Лекции.Орг


Поиск:




Значение Евангелия от Марка для нашего времени




Эта новозаветная книга является первой представительницей нового для всемирной литературы жанра, святого Евангелия. Спасительная весть, которую Христос принес миру, сообщила, таким образом, свое название и самой книге, заключающей в себе эту весть. Первое в Новом Завете Евангелие выдвигает на передний план не столько учение, сколько личность и дела Носителя и Исполнителя спасительного Промысла Божия, Господа Иисуса Христа, Который открывает для человечества новую жизнь. Выдвигает на передний план Сына Божия, Который освобождает людей от порабощения силам зла и тления и ведет их к новой жизни.

Смысл спасительной вести в Евангелии от Марка можно обобщить следующим образом: любое обращение и движение ко благу в рамках человеческой истории бессмысленно и неосуществимо одними естественными человеческими силами и средствами, если не прибегнуть ко Христу Спасителю, Который даровал миру освобождение и новую жизнь.

Чтения из Евангелия от Марка в течение годового богослужебного круга предлагаются по субботам и воскресеньям Великого поста (кроме недели Торжества Православия), а также в рядовых чтениях последних седмиц периода Матфея и Луки, т.е. в рядовых чтениях после 12-й седмицы Матфея и после 13-й седмицы Луки.

 

Евангелие от Матфея

 

Библиография

 

Толкования: Ωριγένη. PG 13; Χρυσοστόμου. PG 57 и 58; Κυρίλλου Αλεξάνδρειάς. PG 72; Θεοφυλάκτου. PG 123; Ζιγαβηνου. PG 129; Δ ομαλά Ν. Ερμηνεία έκ παραλλήλου των τριών πρώτων εύαγγελίων // Ερμηνεία είς την Κ.Δ. Τ. 2-3. 1892; Cramer. Catenae. I, 1-257; ReussJ.

Matthaus-KommentareausdergriechischenKirche. 1957; ΤρεμπέλαΠ.

Υπόμνημα είςτό χατά Ματθαίον. 1951,52000; Bonnard P. L’Evangile selon St. Matthieu. CNT 1.1963, 2002; Davies W., Allison D. The Gospel according to St. Matthew. ICC, t. I-II. 1988-91; Grundmann W. Das Evangelium des Matthaus. ThHNT 1968, M975; Luz U. Matthausevangelium. EKK, 1.1. 4989; t. II. 1990; t. III. 1997.

Научные исследования: Τό κατά Ματθαίον Εύαγγέλιο. Προβλήματα μεταφραστικά, φιλολογικά, Ιστορικά, έρμηνευτικά, θεολογι κά// Εισηγήσεις Ζ» Συνάξεως ’Ορθοδόξων Βιβλικών θεολόγων (Материалы

VII съезда православных библеистов. Бухарест, сентябрь 1993), 1996; Άγουρίδη Σ. Ή έπί τοΰ δρους όμιλία τού ’Ιησού (Введение и краткое толкование). 1975; Онже. Ματθαίος ό εύαγγελιστής. Αθήνα, 2000; Οικονόμου Χρ. ΟΙ άπαρχές της οίκουμενικότητας της Εκκλησίας // Σπουδές στόν άρχέγονο Χριστιανισμό. 1. 1997; Σιώτη Μ. Ερμηνεία είς τήν έπί τού δρους όμιλία τού Κυρίου // «Όρθοδόξος Επιστασία». Б.г.; Στογιάννου Β. Ή προσκύνηση τών μάγων. Έρμηνευτικά Μελετήματα.

1988.592-651; Brown R. The Birthofthe Messiah. 1993; Luz U. Studies in Matthew. 2005; Stendahl K. The School of St. Matthew and its Use of the Old Testament. 1954,21968; Stanton G. A Gospel for a new People. Studies in Matthiew. 1994.

 

Содержание Евангелия от Матфея

 

Евангелие от Матфея включает в себя почти все содержание Евангелия от Марка. Остальной материал Евангелия от Матфея частью совпадает с материалом евангелиста Луки (240 стихов), частью Представляет уникальный материал самого апостола Матфея

(примерно 1/6 всего содержания Евангелия от Матфея). В параллельных с евангелистом Марком местах Евангелие от Матфея воспроизводит последовательность изложения событий первого евангелиста. Но в остальном евангелист Матфей придерживается своей последовательности, которая не совпадает с хронологией Евангелия от Луки даже впараллельном у этих двух евангелистов материале. Источником этого общего материала у евангелистов Матфея и Луки послужил так называемый источник Q, о котором подробнее будет сказано далее.

В целом тот план евангельской истории, который мы видели уевангелиста Марка, сохраняет и Евангелие от Матфея, дополняя его в начале и в конце: начинает с родословия и Рождества и завершает описанием явлений воскресшего Спасителя и заповедью ученикам «идите, научите все народы» (Мф. 28:19). И если в Евангелии от Марка в центре внимания находятся Страсти Христовы и к ним ведут все остальные события, то у евангелиста Матфея чудеса и поучения Спасителя – бОльшая часть которых вовсе отсутствуют у Марка – объединяются вокруг двух полюсов, с одной стороны, Рождество Христово и с другой – Крест и Воскресение.

Другой особенностью Евангелия от Матфея является его систематичность в изложении евангельского материала. Святой Матфей группирует однородный евангельский материал, изменяя первоначальную последовательность его изложения. Роль евангелиста Матфея никак нельзя свести к одной лишь фиксации, записыванию предания, как то полагала «школа истории форм». Он скорее истолкователь слов и дел Спасителя, объясняющий их для своей паствы, среди которой живет и проходит апостольское служение. Апостол Матфей распределяет поучения Спасителя на пять больших групп, а именно: Нагорная проповедь (Мф. 5-7), наставления ученикам перед отправлением их на проповедь (9,35-11,1), притчи о Царстве Небесном (гл. 13), так называемая беседа о Церкви (18, 1-19,1) и эсхатологическая беседа (24,1-26,1). Кроме этих пяти в Евангелии от Матфея есть, конечно, и меньшие по размеру собрания наставлений Спасителя, как, например, поучение об Иоанне Предтече (11,2-19), о чистом и нечистом (15,1-20), о несении каждым своего креста (16, 24-38), о фарисеях (23,1-36) и др.

Из чудес Спасителя, описанных в Евангелии от Марка, лишь малая часть сохраняют у евангелиста Матфея свой первоначальный хронологический порядок. Например, исцеление сухорукого (Мк. 3,1 – 6; Мф. 12, 9-14), исцеление дочери хананеянки (Мк. 7, 24-30; Мф. 15, 21-28), исцеление бесноватого отрока (Мк. 9, 14-29; Мф. 17,

14-21), исцеление слепых близ Иерихона (Мк. 10, 46-52; Мф. 20, 29-

34). Большая часть чудес в Евангелии от Матфея собраны в главах 8-9. В описаниях чудес, по замечанию Костера 63, Иисус Христос предстает не как лишь исполненный божественной силы чудотворец, который вызывает похвалы и удивление окружающих людей, но более как Господь и Спаситель, дарующий людям милость Божию и исполняющий пророческие слова Исаии (53, 4): «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Следует заметить, что это место у пророка Исаии обычно прилагается к Страстям Христовым (см. 1 Петр. 2, 24), а евангелист Матфей помещает его в раздел с описанием чудес Спасителя (Мф. 8:17).

После этих общих замечаний о связи Евангелия от Матфея с Евангелием от Марка мы можем выделить в Евангелии от Матфея следующие основные части:

I. Родословная, Рождество Христово, поклонение волхвов, бегство вЕгипет, избиение Иродом вифлеемских младенцев, возвращение из Египта и поселение святого семейства в Назарете (гл. 1-2).

II. Появление и проповедь Иоанна Крестителя (3, 1 – 12), КрещениеСпасителя(3, 13-17), искушения в пустыне (4, 1 – 11), начало служения Иисуса Христа в Галилее (4, 12-17), призвание первых учеников (4, 18-22), проповедь в Галилее (4, 23-25), Нагорная проповедь (гл. 5-7).

III. Чудеса: очищение прокаженного, исцеление слуги сотника,исцеление тещи Петра, укрощение бури, исцеление двух бесноватых в Гадаре (по другим рукописям в Герасе или Гергесах), исцеление расслабленного, призвание Матфея, вопрос учеников Иоанновых о посте, воскрешение дочери Иаира, исцеление кровоточивой, исцеление слепых и одержимого немотою (8, 1-9, 36). Наставления ученикам перед отправлением их на проповедь (9, 37 – 11, 1).

IV. Вопрос учеников Иоанновых о мессианском достоинстве Иисуса и

Его ответ, а также другие поучения Спасителя (11,2-12,50). Притчи о Царстве Небесном: притча о Сеятеле, о плевелах, о горчичном семени, о закваске, о скрытом на поле сокровище, о драгоценной жемчужине, о неводе (гл. 13).

V. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (14, 1 – 12),насыщение пяти тысяч (14, 13-21), хождение по водам (14, 22-33), спор с фарисеями (15, 1-20), исцеление дочери хананеянки (15, 21-28), насыщение четырех тысяч (15, 32-39), просьба фарисеев о знамении с неба (16, 1 – 12), исповедание Петра (16, 13-20), поучения о крестоношении учеников, о ценности души и Пришествии Сына Человеческого (16, 21-28), Преображение Господне (17, 1 – 13), исцеление бесноватого отрока (17,14-21), случай с уплатой дидрахм (17, 24-27). Беседа о Церкви: наставления о жизни и поведении членов Церкви и ее пастырей (18,1-20). Притча о неблагодарном рабе (18, 21-35).

VI. Вопрос фарисеев о разводе (19, 1 – 12), благословение детей (19,

13-15), беседа с богатым юношей о стяжании жизни вечной (19,

16-30). Притча о виноградарях (20, 1 – 16), предсказание Спасителя о Своих Страстях и просьба апостолов Иоанна и Иакова (20, 17-28). исцеление двух слепцов (20, 29-34).

VII. Вход в Иерусалим, очищение Храма и различные беседа (21,

1-27), притчи о двух сыновьях (21, 28-32), о злых виноградаря* (21, 33-46) и о брачном пире (22, 1 – 14). Вопрос фарисеев и иродиан о подати кесарю (22, 15-22), вопрос саддукеев о воскресенй·* (22, 23-33), вопрос законника о наибольшей заповеди (22, 34-39)> вопрос Спасителя к фарисеям о Сыне Давидовом (22, 41 -46). Обличение книжников и фарисеев в их лицемерии (23, 1-36), плач об Иерусалиме

(23, 37-39), эсхатологическая речь (24, 1-44). Притчи о

бодрствовании: о верном и неверном рабе (24,45-51), о десяти девах (25,1-13), о талантах (25, 14-30), о Страшном Суде (25, 31-46).

VIII. Страсти (гл. 26-27). Воскресение: жены мироносицы у пустого фоба, наставления воскресшего Спасителя ученикам (гл. 28).

Многие современные толкователи Евангелия от Матфея разделяют его на пять больших частей по числу книг Пятикнижия Моисеева, желая показать этим, что оно является своего рода Пятикнижием Нового Завета. За исключением двух первых вводных глав (Мф. 1-2) и трех заключительных, где повествуется о Страстях и Воскресении (Мф. 26-28), основную часть Евангелия делят на пять частей следующим образом: гл. 3-7; гл. 8-11; 11, 2- 13; 14-18; 19-25. Таким образом, первые четыре части совпадают с пунктами 2-5 нашего деления, а пятая часть с нашими 6-7 пунктами. Каждый из этих пяти разделов начинается с описания каких-либо событий, а завершается поучениями; в конце каждого раздела стоит одна и та же фраза: «И когда Иисус окончил слова сии...» (Мф. 7, 28; 11, 1; 13, 53; 19,1;

26,1). Подобное сопоставление первой книги в каноне Нового Завета с Пятикнижием само по себе, конечно, достойно внимания. Мы не можем, однако, быть вполне уверены в том, что такой схемой, в духе

современной систематизации, обязательно должен был руководствоваться сам евангелист.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

827 - | 743 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.