А.С. Малкуш, Н.А. Ахмедзянова
Слушание музыки
Рабочая тетрадь
________________________________
________________________________
Класс
(первый год обучения по программе А.С. Малкуш)
Дорогие ребята!
Рабочая тетрадь по Слушанию музыки поможет вам изучить и усвоить сложный язык музыки, разобраться в музыкальных терминах и научиться грамотно их применять.
На уроках Слушания музыки вы познакомитесь с разными музыкальными инструментами, научитесь узнавать их по голосу и по внешнему виду.
Желаем удачи!
Урок № 1
Тема: Музыка. Язык музыки. Мелодия. Кантилена и инструментальная мелодия.
Мелодия – это звуки, которые следуют по порядку, звучат ладно и связаны по смыслу.
Мелодии бывают двух видов:
Кантилена | Инструментальная мелодия |
певучие мелодии, удобные для пения | неудобные для пения мелодии, но их могут сыграть музыкальные инструменты |
Звуки мелодии могут двигаться вверх или вниз, образуя рисунок «волны».
В одних мелодиях много скачков, широких ходов. В других мелодиях, наоборот, звуки движутся плавно, перетекая друг в друга.
Задание: послушай и определи, в каких музыкальных произведениях мелодии удобны для пения, отметить их буквой «К» (кантилена) в таблице.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урок № 2
Тема: Мелодия и гармония. Аккомпанемент. Консонанс и диссонанс.
Гармония – это одновременное звучание двух и более звуков, то есть созвучия, аккорды, а также их чередование.
Аккомпанемент ом называются созвучия и аккорды, которые звучат вместе с мелодией. Мелодия является главной, ведущей. Аккомпанемент считается второстепенным, но именно он украшает мелодию.
Консонанс | Диссонанс |
слитное, согласное звучание | неслитное, резкое звучание |
Задание: определи, какие созвучия главенствуют в музыкальных произведениях, заполни таблицу буквами «К» (консонанс) и «Д» (диссонанс).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урок № 3
Тема: Лад. Мажор и минор. Динамика.
Лад – это организация звуков.
Как организован, устроен музыкальный лад?
В ладах мажор и минор 7 звуков, которые делятся на устойчивые и неустойчивые ступени.
Первый звук называется тоникой. Это самый главный и самый устойчивый звук в ладу. Устойчивыми ступенями являются также третий и пятый звук лада. Остальные звуки – это второй, четвёртый, шестой и седьмой звуки лада – являются неустойчивыми ступенями.
Известно, что свои чувства люди выражают жестами и мимикой. В музыке же различные чувства и настроения выражаются, прежде всего, ладом.
Существует два лада:
Мажор J | Минор L |
звучит бодро, весело, радостно | звучит более мягко, задумчиво, иногда – грустно или сурово |
Задание: определи лад шести музыкальных произведений, заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
O | O | O | O | O | O |
Динамика – это сила звука.
Существуют различные динамические оттенки в музыке, которые обозначаются двумя знаками p (тихо) и f (громко).
Динамические оттенки:
pp, ppp (пианиссимо) | p (пиано) | mf (меццо форте) | f (форте) | ff, fff (фортис-симо) | p < f crescendo (кресчендо) | f > p diminuendo (диминуэндо) | sf (сфорцандо) | sub. p (субито пиано) |
очень тихо | тихо | не очень громко | громко | очень громко | постепенно усиливая звук | постепенно затихая | внезапно громко | внезапно тихо |
Задание: определи динамику пяти музыкальных произведений, заполни таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урок № 4
Тема: Метр. Размер. Такт. Ритм. Акцент. Синкопа.
Метр – это музыкальный «пульс», чередование сильных и слабых долей.
Удары метра называются долями. Доли бывают сильными и слабыми. Их чередование повторяется. Метр в нотной записи представлен размером. Верхняя цифра размера показывает, сколько в такте помещается долей. Нижняя цифра размера означает, какими длительностями нужно вести счет.
Метр (размер) бывает
двухдольный | трёхдольный |
Сильная доля + слабая доля (например, размер 2 4) | Сильная доля + слабая доля + слабая доля (например, размер 3 4) |
Двухдольный метр встречается в марше, а трехдольный метр присутствует в разных танцах, обязательно – в вальсе.
Такт – расстояние от одной сильной доли до другой.
Внутри такта размешаются разные музыкальные длительности – шестнадцатые, восьмые, четверти, половинные, целые и музыкальные паузы.
Ритм – это чередование музыкальных длительностей и пауз.
Музыкальный ритм бывает
ровным, спокойным, повторяющимся | неровным, контрастным, часто меняющимся |
Ритм всегда подчиняется метру, особенно в музыке маршевой и танцевальной. И в марше, и в танце важно выделять, подчеркивать сильную долю. Более яркое, громкое исполнение музыкантом какого либо звука называется акцент ом.
Но бывает так, что акцент приходится не на сильную долю метра, а на слабую. В таком случае в музыке образуется синкопа. Синкоп много в джазовой музыке, в музыке игривого, шуточного характера.
Задание: определи метр (размер) пяти музыкальных произведений, заполни таблицу. Если размер двухдольный – ставим цифру 2, если трёхдольный – цифру 3. Там, где почувствуете синкопу, добавьте букву «С». Попробуй также устно определить характер ритма в каждом произведении.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урок № 5
Тема: Темп.
Темп – это скорость движения музыки.
Существует большое количество названий музыкальных темпов. Они звучат на итальянском языке. В таблице представлены наиболее часто употребляемые названия темпов. Их произношение указано в скобках. Каждый музыкант должен знать, как пишется название темпа, потому что в нотах они встречаются только на итальянском языке.
Медленные | Средние | Быстрые |
Adagio (Адажио) – медленно Largo (Ларго) – широко Lento (Ленто) – протяжно | Andante (Андантэ) – спокойно, не спеша Moderato (Модэрато) – умеренно Allegretto (Аллегретто) – оживлённо | Allegro (Аллегро) – скоро Vivo (Виво) – живо Presto (Прэсто) – быстро |
Темп выставляется в самом начале произведения и задаёт характер, настроение музыки.
Иногда в сочинениях композитор планирует некоторое изменение темпа: его ускорение или замедление. В нотах эти приёмы обозначаются также итальянскими словами:
а ccelerando (аччелерандо) | ritardando (ритардандо), ritenuto (ритэнуто) |
ускоряя | запаздывая, сдерживая |
Если композитор желает вернуть прежний темп после замедления или ускорения, то в нотах он напишет слово a tempo (а тэмпо), что означает «в темпе», указанном в начале произведения.
Задание: определи темп пяти музыкальных произведений, заполни таблицу названиями темпов (желательно, итальянскими словами).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урок № 6
Тема: Регистр. Регистры и соответствующие им музыкальные ключи. Диапазон. Тембры певческих голосов: сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.
Регистр – это высота звучания.
Музыкальные звуки могут звучать в разных регистрах: высоком, низком и среднем. Есть инструменты, которые звучат только в одном из этих регистров (флейта-пикколо) или вбирают в себя все из них (орган, фортепиано, баян). Клавиатура фортепиано делится на регистры следующим образом:
нижний регистр | средний регистр | верхний регистр |
нижняя часть клавиатуры до звука «ми» малой октавы | средняя часть клавиатуры от звука «фа» малой до звука «ми» второй октавы | верхняя часть клавиатуры от звука «фа» второй октавы и выше |
Звуки нижнего регистра записываются в басовом ключе.
Звуки среднего регистра – записываются наполовину в басовом ключе, наполовину – в скрипичном ключе.
Звуки высокого регистра – только в скрипичном ключе.
Задание: определи регистр звучания музыки в трёх произведениях, поставь соответствующие им музыкальные ключи.
1 | 2 | 3 |
Диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого звука.
У каждого голоса и инструмента свой диапазон. Попробуй проверить диапазон своего голоса, насколько он широкий.
Певческие голоса звучат в разных регистрах и диапазон их различен.
Женские певческие голоса: сопрано и контральто.
Мужские певческие голоса: бас, баритон и тенор.
нижний регистр | средний регистр | верхний регистр |
сопрано | ||
контральто | ||
тенор | ||
баритон | ||
бас |
Задание: определи, какой голос звучит в произведении, запиши его название в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Урок № 7
Тема: Штрих. Выразительные возможности штрихов.
Штрих – это способ игры.
Прикоснуться к струне, клавише или дунуть в отверстие духового инструмента можно по-разному. Звук можно извлечь короткий или долгий. Несколько звуков также можно сыграть разными способами – плавно их соединить или играть отдельно друг от друга. Музыкальные штрихи обозначаются итальянскими словами. В нотах они представлены лигами или точками.
legato (легато) | staccato (стаккато) | non legato (нон легато) |
– связно (обозначается лигой, объединяющей ноты) | – отрывисто (обозначается точкой над или под нотой) | – не связно |
Задание: определи штрихи в четырёх произведениях, постарайся записать их на итальянском языке.
1 | 2 | 3 | 4 |
Урок № 8
Подготовка к контрольному уроку.
Повторение всех пройденных выразительных средств музыки.
Задание: определи все выразительные средства в произведении и заполни пустую таблицу (можно пользоваться сводной таблицей на следующей странице).
Лад | Динамика | Темп | Метр, размер | Регистр | Штрих |
Сводная таблица выразительных средств музыки
Лад | Динамика | Темп | Метр, Размер | Регистр | Штрих |
настроение музыки | сила звука | скорость движения музыки | чередование сильных и слабых долей | высота звучания | способ игры |
Мажор J Минор L | p, pp, ppp mf f, ff, fff p < f crescendo (кресчендо) f > p diminuendo (диминуэндо) sf sub. p | Adagio Largo Lento Moderato Andante Allegretto Allegro Vivo Presto | Двухдольный Трёхдольный | Высокий Средний Низкий | legato staccato non legato |
Урок № 9
Контрольный урок.
Задание № 1: Внимательно рассмотри таблицу. В ней перепутаны определения выразительных средств. Выберите цифру из второго столбика таблицы, чтобы определения заняли правильное место.
1. Лад | 1. – способ игры |
2. Динамика | 2. – скорость движения музыки |
3. Темп | 3. – настроение музыки |
4. Регистр | 4. – сила звука |
5. Диапазон | 5. – высота звучания |
6. Штрих | 6. – расстояние от самого низкого до самого высокого звука |
1. –
2. –
3. –
4. –
5. –
6. –
Задание № 2: определи все выразительные средства в произведении и заполни пустую таблицу (не подглядывая в сводную таблицу).
Лад | Динамика | Темп | Метр, размер | Регистр | Штрих |
Уроки № 10 - № 14
Тема: Камиль Сен-Санс зоологическая фантазия «Карнавал животных».
Таблица для заполнения на уроке
Название части | Мелодия | Лад | Метр Размер | Ритм | Динамика | Темп | Регистр Тембр | Штрих |
«В доме у слона» | ||||||||
«Птичник» | ||||||||
«Черепахи» | ||||||||
«Дикий осёл» | ||||||||
«Лебедь» | ||||||||
«Кенгуру» | ||||||||
«Кукушка в лесу» | ||||||||
«Аквариум» | ||||||||
«Королевский марш льва» | ||||||||
«Петухи и курицы» | ||||||||
«Существа с длинными ушами» |
Задание: заполни таблицу, поставь знак! рядом с наиболее важными выразительными средствами.
Домашнее задание: нарисуй понравившихся тебе в музыке животных, рыб или птиц.
Урок № 15
Контрольный урок.
Задание № 1: напиши название звучащей части цикла К. Сен-Санса «Карнавал животных».
______________________________________________________________
Задание № 2: заполни пустую таблицу, определи все выразительные средства музыки этой части.
Мелодия | Лад | Метр Размер | Ритм | Динамика | Темп | Регистр Тембр | Штрих |
Урок № 16
Тема: Тембры классических музыкальных инструментов. Арфа. Клавесин. Орган. Фортепиано. Рояль.
Тембр – это окраска звука.
Один и тот же звук можно спеть, сыграть на фортепиано, скрипке, гитаре и он будет звучать по-разному, потому что у каждого голоса и инструмента свой тембр.
Соло (solo – один) | Ансамбль (ensemble – вместе) | Оркестр, хор |
1 исполнитель | 2 – дуэт 3 – трио 4 – квартет 5 – квинтет 6 – секстет 7 – септет 8 – октет | большое количество музыкантов |
Музыкальные инструменты делятся на две группы
акустические | электронные и электрические |
Скрипка, фортепиано, флейта и др. | Электрогитара, синтезатор и др. |
1. Арфа – струнный щипковый инструмент
2. Клавесин – клавишный струнный щипковый инструмент
3. Орган («инструмент») – клавишно-духовой инструмент
4. Фортепиано («громко-тихо»), пианино – клавишно-струнный молоточковый инструмент
5. Рояль («королевский») – клавишно-струнный молоточковый инструмент (разновидность фортепиано с более ярким и сильным звуком).
Задание: определи на слух тембры пройденных инструментов, запиши их названия в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Домашнее задание: переставь буквы и запиши правильно названия инструментов.
Ротфепиано – Фара –
Яроль – Весаклин –
Нагор –
Урок № 17
Тема: Челеста. Гитара (акустическая). Электрогитара. Саксофон.
1. Челеста («небесная») – клавишно-ударный инструмент
2. Гитара – струнно-щипковый акустический инструмент
3. Электрогитара – струнно-щипковый электрический инструмент
4. Саксофон – духовой инструмент
Задание: определи на слух тембры пройденных инструментов, запиши их названия в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание: найди и исправь ошибки в названиях инструментов.
Чилеста – , гетара – , илектрагитара – ,
саксафон – .
Урок № 18
Тема: Инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
1. Скрипка – струнно-смычковый инструмент
2. Альт – струнно-смычковый инструмент
3. Виолончель – струнно-смычковый инструмент
4. Контрабас – струнно-смычковый инструмент
Задание: определи на слух тембры пройденных инструментов, запиши их названия в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание: вставь пропущенные буквы в названия инструментов.
Скр..….ка, ал…т, ви…л…нчель, к…нтр…бас.
Урок № 19
Тема: Группа деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, кларнет, фагот.
1. Флейта – деревянный духовой инструмент
2. Гобой – деревянный духовой инструмент
3. Кларнет – деревянный духовой инструмент
4. Фагот – деревянный духовой инструмент
Задание: определи на слух тембры пройденных инструментов, запиши их названия в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание: переставь буквы и запиши правильно названия инструментов.
Афтейл – , гойбо – , нетлакр – , гатоф – .
Урок № 20
Тема: Группа медных духовых инструментов: труба, валторна, тромбон, туба.
1. Труба – медный духовой инструмент
2. Валторна – медный духовой инструмент
3. Тромбон – медный духовой инструмент
4. Туба – медный духовой инструмент
Задание: определи на слух тембры пройденных инструментов, запиши их названия в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание: найди и исправь ошибки в названиях инструментов.
Трюба – , волторна – , трамбон – , тубба – .
Урок № 21
Тема: Группа ударных инструментов: литавры, ксилофон, вибрафон, треугольник, колокольчики, колокола, большой барабан, малый барабан, тамтам, тарелки.
Ударных инструментов создано очень много. Они делятся на две группы:
звуковысотные | шумовые |
литавры, ксилофон, металлофон, маримба, вибрафон, колокольчики, колокола и др. | большой барабан, малый барабан, тамтам, треугольник, тарелки и др. |
1. Литавры – звуковысотный ударныйинструмент
2. Ксилофон – звуковысотный ударныйинструмент
3. Вибрафон – звуковысотный ударныйинструмент
4. Колокола (трубчатые) – звуковысотный ударныйинструмент
5. Треугольник – шумовой ударныйинструмент
6. Тарелки – шумовой ударныйинструмент
7. Тамтам – шумовой ударныйинструмент
8. Малый барабан – шумовой ударныйинструмент
9. Большой барабан – шумовой ударныйинструмент
Задание: определи на слух тембры пройденных инструментов, запиши их названия в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Домашнее задание: вставь пропущенные буквы в названия инструментов.
Л…та…ры, к…л…кола, тр…угольник, кс…лофон, малый б…р…бан.
Урок № 22
Тема: С.С. Прокофьев «Петя и волк» (симфоническая сказка для детей).
Задание: соедини линиями темы персонажей сказки и названия инструментов симфонического оркестра:
тема Пети | тема Птички | тема Утки | тема Кошки | тема Дедушки | тема Волка | тема Охотников |
флейта | скрипки | валторны | гобой | кларнет | литавры барабаны | фагот |
Ответь на вопрос: Почему тема Пети в конце произведения звучит в исполнении валторн?
Урок № 23
Тема: Музыкальный кроссворд
«Тембры классических музыкальных инструментов».
Внимательно слушай музыку и записывай названия музыкальных инструментов по порядку в одну из вертикальных строк кроссворда. Если все названия инструментов напишешь правильно, то в горизонтальной строке получится «ключевое слово» – название самого большого оркестра.
Игра «Королевство музыкальных инструментов»
Условие игры: подбери к каждому образу подходящий по характеру звучания музыкальный инструмент и объясни свой выбор.
Король –
Королева –
Фрейлины (придворные дамы) –
Армия –
Орудия (пушки, ружья) –
Пастухи и пастушки –
Фея –
Домашнее задание:
1. Определи, какой инструмент лишний, вычеркни его.