2.   Структура видеоредактора. 7

2.1. Проект. 7

2.2. Timeline. 7

2.3. Окно тайм-кода. 8

2.4. Окно предварительного просмотра. 8

2.5. Эффекты.. 8

2.6. Анализ видео. 9

2.7. Звуковое сопровождение. 9

3.   Функции видеоредактора. 9

3.1. Захват. 9

3.2. Монтаж.. 10

3.3. Финальный просчет. 10

3.4. Сжатие. 11

3.5. Авторинг. 11

4.   Работа с видеоматериалами. 11

5.   Программы обработки видео. 13

5.1. Adobe After Effects. 13

5.2. Adobe Premiere Pro. 16

5.3. Sony Vegas Video. 18

Заключение. 21

Формула объема видеопамяти. 22

Список таблиц. 23

Список рисунков. 25

Список литературы.. 26

Предметный указатель. 27

 


Введение

В наши дни применение компьютерной техники стало незаменимым. С ее помощью мы можем не только быстро решить любую задачу, но и воссоздать что-либо невообразимое для нас. Еще пару лет назад вся компьютерная техника была лишь вспомогательным устройством для человека, так как  основную работа приходилось проделывать ему, а  компьютер только проводил различные вычисления. Перед человечеством же стояли задачи масштабных строительств, проектов на будущее, испытаний, которых компьютер решить не мог. Сегодня, с появлением мощных графических программных обеспечений стало возможным решать не только математические задачи, но и визуализировать сложнейшие технологические процессы на экране.

Пришествию видео способствовали три важных факто­ров. Во-первых, рост емкости жестких дисков и скорости процессоров. Не стоит забывать, что даже с использованием стандартных алгоритмов часовой фильм может занять на диске несколько гигабайт. А наложение внесенных при редакти­ровании фильма изменений и спецэффектов (рендеринг) может зани­мать в несколько раз больше времени, чем фактическая продолжитель­ность вашего «ролика» (и время это напрямую зависит от мощности вашего компьютера). Второй фактор – бум цифрового видео. В «аналоговую» эпоху, видео можно было ввести в компьютер только с помощью специальных плат-«оцифровщиков», которые были не слишком доступны трудящимся массам из-за высокой стоимости. Сегодня дело другое: теперь видеопоток вводится в компьютер уже в цифровом виде,а для подклю­чения цифровой видеокамеры к компьютеру нужен контроллер FireWire(IEEE1394). Переход на цифровую техно­логиюне только обеспечивает лучшее качество, но и дарит пользователям множество новых возможностей. В-третьих, это появление новых алгоритмов сжатия (компрессии) видиопотока. Еще недавно в быту применялись лишь разновидности древнего алго­ритма MPEG-1. Должного качества не обеспечивал, а места сжатые с его помощью файлы требовали довольно много. Не спас ситуацию и новый алгоритм – MPEG-2,раз­работанный для DVD: он создавался прежде всего для высококачест­венного видео, а час экранного времени требовал все тех же 1,5-2 Гбайт.

Таким образом, эти три фактора привели к «мультимедийной» революции, что позволяет человеку производить большое количество различных операций над видеофрагментом.

 

 

1. Понятие «видеоредактор»

1.1.  Видеоредактор — компьютерная программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют осуществлять нелинейный монтаж видео- и звуковых файлов на компьютере. Кроме того, большинство видео редакторов позволяют создавать и накладывать титры, осуществлять цветовую и тональную коррекцию изображения, микшировать звук и создавать спецэффекты. Программы профессионального назначения позволяют синхронизировать звук с изображением повременному коду.

Структура видеоредактора

Проект

Видеоредактор, как правило, предполагает создание листа монтажных решений для работы с видео. В данном случае, это совокупность всех настроек и изменений, сделанных в приложении, которые записываются в отдельном файле проекта. В листе монтажных решений сохраняется список всех медиафайлов, используемых при монтаже, данные о последовательности их воспроизведения в готовом ролике, начальные и конечные точки монтажных кадров, а также все изменения исходных файлов видео и звука. Готовый лист монтажных решений можно открыть для последующего монтажа, при этом все ранее используемые медиафайлы должны быть доступны по ссылкам на пути, которые были сохранены в проекте. В ином случае приложение сообщит о невозможности найти тот или иной файл. В некоторых программах существует возможность прямо в проекте сохранять все исходные файлы, в таком случае не придется заботиться о сохранении их на своих местах, однако копирование всех файлов может потребовать дополнительное дисковое пространство.

Timeline

Timeline (временна́я шкала, монтажная линейка или монтажный стол) — элемент интерфейса программы — полоса (лента), на которой визуально расположены все видео- и звуковые дорожки, и где собственно производится монтаж видеоряда. Расположение клипов на дорожках слева направо соответствуют времени их появления от начала при воспроизведении проекта. В качестве временных отсчетов может использоваться тайм-код.

Окно тайм-кода

Тайм-код отображает время, соответствующее позиции на таймлинии от начала проекта, которое может начинаться с нуля или быть заранее заданным. Обычно отображается как Часы:Минуты:Секунды:Кадры, но иногда кадры могут быть заменены сотыми секунды или вовсе не использоваться.

Окно предварительного просмотра

Для просмотра воспроизводимого видео в видеоредакторе используется окно предварительного просмотра. В зависимости от версии приложения при этом могут демонстрироваться наложенные эффекты и переходы. Также, при наличии платы вывода, видео может транслироваться на внешний монитор или иное устройство отображение через различные интерфейсы: IEEE 1394, SDI или по HDMI.

Эффекты

Эффекты и фильтры позволяют производить коррекцию и изменения характеристик видео. Наиболее распространенными из них являются:

· Цветокоррекция

· Коррекция уровней яркости

· Шумоподавление

· Замедление/ускорение движения

· Использование неподвижных изображений

· Наложение титров

· Наложение графических композиций

· Монтажные переходы

· Улучшение качества видео, повышение резкости

· Имитирующие фильтры, например, создающие эффект старого кино.

· Деформация

· Размытие

· Генерация различных тестовых изображений и таблиц

· Масштабирование

· Деинтерлейсинг

Анализ видео

Для анализа видео могут применяться:

· Вектороскоп

· Гистограмма

· Осциллограф

 

Звуковое сопровождение

 

В большинстве случаев видео имеет звуковое сопровождение. Некоторые видеоредакторы имеют встроенные возможности по редактированию звука, включая тем самым в себя простейшие функции аудиоредактора. Звуковые дорожки также возможно микшировать, изменять уровни громкости, накладывать фильтры или звуковые эффекты. Для контроля за уровнем звука применяется измеритель уровня, который так же присутствует в большинстве редакторов.

Функции видеоредактора

Захват

Помимо возможности загружать готовые видеофайлы, многие редакторы позволяют захватывать видео, то есть сохранять видеопоток в файл. Как правило, фонограммазаписывается одновременно с видео, но также может быть записана позже, при монтаже, в виде аудиокомментариев или дополнительного звукового сопровождения.

В целях экономии дискового пространства видеопоток при захвате сжимается, то есть кодируется с применением алгоритмов компрессии. Выбор параметров кодирования зависит от возможностей компьютера или монтажной станции, разумного соотношения размера файла и качества видео, а также от дальнейших намерений по использованию этого файла.

Монтаж

Простейшим возможностями монтажа обладают все видеоредакторы, как то возможность разрезать или склеивать фрагменты видео и звука. Но более продвинутые приложения имеют намного больше возможностей, позволяющие изменять характеристики видео, создавать различные переходы между роликами, изменять масштаб и формат видео, добавлять и устранять шум, производить цветовую коррекцию, добавлять титры и графику, управлять звуковой дорожкой, наконец, создавать стереоскопическое видео (3D).

Финальный просчет

В зависимости от целей последующего использования полученной после монтажа видеопрограммы, необходимо выполнить финальный просчет (рендеринг) и сжатие видео- и аудиоматериала.

Финальный просчет позволяет создать новое видео, с применёнными в проекте эффектами и переходами. Для сложных проектов эта операция требует значительных системных ресурсов и может отнимать немало времени. Также в процессе монтажа для просмотра в реальном времени наложенных эффектов может применяться предварительный просчёт или пре-рендеринг, в этом случае просчитанный фрагмент видео записывается во временный файл или в оперативную память.

 

Сжатие

Степень сжатия видеопотока и формат кодека определяется целями последующего применения этого видео. Для высококачественной вещательной продукции требуются видеоматериалы с минимальными искажениями, то есть с малой степенью сжатия и, соответственно, с большим потоком - для видео стандартной чёткости от 25 Мбит/с и выше. Для размещения в интернете и для записи на мобильные устройства применяются эффективные кодеки, позволяющие получить приемлемое качество изображения с невысоким потоком данных — 1-2 Мбит/с для видео стандартной чёткости. Видео высокой чёткости требует бо́льших битрейтов и, соответственно, повышенных требований к системным ресурсам компьютера или монтажной станции.

 

Авторинг

Некоторые видеоредакторы позволяют производить DVD-авторинг - процесс создания образа DVD-видео. Это операция включает в себя создание меню, разделение фильмов на разделы, добавление нескольких звуковых дорожек для различных языков, добавление субтитров. Более продвинутые редакторы имеют также возможность авторинга Blu-ray.

 

Работа с видеоматериалами

 

Работа с видеоматериалами делится на четыре основных этапа: передача с источника на компьютер (захват аналогового видео либо "слив" цифрового), обработка в видеоредакторе, кодирование для уменьшения объема материала и для обеспечения совместимости с различными проигрывателями, просмотр готового фильма. Нулевого этапа (съемки) мы касаться не будем по двум причинам. Во-первых, не все вообще пройдут этот этап, некоторые просто хотят научиться сохранять телепередачи или сделать что-то с любимой видеокассетой, dvd диском, чужой съемкой и т.д. Во-вторых, съемка не требует никакого программного обеспечения, а аппаратных вопросов, и тем более творческих, я в рамках статьи даже начинать не собираюсь.

 

Программы обработки видео

Adobe After Effects

 

Таблица 1

 

Разработчик: Adobe
Адрес в интернет http://www.adobe.com/products/aftereffects/
Системные требования · Microsoft® Windows® 2000 SP4 или Windows XP® Professional/Home Edition SP1 · Intel® Pentium® III или 4 · 256 Мб ОЗУ (рекомендуется 512 Мб и более) · Видеокарта 32 бит 1024x768 (о поддержке OpenGL) · 150 Мб свободного дискового пространства для инсталляции (500 Мб и более для работы над проектами) · QuickTime 6.5 · Microsoft DirectX 9.0b  
Язык ENG

 

Среди продуктов американской корпорации Adobe Systems Inc. одну из лидирующих позиций занимает пакет композитинга и постобработки Adobe After Effects. О назначении этого приложения можно составить представление из примерного перевода слова «композитинг» - от англ. composite – составление, сборка. After Effects незаменим, когда нужно собрать в один визуальный ряд несколько слоёв графики, видео и титров

«Photoshop для видео» - именно так называют его многие. Стоит отметить тот факт,что AfterEffects не является полностью автономной и самодостаточной системой для редактирования цифро­вого видео. Это неплохой редактор, но его основной функцией не является обрезка и склеивание кусочков видеофрагмента, AfterEffects-это мастер, который обогатит ваш фильм большим и разнообразным набором визуальных и звуковых эффектов.

 
Рисунок 1 - Интерфейс Adobe After Effects

 

Достоинствами After Effects являются его универсальность и доступность, в этой программе работают как профессионалы на телевидении, киностудиях, так и те, кто только познают искусство видеомонтажа. Количество поддерживаемых форматов импорта-экспорта огромно – от Animated Gif для WEB дизайна, до Cineon Full для обработки видеоизображения большого разрешения, отсканированного с киноплёнки. Следует, тем не менее, иметь ввиду, что при производстве ролика или клипа практически никогда невозможно обойтись только возможностями After Effects. Это так сказать, стенд для окончательной сборки и обработки ресурсов, подготовленных в других программах – пакетах 3D графики, видеомонтажных редакторах, приложениях по обработке и созданию статичных изображений (отсюда и название – «После Эффектов»). Логично, что в этой связи Adobe Systems обеспечивает прекрасную совместимость After Effectsкак с линейкой своих продуктов – Premiere, Photoshop и др., так и с продуктами других производителей – 3D MAX, Corel Draw и многими другими.

Заслуживает внимания и возможность дополнения After Effects различными функциями с помощью подключаемых модулей plug-ins(плагины). С их помощью пакет композитинга может превратиться в генератор оптических эффектов, фейерверков, акустики, 3D примитивов, ландшафтов и т.д. C момента своего создания After Effects претерпел довольно значительные изменения, как в плане удобства пользовательского интерфейса, так и по функциональным возможностям

Начать можно с банальной чистки и тоновой коррекции, ретуширо­вания мелких дефектов – для этого After Effects поначалу обычно и ис­пользуют. И лишь потом обнаруживается, что с помощью этой програм­мы можно объединить в одном экране не только цифровое видео, но и все без исключения виды графики — растровую, векторную, анимированную!То есть если нужно украсить ваш кадр необычной ра­мочкой или наложить анимированные титры — лучшей программы вам не найти. Благодаря After Effects вы можете совместить несколько видеодорожек в одном кадре (эффект «кадр в кадре.Можно добавить в фильм и трехмерные изобра­жения -AfterEffects, конечно, не 3D Мах, однако и в трехмерной гра­фике весьма мастеровит. К примеру, можно работать с видеослоями в трехмерном пространстве, манипулируя камерами и источниками све­та. При работе с AfterEffectsможно не только накладывать на видео-дорожку уже готовые изображения, но и создавать новые прямо в про­грамме, используя видеокадр в качестве полотна! ВAfter Effectsвстроен  весь необходимый инструментарий как для рабо­ты с растровой, так и с векторной графикой, пусть и та, и другая исполь­зуется лишь в качестве дополнения. В частности, в After Effects включе­но около 90 встроенных модулей-плагинов — кроме того, поддержива­ются практически все стандартные плагины для Photoshop, созданные как Adobe, так и сторонними производителями. After Effects очень внимательно относится к работе с цветом(поддерживается глубина цвета до 16 бит).

И последнее, в этой программе можно создавать не только видео, но и, на­пример, анимированную графику для веб-сайтов, «живые» заголов­ки и визуальные эффекты. При этом After Effects способен рабо­тать совместно не только с Premiere, но и с Photoshop и Illustrator, которые приобретают благодаря ему расширенные способности со­здания анимационной графики.

Adobe Premiere Pro

 

Таблица 2

 

Разработчик: Adobe
Адрес в интернет http://www.adobe.com
Системные требования · Microsoft®Windows® 2000SP4 илиWindowsXP®Professional/HomeEditionSP1 илиMicrosoft®Windows® 98 · Intel®Pentium®IIи выше · 256 Мб ОЗУ · 150 Мб свободного дискового пространства для инсталляции · QuickTime 6.5 · Microsoft DirectX 9.0b  
Язык ENG

 

Если After Effects – «декоратор» для вашего фильма, то Premiere Pro – нстоящий мастер в области монтажа вашего фильма. Из источника  Adobe Premiere Pro – программа, которая позволяет выполнять нелинейный видеомонтаж и является идеальным инструментом для любого процесса пост-обработки или монтажа отснятого видео. Очень существенным преимуществом данной программы является её свободная интеграция с другими продуктами Adobe. Большинство профессионалов используют связку Premiere Pro + After Effects + Photoshop. Такой программный пакет решает практически все задачи с которыми может столкнуться профессиональный работник телевидения или простой любитель видео. Данная программа обладает рядом достоинств:

· Интерфейс программы является максимально удобным (отсутствуют «лишние» кнопки, шкалы, ручки и прочее) и интуитивно понятен;

· Функция тримминга довольно продумана. Можно выполнить качественный тримминг исключительно при помощи мыши, или перейти к динамическому триммингу с использованием клавиатуры;

· Практически все операции в программе можно выполнять с помощью «горячих» клавиш. При необходимости, каждый может настроить раскладку индивидуально.

· Работать с аудио чрезвычайно удобно. Audio Clip Mixer делает этот процесс легким и приятным. Вы даже можете воспользоваться функцией автоматической записи ключевых точек непосредственно в микшере;

· Premiere Pro очень стабилен в своей работе. Вы практически никогда не столкнетесь с «вылетами» или «зависаниями» программы;

 

Нельзя не отметить количество поддерживаемых форматов файлов, в этом вопросе Adobe Premiere действительно на высоте. Ниже представлены наиболее распространенные из них:


видео: RAM, AVI, MPG, RM, MPEG, MPE, WMA, MOV, WMV, MOOV;
изображения: TIF, AI, PSD, EPS, GIF, FLI, FLC, BMP, RLE, DIB, FLM, JPE, JFIF, PIC, PCT, JPG, TGA, ICB, PCX, VST, VDA;
аудио: MP3, AIF, WAV;
прочие: PBL, PSQ, PPJ, PTL, PRTL, AAF, CSV, TXT, TAB.

Возможности программы, как видео редактора, полностью соответст­вуют ее профессиональному статусу: Premiere умеет захватывать и обраба­тывать как цифровой (через порт Firewire), так и аналоговый (через специ­альную плату видеоввода) видео поток, умеет работать с большим количе­ством независимых видео- и аудиодорожек. Кроме того, Premiere оставался единственным редактором, предо­ставлявшим возможности независимого редактирования звуковой и ви­деодорожки в цифровом фильме, введенном через порт Firewire.

Специалисты выделяют такую «изюминку» программы, как способ­ность создавать «виртуальные клипы» — благодаря ей вы можете произ­водить с вашим фрагментомкакие угодно манипуляции, не рискуя слу­чайно испортить исходный материал. Еще одна интересная возмож­ность — уже упоминавшееся выше «многослойное редактирование», позволяющее накладывать на каждый кадр множество графических эле­ментов с различной степенью прозрачности подложек.

Будучи, как и вес программы от Adobe, ориентированным на обе аппаратные платформы ПК (IBMPCиMacintosh ), Premiere способен редактировать и сохранять видеофильмы и «маковском» формате QuickTime. Впрочем, для домашнего видео эти способность совершен­но, неактуальна — куда важнее поддержка новейших форматов ком­прессииMPEG-1 (VideoCD) иMPEG-2 (DVD),MPEG-4 и его пират­ской модификации DivX.

 

 
Рисунок 2 - Интерфейс Adobe Premiere Pro

 

 

Sony Vegas Video

Sony Vegas — профессиональная программа для многодорожечной записи, редактирования и монтажа видео и аудио потоков.

Таблица 3

 

Разработчик: Sonic Foundry
Адрес в Интернет http ://www.sonicfoundry.com
Системные требования · Microsoft ® Windows ® 2000 или XP · Intel® Pentium® III 500 МГц · 128 МБ · 600 Мб для установки программы · OHCI -совместимая FireWire IEEE -1394 карта (для записи с/на DV) · Microsoft DirectX ® 8 or later · Internet Explorer 5.0 или более поздний · CDROM, CD-R/RW, DVD+R/RW или DVD-R/RW-привод
Язык ENG

Из источника [2] известно,что Sony Vegas предлагает неограниченное количество видео- и аудио-дорожек, продвинутые инструменты для обработки звука, поддержку многоканального ввода-вывода в режиме полного дуплекса (для вывода сигнала можно задействовать 26 физических выходов с независимой шиной микширования на каждом), ресемплинг в реальном времени, автоматическое создание кроссфейдов[1], синхронизация посредством MIDI Time Code и MIDI Clock, дизеринг (с нойс-шейпингом) на выходах подгрупп и 24/32-разрядный звук с частотой дискретизации 192 кГц. Для обработки звука в реальном времени можно установить в разрыв каждой дорожки четырехполосный параметрический эквалайзер и компрессор, а также использовать 32 посыла на подключаемые модули формата DirectX.

С первого взгляда заметна ориентация разработчиков на обеспечение максимального комфорта пользователя - все фильтры и обработки (как видео так и звуковые) работают в режиме Real Time Preview – т.е. результат изменения установок можно проконтролировать непосредственно в момент редактирования, без дополнительного предварительного просчета (хотя кого сейчас этим удивишь). Другой особенностью является группирование наиболее часто применяемых инструментов в одном окне (в левом нижнем углу экрана). Работа с ними довольно удобна - в любой момент можно просто выбрать соответствующую закладку и задействовать необходимую функцию. Здесь находятся Explorer (операции с файлами), Trimmer (прецизионная коррекция стыков), Media Pool (коллекция используемых в проекте клипов), Transitions/ Video FX (набор различных переходов и видеоэффектов, соответственно) и Media Generators (библиотека шаблонов титров, тестовых таблиц, статичных изображений и динамичных фонов).

Программа может конвертировать аудио- и видеофайлы во множество форматов разного качества. На данный момент Sony Vegas Pro имеет в своем распоряжении один из самых лучших конверторов. Длительность преобразования зависит от выбранного формата и его качества. Присутствует возможность импорта файлов MPEG/AC3 с DVD-камкордера. Vegas позволяет переносить файлы VOB с AC3 аудио каналом прямо на таймлайн. Возможность экспорта готового материала в видеоформаты MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, AVI, Quick Time, Real Video, Windows Media Video, Ogg, SWF и другие.

 
Рисунок 3 - Интерфейс Sony Vegas Pro

 

 

 

 

 

Заключение

Следуя из выше сказанного, стоит сделать вывод, что современные компьютерные технологии имеют весьма богатый функционал. Обработка видео – это, наверное, одна из самых требовательных задач из тех, которые вообще можно выполнять на персональном компьютере. Визуализация информацию стало частью нашей жизни, что дает нам возможность развиваться в данном направлении. Сегодня разработчики могут предоставить нам большой выбор программного обеспечения для обработки видеоматериала, возможности которых помогают воплотить все задуманное в реальность. Каждая из этих программ – настоящий комбайн, кото­рый может отвечать за все необходимые функции: захват изображения, его редактирование, монтаж клипов, наложение спецэффектов, и, на­конец, сохранение готового фильма и нужном формате. Разница лишь в соотношении этих функций: одна программа гораздо больше подхо­дит в качестве редактора, вторая интереснее для монтажа, третья – для наложения спецэффектов.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка организационно-технических мероприятий по повышению эффективности работы железнодорожной станции, расчет их эффективности | При нарушении любого из вышеперечисленных пунктов, спортсмен не будет допущен к соревнованиям.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

820 - | 780 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.