ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ ОКРУГ. Екатеринодарский (Краснодарский) отдел — административная единица в составе Кубанской области Российской империи и Кубано-Черноморской области РСФСР, существовавшая в 1869 —1924 годах. Административный центр — город Екатеринодар. По площади Екатеринодарский отдел был наименьшим из отделов Кубанской области и занимал территорию 8 346,5 вёрст ² (9 498,3 кв.км). Граничил к югу с Черноморской губернией. Река Кубань делила отдел на северную и южную части. Северная часть, так называемое «Черноморье», была занята крупными казачьими станицами, развившимися большей частью из бывших «куреней» Черноморского казачьего войска; в южной части, ближе к Екатеринодару, на равнине, были расположены горские селения (аулы), а далее, в предгорьях, также казачьи станицы и немногие селения коренных жителей других сословий. Северная часть отдела и равнина по левому берегу Кубани имела степной характер и плодородную черноземную почву. Южная часть, по верховьям левых притоков Кубани, Афипса, Псекупса и Апчаса, представляла собой холмистую, повышающуюся к югу поверхность, изрезанную оврагами и балками и заросшую по большей части мелкой лесной порослью. Современное состояние На территории бывшего Екатеринодарского отдела Кубанской области сейчас располагаются территории городов Краснодар и Горячий Ключ, Северский и Динской районы Краснодарского края, Тахтамукайский и Теучежский районы Адыгеи, а также часть Усть-Лабинского района. История Образован в 1869 году как Екатеринодарский уезд. 27 января 1876 года часть территории уезда была выделена во вновь образованные Закубанский и Кавказский уезды. С 1888 года — Екатеринодарский отдел. После установления Советской власти на Кубани в марте 1920 года Екатеринодарский отдел вошёл в состав вновь образованной Кубано-Черноморской области. 7 декабря 1920 года город Екатеринодар был переименован в Краснодар, а Екатеринодарский отдел — в Краснодарский. 27 июля 1922 года за счёт части территории Краснодарского и Майкопского отделов, населённой адыгейцами, была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в городе Краснодар. 2 июня 1924 года была ликвидирована Кубано-Черноморская область и все отделы входившие в неё. Большая часть территории Краснодарского отдела вошла в состав Кубанского округа Юго-Восточной области. Административное устройство В 1913 году в состав отдела входило 5 волостных правлений, 32 станиц, 10 аульных правлений и 3 хутора: Волостные правления: Ассоколайское — селение Ассоколай, Григорьевское — станица Григорьевская, Львовско-Товарищеская — село Львовско-Товарищеская, Усть-Лабинское — слобода Усть-Лабинская, Шабано-Тхамахинское — село Шабановское, Станицы: Азовская, Бакинская, Безыменная, Бейсугская, Васюринская, Воронежская, Георгие Афипская, Дербентская, Динская, Елизаветинская, Ильская, Калужская, Кирпильская, Ключевая, Кутаисская, Ладожская, Мартанская, Марьянская, Нововеличков Новодмитриев Новотитаровск Пашковская, Аульные правления: Новый Бжегокай, Пчегатлукай, Габукай, Джиджихабль, Лакшукай, Понежукай, Тахтамукай, Шабанохабль, Панахес, Шенджий, Хутора: Азовский, Марьянский, Смоленский. По состоянию на 26 января 1923 года в состав отдела входили город Краснодар и 27 волостей: Бейсугская, Брюховецкая, Васюринская, Выселковская, Георгиеафипская, Горячеключевская, Динская, Елизаветинская, Ильская, Кирпильска, Кореновска, Ладожская, Мартанская, Марьянская, Медведовск, Некрасовск, Нововеличк Новотитаро.
Населённые пункты Крупнейшие населённые пункты (население, конец XIX века): г. Екатеринодар (65 606) ст-ца Пашковская (11 237) ст-ца Динская (10 000) ст-ца Старокорсунская (8 000) ст-ца Новотитаровская (7 896) ст-ца Пластуновская (7 525) ст-ца Ладожская (6 118) ст-ца Васюринская (5 710) ст-ца Усть-Лабинская (5 423) ст-ца Рязанская (5 067) ст-ца Северская (3 737) ст-ца Воронежская (3 246) ст-ца Калужская (2 236) Население Национальный состав отдела в 1897 году: Национальность Численность, чел. Дол вс населе украинцы 126 941 русские 83 751 черкесы и адыгейцы 19 851 греки 3 476 армяне 2 807 другие 8 336 Итого: 245 173 Распределение населения по половому признаку [4]: мужчины — 125 832 (51,3 %) женщины — 119 341 (48,7 %) Экономика Главное занятие жителей — земледелие, которым занималось 86 % всего населения. Под посевы распахивалось свыше 262 000 га. Значительно было развито виноградарство и садоводство: под виноградниками 608 га, под садами — 969 га. Пчеловодство — 1 151 пасека с 37 200 ульев; собиралось до 5 000 пудов меда и до 500 пудов воска. Скотоводство: лошадей — 66 635, рогатого скота — 138 292, овец и коз — 3 020 488, свиней — 503 301, буйволов — 13 099, ослов и мулов — 1 489. Фабрик и заводов было 413. Образование и здравоохранение Во всех станицах и крупных казачьих хуторах имелись училища министерства народного просвещения; в значительных станицах — двухклассные училища. Войсковые больницы — в Екатеринодаре, в станице Ладожской и в местечке Горячий ключ (Псекупская). Кроме Екатеринодара, почтово-телеграфные учреждения находились также в станицах Усть-Лабинской и Ладожской.
ЗИХИЯ. В XIV веке на Таманском полуострове была образована Матрегская католическая епархия, епископом которой был черкес (адыг).
В 1404 году, повествуя о Черкесии, в своей книге Иоанн де Галонифонтибус сообщал: Хорошо известно, как черкесский дворянин <известный впоследствии как Иоанн Зихский> был продан в Генуе, где он прошёл обучение, и когда он освободился от рабства, то стал францисканцем и в конце концов Святой престол посвятил его в архиепископы епархии этой страны. Здесь он жил и долго удерживал свой приход, обращая в христианство многих своих соотечественников.
Автор книги допустил одну ошибку: автор, причисляет к доминиканскому ордену и Иоанна Зихского, но, как заметил исследователь этих записок Л. Гарди, Иоанн Зихский был францисканцем, что следует из буллы Папы Климента VI.
В 1330 году в католицизм были обращены некоторые черкесские князья. Католиком был адыгский князь Миллен (Верзахт). С ним Папа Римский поддерживал связи с 1329 по 1333 год.
В 1346 году в Зихии первым католическим епископом был назначен францисканец Иоанн (Иоанн Зихский фр. Jean de Ziquie, по происхождению черкес).
21 февраля[31] 1349 года в Авиньоне Жан де Зики был произведен Папой Римским в сан архиепископа.
В 1358 году архиепископу Иоанну Зихскому даны полномочия облекать саном епископа. К этому моменту уже существовал епископский центр в Маппе (Анапе).
Иоанн Зихский докладывает римской курии, что его «провинция» распространяется до Железных Ворот, откуда «на расстоянии восьми дней пешего хода нет другого епископства латинского обряда».
В 1363 году возникла необходимость разграничить пределы парафий Таны и Маппы. Они принадлежали к разным архиепископствам (Сарая и Матреги), что вызвало необходимость разграничения, как результат выделение особого «епископства Каспийских гор» (дата не известна, но в 1363 г. оно уже действовало).
Тридцать лет спустя, в 1376 году в Матреге умер архиепископ Иоанн Зихский. В дальнейшем титулярными епископами Матрегскими номиновались следующие иерархи католической церкви: Теофил Матуленис (Литва) — епископ Матрегский с 1928 по 1943 год, в дальнейшем — епископ Кашядорский Рафаель Гонзалес Эстрада (Гватемала) — епископ Матрегский с 1944 по 1994 годы.
Также титул епископа Матрегского решением архиепископа Августина Бачинского присвоен Павлу Левушкану, ординарию Южного Церковного округа Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания в России.
Френккардаши
Основная статья: Френккардаши
В результате миссионерской деятельности католической церкви в XII−XV веках и смешанных браков жителей генуэзских колоний черноморского побережья с местными жителями возникла этноконфессиональная группа черкесов «френккардаши», которая получила название от католических монахов-францисканцев, занимавшихся миссионерской деятельностью в Зихии. По своей религиозной принадлежности френккардаши были католиками.
Кафинский префект Генуэзской республики Д’Асколи послал к адыгам миссионера Д. де-Лукка, которому адыгская аристократия оказала почтение и согласилась принять католических миссионеров. По словам Д’Асколи, у адыгов (черкесов) не было церквей и священников. Их шогены, научившись немного читать по-гречески, исправляли у черкесов духовные требы христианских обрядов.
В 1475 году Каффа была взята турками. Постепенно турки завладели остальными генуэзскими колониями черноморского побережья. Влияние Католической церкви при турецком владычестве стало постепенно ослабевать. Общины френккардашей оставались без попечения католических священников, часть уехала в Геную, остальные растворились в местном населении.
Последнее упоминание о френккардашах, проживавших в Северном Причерноморье, датируется 1673 годом.
Френккардаши под Эльбрусом
Фредерик Дюбуа де Монпере в своей книге «Путешествие вокруг Кавказа» сообщал следующее: «Со временем правления Инала связано другое предание; оно было рассказано мне генералом Энгельгардтом в Пятигорске; позднее я нашел его у только что названных авторов, но расскажу то, что слышал.
Франки или генуэзцы обитали по всем долинам северного подножья Кавказа и находились в мире и дружбе с жителями этой страны. Жилища франков заполняли главным образом долину Кисловодска, распространяясь даже за рекой Кубанью. Один из вождей франков полюбил жену кабардинского вождя и просил кабардинца уступить ему её, но кабардинец и слышать не хотел об этом. Между тем жена кабардинца, быть может, любившая франка или, скорее, движимая желанием послужить родине, посоветовала своему мужу уступить её франку, но с тем, чтобы он исполнил все условия, которые предложат ему на третий день после свадьбы. Франки собрались с кабардинцами в церкви за рекой Кубанью, напротив Камары; здесь их вожди принесли взаимную клятву. Затем они повторили эту клятву перед языческими идолами кабардинцев. Наступил третий день, и кабардинский вождь объявил свои условия: он потребовал, чтобы франки удалились за Кубань, что они и вынуждены были исполнить. Часть их ушла к подножию Эльбруса, где они забыли и свою веру и своё происхождение».
Из записок коменданта Дербентской крепости, времен царя Петра I немца Гербера: Кубетинцы «имеют своё происхождение от генуэзцев, потому что в разговорах и песнях находим слова генуэзские, вещи под штемпелем оных, и пушки под генуэзским гербом, и притом кубетинские женщины и поныне на печеных хлебах делают крест, хотя и не знают, для чего».
Согласно сочинения «Письма о Грузии» грузинского историка Луки Исарлова жители дагестанского аула Кубачи называли себя потомками франков.
«[В 1830-х годах] кобачинцы часто приезжали в Тифлис к католическому префекту, патеру Филиппу, как к французскому священнику, рекомендуя себя потомками франков. … Они показывали патеру Филиппу старинные рукописи, писанные на пергаменте, объясняя, что эти пергаменты остались от их предков, франков, что религия их была того народа, на языке которого писаны эти пергаменты, сохраняемые ими, как святыни, хотя они сами стали уже мусульманами. Рукописи были писаны на латинском языке. Главноуправляющий барон Розен, к которому кобачинцы являлись часто, расспрашивал их через … лезгинского переводчика. Он намерен был отправить к ним … патеров … для обращения кобачинцев в христианство; но это не состоялось».
В 1634 году доминиканец Эмиддио Доттелли Д’асколи сообщал о дальнейшей истории френккардаши следующее: «Иные же (френккардаши) остались при дворе хана, даровавшего им селение, называемое Сивурташ (Sivurtasc), то есть остроконечный камень, которое до сих пор существует и заметно издали. Хан дал им также бея той же национальности, называвшегося Сивурташ-беем. Хан очень дорожил ими и отправлял их в качестве послов в Польшу и к другим христианским государям; сделал их всех спагами (spaha), то есть придворными дворянами. Со временем бей перешёл в магометанство, многие последовали его примеру. Сивурташ находится на близком расстоянии от ханского дворца, потому приезжавшие к хану знакомые или родственники чиркасы уходили затем к немногим христианам, оставшимся в Сивурташе, и сильно стесняли тех, а потому они, 30 лет тому назад, со всеми семьями, переселились в Феччиалу (Нижняя Фоти-Сала или Ашагы-Фоти-Сала), на полдня пути далее, но в стороне, в прелестной местности, орошённой рекой, с источниками вкуснейшей воды и изобилием плодов».
Последнее надгробье старого кладбища с надписями на итальянском языке (местное название Френк-мезарлык — кладбище франков) датировано 1685 годом.
К концу XVII века потомки генуэзцев и френккардаши растворились среди местного христианского населения, переняв язык и религию (крымские греки (румеи и урумы). Уже через век русские войска под командованием Суворова выселили крымских греков в Приазовье, те крымские греки которые не хотели покидать Крым перешли в Ислам став составной частью крымскотатарского этноса.
После ряда войн на Кавказе Черкесия стала частью царской России.
В СССР Черкесия стала частью Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Краснодарского края, а также частично Ставропольского края (южная часть), Республики Северная-Осетия (Алания) (северная часть) и Республики Ингушетия (северная часть).
Во времена парада суверенитетов и распада СССР были попытки разделения Карачаево-Черкесии и провозглашения Черкесии отдельной республикой с перспективой ирредентистского объединения с также населёнными адыгским народом Адыгеи и Кабарды, которая могла выделиться при разделении Кабардино-Балкарии. При этом Черкесский Конгресс предполагал в перспективе объединить все земли, исторически принадлежавшие Черкесии и/или населённые черкесами — Адыгея, кабардинская (северная) часть Кабардино-Балкарии, черкесская (северная) часть Карачаево-Черкесии — под названием Адыгская Республика или Республика Черкесия.
После того как карачаевцами была провозглашена своя Карачаевская Советская Социалистическая Республика, 27 октября 1991 года съезд черкесских депутатов всех уровней также провозгласил Республику Черкесия.
После многодневных многотысячных митингов 3 декабря 1991 года постановлением Верховного Совета Карачаево-Черкесии было принято обращение к федеральному центру о признании отдельных республик.
В январе 1992 года Президент России Б. Н. Ельцин готов был признать разделение Карачаево-Черкесии и внёс на рассмотрение в ВС РСФСР проекты законов «О восстановлении Карачаевской автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации».
После референдума 28 марта 1992 года, на котором большинство населения Карачаево-Черкесии высказалось против разделения, разделение узаконено не было, и Черкесия осталась частью Карачаево-Черкесии (с 16 октября 1992 года — Карачаево-Черкесская Республика).
ЗИХИЯ. Черке́сия (Черке́ссия, Черка́сия, адыг. Ады́гэ Хэ́ку) — государство и историческая область на юге России, территория исторического проживания черкесов (адыгов), те или иные области которой в разное время именовалась различными макротопонимами в соответствии с экзонимами и эндонимами населявших её народов: Касогия, Зихия (в узком смысле: Чигия), Папагия, при этом подчас какой-либо макротопоним обозначал не только территорию проживания того или иного народа, но переносился (в основном, иностранцами) на всю территорию, населённую племенами адыгов. Наиболее подробное описание средневековой Черкесии сделал архиепископ Султании Иоанн де Галонифонтибус в 1404 г. в своей «Книге познания мира» (1404). Из его писания следует, что на рубеже XIV и XV вв. Черкесия расширила свои пределы на север до устья Дона, и он отмечает, что «город и порт Тана находится в этой же стране в Верхней Черкесии, на реке Дон, которая отделяет Европу от Азии». В своих комментариях к книге Галонифонтибуса З. М. Буниятов отмечает, что в этом предложении в оригинале (рукописи) говорится о Зихии (Sicia) — Sychia у Юлиана и Ziquia у Рубрука. Глава IX «Книги познания мира» посвящена Черкесии. В первом же предложении сам Галонифонтибус подчеркивает, что у этой страны два названия: Зикия и Черкесия (в рукописи Ziquia sive Tarquasia): «Страна называемая Зикией или Черкесией расположена у подножья гор, на побережье Чёрного моря».
В 1625 г. Джиованни да Лукка, миссионер-доминиканец, детально описывает границы Черкесии: «От гор, которые ими называются Варадскими, до Кудесчио, первой из деревень, лежащей в стране черкесов вдоль приморского берега, считают 300 миль. Впрочем, все это пространство, хотя очень плодородное, не населено. От Кудесчио до Абхазии считается 140 миль. Народ, живущий на этих горах, называет себя христианами, подобно жителям лесов, растущих на равнинах. Они повинуются особенным князьям».
В XVIII веке Черкесия располагалась на исторической территории проживания адыгов (черкесов) и абазин, а именно в горах, предгорьях и степях северо-западного и центрального Кавказа, то есть занимала нынешнюю республику
Адыгея, часть территории современных Ставропольского (юг) и Краснодарского (центр и юг) краёв. К середине XIX века представляла собой конфедерацию племенных княжеств (Кабарда, Джиляхстаней (Малая Кабарда), Темиргой, Бжедугия, Натухай, Убыхия, Махош, Егерухай, Хатукай, Бесленей, абазинские княжества) и земель свободных общинников (Абадзехия, Мамхег, Шапсугия). В средние века — по побережью Азовского и Чёрного морей южнее реки Дон до р. Бзыбь, включая находящуюся в её устье Пицунду, к югу по Главному Кавказскому хребту и на востоке до Каспийского моря (к северу от устья р. Сулак). Земли к северу от Кубани к концу XVI века заняли ногайцы (до 1783 года), так называемые Малые Ногаи, или Казыева Орда, которые слабо контролировались черкесскими князьями.
Цари, правители
В первой четверти XI века народами Черкесии (или частью её) управлял известный касожский (черкесский)
Редедя.
Благодаря античному историку и географу Арриану, нам известно имя одного из царей зихов (во втором веке), так как он сообщил: Рисмаг был царём абазгов, …Спадаг — царем санигов … и Стахемфак — царем зихов. 1237 год — в персидских хрониках историк Рашид ад-Дин указал, что черкесский царь Тукар погиб в битве с монголами.
1255 год — в своей книге «Путешествие в Восточные страны» фламандский монах-францисканец и путешественник Гийоме де Рубрук записал: К югу у нас были величайшие горы (Кавказ), на которых живут по бокам, в направлении к пустыне, черкисы (Cherkis) и аланы, или аас, которые исповедуют христианскую веру и все ещё борются против татар. 1333 год — папа Иоанн XXII в своем письме, адресованном царю Зихии (не до конца прояснён вопрос: имелась ли в виду, в узком смысле, Чигия — или, в широком смысле, — Черкесия) Верзахту, благодарит правителя черкесов (или же зихов, чигов) за помощь в деле внедрения христианской веры среди язычников-адыгов (черкесов). Следует отметить: властный статус Верзахта был настолько высок, что по его примеру, остальные черкесские князья также приняли католичество.
1471 год — сохранился договор, заключённый между правителем Зихии и правителем Кафы, упоминающий имя ещё одного правителя зихов — Петрезока. Договор предусматривал поставку хлеба из Зихии в Кафу.
Основная статья: Адыгская аристократия
К вопросу о готах в Зихии (Черкесии)
Пока единственным свидетельством того, что в конце IV века н. э. имело место готское проникновению в Зихию, является перипл Псевдо-Арриана.
Города
Крупнейшим городом, вероятно, было поселение Зихо́поль, о котором сообщает «География» Страбона: … недалеко от Гермонассы находятся Трапезунт и затем Колхида. Здесь где-то находится одно поселение под названием Зигополь. Вторым известным древним городом зихов является Никопсия. Византийская хроника сообщала: Зима 763/764 гг. люта бысть. С начала октября сделался великий холод не только в нашей земле (Византии), но и на востоке, севере, западе, так что северная часть Понтийского моря (Черного) на 100 миль от берега превратилась в камень. И то же было от Зикхии до Дуная, от Куфиса-реки (Кубани) до Днестра и Днепра, от всех прочих берегов — до Мидии (Курдистана). Когда же снег выпал на столь толстый лед, то толщина его увеличилась ещё, и море приняло вид суши. И ходили по нему, как посуху, из Крыма во Фракию (Юго-Восточную Болгарию) и из Константинополя в Скутари (азиатская часть Босфора). В 957 году Константин Багрянородный, византийский император записал — За Таматархой (Тамани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Её протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия (Казакия), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор — страна Алания. Вдоль побережья Зихии [в море] имеются островки, один крупный островок и три [малых], ближе их к берегу есть и другие, используемые зихами под пастбища и застроенные ими,— это Турганирх, Царваганин и другой островок. В бухте Спатала находится ещё один островок, а в Птелеях — другой, на котором во время набегов аланов зихи находят убежище. Побережье от пределов Зихии, то есть от реки Никопсиса, составляет страну Авасгию (Абхазия) — вплоть до крепости Сотириуполя. Она простирается на 300 миль. 1245 год — Черкасы были названы Рашид ад-Дином среди народов, которые Чингисхан предназначил для владений Джучи (в одном ряду с урусами и асами) («Сокровенного сказания» они названы серкесутами); о них говорится в булле Иннокентия IV 1245 года.
1230 год (ориентировочная дата) — Сихия — так произносили и записывали Зихию венгерские миссионеры.
1404 год — Черкесия — так называется отдельная глава «Книги познания мира» («Libellus de notitia orbis»), которую Иоанн де Галонифонтибус написал на испорченной латыни.
1830 год — Черкесия — официально никем не признанная конфедерация племен Северо-Западного Кавказа, управляемая органом народного представительства племен — Хасэ, с 1861 года — Черкесским Парламентом (Лъэпкъ Тхьэрыlуэ Хасэ), размещавшимся в долине реки Сочи (Шачэ). Парламент имел всенародное представительство и решал важнейшие государственные вопросы (предшественник современных парламентов).
К вопросу о границах Зихии
Локализация некоторых объектов неясна. Ю. Н. Вороновым ранее было предложено обратить внимание на вышеуказанное сообщение Константина Багрянородного, так как 1 миля = 1481,5 м, то протяженность Зихии, находящейся, по Константину, между реками Укрух и Никопсис, составляет 445 км, а Авасгии (Абхазия) — тоже 445 км, то есть общая их протяженность оказывается чуть большей, чем расстояние от Анапы до Трапезунда (около 800 км). Таким образом, отмечает Воронов, Никопсия должна находиться между современной Гагрой и Адлером, а Сотириуполь — не в секторе Сухум — Пицунда (как считали Ю. Кулаковский, З. Анчабадзе и др.), а в районе Трапезунда. Тем самым границы Авасгии в X в., по Константину, простирались вплоть до Трапезунда. Никопсия предположительно идентифицируется с городом Нафсай, известным по «Житию Або Тбилели», локализуемым в районе современного
Гантиади (Цандрипш).
Христианский период истории Черкесии
Христианские предания о посещении Зихии апостолами
Одно из самых первых упоминаний зихов (зикхов, чигов, циков или джиков — таковы разнообразные транскрипции данного этнонима) осталось в историографии благодаря церковным преданиям христианской веры, согласно которым первые семена христианства были занесены в Зихию ещё в I веке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита. Всего в Зихии известны четыре древние епархии, имевшие центры в Зихо́поле (Ζυγόπολις) или Зихи́и (Ζιχία), в Фанагории, Ни́копсисе (Νίκοψις) и Тама́тархе. Вероятно епархии в Зихополисе и Фанагории в скором времени были упразднены. По меньшей мере упоминания о них в позднее время не встречаются.
Первое упоминание о Зихийском епископе относятся к первой трети VI в. Известно, что епископ Зихии Дамиан (Δομιάνος Επίσκοπος Ζικχίας) участвовал в работе Константинопольского собора 536 года вместе с епископом Боспора Иоанном.
В нотициях VII−VIII веков епархиями Зихии (επαρχία Ζηκχίας) названы три автокефальные архиепископии: Херсонская, Боспорская (επαρχία της αυτής (то есть Ζηκχίας) ο Βοσπόρου) и Никопская (επαρχία της αυτής ο Νικόψεως), хотя, как утверждает
Ю. А. Кулаковский, собственно епархией зихов из перечисленных могла быть названа только Никопсийская.
С Никопсисом церковь связывает предание об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита. Никопсис упоминается в «Житии апостола Андрея Первозванного», написанного Епифанием Монахом, совершившем паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20−30-е годы IX в. Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами (черкесами) в Никопсисе в 55 году. Упоминание о Зихийской епархии есть в житии Стефана Сурожского, составленного, по всей видимости, в скором времени после преставления святого, то есть во второй половине VIII века. Зихийская епархия упомянута, как место свободное от иконоборчества. Это «северные склоны Эвксинского понта (Чёрного моря), побережные области, лежащие по направлению к Зихийской епархии». С конца X века и до конца XI существует объединённая архиепископия Таматархи и Зихии с центром в Таматархе. Однако при императоре Алексее I Комнине (1081−1118) и патриархе Евстратий (1081−1084) кафедры вновь были разделены, при этом центром Зихийской архиепископии стал Никопсис. Впоследствии епархии были вновь объединены в архиепископию Зихии и Матрахи. Епархиальным центром остался Никопсис.
В конце XIII века статус Зихийской епархии был повышен до митрополии. Так как с 1318 года в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом «Зихо-Матархского». Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи «преосвященном» Иосифе относятся к 1396 г.
Зихийская епархия
Основная статья: Зихийская епархия
Всего в Зихии известны четыре древние епархии, имевшие центры в Зихо́поле (Ζυγόπολις) или Зихи́и (Ζιχία), в Фанагории, Ни́копсисе (Νίκοψις) и Тама́тархе. Вероятно епархии в Зихополисе и Фанагории в скором времени были упразднены. По меньшей мере упоминания о них в позднее время не встречаются.
Первое упоминание о Зихийском епископе относятся к первой трети VI в. Известно, что епископ Зихии Дамиан (Δομιάνος Επίσκοπος Ζικχίας) участвовал в работе Константинопольского собора 536 года вместе с епископом Боспора Иоанном.
В нотициях VII−VIII веков епархиями Зихии (επαρχία Ζηκχίας) названы три автокефальные архиепископии: Херсонская, Боспорская (επαρχία της αυτής (то есть Ζηκχίας) ο Βοσπόρου) и Никопская (επαρχία της αυτής ο Νικόψεως), хотя, как утверждает Ю. А. Кулаковский, собственно епархией зихов из перечисленных могла быть названа только Никопсийская.
С Никопсисом церковь связывает предание об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и
Симона Кананита. Никопсис упоминается в «Житии апостола Андрея Первозванного», написанного Епифанием Монахом, совершившем паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20−30-е годы IX в. Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами (черкесами) в Никопсисе в 55 году.
Упоминание о Зихийской епархии есть в житии Стефана Сурожского, составленного, по всей видимости, в скором времени после преставления святого, то есть во второй половине VIII века. Зихийская епархия упомянута, как место свободное от иконоборчества. Это «северные склоны Эвксинского понта (Чёрного моря), побережные области, лежащие по направлению к Зихийской епархии». С конца X века и до конца XI существует объединённая архиепископия Таматархи и Зихии с центром в Таматархе. Однако при императоре Алексее I Комнине (1081−1118) и патриархе Евстратий (1081−1084) кафедры вновь были разделены, при этом центром Зихийской архиепископии стал Никопсис. Впоследствии епархии были вновь объединены в архиепископию Зихии и Матрахи. Епархиальным центром остался Никопсис.
В конце XIII века статус Зихийской епархии был повышен до митрополии. Так как с 1318 года в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом «Зихо-Матархского». Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи «преосвященном» Иосифе относятся к 1396 г. В XII веке на Кавказе появились первые католические миссионеры.