В 1929 г. началась массовая коллективизация, заготовительная компания приняла насильственный характер, рыночные механизмы были сломлены. Принудительная коллективизация вызвала забой скота и падение урожаев, а выкачивание хлеба из села выросло. В итоге — голод 1932–1933 гг.
В начале индустриализации в апреле 1928г. было заявлено о "саботаже" старой технической интеллигенции ("шахтинское дело"). Старые кадры были отстранены и прошло широкое выдвижение на руководящие посты рабочих — членов партии, что негативно сказалось на развитии производства. В июне 1931г. была сделана попытка остановить этот процесс. Некоторые дискриминационные меры по отношению к старым кадрам отменялись (например, ограничение доступа их детей к высшему образованию). В июле 1931г. был принят закон, ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы на предприятии. В сентябре 1932г. были введены трудовые книжки. С ноября 1932г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади. Власть директоров существенно возросла. В 1929г. был принят первый пятилетний план развития. С этого времени "косвенное регулирование" вытесняется элементами непосредственного управления.
Внешняя политика СССР в предвоенные годы
Большевистская внешняя политика с первых дней была двойственной. С одной стороны, она строилась на принципе пролетарского интернационализма, в соответствии с которым требовалось приложить максимальные усилия для раздувания пожара мировой пролетарской революции. С другой стороны, необходимость решения внутренних политических и экономических проблем требовала спокойствия на границах и развития экономических связей. Отсюда возникал принцип мирного сосуществования с капиталистическими странами.
На рубеже 20–30-х гг. И.В. Сталин и его окружение сделали выбор в пользу внутренних задач. Отныне главной целью внешней политики СССР и его союзников стало создание благоприятных внешнеполитических условий для обеспечения безопасности страны.
В середине 30-х гг. советское руководство выступало за создание системы коллективной безопасности. Весной 1939 г. в этой системе оказались заинтересованы и Англия с Францией. Они приняли предложение СССР о создании общеевропейской антифашистской системы. Однако выстроить ее не удалось.
В соответствии с основной внешнеполитической целью в 1939–1941 гг. между СССР и Германией был заключен также целый ряд экономических соглашений. Советский Союз экспортировал в воюющую Германию промышленное сырье, продукты питания, разрешил транзит через свою территорию стратегического сырья из Японии, Китая, Ирана и Афганистана.
Заключение с Германией пакта о ненападении и развивающих его соглашений стало крупнейшей внешнеполитической ошибкой за всю историю СССР. Она явилась логичным результатом сталинских методов работы. Внешняя политика И.В. Сталина отличалась келейностью и непрофессионализмом.
Профессиональные дипломаты от участия в разработке внешней политики были устранены. Она готовилась в величайшем секрете даже от некоторых членов Политбюро.
Пакт о ненападении крайне отрицательно сказался на соотношении сил между СССР и Германией к лету 1941 г. Осенью 1939 г. Германия не имела возможности воевать с СССР, поскольку импортировала 100% нефти, 90% олова, 80% каучука, 50% свинца.
К 1941 г. все ресурсы Европы находились в ее распоряжении. Часть стратегических ресурсов Германия в 1939–1941 гг. получила от СССР. Оккупация половины Европы позволила Германии вдвое увеличить свои экономические возможности.
Наука и культура
Отделение церкви от государства и школы от церкви, широкое развертывание атеистической пропаганды среди населения способствовали освобождению культуры от влияния церкви.
За годы социалистического строительства в советском обществе утвердилась марксистско-ленинская идеология. Была ликвидирована массовая неграмотность, обеспечен высокий уровень образования всего населения. С 20-х годов началось регулярное радиовещание, перед войной — телевещание.
В 30-е годы отношение к науке становится все более утилитарным. Приоритетное развитие получили направления, связанные с нуждами практики. Научно-исследовательская работа стала планироваться в соответствии с народнохозяйственными задачами. В 1933 г. Академия наук СССР была подчинена Совнаркому, а в 1934 г. переведена из Ленинграда в Москву, что укрепило ее связи с наркоматами. Ликвидация автономии Академии наук вела к утверждению административных методов руководства наукой. Некомпетентным руководством были признаны неперспективными или даже ложными некоторые направления науки. Так, на долгие годы затормозилось развитие генетики, молекулярной биологии, кибернетики.
Исследования в области общественных наук во многом определялись установками "Краткого курса истории ВКП(б)", который был издан под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И. В. Сталина в 1938 г. Возведение в догму "Краткого курса", представлявшего собой, по сути, историческое оправдание сталинизма, тормозило развитие науки, негативно сказывалось в практике преподавания и пропаганды истории партии.
На рубеже 20-30-х годов наметились новые тенденции в литературно-художественной жизни советского общества. Ушли в прошлое политические разногласия в среде художественной интеллигенции, большинство писателей и художников приняли новый общественный строй как исторически обусловленный и наиболее целесообразный для России. В литературе и искусстве обозначился поворот к реализму, стремление к организационному единству.
Крупным событием в культурной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. в Москве. Съезд принял Устав и избрал Правление Союза. Социалистический реализм провозглашался основным методом советской литературы.
Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.
С конца 20-х годов на сценах театров утвердилась советская пьеса. Изменение репертуара, встречи с трудящимися на общественных просмотрах и обсуждениях способствовали сближению театра с жизнью.
В 1936 г. было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, К. Байсеитова и др.
Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е годы советская кинематография. В конце 20-х годов была создана собственная база кинематографии: открыты новые оборудованные киностудии, кинотеатры, снабженные отечественными проекторами, налажен выпуск кинопленки, созданы оригинальные системы звуковой киноаппаратуры. Уже к концу 20-х годов советские немые фильмы постепенно вытесняли зарубежную кинопродукцию с экрана.
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и других, выдвинулись молодые советские дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.
Процесс объединения творческих сил шел и в изобразительном искусстве. В 1931 г. возникла Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ), призванная объединить художественные силы страны. Однако она не сумела решить поставленные перед ней задачи, так как в ее деятельности проявились худшие стороны Пролеткульта — администрирование, вульгарный социологизм. В 1932 г. РАПХ, как и другие организации творческой интеллигенции, была распущена. Начали создаваться союзы художников, объединявшие деятелей изобразительного искусства республик и областей. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов.