«Новый курс» советской дипломатии.В 1933 i. в связи с приходом к власти в Германии фашистов во главе с А. Гитлером изменилась расстановка политических сил в Европе. В советской внешней политике также произошел существенный поворот. Он выражался, помимо прочего, в отходе от восприятия всех «империалистических», государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента до 1939 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность, а ее главным устремлением становится изоляция Германии и Японии. Этот курс во многом был связан с деятельностью наркома иностранных дел М. М. Литвинова.
В ноябре 1933 г. СССР установил дипломатические отношения с США, а в 1934 г. Советский Союз приняли в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Вхождение Советской страны в Лигу Наций состоялось на его условиях: все споры, прежде всего по поводу царских долгов, были решены в пользу СССР. Это означало включение СССР в мировое сообщество в качестве великой державы.
В мае 1935 г. между СССР и Францией был заключен договор о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Но принятые взаимные обязательства на деле оказались малоэффективными, так как договор не сопровождался какими-либо военными соглашениями. Вслед за тем договор о взаимной помощи был подписан между Советским Союзом и Чехословакией.
В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. А после ввода немецких войск в Рейнскую область Советский Союз предложил Лиге Наций предпринять коллективные меры для действенного пресечения нарушений Германией международных обязательств, но его голос не был услышан.
Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта.Для осуществления своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наибольшая критика сталинской политики звучала со стороны социал-демократических партий зарубежных стран, поэтому Сталин объявил главным врагом коммунистов всех стран социал-демократов, называя их пособниками фашизма. Эти коминтерновские установки привели на практике к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.
В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса меняются и основные установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Георгий Димитров — герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского судебного процесса против коммунистов.
Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов теперь провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами — от социал-демократов до либералов.
Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за мир и безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной армии над армиями империалистов».
Первая попытка претворить в жизнь новую тактику Коминтерна была предпринята в Испании.
СССР и война в Испании.В июле 1936 г. в Испании генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и военную помощь. Англия и Франция провозгласили политику «невмешательства», что было фактически на руку мятежникам. Эта позиция вызвала возмущение левых сил. В Испанию прибыли тысячи бойцов-добровольцев из разных стран мира для борьбы с Франко на стороне законного правительства.
Советская дипломатия оказалась в весьма сложном положении. С одной стороны, открытая материальная и военная поддержка республиканской Испании грозила СССР новыми обвинениями в разжигании мировой революции, а значит, срывом попыток сближения с западными странами. С другой — оставление левых сил Испании и ее добровольных защитников без поддержки грозило потерей влияния ВКП(б) в международном коммунистическом движении и ростом симпатий к троцкистам, позиции которых в Испании были достаточно сильны. Поэтому 4 октября 1936 г. СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. В Испанию были направлены советская военная техника, две тысячи советников, в том числе и для борьбы с троцкизмом, а также значительное число добровольцев из числа военных специалистов. Однако помощь эта оказалась недостаточной. В 1939 г. республиканское правительство Испании, сотрясаемое внутренними противоречиями, капитулировало перед мятежниками.
События в Испании со всей очевидностью показали необходимость объединенных усилий всех стран в борьбе против набиравшего силу фашизма. Но западные государства все еще взвешивали, какой режим опаснее для них — фашистский или коммунистический.
Дальневосточная политика СССР.Положение на западных границах СССР в 30-е гг. было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах происходили в тот период прямые военные столкновения, менявшие политическую карту региона.
Первый военный конфликт произошел летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии. Камнем преткновения стала КВЖД, находившаяся с 1924 г. под совместным советско-китайским управлением. Но к концу 20-х гг. дорога и обслуживающие ее подразделения фактически перешли в собственность Советского Союза из-за крайне нестабильной политической ситуации в Китае. Однако в 1928 г. к власти в Китае пришло правительство Чан Кайши, которое стало проводить политику объединения страны. Оно попыталось силой вернуть себе утраченные на КВЖД позиции. Возник вооруженный конфликт. Советские войска разгромили начавшие боевые действия китайские пограничные отряды.
Вскоре обстановка на Дальнем Востоке вновь обострилась. Япония начала наступление на Китай. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, японские войска оказались у дальневосточных границ Советского Союза. Принадлежавшая СССР КВЖД была захвачена Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстановить дипломатические отношения.
В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия и Испания. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР и Китай пошли на взаимное сближение. В августе 1937 г. между ними был заключен договор о ненападении. Советский Союз стал оказывать Китаю значительную техническую и материальную помощь. В боях на стороне китайской армии сражались советские инструкторы и летчики-добровольцы.
Летом 1938 г. начались вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в августе 1938 г. в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока. Со стороны Японии это была первая разведка боем. Она показала, что взять наскоком советские границы вряд ли удастся. Тем не менее в мае 1939 г. японские войска вторглись на территорию Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. Советский Союз с 1936 г. был связан с МНР договором о взаимопомощи и ввел свои войска на территорию Монголии.
Мюнхенское соглашение.Тем временем фашистские державы осуществляли новые территориальные захваты в Европе. В марте 1938 г. Гитлер объявил о «воссоединении» (аншлюсе) Германии и Австрии. СССР, как и западные страны, осудил захват Австрии и заявил о необходимости принять все меры к предотвращению большой войны в Европе. Однако ни одна страна не пожелала взять на себя роль открытого противника Германии. Лидеры Англии и Франции вместо этого взяли курс на умиротворение Гитлера путем удовлетворения все новых и новых его претензий.
В середине мая 1938 г. немецкие войска начали подготовку к нападению на Чехословакию. Предлогом для этого стали притеснения чехословацкими властями немцев в Судетской области Чехословакии. Советское руководство согласно договору было готово оказать Чехословакии помощь, но при условии, что она сама попросит об этом. Однако Чехословакия надеялась на помощь своих западных союзников.
В сентябре 1938 г. главы правительств Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на конференцию допущены не были. Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на умиротворение агрессоров. Западные страны согласились на отторжение от Чехословакии Судетской области в пользу Германии (небольшие области получили также Венгрия и Польша).
Тем не менее Советский Союз был готов оказать Чехословакии помощь, руководствуясь Уставом Лиги Наций. Для этого было необходимо, чтобы Чехословакия обратилась в Совет Лиги Наций с соответствующей просьбой, но правящие круги Чехословакии не сделали этого.
Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре этого же года франко-германской декларации, являвшихся по существу пактами о ненападении. В этих документах договаривающиеся стороны заявляли о своем стремлении «никогда больше не вести войну друг против друга» и все вопросы разрешать при помощи консультаций.
Советский Союз, оказавшись по существу в изоляции, начал поиски новой линии во внешней политике.
Советско-англо-французские переговоры.Вернувшись из Мюнхена, премьер-министр Великобритании Н. Чемберлен заявил своему народу: «Я привез вам мир!» Иначе думало германское правительство. Пользуясь дальнейшим попустительством западных держав, Гитлер 15 марта 1939 г. окончательно захватил Чехословакию, а 23 марта занял Мемельскую область в Литве. В апреле 1939 г. Италия оккупировала Албанию. Это несколько отрезвило правящие круги Англии и Франции и вынудило их дать согласие на предложение Советского Союза начать переговоры о заключении соглашения о мерах по пресечению германской агрессии. Но политика западных держав на деле оставалась прежней.
12 августа в Москву для ведения переговоров прибыли представители Англии и Франции. Здесь выяснилось, что англичане не имеют полномочий для ведения переговоров и подписания соглашения. Пренебрежительное отношение к переговорам подчеркивалось и тем, что во главе обеих делегаций были поставлены второстепенные чиновники, в то время как советскую делегацию возглавлял народный комиссар обороны маршал К. Е. Ворошилов.
Советский Союз не имел, общей границы с Германией, поэтому он мог принять участие в войне с ней только в том случае, если союзники Англии и Франции — Польша и Румыния — пропустят советские войска через свою территорию. Однако пи англичане, ни французы ничего не делали для того, чтобы побудить польское и румынское правительства дать согласие на проход советских войск. Французская и английская делегации следовали предписаниям своих правительств вести переговоры медленно, не принимать на себя каких-либо обязательств, «могущих связать нам руки при всех обстоятельствах».
Сближение СССР и Германии.Гитлер, уже принявший решение напасть на Польшу, также предложил СССР начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Перед Сталиным встал нелегкий выбор: или отклонить предложения Гитлера и тем самым согласиться с выходом германских войск к границам СССР в случае поражения Польши в войне с Германией, или заключить с Германией соглашения, дающие возможность отодвинуть границы СССР на запад и избежать на какое-то время войны. Для советского руководства не были секретом попытки западных держав подтолкнуть Германию к войне с Советским Союзом, равно как и стремление Гитлера расширить «жизненное пространство» Германии за счет восточных земель. Разведка докладывала Сталину и о том, что в случае отказа СССР подписать договор с Германией та была готова договориться с Англией о возможных совместных действиях против Советского Союза.
Сталин все больше склонялся к выводу о необходимости подписать соглашения с Германией. Он учитывал и то, что с мая 1939 г. на территории Монголии в районе реки Халхин-Гол велись крупные боевые действия между советско-монгольскими и японскими войсками. Перед Советским Союзом вырисовывалась реальная перспектива ведения войны одновременно и на восточных, и на западных границах.
23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении. К договору прилагались секретные протоколы о разделе Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином. Устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше. Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия относились к сфере влияния СССР.
В тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват Польши и одновременно убедить своих генералов в том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах, как что было в 1914 — 1918 гг. Сталин получил реальную возможность значительно отодвинуть западные границы и получить время для укрепления обороны страны. Советское государство было в основном восстановлено в границах бывшей Российской империи.
Заключение советско-германских соглашений сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и позволило перенести направление германской агрессии на запад. Советско-германское сближение внесло определенный разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта.
Уладив дела на западе, Советский Союз активизировал поенные действия на востоке. В конце августа советские войска под командованием Г. К. Жукова окружили и разгромили японскую армию на Халхин-Голе. Японское правительство было вынуждено подписать в Москве мирное соглашение. Угроза эскалации войны на Дальнем Востоке была ликвидирована.
Таким образом, в 30-е гг. в связи с существенными переменами политической ситуации в мире менялся и внешнеполитический курс СССР. Не найдя поддержки западных государств по вопросу создания системы коллективной безопасности, СССР был вынужден пойти па союз с главным мировым агрессором — фашистской Германией.
ДОКУМЕНТЫ