Действующая ныне Конституция Болгарии была принята VII Великим народным собранием 12 июля 1991 г. Она представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей), а также переходных и заключительных положений, имеющих отдельную нумерацию (девять параграфов).
В преамбуле Конституции провозглашается верность общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права человека, его достоинство и безопасность, заявляется о решимости создать демократическое, правовое и социальное государство и сохранить единство Болгарии.
Первая глава «Основные начала», состоящая из 24 статей, содержит характеристику государства, формулирует основополагающие принципы функционирования политической и экономической системы, принципы деятельности государства в социальной сфере. Как указывалось в одном из решений Конституционного суда Болгарии, принципиальное значение включенных в эту главу норм «определяется их предназначением очертить фундаментальные ценности, на которых базируются отношения в сфере государственного устройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство прав личности»*.
* Държавен вестник, 1992, бр. 35. «Дыржавен вестник» («Государственный вестник») — официальное издание для опубликования законов и иных важнейших правовых актов, включая решения судов. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о «Дыржавен вестник» 1995 г., он издается Народным собранием. Главный редактор назначается и освобождается от должности председателем Народного собрания, который утверждает формат, объем, годовой тираж и графическое оформление данного издания, а также решает вопрос о приложениях к нему, определяет количество экземпляров каждого порядкового номера или целых подшивок, которые следует сохранять в редакции, количество бесплатных экземпляров и порядок их распространения. Издание имеет официальный (для текстов правовых актов) и неофициальный (для объявлений и иной информации) отделы. Распространяется по подписке и путем розничной продажи.
Вторая глава «Основные права и обязанности граждан» (36 статей) фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев.
Главы с третьей по шестую регулируют правовой статус органов государства (соответственно: «Народное собрание», «Президент республики», «Совет министров», «Судебная власть»).
Седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местной администрации.
Восьмая глава носит название «Конституционный суд» и содержит нормы, регулирующие порядок образования и деятельности данного органа. Такой текстуальный «отрыв» от других органов государства не случаен: тем самым законодатель, по итальянскому примеру, подчеркнул, что Конституционный суд стоит вне трех ветвей власти.
Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнения действующей Конституции, а также принятия новой Конституции.
Десятая глава «Герб, печать, флаг, гимн, столица» посвящена главным образом символам государства.
Переходные и заключительные положения устанавливают порядок формирования и функционирования государственных органов в переходный период (до формирования новых органов), пределы действия старого законодательства.
Конституция Болгарии представляет собой типичный акт постсоциалистического государства, отражающий стремление избавиться от социалистического прошлого, отказ от социалистических идеалов и желание вернуться к общечеловеческим ценностям. В ней можно выделить три крупных «слоя» конституционного регулирования.
Во-первых, очевидно возвращение к идеям европейского конституционализма (разделение властей, свобода, гуманизм, права человека, народный суверенитет, представительное правление и т. д.). Для Болгарии это еще и возвращение к собственному опыту, парламентским традициям и конституционным идеям досоциалистического периода. Об этом свидетельствует и тот факт, что местом заседания VII Великого народного собрания стала не современная, а древняя столица Болгарии — город Велико Тырново, в память о месте принятия первой болгарской Конституции 1879 г.
Кмет города Велико Тырново Иван Димитров, выражая признательность народным представителям за открытие Великого народного собрания в его городе, сказал: «Решением открыть Великое Народное Собрание в Велико Тырново вы с самого начала показали самое главное — уважение к парламентским традициям»*.
* См .: Тодоров Н. VII Велико Народно Събрание. Зад. кадър. София: Христе Ботев, 1993. с. 27.
В Конституции обрели новую жизнь и некоторые своеобразные дореволюционные институты, например, институт Великого народного собрания, созываемого специально для принятия Конституции; институт Министра-председателя (вместо Председателя Совета министров). Параллели со статьями Тырновской конституции при подготовке Конституции 1991 г. служили дополнительными аргументами в пользу включения тех или иных положений.
Вместе с тем нельзя не отметить, что новая болгарская Конституция опирается главным образом на послевоенный конституционный опыт и поэтому является весьма «социализированным» актом: в ней провозглашаются не только право на труд (при запрете принудительного труда), на социальное обеспечение в случае безработицы и по нетрудоспособности, но и запрещение детского труда, ночной работы для женщин, социальная функция собственности, охрана окружающей среды.
Во-вторых, в ряде статей очевидно влияние социалистического «конституционализма», в частности, в ст. 18, посвященной объектам исключительной государственной собственности. Болгария — одна из немногих постсоциалистических стран, сохранившая, хотя и в измененном виде, такую норму.
В-третьих, текст Конституции отражает стремление законодателя создать конституционный механизм, препятствующий возрождению социалистических общественных отношений. Нормы, запрещающие объявлять или утверждать какую-либо партию или идеологию в качестве государственной (ст. 11), запрещающие насильственную ассимиляцию (ст. 29), объявляющие основные права граждан неотменимыми (ст. 57) и др., придают данному акту ярко выраженный постсоциалистический характер.
Нельзя не отметить еще одну черту этой Конституции — невысокую юридическую технику. Качество формулировок целого ряда статей и даже глав (например, главы второй) вызывает недоумение исследователей при анализе и порождает сложности для Конституционного суда при толковании. Трудно сказать, что сыграло здесь главную роль — новизна материи или спешка при подготовке Конституции, но многие логические несуразицы (вроде п. 3 ст. 77 — председатель Народного собрания «открывает заседания Народного собрания, руководит ими, закрывает их и обеспечивает порядок при их проведении») и несостыковки текста в разных главах бросаются в глаза даже при самом поверхностном изучении.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 5, Конституция является верховным законом, другие законы не могут ей противоречить, а предписания ее имеют непосредственное действие.
В Конституции (глава девятая, охватывающая ст. 153 — 163) установлен своеобразный порядок ее изменения и замены.
Народное собрание (парламент) может изменить и дополнить любые предписания Конституции, кроме подпадающих под правомочия Великого народного собрания, о котором речь пойдет ниже.
Право инициативы изменения и дополнения Конституции принадлежит 1/4 от числа народных представителей (депутатов) и Президенту. Поступившее предложение рассматривается Народным собранием не ранее, чем через месяц, и не позднее, чем через три месяца. Закон об изменении или дополнений Конституции принимается Народным собранием большинством 3/4 всех народных представителей тремя голосованиями в различные дни. Если предложение получило менее 3/4, но не менее 2/3 голосов всех народных представителей, оно ставится на новое рассмотрение в срок от двух до пяти месяцев и принимается, если за него проголосовали не менее 2/3 всех народных представителей. В семидневный срок после принятия закон об изменении или дополнении Конституции подписывается и обнародуется председателем Народного собрания в «Дыржавен вестник».
Однако для наиболее существенных конституционных реформ должен быть созван специальный орган учредительной власти — Великое народное собрание, которое состоит из 400 народных представителей, избранных в общем порядке. В его компетенцию входят:
принятие новой Конституции;
решение вопроса об изменении территории республики и ратификация международных договоров, предусматривающих такие изменения;
решение вопросов об изменениях в форме государственного устройства и государственного управления;
решение вопросов об изменении ч. 2 и 4 ст. 5 и ч. 1 и 3 ст. 57 Конституции (о непосредственном действии Конституции, о примате международных договоров перед внутренним законодательством, о неотменимости основных прав граждан, об ограничениях прав граждан в условиях войны или чрезвычайного положения);
решение вопросов об изменении и дополнении главы девятой Конституции.
Право инициативы по вышеперечисленным вопросам имеют не менее 1/2 числа народных представителей и Президент. Проект новой Конституции или изменения действующей, а также проект территориальных изменений рассматриваются Народным собранием в срок от двух до пяти месяцев после внесения. Народное собрание решает о проведении выборов в Великое народное собрание большинством 2/3 от общего числа народных представителей. После этого в трехмесячный срок Президент назначает выборы в Великое народное собрание, с проведением которых полномочия Народного собрания прекращаются.
Великое народное собрание не может выходить за рамки тех вопросов, для решения которых созвано. По внесенным проектам оно принимает решение большинством 2/3 всех народных представителей тремя голосованиями в различные дни. В неотложных случаях Великое народное собрание выполняет функции также Народного собрания. Акты Великого народного собрания подписываются и обнародуются его председателем в семидневный срок после их принятия.
Полномочия Великого народного собрания прекращаются, как только оно примет окончательные решения по вопросам, для которых оно избрано. В этом случае Президент назначает выборы в Народное собрание в установленном законом порядке.