Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественная деталь как средство изображения внутреннего мира героев произведений А. А. Лиханова

 

В своих произведениях Лиханов активно использует такое косвенное средство психологизма как художественная деталь, в частности психологический портрет и пейзаж.

Художественный портрет главного героя романа «Никто» Николая приведен на первых же страницах романа: светлоглазый юноша с круглым лицом и струящимися темно-русыми волосами, «тонкий как прут или лозина» [31]. Но одна черта его внешности глубоко психологична и неоднократно повторяется на протяжении всего романа – «льдистые, светло-серые глаза», «немигающий водянистый взгляд» [31]. Глаза героя были застывшими и не выражали никаких душевных чувств, пустой взгляд пугал даже взрослых. Эти глаза – символ душевной искалеченности выросших в интернате детей, ведь они тоже в какой-то степени «неживые», застывшие. Автор подчеркивает этой деталью внешности непохожесть мальчика на других и психологический эффект от общения с ним: «П ацан как пацан, но даже внешне он не такой, как все: ровный, даже бесстрастный, с водянисто-серыми глазами, устроенными так, что когда он глядит в упор, то становится не по себе. И еще кажется, когда он смотрит, что будто знает что-то такое, чего никто не знает, и, если надо, станет действовать на основании этих своих тайных знаний» [31].

Рефреном через текст произведения подчеркивается поведенческая деталь Коли – его спокойствие: «Спокоен так, что, кажется, из него вынуты нервы. Вынуты, накручены на катушку из-под ниток и заброшены в дальнюю даль. Оттого и казался он совершенно бесчувственным» [31]

Но на самом деле все дети, выросшие в интернате, почти никогда не показывают своих чувств: «Близко-близко подходили слезы к глазам этих ребят, и могли бы они уже и не сдерживаться <…> Но нет, они не дали себе воли. Они были подсушены интернатовским воспитанием, смута кружилась в глубине их существ, не имея права выходить наружу, повторим – истинная смута, а не срыв или истерика, прикрывающие то, что творится внутри. Они просто притихли, уйдя на мгновение каждый в себя»[31]. Даже смерть Антона не напугала героя, хотя во время бандитских разборок могли убить всех, включая Колю. «Интернатовская анестезия – так называется нечувствительность к боли, достигаемая уколами, таблетками или даже вдыханием специального газа во время операций, – действовала безотказно» [31].

Со свойственным ему спокойствием он угрозой восстанавливает свой авторитет в училище, но при этом спокойный и временами безразличный «Кольча чувствовал себя отвратно. Казалось бы, интернатским извинительно все, но такое случилось с ним впервой. Никогда никого не притеснял он так всерьез, как этого Серегу <…> у Топорика собственной силы не прибавилось, ведь боялись не его, а взрослых мужиков за спиной. Выходит, Кольча употребил во зло страх, вызываемый другими <…> Среди своих бесчувствований неожиданно он услышал неправду. Неправда эта получалась стыдной. Было бы справедливо, если он стал вдруг виноват перед хорошим человеком, а Серегу хорошим признать было нельзя. И вот он стыдился, что наказал дурня и дубину. Смутно у Кольчи на душе, смутно в голове. Все-таки он еще не привык к уравнениям, где все неправда и дрянь» [31].

Однако герой Лиханова всегда личность, и Николай, не смотря на внешнее спокойствие и холодность, умел чувствовать иногда сильнее и острее других ребят. Чувства прорывались сквозь ледяную броню мальчика: «Время от времени на Колю накатывал какой-то стих, будто из неведомых ему его собственных кровавых глубин, незримых, пока человека не располосуют, как из тайных недр земли, где кипят безумной жаркости магма, газы и Бог знает еще что, на самом деле управляющее жизнью на планете, похожее на вулканическое извержение и землетрясение враз, выходило наружу, корежило, прерывало дыхание, выбивало нездоровую, бесстрастную слезу <…> без всякого предупреждения, без повода, без знака, из него что-то выпучивало, выгибалось, лезло, неясное поначалу, в самые малые его годы, но потом все-таки каким-то образом выражаемое… Он терял опору под собой – вот как это выглядело» [31]. Внутри мальчика буквально ломает: «К концу восьмого класса Топорика корежить стало чуть не каждый день» [31]. Николай пытается понять кто он такой и откуда, что ему делать со своей жизнью.

Внешность Коли меняется, когда он начинает работать с Валентином – новая прическа, одежда, и все это влияет на его самовосприятие: «Топорик увидел в зеркале нечто весьма даже недурственное, похожее на Валентайна, не тупое, не примитивно-пэтэушное, а скорее эдакое полутелевизионное, спецшкольное, элитарное» [31].

Валентин – глава банды, собирающей дань с города. Впервые Коля видит его на выпускном, когда выпивает с друзьями в березовой роще. И сразу же портрет героя дан через психологическую характеристику – Валентин «светлоглазо улыбался» [31], у него был «смеющийся взгляд» [31] его «голубые глаза так и лучились доброжелательностью и приветливостью» [31], и Топоров почувствовал, что от него не исходит угроза.

Первая встреча с Валентином произошла на выпускном Николая, когда они с друзьями ушли в березовую рощу в «полумрак июньского северного лета» [31] и «неверные сумерки летней ночи» [31]. Сумерки – время суток, которое является некой границей между светом и тьмой, добром и злом, реальностью и фантастическим вымыслом. Природа находится с героем в гармоничном единстве, вторит смятению в чувствах Николая, который стоит на границе двух этапов своей жизни и не знает, что его ждет впереди.

Появление Валентина происходит именно на границе света и тьмы, в июньские сумерки, в час, когда грани мира истончаются, когда не видны тени. Оно предваряется таким звуковым элементом пейзажа как хруст ветки, «прозвучавшей будто выстрел» и заканчивается выстрелом уже вполне реальным: «Минут через десять где-то вдалеке, один за другим, прогремели семь выстрелов. Они знали по телеку – это разрядили обойму» [31]. Лиханов в этом моменте эпизода не использует традиционный в литературе прием психологического параллелизма, сливая природу и чувства мальчика, напротив, он противопоставляет реакцию Коли на Валентина, которого мальчик сразу принял как настоящего друга и даже брата, с настороженной реакцией природы, как будто предупреждающей юношу.

Валентин – это связь между светом и тьмой, он появляется как демон- искуситель, объединяя эти стихии, и, демонстрируя торжество последней, увлекает как сирена своими сладкими речами Николая и уводит его во мрак. Нетрудно увидеть его родство с демонами Блока, Лермонтова и Врубеля. В 1910 г. на могиле Врубеля Александр Блок произнес: «Демон – символ нашего времени. Это символ мировой скорби, стон исстрадавшейся и разуверившейся души». Так и Валентин в образе Демона выступает как символ нашего переломного и противоречивого времени.

Кроме того, этот эпизод заключен в рамки кольцевой композиции (выстрел при появлении Валентина и выстрел в момент его ухода). Такой прием создает психологическое напряжение читателя, это то самое «чеховское ружье» («Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него» [67. С. 274]). Этот же прием использован для создания психологичского напряжения и в последних эпизодах романа: узнав о смерти Валентина, Николай стреляет в предавших его людей, а затем звучит финальный выстрел, оборвавший жизнь главного героя.

Автор добавляет еще одну психологическую характеристику Валентина – «интеллигентное лицо» [31]. Действительно, пусть и являясь бандитом, он умеет произвести впечатление, расположить к себе. Валентин незауряден, может шагнуть за черту привычного и именно это привлекает в нем Топорова, он мечтает «проснуться» вырваться из интерната и обрести себя, а Валентин поможет ему в этом.

Валентин – тонкий психолог, он плетет словесные кружева вокруг Николая, чутко угадывая его мысли: «При частых встречах Валентайн выдавал Топорику некоторые сентенции, которые удивительным образом моментально подтверждались»; сбивая с толку и используя это в своих целях: «А Валентин и не сомневался, что вгонит пацана в шок своим признанием. Вглядывался в него волчьим взглядом, усматривал слабину, высчитывал, куда надо погнать волчонка. Нет, не зайчишку, которого гонят играючи, чтобы, запугав вконец, одним легким жимом челюсти придушить, подкинуть, уже дохлого, разок-другой вверх, взгоняя еще текущую, но останавливающуюся кровь, и рвануть на куски, а волчонка – своего детеныша, может, воспитанника, словом, существа общей стаи, которое должно робеть перед старшим, но быть отважным в делах с тварями иной породы, знать опасность и обходить ее без всяких знаков и звуков, идти вторым, третьим, вслед за матерым, за опытным и старшим, запоминая ухватки стаи, ее нравы и законы. Валентин, как умелый и сильный зверь, с любовью, успокоением, даже нежностью глядел на своего молодого выкормыша, который был сбит с толку, а это самое подходящее состояние, чтобы пройти с ходу несколько сложных препятствий. продвинуться вперед в непростом образовании, потому что когда молодой сбит с толку и думает о другом, ему легче дается новый риск, новая опасность, которые он будет одолевать, не думая о них» [31].

«Всевидящий Валентин» – так характеризует его автор. Он всегда знает, что происходит в душе мальчика, появляется и исчезает в нужные моменты.

 

Но за этой легкостью Валентина, за балаганом слов и действий – такая же поломанная судьба мальчика из интерната... («Просто я, как ты, детдомовец! – Валентин сказал эту фразу негромко, даже неохотно, но прозвучала она как выстрел» [31]). Именно это и хочет показать в нем Лиханов – в чем-то гоголевский «смех сквозь невидимые миру слезы», «хлестаковщину» как скоморошество в позитивной тональности, как синоним безудержной фантазии, сотворения своего мира, авантюризм Остапа Бендера с огоньком в глазах. «Отправимся, как мечтал Остап Ибрагимович, в Рио-де-Жанейро покупать белые штаны и купаться в синем океане» [31], говорит однажды Валентин.

В повести «Обман» Лиханов также использует ряд ярких психологичных художественных деталей.

 Так, описывая портрет Галки Васиной – подруги главного героя – автор так говорит о ее взгляде: «глаза ее – два черных выстрела» [32].  Этим Лиханов подчеркивает ее проницательность и умение словами кардинально изменить точку зрения другого человека. Так, в частности, произошло, когда несколькими точными фразами Галка смогла изменить мнение главного героя о замужестве его матери.

Яркий психологический портрет матери главного героя дан в эпизоде первого посещения новой квартиры: «Она плачет горько, безутешно, и тут же смеется, и вытирает лицо пуховым беретом, размазывая краску с ресниц. И Сережа неожиданно замечает: лицо мамы, еще только что радостное, вдруг делается усталым. Словно мама долго-долго шла по какой-то дороге и вот пришла, села. Все в ней опустилось, оборвалось. Она пришла к цели» [32]. Мальчик будто бы предчувствует смерть матери.

Еще одна психологическая портретная деталь – глаза Сережи. Пережив смерть матери и предательство Никодима, разменявшего квартиру и не желавшего больше принимать участие в судьбе мальчика, Сережа как будто замерзает, замирает в своей боли. Именно это читатель и видит в его глазах: «В Сереже будто работает странный выключатель. Он то верит в происходящее, думает, что Никодима нельзя осуждать, – размышляет, как равнодушный старик, – то не верит. Не может поверить, что это все Никодим говорит. Что это он такое придумал. «Щелк-щелк», – работает выключатель, и глаза Сережины то расширяются от непонимания и обиды, то смотрят равнодушно и пусто» [32].

Использует Лиханов в этой повести и прием психологического пейзажа. И вновь время суток – сумерки: «Сережа смотрит вверх. Солнце ушло за горизонт, на улице уже сумерки, а небо еще совсем дневное, и облака на нем горят дневным сиянием. Небо и облака темнеют позже земли. Земля загородила собой солнце, но не навсегда. Завтра придет утро, и снова станет светло. Сережа вдыхает в себя прохладный воздух. Обида угасает, как вечер» [32]. Пограничное состояние природы, когда солнце уходит за горизонт, а естественная освещенность на Земле обеспечивается отражением солнечного света от верхних слоев атмосферы, после которого наступает ночь, действует на героя умиротворяюще. Чувства мальчика перекликаются с природой, которая затихает и набирается сил перед новым днем.

Природа вторит чувствам мальчика во многих эпизодах. Так, когда Анна собирается выйти замуж за Никодима, Сережа колеблется и просит мать этого не делать, но потом чувствует себя виноватым в несчастье матери. И в этот момент «май, а на улице дождь, нудный, будто осенью» [32], «дождь встал глухой белой стеной – в двух шагах, словно лес скрывает человека» [32], а когда Галка объясняет ему, что Анна Петровна выйдет замуж «для счастья», и Сергей принял решение поддержать мать, погода изменилась, «дождь прошел», «лужи походят на осколки темных стекол. Огни, загоревшиеся в окнах, отражаются в воде желтым бисером. После дождя потеплело. Небо расчистилось от туч. Над крышами повис яркий лунный зрачок» [32]. Вновь ночь становится временем покоя, в котором отступают все дневные проблемы.

Ощущение счастья приходит к Сергею также через природу. По дороге в деревню он, Анна и Никодим едут на велосипедах через поле, сливаясь с природой: «Они едут дальше. Спицы сливаются в серебристые круги. Шесть сверкающих на солнце кругов катятся по дороге, взбивая легкую пыль, выбираются на большак, пропускают мимо себя урчащие самосвалы и стремительные легковушки, потом съезжают на тропку и неслышно серебрятся посреди ромашек, голубых колокольчиков, шелестящих пик иван-чая. "Что такое счастье? – думает Сережа и сам себе отвечает: – Счастье – это как сейчас!"» [32]

 Вторит герою природа и в самый страшный момент жизни – день смерти его матери. Она тоже причиняет Сереже боль и страдания: «Он бежит по улице. Он бежит без шапки и без пальто. Ветер рвется ему навстречу, швыряет в лицо пригоршни колючего снега. Ветер старается остановить его, но он бежит, напрягая все силы» [32].

Как и природа каждой весной главной герой возрождается после смерти самого близкого человека. «Но тебя надо встряхнуть, понимаешь! Тебя надо оживить, а то ты тоже умер» [32], – говорит ему Галка. «Он в самом деле оживал… Когда серое, дождливое небо разрезает голубая чистая полоска, человек смотрит именно на нее – уж так он устроен. И тучи расходятся. Так должно быть, потому что этого ждешь. Не вечно же лить дождю» [32].

Но вновь жизнь преподносит мальчику испытания, заканчивающиеся совершением Сережей глупой кражи двадцати девяти рублей из буфета. Бабушка пытается помочь внуку и отправляет Сережу на поезде в другой город, в училище к знакомым. Состояние мальчика вновь передает погода за окнами вагона: «Лампочки вспыхивают, гаснут и снова вспыхивают. Сережа открывает глаза. За окнами – гроза. Небо до самого края занавешено лохматыми тучами, с которых срываются корявые молнии. Дождь порывами плещет в стекло <…> Вдруг все молнии из всех туч сразу, в одно мгновенье, падают вниз. Окно озаряется слепящим синим светом, потом гаснет и вспыхивает вновь. Сережа сжимается» [32].

Неоднократно в качестве средства изображения внутреннего мира героя художественная деталь используется и в повести Лиханова «Мальчик, которому не больно».

Сюжет этой повести на первый взгляд бесхитростен. Есть се­мья – Папа, Мама, Бабушка и Мальчик. Мальчик – инвалид, он не может ходить. Родители пред­принимают отчаянные попытки вылечить ребенка, но с каждым новым визитом очередного док­тора надежд остается все меньше и меньше. Мальчик все это видит и прекрасно понимает. Ребенок, находясь в изоляции от мира, вы­страивает свой внутренний дом, где лучшим другом становится живущий за тумбочкой Паучок. В воображении Мальчика он – по­граничник между бедой и нормаль­ной жизнью. Он учит Мальчика стойкости и терпению. Потом происходит страшное. Мама, не согласная нести «этот крест», пы­тается начать все заново и создает себе другую семью, с другим па­пой и другим малышом. Куда-то исчезает пограничник-Паучок, и в жизнь семьи разрушительным по­током устремляется Беда. Погиба­ет в автокатастрофе Папа, увозят в неизвестную больницу Бабушку (она попросту исчезает, как ис­чез Паучок), а Мальчик попадает в интернат для детей-инвалидов, где никто никому не нужен.

Альберт Лиханов – мастер точ­ных, выразительных деталей, кото­рые говорят красноречивей длин­ных эмоциональных фраз. В повести «Мальчик, которому не больно» можно выделить несколько таких ярких косвенных средств психологизма.

Поражает связь Мальчика с природой: «Как прекрасен наш сад! Ранней весной из-под снега выбираются острые росточки и быстро распускаются, превращаются в треугольные белые цветы. Это подснежники. Мы с папой любим их, потому что папа говорит — это цветы надежды. Ведь настает весна, и подснежники первыми ее объявляют. Потом мы встречаем синие первоцветы. Нарядные, хотя и невысокие ростом, разноцветные крокусы. А потом пошло, пошло – успевай восхищаться да радоваться. Черемуха! Сирень! Жасмин! Трава, пробиваясь острыми копьями сквозь прошлогодние пожухлые листья, взлетает ввысь, застилая землю ковром, и так вокруг ясно и чисто, что мне почему-то хочется плакать. И я иногда плачу <…> светлыми слезами» [30]. Так образно, ярко использовал Лиханов прием психологического параллелизма, отмечая созвучность чувств природы и ребенка, надежды на будущее и силу весны.

Особой нежно­стью окрашены эпизоды прогулок Мальчика с Папой по саду. Прогул­ки их медленные, потому что за эти непродолжительные моменты выхода в большой мир Мальчику нужно поторопиться вглядеться в его красоту, почувствовать за­пах снега и земли, увидеть первые распускающиеся цветы и увяда­ющие листья – «только успевай восхищаться и радоваться!» [30]. А еще ощутить надежную силу рук отца, теплоту его щеки, запах его волос.

Также как и в произведениях Лиханова «Никто» и «Обман», в повести возникает образ сумерек: «А в тот раз, когда мы покормили Чока и ушли, было еще холодновато. Сияло вечернее солнце, повесили головки подснежники. Настало время между ночью и вечером. По имени «сумерки». Сумерки были и на душе — и у меня, и у Папы» [30]. И опять – пограничное состояние, которое ощущают герои, предчувствие беды, перемен.

Мама дарит Мальчику «электрическую коляску из Америки» – последнее слово техники. Да, передвигать­ся ему становится удобнее, да, Папе больше не нужно носить тяжести. Но эта тяжесть – его любимый сын. И под натиском равнодушного про­гресса отступает мир природы – Мальчик не может (и не хочет) ехать по нему резиновыми колесами электромобиля: «Но зато он не прижимает теперь меня к себе. И я не дышу ему в щеку. И он не может остановиться, чтобы мы вместе наклонились к какому-нибудь летнему цветку. Мир кукушкиных слёзок, зелёного мха, нежных цветочков незабудки немножко отодвинулся от нас в сторону. Я не мог ехать по нему резиновыми колесами моего электромобиля, потому что он предназначался только для асфальта» [30].

 Из жиз­ни уходит что-то важное, светлое, объединяющее отца и сына в одно целое, и с этого момента вступа­ет в действие запущенный Мамой механизм центробежной силы, ко­торая оторвет всех друг от друга, разрушит и размечет привычный мир в клочья.

Когда Мама Мальчика решает начать но­вую жизнь без неудачного, «брако­ванного» ребенка-инвалида, потому что она имеет «право на счастье» и способна без угрызений совести и излишней рефлексии объехать свой черновик неудавшегося про­шлого, у Папы на щеках появля­ется щетина, а Бабушка больше не шлепает бодро тапками, а тихо «прихлапывает». Автор использует прием умолчания, не говоря больше ни сло­ва о том, что думают, чувствуют, переживают эти люди. Но щетины и тапочек вполне достаточно для характеристики – острой, как лез­вие бритвы – полоснувшего семью горя, неизбывной пропасти и пусто­ты от ощущения непоправимости человеческого предательства.

Лиханов использует психологический портрет и в повести «Девочка, которой все равно».

Описывая одну из двух главных героинь повести Ольгу, автор сравнивает ее с «дребезжащим стаканчиком из тонкого стекла»: «Мне даже понравилось, как она задребезжала. Будто тонкий такой стаканчик. Личико ее слегка затряслось, наверное, от неожиданности» [29]. Этим показано волнение и колебания девушки, только вступающей во взрослую жизнь. Смогут ли они с Настей понять друг друга, найти дорогу навстречу, войти во враждебные, чужие миры? Кем станет Настя для Ольги – только несколькими страничками в дипломе, объектом исследования, или близким человеком? Сможет ли дипломница только потрогать чужие больные судьбы и отойти в сторону, или сумеет сделать для них мир хоть чуть-чуть лучше?

    Портреты воспитательниц даны в зооморфно-карикатурной форме: «Зинпетровна — баба очень больших размеров. Почти как Марьванна. Но та уж законченная китиха: голова слилась с телом, шея заплыла салом, и заместительниша выглядит сплошной такой тушей. А директор женского рода только приближается к этому образцу. Она пока еще только акулиха. Руки, до плеч свободные от одежды, напоминают небольших поросят, шея похожа на громадную колбасу, груди на окорока, спрятанные от взгляда, а само тело… Как бы сказать… В общем, под Зинпетровной находится не стул, а широкая, без спинки табуретка, сделанная ей по заказу нашим комендантом Ерофеичем» [29].

Так, представленные портреты двух поколений попечителей детских душ даются автором на любопытном контрасте. Старшее поколение обладает «угловатыми» именами и необъятными мягкими телесными формами. Юная Ольга – носительница «круглого» имени и обладательница модельной фигуры. Они отражаются друг в друге, как в кривых зеркалах. Но только воспитатели здесь на своем месте, органично вплелись в среду, а Оля – что-то вроде беспомощного слона в посудной лавке. Через многое ей предстоит пройти, чтобы стать своей в этом мире, чтобы суметь кому-то помочь.

Через некоторые художественные детали-образы автор показывает разницу подходов к жизни Насти и Оли. Так, картина «Аленушка» В. Васнецова становится в этой истории своеобразной точкой отсчета. Студентка решает отвести свою маленькую подопечную в музей, чтобы приобщить к светлому миру очищающего и возвышающего искусства. Для Оли «Аленушка» – безусловный символ русской чистоты и красоты. Адля Насти из детдома – поруганная душа, с которой произошло то страшное и ужасное, что пережила сама Настя.

 В книге есть много значимых, сложных и серьезных тем. Одна из таких историй – тема памяти, подается Лихановым через образ семейной реликвии студентки Оли, блокадной ложке, которую детдомовка Настя, приглашенная к Оле на чаепитие, «уворовывает» и сдает в ломбард за копейки, чтобы купить потом у узбека чебурек, так сладко и вкусно пахнущий сытой жизнью. Ложка для Ольги является частью прошлого, ее рода, а для девочки из интерната – лишь средство добыть еду.

 Проанализировав выбранные произведения Лиханова, нами было установлено, что для характеристики внутреннего мира своих героев автор часто использует такое косвенное средство психологизма как художественная деталь, в частности психологический портрет и пейзаж.

При этом указанные средства создания психологизма в произведениях писателя имеют ряд особенностей. Наиболее частой деталью психологического портрета персонажей Лиханова являются глаза. Особенность данного приема у Лиханова – передача контраста внешности и внутреннего состояния героя, своего рода оборотничество, когда реальность оказывается не такой как кажется. Так, например, спокойные, холодные, льдистые и застывшие глаза Николая Топорова сочетаются с происходящей в этот момент у него в душе смутой, ломкой; смеющиеся, светлые глаза Валентина – с его демонической натурой и поломанная судьба мальчика из интерната, застывшие глаза Сережи из повести «Обман» и боль, вызванная смертью матери в его душе, искаженные зеркальные портреты воспитателей и Ольги Олеговны из повести «Девочка, которой все равно».

Лиханов использует в своих произведениях прием психологического параллелизма, ведь мир природы невероятно близок к миру ребенка, воспринимающего мир как синкретическую единицу, поскольку их сознание, по сравнению со взрослыми, мифологично. Природа активно противостоит жестокому и искусственному миру взрослых (так Мальчик даже не хочет ехать по траве в электрической инвалидной коляске).

Природа находится с героями в гармоничном единстве, вторит смятению в их чувствах, радости, горю. Наиболее ярко это проявилось в повестях «Обман» и «Мальчик, которому не больно».

Обращает на себя внимание использование Лихановым для создания психологизма в трех из четырех подвергнутых анализу произведений состояния природы в такое время суток как сумерки. Оно подчеркивает пограничное состояние психики героев, борьбу добра и зла в их душах, предчувствие серьезных изменений в судьбе. А в четвертом произведении – «Мальчик, которому не больно» – Лиханов тоже использует прием двоемирия, пограничности, зыбкости реальности при помощи образа Паука-пограничника.

 


 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы, приемы и способы психологического изображения | Имя и безымянность героя как средство психологической характеристики героев А. А. Лиханова
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2155 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.