Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фото И.Ф. Барщевского. 1886 г.




В самом конце XIX в. академик В.В. Суслов представил в Императорскую археологическую комиссию доклад, в котором уведомлял в числе прочего о ремонте оконных рам, переплетов, тамбуров и дверей, устройство которых было поручено другому подрядчику.[14] В архивных документах пока не обнаружены сведения, кто именно выполнял подряд по остеклению оконных и дверных проемов Софийского собора. Этими людьми в целях лучшей сохранности креста была также изготовлена остекленная рама, которая защищала древний памятник от неблагоприятных погодных условий. Такой факт внимательного и бережного отношения к максимальному сохранению всех архитектурных деталей и особенностей Святой Софии говорит о многом.

Западный вход в Софийский собор. Фото конца ХIХ в.  из книги Г.П. Райкова "Софийский собор Великого Новгорода". СПб, Алаборг, 2007 г.

 

Роспись храма была осуществлена артелью владимирских живописцев под руководством Н.М. Софонова в период 1896 – 1899 гг. Ростовая фреска с образом строителя Святой Софии святого князя Владимира Ярославича находится над ракой с его мощами в малом нефе к югу от входа в лестничную башню. Князь изображен с моделью храма Святой Софии, выполненной в современном для тех художников виде - с Алексеевским крестом на западной стене собора. Хотя этот рисунок хронологически «не историчен», все же, благодаря этой фреске, сохранился еще один облик храма, выполненный в живописной технике.

Фрагмент фрески «Святой князь Владимир Новгородский» с моделью храма Святой Софии находится над ракой с мощами Владимира Ярославича. Выполнена артелью Н.М. Софонова (1896 – 1899 гг.).

Владимир Николаевич Максимов

Фотографа  Владимира Николаевича Максимова (1882-1942 гг.) историк отечественной фотографии А.П. Попова относит к числу выдающихся, хотя и малоизвестных фотохудожников в области архитектурной съемки. В 1909 г., во время посещения Новгорода, В.Н.  Максимов сделал снимок западного фасада Софийского собора, где в объектив фотокамеры попал и Алексеевский крест.

Фото В.Н. Максимова. Софийский собор, 1909 г. из книги: Г.П. Райкова "Сокровища Великого Новгорода". СПб, "Алаборг", 2010г.

Еще одна дореволюционная публикация Алексеевского креста в 1914 г. принадлежит русскому искусствоведу и историку Юрию Ивановичу Шамурину (1888 – 1918 гг.). В статье, посвященной Софийскому собору, он очень поэтично описывает Алексеевский крест: «Каменный крест необычайной для Руси формы, заимствованной с православного Востока, весь покрыт великолепными барельефными композициями. В центре помещено Распятие: в распределении фигур, в гармонической строгости замысла проскальзывает мастерство, не уступающее мастерству иконописцев. Художник XIV века идеально овладел материалом и не уступил ему, как это часто случалось со средневековыми скульпторами, ни одной капли своего замысла: фигуры правильны и выразительны, лики тверды, точно мастер провел их по чуткому воску, а не вырезал в грубом камне. Распятие и Благовещение над ним – самые художественные и ритмичные изображения Алексеевского креста. Благовещение красиво, стройно, но нет в нем той тонкости, которая замечается в аналогичных иконных композициях.  Рождение Христово, слева от Распятия, сочинено просто, всего из двух фигур: преклоненной над яслями Матери и благословляющего ангела над ней. Справа Сошествие во ад, внизу – Мирожская икона Богоматери, с предстоящими апостолами – Петром и Павлом» (текст публикуется в современной орфографии – Л.Л.).[15] Здесь следует отметить, что Ю.И.  Шамурин явно ошибся, вслед за архиепископом Макарием, описывая иконографию нижней ветви креста как образ Мирожской Пресвятой Богородицы. На памятнике все же изображен сокращенный вариант евангельского события «Вознесение Христово». В композиции присутствуют всего два первоверховных апостола Петр и Павел, олицетворяя собой всю полноту апостольского служения.

Фото из книги Ю.И. Шамурина "Великий Новгород". М., 1914.

Видимо, это единственные сохранившиеся дореволюционные фотографии Алексеевского креста. С 1917 г. ход истории кардинально изменился, как для страны в целом, так и для храма Святой Софии с ее святынями и культурными ценностями. Софийский собор в 1922 г. «в силу его особой надежности как места хранения»[16], сделан хранилищем ценностей, поступивших в ведение музейного органа.

В 1920 – 1930-е гг. заведующий объединенного Управления новгородских губернских музеев Н.Г. Порфиридов занимался организацией новых музеев, сохранением и постановкой на учет наиболее ценных памятников искусства, формированием новых коллекций. Николай Григорьевич сумел привлечь лучших российских ученых к изучению памятников новгородского искусства. Новгородский архив Порфиридова погиб во время Великой Отечественной войны, но память ученого позволила ему воспроизвести некоторые события тех лет. Он описал в своих воспоминаниях приезд в Новгород А.В. Луначарского летом 1928 г. В тот период Алексеевский крест еще не имел повреждений.[17]

В 1929 г. собор был закрыт для богослужений (лишь изредка в главном храме с разрешения властей богослужения совершались до 1931 года). 25 декабря 1929 г. состоялось открытие антирелигиозного музея в Софийском соборе. Заведующим музеем стал – историк, археолог Василий Сергеевич Пономарев (1907 – 1978 гг.).

16 августа 1941 г. Новгород был занят фашистскими войсками. Часть святынь и ценностей Софийского собора удалось эвакуировать, но в соборе остались иконостасы, церковная утварь и многое другое. Назначенному оккупантами 29 августа 1941 г. первым бургомистром Новгорода В.С. Пономареву и протоиерею Василию Николаевскому – настоятелю Михаило-Архангельского собора Новгорода – было поручено принять меры к охране архива, собора Святой Софии, библиотеки и фонда музея.

Отношение к личности и действиям первого новгородского бургомистра было весьма неоднозначно на протяжении послевоенного времени. В.С. Пономарёв, внук знаменитого новгородского краеведа В.С. Передольского, был археологом и любителем старины. В 1933 г. он был репрессирован по делу «Российского студенческого христианского движения». После трех лет, проведенных в ГУЛАГе, «враг народа» снова вернулся в музей и работал по специальности. Принимал активное участие в эвакуации ценностей в 1941 г. В списке эвакуирующихся сотрудников музея он был последним в очереди как несемейный. По одним данным, Пономарев не покинул Новгород, потому что в поддержке нуждалась его пожилая тетя Ольга Васильевна, оставшаяся на тот момент единственным врачом Колмовской психоневрологической больницы. По другой версии, «он считал себя ответственным за оставшиеся в Новгороде музейные коллекции. В условиях оккупации это неизбежно требовало контактов с немецкой администрацией».[18] Во всяком случае, именно он в 1943 г. через Псков сопровождал культурные ценности в Германию, где занимался их тщательным описанием. После войны Пономарёв оказался в американской оккупационной зоне и в СССР больше не вернулся, осознавая, что сотрудничество с немцами ему не простят. Гражданства ФРГ он так и не принял (по одним данным – потому что не хотел быть гражданином страны, напавшей на его Родину; по другим – опасался экстрадиции). На Родине на Василия Сергеевича было заведено уголовное дело, как на коллаборациониста, но преступлений в его деятельности 1941-1945 гг. не нашли, розыск на него не объявлялся, и в 60-х гг. его следственное дело было уничтожено за ненадобностью. С родственниками из Советского Союза Пономарев контактов не поддерживал, боясь навлечь на них неприятности. Содействовал германским властям в работе по возвращению новгородских и псковских ценностей в СССР. Очень качественно составленные им списки во время войны, дали возможность безошибочно определить, к какому именно музею принадлежали те или иные предметы. В.С. Пономарев умер в г. Марбурге, оплатив уход за своей могилой до 2008 г. Несколько лет назад по инициативе родственников его останки были перезахоронены на родине.[19]

Протоиерей Василий Николаевский (1898 – 1945 гг.)[20] служил в Новгороде, в Михайловском соборе, затем в церкви села Васильевское Новгородской области. В период оккупации был благочинным Новгородского округа. В ноябре 1943 г. вместе с прихожанами и церковным имуществом был эвакуирован в Литву. Вернулся в Новгород в декабре 1944, скончался в мае 1945 г.[21]

Выдержки из докладной записки В.С. Пономарёва о мерах по охране памятников искусства и древностей в Новгороде Великом  22 апреля 1942 г.: «В ноябре месяце мы с отцом Василием Николаевским, священником Новгородской приходской церкви, организовали Церковно-археологический комитет и на собранные пожертвования произвели работы по очистке собора».[22] В своих послевоенных воспоминаниях В.С. Пономарёв писал о вывозе ценностей из оккупированного Новгорода: «Все предметы (литье, ризы, ткани и пр.) были перенесены в тайники на лестничной башне. Фреска Константин и Елена в Мартирьевской паперти и Алексеевский каменный крест XIV века в западной стене собора были заложены кирпичными стенками. Бомбардировка собора советской артиллерией вызвала распоряжение германских властей об эвакуации из Новгорода в Псков художественно-археологических ценностей из Софийского собора и других новгородских храмов, что и было исполнено в первых числах июля 1942 года. Вывезенные из Новгорода иконы и другие церковно-археологические предметы были доставлены в Псков, где и хранились в иконном фонде Псковского музея в Успенской Пароменской церкви. Зимой 1943 года из Новгорода был доставлен в Псков еще Алексеевский крест, выломанный немцами из стены Софийского собора, причем была отбита нижняя его часть».[23]  В архиве ЦГАВОУ находится отчет от 29 апреля 1944 года д-ра Роскампа об упаковке предметов искусства, «спасенных» войсковой группой «Норд». В нем упоминается, что при вывозе ценностей «один из … вагонов по пути из Пскова (подвергся обстрелу) был утерян».[24] Можно с осторожностью предположить, что Алексеевский крест не покинул пределов России, оставшись в том «потерянном» вагоне. По утверждению Ю.З. Кантор «псковский след» креста в немецких архивах до сих пор не обнаружен.

Фото М.А. Величко, 1944 г. Западный фасад Софийского собора. Крест выломан из стены.

Новгород был освобожден 20 января 1944 г., после чего буквально сразу начались работы по восстановлению порушенных святынь. Реэвакуация музейных ценностей из Советска, Кириллова и Москвы началась в том же 1944 г. В конце 1945 г. музей разместился в зданиях Грановитой палаты, Софийского собора и Никитского корпуса.

Михаил Антонович Величко на съёмке в г. Пушкине.

Фото: С.Д. Лаптев. 23 мая 1949 г. ЦГАКФФД СПб. Ар 203243.

Известный ленинградский фотограф Гатчинского дворца-музея, Михаил Антонович Величко (1898 – 1986 гг.) по данным архива ЦГАКФФД приезжал в Новгород в 1944 и 1946 гг. и сделал много фотографий памятников, разрушенных за период оккупации. В том числе, к этому времени относится сделанная им фотография опустевшей ниши в западной стене Софийского собора, где с XIV в. находился Алексеевский крест.

Софийский собор. Фото 1948 г. из архива С.Б. Мантейфеля, поступило от Б.К. Мантейфеля.

Фото Н.Н. Померанцева. Два ящика, покрытых железом около Георгиевской церкви в музее «Коломенское». Июнь 1957 г.

В 1947 г. крест был обнаружен на территории музея «Коломенское» около Георгиевской церкви в ящике, покрытым железом. Примечательно, что в Коломенском в это же время (с 1936 г. до смерти, последовавшей в 1948 году), жил у архитектора - реставратора Петра  Дмитриевича  Барановского (1892 – 1984 гг.) и работал хранителем музея-заповедника первый фотограф Алексеевского креста И.Ф. Барщевский.[25]

Фотография около 30-40-х гг. XX в. 

В центре: И.Ф. Барщевский, справа П.Д. Барановский.

Фото Н.Н. Померанцева. Алексеевский крест в интерьере Георгиевской церкви в Коломенском. Июнь 1957 г.

В Коломенском музее, благодаря усилиям П.Д. Барановского, с 30-х гг. со всех концов России собирались экспонаты по русской архитектуре, деревянному плотницкому делу, деревянной и каменной резьбе. С 1 февраля 1944 г.  в связи с организацией Комитета по делам архитектуры при СНК СССР П.Д. Барановский был назначен на должность начальника отдела реставрации главного управления охраны памятников. Каким образом крест попал из Пскова в Коломенское остается пока загадкой. Возможно, что этому мог способствовать Барановский. На официальный запрос Хранительской службы Софийского собора, администрация музея «Коломенское» сообщила, что в научном архиве и в учетной документации музея записи об Алексеевском кресте в составе коллекции отсутствуют.[26]

Николай Николаевич Померанцев.

Следующие две фотографии Алексеевского креста в 1957 г. сделал крупный теоретик и практик музейного дела, реставрации и исследования древнерусского искусства, удивительно интересная личность, фотограф Николай Николаевич Померанцев (1891 – 1986 гг.). В 1944 г. И.Э. Грабарь возобновил деятельность государственных реставрационных мастерских (ГЦХНРМ, а с 1974 г. – ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря), закрытых властями в 1934 г. Здесь и работал с 1953 г. до самой своей кончины Николай Николаевич. В 1956 г. сбылась его давняя мечта – в мастерских создается и начинает работать под его непосредственным руководством отдел реставрации деревянной скульптуры.  «Благодаря экспедициям Померанцева были найдены сотни предметов древнерусского искусства, вошедших в собрания крупнейших музеев, обследованы и описаны тысячи архитектурных памятников, икон, древнерусских скульптур, образцов деревянной резьбы, металлического литья и ткачества».[27] Видимо, интерес исследователя к деревянной резьбе и привлек его внимание к двум деревянным новгородским крестам, хранившихся в ящиках рядом с Алексеевским, в музее «Коломенское».

Фото ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Общий вид до реставрации.

Анна Николаевна Морозова со стажером В.И. Васильевым.

Памятник был направлен на реставрацию в ГЦХРМ имени И.Э. Грабаря, в мастерскую реставрации каменной скульптуры, основанную в середине 60-х гг. В период 1958-1959 гг. художниками-реставраторами Анной Николаевной Морозовой (+1997 г.), Юрием Мальцевым, Ромуальдом Александровичем Поповым (+2004 г.) была сделана гипсовая реконструкция утраченного фрагмента нижней части с композицией Вознесения Христова по фотографии И.Ф. Барщевского. Благодаря проведенным исследованиям, выяснилось, что на памятнике ранее были золоченые нимбы и крылья ангелов, а сам крест был расписан красками.[28]

Ромуальд Александрович Попов.

Фото ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Общий вид до реставрации. Фрагмент.

Фото ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Восстановленная нижняя часть из гипса.

Сведения о возвращении из ГЦХРМ Алексеевского креста отсутствуют, однако в 1962 г. этот памятник уже находился в Новгороде, и его состояние, по-видимому, было неудовлетворительным. Об этом свидетельствует выписка из протокола №1 Работы Комиссии Министерства культуры РСФСР по обследованию состояния стенных росписей в архитектурных памятниках г. Новгорода и Новгородской области 18 июля 1962 г. Директор Новгородского музея (с 1944 по 1967 гг.) - Т.М. Константинова обращается к Н.Н. Померанцеву: «Необходимо, чтобы решения Комиссии исходили из пожелания музея, т.е. скорейшего открытия Софии... Музей просит Мастерскую ГЦХРМ принять на реставрацию иконы иконостаса, Алексеевский крест и Корсунские врата…».[29]  

Фото ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Общий вид после реставрации.

 

Сведений о вторичной московской реставрации в архиве ВХНРЦ, к сожалению, не сохранилось. В 2010 году в мастерских случился пожар, в котором могли сгореть документы по Алексеевскому кресту. В июле 1965 г. отреставрированный резной каменный Алексеевский крест был передан из ГЦХРМ в Новгородский музей к открытию экспозиции по истории, культуре, искусству и реставрации Софийского собора, посвященной столетнему юбилею Новгородского музея-заповедника.[30] Администрация музея намеревалась сначала поместить памятник на его законное место – в нишу западной стены Софийского собора, но впоследствии крест экспонировался в горизонтальном положении в Корсунской паперти, затем - возле восточной стены, между Большим Успенским иконостасом и приделом Святого Иоанна Богослова.[31]

Алексеевский крест в экспозиции выставки по истории, культуре, искусству и реставрации Софийского собора, посвященной столетнему юбилею НГОМЗ 1966 г.

16 августа 1991 г. наступила новая веха в истории Святой Софии. Состоялся торжественный акт возвращения Софийского собора Русской Православной церкви, в котором принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929 – 2008 гг.). По благословению владыки Новгородского и Старорусского Льва, с целью сохранения художественных и исторических ценностей и святынь Софийского собора, была создана специальная Хранительская служба. В условиях проведения в храме богослужений сотрудникам Хранительской службы пришлось решать задачи наиболее удобного в его интерьере размещения памятников старины. Так как наклонное положение креста в низкой музейной витрине противоречило его прямому назначению - служить поклонным крестом для всех верующих,  – было принято решение установить его вертикально, закрепив на участке восточной стены возле левого крыла Успенского (Большого) иконостаса. Размещение на изначальном месте, в нише западного фасада, пришлось исключить ввиду использования гипса при реконструкции нижней ветви креста в ГЦХРМ.

Перед установкой креста в вертикальное положение, художник-реставратор Высшей категории Л.В. Ежова восстановила цельность креста, заполнив трещину гипсом на его нижней ветви и затонировав вставку. В 1997 г. после обследования главным архитектором института «Спецпроектреставрация» В.А. Дружининым кладки в предполагаемом месте установки, Алексеевский крест был вмонтирован в стену на металлической конструкции, безвозмездно изготовленной по просьбе сотрудников Хранительской службы на заводе «Квант»; основанием кресту служит сделанный там же небольшой металлический постамент. Своими воспоминаниями об этом памятном событии поделилась Главный хранитель Софийского собора Татьяна Юрьевна Царевская: «Установка креста оказалась делом непростым, потребовавшим от сотрудников Хранительской службы известного терпения. Ни с первого раза (к престольному празднику Успения), ни со второго (на Рождество Богородицы) это сделать не удалось – конструкция с крестом не состыковывалась, приходилось её увозить на доработку, возникали и иные непредвиденные трудности. Свершилось «воздвижение» Алексеевского креста только накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, т.е. 26-го сентября: буквально за пару часов до вечерней службы, под скрип цепей, поднимающих крест через специальный блок, под молитвы собравшихся нескольких старушек-прихожанок, крест торжественно поднялся во всю свою величину и занял отведенное ему – словно бы всегда предназначавшееся – место слева от Большого иконостаса».

Алексеевский крест в интерьере Софийского собора. Современный вид.

В заключение хочется еще раз упомянуть тех, кто сохранил Алексеевский крест и память о нем. Это художники, фотографы, искусствоведы, реставраторы, историки и хранители. Благодаря этим людям, крест и сегодня встречает всех, приходящих в Софийский собор и своими евангельскими сюжетами служит напоминанием о Христе, несшим самый  тяжелый крест ради нашего спасения.

Выражаю глубокую признательность сценаристу и режиссеру А.Д. Осиповой, а также администраторам группы «Великий Новгород – прошлое в фотографии» в социальной сети «В Контакте» за атрибутированные фотоматериалы периода оккупации Новгорода, натолкнувшие меня на расширение поисков по истории бытования Алексеевского креста.

Материал опубликован в журнале «София» №2 (2018 г.).

Автор публикации: хранитель Софийского собора

Л.А. Лепшина.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 938 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2522 - | 2179 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.