Если вы занимаетесь боевыми искусствами, тогда вам известно, что они делятся на внешние и внутренние стили. К внешним стилям относятся, например, каратэ, у-шу, таэквон-до, то есть стили, в которых используется мускульная, физическая сила. К внутренним стилям относятся, например, тай-цзи-цюань, которое известно больше под названием тай-чи, син-и, багуа. Внутренние стили используют внутреннюю силу или, как принято говорить, внутренние энергии. Никто не знает, что такое внутренняя сила и эти самые внутренние энергии, но они продолжают манить людей, и те тянутся в спортивные залы в надежде овладеть ими.
Поговорим о силе.
Сила
Начнём с того, что заниматься боевыми искусствами в надежде овладеть силами — это всё равно, что гонять тараканов метлой по квартире: бесполезное занятие, не выведутся.
Почему бесполезное? Потому что нормальный человек, и вы в том числе, привык полагаться на силу. По-другому вы просто не умеете. Когда вы пытались открываться и доверять, вас обманывали, предавали, подводили. Поэтому сейчас вы используете контроль и силу, чтобы сделать жизнь предсказуемой и безопасной. Таким образом, вы пытаетесь не сталкиваться с собственной болью одиночества и поражения, которые живут внутри каждого нормального человека.
Поэтому сила вам нужна для того, чтобы хоть немного почувствовать себя сильным/сильной. Поэтому ваше занятие боевыми искусствами бесполезно. Да, вы научитесь ударам и приёмам, но это та сила, которая контролирует людей. А любой контроль исходит из внутренних страхов. Следовательно, эта сила рано или поздно подведёт вас. Именно поэтому знаменитые бойцы или те, кто занимаются рукопашным боем много лет и, казалось бы, собаку съели на поединках, бывают биты на улице случайным прохожим, который случайно проходил по этой самой улице, для того чтобы случайно встретиться с именитым бойцом.
Наши страхи несут в себе напряжение противостояния, и вы это знаете. Раз они несут в себе напряжение, следовательно, как бы усердно вы ни тренировались, в ваших приёмах будет присутствовать невидимое для вас напряжение. Значит, эти приёмы, то есть вы сами, рано или поздно подведут вас. Занятия, основанные на том, чтобы стать сильным, БЕСПОЛЕЗНЫЕ. Это касается всех стилей. В занятиях внутренними стилями желание стать сильным и неуязвимым более тонко завуалировано.
Вернёмся к стилям.
Занятие любыми боевыми искусствами, в которых не присутствует состояние Жизни, а только желание стать сильным, — бесполезная трата времени и сил. Такие занятия ослабляют, потому что взращивают в человеке дополнительные страхи и ложное чувство собственной неуязвимости.
Любые занятия физическими упражнениями, в которых не присутствует или не развивается состояние Жизни, то есть состояние единства с собой и с миром, бесполезны. Вместо накопления Жизни они растрачивают её. Знаменитые мастера боевых искусств и в старости сохраняют ясный ум и крепкие мышцы, в то время как чемпионы мира (это касается любого вида спорта) в пожилые годы превращаются в больных и немощных людей.
Отсюда следует, что деление на внутренние и внешние стили полностью искусственное и служит для того, чтобы запутать людей. В любом боевом искусстве должно присутствовать состояние Жи — Жизни.
Если вы помните, выше, в главе «Три тандэна», мы говорили о том, что все три тандэна соединены друг с другом и являются одним и тем же. Первый тандэн отвечает за единство человека с самим собой, со своими желаниями. Второй тандэн отвечает за единство с миром, с людьми (ведь они — мужчины и женщины — тоже живут в этом мире). Третий тандэн отвечает за единство с вселенной — ваш разум расширяется до размеров вселенной, охватывая её. Ещё третий тандэн отвечает за единство с Богом. Что это означает? Чтобы продвигаться вперёд, нужно, чтобы кто-то стоял над тобой, а это означает смирение. Всё в этом мире создано Высшей Силой. Если не уважать её творения и себя в том числе, ваши занятия боевыми искусствами ни к чему хорошему не приведут. Так замыкается круг высшего и низшего.
Единство и любовь — это одно и то же. Если в каком-то из тандэнов идёт разрыв, следовательно, нет связи с Жизнью, значит, вы опираетесь на силу, которая несет смерть. Есть Смерть как противоположность жизненному процессу, а существует смерть как состояние страха. Опираться на собственную силу означает сеять вокруг себя страх, то есть сеять смерть при жизни. Это разрушает не только окружающих, но и самого носителя этой силы.
Заниматься боевыми искусствами можно только опираясь на Жизнь. Тогда приёмы проводятся совершенно по-особому. В них присутствует состояние Жизни, и оно само отмеряет силу и поражающую способность приёма. Потому что оно резонирует со страхами и Жизнью, которые присутствуют в противнике. На Западе занятия боевыми искусствами превратились в мертвые занятия по изучению боевых приёмов, цель которых не пробудить Жизнь в противнике, а победить его и уничтожить.
Как бы вы действовали в поединке, чтобы не победить, а пробудить Жизнь и в себе, и в противнике?
Почему боевые искусства являются, возможно, самым эффективным способом для духовного роста человека? Потому что в них вы всё время взаимодействуете с партнёром, учитесь иметь дело с его силой, учитесь принимать её. Русское слово «приём» означает именно это. Наши предки опять доказывают, что им было прекрасно известно, в чем состоит сокровенный смысл боевых искусств.
Можно ли научиться по-настоящему принимать силу, если вы противопоставляете себя противнику?
Например, может ли женщина по-настоящему принять внутрь себя мужчину, если противопоставляет себя ему? Насладится ли она единством?
А может ли мужчина насладиться союзом с женщиной, если всё, ради чего он проводит время с ней, это поставить ещё одну зарубку по поводу очередной своей победы?
Когда у меня получалось проводить приёмы айкидо, находясь в состоянии Жизни, то есть когда мой ум находился в животе, мое тело буквально вскипало пузырьками радости и по нему растекалось необыкновенное чувство наслаждения. Занимаясь боевыми искусствами, вы получаете возможность тренировать своё состояние Жизни каждое мгновение — в разных ситуациях, на разных скоростях. Где ещё найти такую возможность? Разве что в занятиях любовью.
О врагах наших
Один мужчина пожаловался, что в бизнесе его вечно подводят друзья. Посторонние люди, взятые в бизнес с улицы, не подводят, а друзья подводят.
Вас когда-нибудь предавали враги?
Враги когда-нибудь вас подводили?
В айкидо есть понятия «защищающийся» и «нападающий» — последнее по сути дела означает противника, врага. Если опустить ум в живот, тогда, как вам уже известно, появляется состояние Жи — Жизни. Если вы находитесь в животе в момент атаки и если у вас есть полная синхронизация с действиями противника — а это возможно, только если вы любите своего врага, — тогда вы соединяетесь с его силой. В этот момент тело становится легким и чувство невыразимой свободы и наслаждения охватывает вас. Эти мгновения просто не описать. Со стороны происходящее кажется хорошо разыгранным спектаклем, но на самом деле вы действительно не прикладываете никакой силы, чтобы бросить противника. Причем, чем больше и лучше вы соединяетесь с нападающей на вас силой, то есть чем больше любите своего противника, тем дальше он полетит, если вашей целью является бросить его.
Как собака по команде «взять» напрягается и бросается вперед, так и вы при слове «враг», «противник» автоматически напрягаетесь. Но когда вы напрягаетесь, ваш ум вылетает из живота, и ни о каком состоянии Жизни, единстве с жизнью, соединении с ней, а значит, и с противником уже не может быть и речи. На этом любовь и соединение заканчиваются, начинаются противостояние, борьба и соревнование кто сильнее. Силе противопоставляется сила.
Я часто вспоминал своих былых врагов — из детства, из юности, из зрелого возраста; случайных, одномоментных и тех, кто, как мне казалось, преследовал меня годы. Только сейчас я понимаю их роль в моей жизни. Каждый из них помог мне взглянуть на себя и узнать себя с какой-то ещё неизвестной для меня стороны. Но это происходит, когда вы готовы ещё раз встретиться с противниками и с болью, которую они причинили. Медитации — прекрасный способ сделать это.
Айкидо
Как известно, айкидо переводится как «Путь Любви через Ки», или «Путь Ки через Любовь». Мы уже знаем, чему соответствует понятие Ки в русском языке. Это состояние Жизни, Сила и Поле Жизни, которыми можно овладеть с помощью специальных упражнений и медитаций. Тогда по-русски название этого замечательного боевого искусства, разработанного когда-то мастером Морихэем Уэсибой, звучит как «Путь Любви через Жизнь» или «Путь Жизни через Любовь». Вот мы и подошли к сути айкидо, теперь она прояснилась. Суть айкидо — Любовь и Жизнь.
Что лучше — заниматься айкидо или заниматься искусством, которое учит познавать Жизнь через Любовь — Любовь через Жизнь?
Путь познания Любви через Жизнь, Жизненный Путь через осуществление и проживание Любви каждый день, каждое мгновение — так переводится на русский язык айкидо. Если не знать этого точного перевода, то получается, что люди занимаются просто одним из многих боевых искусств, чтобы научиться побеждать врагов. Заметьте, как великая цель достижения единства с жизнью через любовь подменяется борьбой и противостоянием. Как интересно, всё высокое в нашем мире извращается и превращается в свою противоположность прямо на глазах, совершенно незаметно.
Напомню, что любовь — это связующая сила, благодаря которой все вещи во вселенной могут сосуществовать вместе. Любовь — это состояние единства, единства не только с противоположным полом, но и со всем, что вас окружает, в том числе и с тем, кто может принести вам зло и страдания, с врагом. Если нет этого единства, вы никогда не сможете слиться с противником и провести приём в стиле айкидо, схватка тогда превращается в банальное соревнование, в борьбу кто сильнее и кто кого победит. Тогда зачем заниматься айкидо, лучше пойти заняться, к примеру, боксом.
Вы пришли заниматься айкидо. Айкидо — иностранное слово, которое трудно переводится на русский язык и включает в себя неизвестные русскому человеку понятия. Чем вы тогда занимаетесь, каким боевым искусством? Если вы не знаете точного перевода этого слова, если вы не выросли в японской культуре — ведь для японцев это слово очень многозначно, — чем вы тогда занимаетесь? Совершенно верно, вы невольно начнёте вкладывать в приёмы свои понятия и свой привычный способ взаимоотношений с людьми и миром, то есть силу, борьбу и противостояние, и нет здесь никакого единства с противником, то есть Любви и Жизни.
Когда же мы определили айкидо через близкие нашему языку понятия, появляется ОСМЫСЛЕННОСТЬ, становится понятным, чем вы занимаетесь и для чего. Проясняется Путь, по которому надо идти, изучая айкидо. И становится понятным, почему в айкидо надо улыбаться, проводя приёмы или когда на вас проводят приём, становится понятным, почему надо беречь своего партнёра и противника,
Когда вы научились любить жизнь во всех её проявлениях, когда вы научились не отгораживаться от мира и от людей, а идти к ним навстречу, когда они к вам приближаются, и провожать их, отпуская с Богом, когда они решают уйти, — разве можно тут не радоваться жизни, не улыбаться? Это и есть Жизненный Путь через Любовь. Все приёмы айкидо учат соединяться с противником и его силой.
Занятие айкидо — это в первую очередь регулярные занятия своим умом, исследование его, проникновение в него. Смотря в ум, вы автоматически соединяетесь с телом, поскольку тело и ум изначально едины. А когда вы соединяетесь с телом, приёмы, быстрее осваиваются и в них автоматически присутствует состояние Жизни. В них больше нет борьбы и поединка сил, доказывающих свое превосходство, поэтому они проводятся гладко, без всякого усилия. Движения тогда становятся плавными и лёгкими, а тело поёт и в нём пузырьками вскипают радость, восторг и блаженство — так проявляет себя чувство единства (Любовь) с жизнью, с противником и его силой.
Боевые искусства начинаются с ума, а ум состоит из состояний и качеств. Только единый ум способен на истинную победу. Разделённый ум противостоит и, следовательно, борется. Вы также настроены на борьбу, еще с детства, это превратилось в привычку. Раз вы настроены на борьбу, значит, внутри вас есть победа и поражение, то есть вы расщеплены на победу и поражение. А раз вы расщеплены, у вас в жизни будут и победы, и поражения, потому что на вас будут действовать законы дуальной вселенной. Если вы хотите научиться побеждать, тогда лучше идти в каратэ или бокс. Айкидо по своей сути не имеет ничего общего с борьбой и победой, оно имеет дело с единством.
Айкидо имеет дело с силой, с тем, как она течёт и распространяется. Айкидо учит соединяться с силой. Чтобы соединиться с ней, надо все время располагаться рядом с ней. Так постепенно преодолевается страх перед силой и перед мужчинами в том числе, потому что мужчины более всего склонны пользоваться силой, чтобы подчинять себе других.
Преимущества
В айкидо есть то, чего нет в других известных мне боевых искусствах. В своё время, когда боевые искусства ещё были запрещены в нашей стране — в знаменитые семидесятые, — я занимался каратэ, на него у меня ушло около десяти лет. Несколько лет я даже преподавал его. За время своих занятий я познакомился с другими боевыми стилями, в том числе с китайскими, и сумел составить о них общее представление.
Как и любой другой молодой человек, я пошел заниматься каратэ для того, чтобы научиться защищать себя, то есть во мне жили страхи, это я только сейчас понимаю. Другой причиной моих занятий были поиски той знаменитой и таинственной внутренней силы, которой завлекают в спортивные залы, обещая научить ею пользоваться. Эта знаменитая внутренняя сила манила к себе и обещала райские кущи в виде абсолютной силы и власти. «Тогда тебе уже никто не будет страшен; если овладеешь ею, ты всех легко сможешь побеждать», — шептал какой-то сладкий голос внутри меня. Ну я и занимался.
В каратэ я не смог найти эту силу, хотя она постоянно маячила передо мной. Я чувствовал, что она где-то рядом, но её было не ухватить. Разочарование росло, я всё меньше занимался практикой, но всё больше занимался поисками. Именно в это время ко мне пришло айкидо. Как любой занимающийся боевыми искусствами, впервые информацию об айкидо я получил из напечатанной на фотографиях книжке. В данном случае её автором был знаменитый мастер Кончи Тохэй. Причем умелец, который фотографировал её, брал только страницы, на которых были изображены приёмы, а текст с теорией откидывал. Но и этого мне хватило, чтобы понять, как достигать состояния Ки, по-русски — Жи. Через несколько месяцев занятий я смог ухватить чувство, а дальше всё пошло естественным путем. Ну а регулярными занятиями айкидо я пошел заниматься, когда мне было уже сорок четыре года.
К чему я всё это говорю? А к тому, что айкидо из всех боевых искусств наиболее приспособлено к тому, чтобы познать состояние Жи — Жизни. Давайте перечислим преимущества, которые имеет айкидо.
1. В своих приёмах айкидо опирается на Силу и Поле Жизни, так уж они построены, такая у них динамика. Следовательно, как только занимающийся проявляет физическую силу, он сталкивается с физической же силой партнёра, то есть чувствует сопротивление при проведении приёма. Это самая лучшая обратная связь, которую я когда-либо видел в боевых искусствах. Если при проведении приёма вы чувствуете хотя бы малейшее сопротивление, следовательно, вы не в состоянии Жизни. Если же вы сохраняете состояние Жизни, приём проходит гладко и без всяких усилий. Отсюда вытекает следующее преимущество Айкидо: Им может заниматься кто угодно — дети, женщины, пожилые люди. Главное — это усердие и регулярность.
2. Айкидо нельзя заниматься в одиночку, для отработки приёмов всегда нужен партнёр. Это означает, что вы всё время сталкиваетесь с силой, которая стремится поразить вас. Спустя годы тренировок вы начинаете привыкать к этой силе, и она постепенно перестает быть для вас враждебной. Образ враждебной силы постепенно растворяется.
3. При проведении приёмов вы всегда вынуждены считаться с силой противника и направлением, куда она течёт. Это означает, что вы учитесь следовать вместе с этой силой, не сопротивляясь и не противопоставляя себя ей. Вы учитесь единству с силой, с противником. Учитесь принимать их без сопротивления, с любовью. Как только появляется страх или сопротивление, желание бросить, тут же включается сопротивление противника, то есть вы сталкиваетесь с его силой. А это знак того, что вы не в состоянии Жизни. Если вы соединяетесь с силой противника, у вас появляется возможность бросить его. Если нет, будет борьба, а там уже неизвестно, как схватка закончится.
4. Айкидо учит подчиняться силе, учит быть мягким. Если вы сопротивляетесь силе, которая вас бросает, если не уходите в кувырок, это может привести к тому, что вам будет очень больно. Приёмы айкидо очень жестокие, такой жесткости я нигде не видел. Иногда я поражаюсь про себя: айкидо учит любви к жизни и одновременно обладает такими жестокими приёмами, способными легко искалечить человека, не прикладывая особых усилий. Тут есть над чем медитировать. Так вот, если вы следуете вместе с провожающей вас силой и не уходите в кувырок, может быть очень и очень больно. Айкидо учит мягкости, уступчивости и смирению. Интересно наблюдать за поведением женщин, когда на них проводишь приём. Такой покорности силе у мужчин не встретишь.
5. Многие приёмы айкидо построены только на применении состояния Жизни и на жесткой синхронизации с движениями противника и его силой. Если нет какого-либо из этих компонентов, приём не проходит или получается неуклюжим, ломаным. Таким образом, у вас появляется возможность тренировать состояние Жизни регулярно.
6. Удержания, которые проводятся после каждого выполненного приёма, направлены на то, чтобы с помощью боли удержать партнёра на полу, контролируя все его движения. Фактически, партнёр полностью обездвиживается, а на руку или ногу проводится болевой приём. Многие болевые приёмы направлены на поражение сразу нескольких суставов, например, плеча, локтя, запястья. Существуют методы контроля, которые направлены на позвоночник. Все эти болевые приёмы прекрасно массируют суставы. Ни один вид массажа не позволяет проработать суставы, а болевые приёмы айкидо это делают — очень изощренно, надо сказать, делают. Ведь суставы — это главные точки, где блокируются потоки жизненной силы человека. В них также блокируются китайские каналы. Представляете, каждую тренировку вы десятки раз испытываете легкое растягивающее воздействие на суставы. При этом, если появляется боль, есть правило приговаривать вслух: «Ах, хорошо!» Оздоравливающий эффект айкидо изумителен, но этим видом искусства надо заниматься минимум три года, чтобы добиться более или менее заметных результатов. Ну а лет через пять уходят хронические болезни — я был тому свидетель.
7. Айкидо не воспитывает тупую агрессивность, столь характерную для других видов боевых искусств. Потому что приёмы в айкидо иногда столь сложны, что требуется много времени, чтобы овладеть ими на уровне применения в драке. Существует мнение, что айкидо надо заниматься минимум восемь лет, чтобы научиться применять его приёмы на улице.
8. Айкидо шлифует, воспитывает, растит, углубляет и расширяет ум. Приёмы в айкидо бывают настолько изощренные, что порой требуется год или больше, чтобы подойти к более или менее сносному выполнению их. Положительное воздействие айкидо на ум не поддается никакому описанию.
Можно было бы перечислять и перечислять преимущества этого уникального искусства, но это ведь книжка не об айкидо. Я просто пропел ему оду, преклоняясь перед гениальностью мастера Морихэя Уэсибы, который создал его.
Ритуалы
В айкидо существует ритуальное выражение «онэгэичи-мас» (извините, если неправильно передаю звучание этих слов). Партнёры, кланяясь, каждый раз говорят его друг другу, перед тем как отрабатывать приём. Это выражение переводится на русский примерно как «доверяю тебе/доверяюсь тебе». Понятно, что перед выполнением приёмов, которые могут изуродовать тебя, нужно напоминать своему партнёру, чтобы он был осторожен.
Но у искусства айкидо много уровней понимания. Айкидо учит полагаться на противника. Нет в вашей жизни большего друга, чем ваш враг. Когда вы знаете, что перед вами враг, вы смело можете полагаться на него, он никогда вас не подведёт. Друзья подводят, а враги — никогда.
Когда мы говорим «доверяю тебе», мы учимся полагаться на противника и его силу. Ведь в айкидо мы используем силу противника, когда он наступает на нас, пытается провести приём или удар. Мы в буквальном смысле учимся полагаться на неё, ложимся на неё или садимся и едем туда, куда нам надо, то есть противник вылетает в броске туда, куда мы захотим. Этого никогда не произойдет, если мы не будем доверять противнику и полагаться на его силу, если не будем доверять его силе. На что мы тогда смогли бы положиться? Как смогли бы бросить его или сами уйти в кувырок?
В айкидо есть даже жест протягивания руки или обеих рук навстречу нападающему на вас противнику. Этот жест также показывает доверие к противнику. Он говорит: «Возьми мою руку/руки, я доверяю тебе». И когда противник хватает ваши руки, вы опираетесь уже на его руки и силу, которая течёт через них в вас.
В айкидо мы всё время учимся доверять противнику и его силе, учимся полагаться на него и его силу, учимся принимать её и обращаться с ней. Потом это переходит в жизнь, превращаясь в привычки. Так айкидо превращается в способ жизни, в культивирование состояния Жизни.
А теперь подумайте, сможем ли мы научиться доверять противнику и его силе, если вместо «доверяю тебе/доверяюсь тебе» будем говорить «онэ-гэичи-мас» по-японски? Я заметил, что, произнося эти слова, я ни о чем не думаю, они чужды для моего русского уха и поэтому скользят по поверхности ума, не проникая в душу и не производя там свою благотворную работу.
Учитель Морихэй Уэсиба явил необыкновенную мудрость, введя среди учеников правило проговаривать эти слова вслух перед выполнением каждого приёма. Как молитва меняет что-то в душе молящегося человека, так и эти слова меняют и облагораживают японские души. А наши души? Как они будут меняться, если эти слова ничего для нас не означают? Когда мы говорим «доверяю тебе», мы также учимся доверять и себе. Насколько многогранны эти слова в айкидо!
После выполнения каждого приёма партнёры кланяются друг другу и говорят «аригато» — «спасибо» или «домо аригато» — «большое спасибо», благодаря партнёра за то, что он помог вам совершенствоваться в искусстве соединения с Жизнью через Любовь.
Многим людям трудно произнести «доверяю тебе» и «спасибо», чтобы поблагодарить своего партнёра, а некоторые вообще не могут произнести эти слова — такова структура их психики. Какой огромный шанс по излечению души упускается, когда мы произносим эти слова по-японски.
Я согласен с тем, чтобы приёмы назывались по-японски: это дань уважения нации, которая родила это замечательное искусство, и это помогает общаться с людьми, которые не знают русского. Я согласен сидеть на коленях — это массирует, укрепляет и оживляет ноги, но думаю, что слова приветствия, благодарности и приглашения к совместной работе над приёмом надо произносить по-русски, иначе между вами и Учителем, вами и партнёром не возникает никаких отношений, которые могут облагородить душу и возвысить её. А ведь айкидо — это Путь Жизни через Любовь, то есть искусство СОЕДИНЯТЬСЯ со своим противником в одно Целое.
Только когда мы соединяемся с противником, мы становимся Целым, а Целое всегда сильнее половины или части. В этом главный секрет боевых искусств, и айкидо в том числе. Прекрасно, что приёмы айкидо разработаны так, что в совершенстве позволяют научиться делать это — я имею в виду соединиться с противником. Но самое главное в любом военном искусстве — это соединиться с врагом на уровне ума, на уровне души. Если нет соединения на внутреннем уровне, то внешний уровень, то есть приёмы, отразят это несоответствие. Так айкидо превращается в банальную борьбу и противостояние соперников. Идёт поединок сил. Неинтересно.
Очарование движения
Сначала приходит мысль или желание сделать движение, потом движение совершается. Когда человек думает или желает, он больше ничего не видит вокруг. Сильная привлекательная мысль или желание берут человека и ведут. На нём лежат его собственные чары, он очарован.
Когда человек делает движение, он следует вслед за своими мыслями или желаниями, поэтому ничего не видит и не чувствует вокруг себя. Он также бывает очарован движением и теряет ощущение своего собственно я и пространства вокруг. Поэтому человек, который думает, желает или находится в движении, чтобы достичь какой-то своей цели, ПОЛНОСТЬЮ БЕЗОПАСЕН, полностью. Почему? Потому что, повторяю, мысли взяли его и он больше ничего не видит вокруг. Его взяла его собственная сила и ведет.
Вы сами замечали, как трудно оторвать человека от дела; когда он чем-то поглощен. Вы также замечали, как трудно вам самим отвлечься посреди какого-нибудь дела.
А теперь представьте себе бой. Наметив цель и начав наносить удар, вы уже не сможете прервать его. Сила, которую вы вложили в удар, уносит вас к цели. Можно утверждать, что вы в этот момент полностью обнажились для атаки противника. Вы беззащитны.
Теперь представьте, что вы защищаетесь. Можете расслабиться и чувствовать себя легко. Противник, который вошел в удар, дает вам массу времени для того, чтобы провести приём. Если вы садитесь на его силу и идёте вместе с ней, направляя в нужную вам сторону, он просто не сможет выйти из силовых линий, вдоль которых вы его ведёте. У него даже мысли не возникнет о том, что его куда-то ведут, чтобы потом бросить.
Когда-то давно, уже почитай семнадцать лет назад, когда я только узнал, что такое состояние Жи — Жизни, мы с приятелем пробовали отрабатывать приёмы айкидо, находясь именно в этом состоянии. Очень интересные ощущения у нападающего, доложу я вам.
v Во-первых, я оказывался на полу и совершенно не помнил, как это произошло.
v Во-вторых, даже если у меня возникало изумление по поводу того, что меня куда-то ведут, оно было мимолетным, и я никак не мог вмешаться в течение событий.
v В-третьих, даже если захват держится на двух пальцах — среднем и большом, его невозможно расцепить, пальцы как будто приклеены к ведущей их руке. Действительно, состояние Жизни приклеивает руки противника к вашим рукам.
Поэтому, когда вы садитесь на силу противника, можете расслабиться — у вас есть масса времени, чтобы привести его куда вам надо. Когда вы спешите его бросить, вы напрягаетесь, а напрягаясь, вы подаете противнику сигнал, что хотите его бросить, поэтому он может неожиданно начать сопротивляться.
Если вы находитесь в состоянии Жи — Жизни, оно усыпляет противника, поэтому он спокойно следует туда, куда вы его ведёте. Он очарован своей атакой, а тут вы ещё очаровываете его своим состоянием Жизни. Прямо сплошная заколдованная страна получается.
Когда вы не нападаете, вы свободны, вы — пустота. В айкидо нет соревнований, чтобы не тренировать привычку заполнять свой ум атакой, ведь тогда он связывается. Также нельзя заполнять свой ум желанием защищаться, иначе вы опять-таки будете связаны. Как это возможно? Вы просто расслабляетесь и опускаете свой ум в живот, тогда появляется состояние Жизни и оно само будет направлять ваши движения. Так в айкидо тренируется спонтанность.
Когда вы свободны от мыслей, движений и намерений, вы пусты, следовательно, вы в этот момент — Вселенная, которая включает в себя все формы. Если человек думает напасть на вас или нападает, он принимает форму, ограничивая себя ею, — он очарован ею. Поэтому его сила проваливается в пустоту и будет ею поглощена. Поэтому человек, у которого есть намерение напасть, стоит на краю поражения.
Движение всегда направлено в пустоту и из пустоты. Движение — это форма и сила. Если вы научитесь организовывать перед силой пустоту, сила всегда будет проваливаться туда и поглощаться. С мужчиной ведь именно это и происходит, когда он находится на женщине.
Зеркало ума
Встаньте перед зеркалом и поднимите руку. Отражение в зеркале тоже поднимет руку. Сделайте шаг вперёд, отражение тоже сделает шаг вперёд. Сделайте шаг вперёд с ударом сверху вниз по вертикали, отражение в зеркале повторит эти же самые движения. Короче говоря, если вы будете рассматривать свои движения как нападающие, то движения вашего двойника в зеркале в точности будут соответствовать защитным движениям, которые применяются в айкидо.
Как известно из каратэ, наносимый вами удар всегда должен производиться в центральную плоскость, то есть в плоскость, которая делит ваше тело по вертикали ровно пополам. Такой удар обладает максимальной силой. Это можно легко почувствовать на практике и не требует дополнительных доказательств.
Если вы наносите удар в центральную плоскость, то и ваш двойник в зеркале тоже совершает движение в центральной плоскости. Его защита-атака тоже направлена в центральную плоскость. Следовательно, если защитный приём располагать в центральной плоскости по вертикали, такая защита тоже будет обладать максимальной силой.
1. Собственные движения в защитных приёмах следует располагать в центральной плоскости. Это наполняет их максимальной силой живота.
2. При выполнении защитных приёмов собственную центральную плоскость надо всегда направлять на центральную плоскость противника. Ещё это называется «поражать противника в центральную линию». Когда это условие выполняется, противник, который атакует, обнажается, его атакующая сила рассеивается, и он становится максимально уязвим.
Что делает зеркало? Отражает вашего двойника, повторяя все ваши движения. Какой наш мир? Двойственный. О чем мы говорим на протяжении всех моих книг? О том, что Внешнее отражает то, что находится у вас внутри, в уме. То есть ваш ум — это и вы сами, и, одновременно, зеркало — то, что вы видите напротив и вокруг себя. О чем ещё мы всё время говорим? О том, как стать единым целым с внешним миром. Вожделенная цель всех идущих на Пути. Когда мы едины с миром, то соединяемся с Жизнью и Любовью.
О чем говорится в боевых искусствах? О том, чтобы стать единым целым с противником. Следовательно, все боевые искусства направлены на то, чтобы познать, что такое Жизнь и Любовь. Если вы занимаетесь боевыми искусствами для чего-то другого, вы напрасно тратите время, силы и деньги.
Мастера, которые разрабатывали приёмы айкидо, прекрасно разбирались в двойственном строении мира. Они чувствовали и переживали это состояние, поэтому их приёмы совершенны и обладают ужасной разрушительной силой — они выстроены вдоль Законов, которые правят нашей дуальной вселенной.
Познавая свой ум, вы познаете двойственность; познавая двойственность, вы продвигаетесь по пути единства с внешним миром, объединяясь с помощью Любви в единое целое — с Жизнью.
Как-то я и ещё две женщины сидели и обсуждали только что проведенную сессию по Диалогу Голосов. Вдруг, в середине разговора, отвечая на какой-то вопрос, я сказал: «Я не могу существовать отдельно от...» В этот момент что-то лопнуло, и я увидел, что существую как продолжение внешнего мира, а он — это продолжение меня. Я почувствовал себя связанным какими-то тонкими силовыми полями, я как будто повис в них. Наверное, именно такое чувство возникает у полюсов магнита, они же не отрицают друг друга, а отражают.
Я лишился ощущения своего я, его не стало, и это было очень интересное чувство — быть без я, хотя какое-то ощущение собственной индивидуальности сохранялось и я мог продолжать говорить. Ведь мы отсчитываем я от внешнего мира, отрицая его, а тут я слился с ним, со своей противоположностью. Зато я полностью отражал тех, кто находился передо мной. Интересно, что обе женщины переживали это же самое чувство.
Центр
Мы продолжим разговор о трех тандэнах, начатый выше.
Возьмите нитку с грузиком и начните вращать его, допустим, в горизонтальной плоскости. Внимательно смотрите на центр, где вы держитесь за нитку, и на грузик, который вокруг него вращается. Это своего рода медитация.
Самое интересное заключается в том, что когда вы умом находитесь в животе/тандэне, вокруг вас начинается движение. Если вы, перемещаясь, сумеете организовать неподвижный центр, то есть если ваш ум будет находиться в животе, не дергаясь, вещи вокруг вас начнут втягиваться в движение. Вокруг неподвижного центра всегда происходит движение. Почему? Потому что ум, соединяясь с телом, порождает состояние Жизни. Поэтому всё вокруг и начинает шевелиться. Кроме того, здесь действуют законы дуальной вселенной. Найдите где-нибудь большой шар. Постойте рядом с ним некоторое время. Что вам хочется? Обойти его вокруг.
Как он заставил вас начать двигаться?
Срыв в проведении приёма происходит тогда, когда центр не организован либо неустойчив. В такие моменты противник выскальзывает из приёма или начинает сопротивляться. Если центр устойчив, происходит очарование движением, гипноз. Центр бывает неустойчив, если вы оторваны от земли, то есть ваш ум не находится в животе.
Отвлечемся немного, чтобы поговорить о центре тяжести — центре масс.
Центр тяжести
Как известно, все боевые искусства обращают внимание на тандэн и его развитие. Что такое тандэн? Это место добычи эликсира бессмертия, как определяют его китайцы. Где он располагается? В центре тяжести человека, примерно в трех — семи сантиметрах ниже пупка и вглубь тела. Если вы овладеваете тандэном, то есть центром тяжести достигается бессмертие — заметьте, состояние Жизни. Под тандэном также понимается нижняя часть тазовой области.
В физике центром тяжести называется точка через которую проходит равнодействующая сила тяжести физического тела, действующая на все частицы этого тела. Умеют физики сказать так, что голова идёт кругом и ничего не понятно. Не понятно, потому что не найти аналогии в повседневной жизни.
Для Ки мы нашли аналог в русском языке — это Жи, состояние Жизни.
А чему в русском языке соответствует тандэн — центр тяжести? Какому слову или понятию?
Если исходить из жизненного опыта, центр тяжести — это точка в животе, в которой возникает мимолетное напряжение, когда вы теряете равновесие.
Далее физики утверждают, что центр тяжести и центр масс физического тела совпадают. Для центра масс в физике существует не менее ловкое определение, от которого ум заходит за разум, но в данный момент оно нас не интересует.
Давайте потренируем видение. Возьмем для примера нашу огромную страну. У неё есть центр — где-то за Уралом, в Сибири. Если вы встанете ровно в центре и начнёте перемещаться из стороны в сторону, скажем, на метр, то вы всё равно будете находиться в центре, потому что расстояния от вас до границ страны такие огромные, что этим перемещением можно пренебречь, слишком оно незначительное. Даже если вы сместитесь в сторону на километр, всё равно чувство центра останется. Наша страна такая огромная, что если рядом с вами будут находиться ещё несколько человек, то о них всех тоже можно будет сказать, что они находятся в центре нашей славной Родины.
Теперь возьмем вселенную. Как известно, радиус нашей вселенной равен бесконечности, потому что она сама бесконечна. Из этого следует, что наша планета Земля находится в центре вселенной, и каждый человек, и вы тоже, находится в центре вселенной.
Вселенная обладает огромной массой, которая состоит из множества масс составляющих её галактик. Центром масс составляющих вселенную тел являетесь вы, а точнее ваш центр масс, который совпадает с центром тяжести. Вся масса вселенной тяготеет к каждому человеку на Земле, и к вам в том числе. Вы являетесь центром масс и центром инерции всего физического вещества вселенной.
Как известно, любое физическое тело, обладающее хоть какой-нибудь массой, порождает гравитационное поле. Гравитационная сила исходит и возвращается к центру масс — центру тяжести физического тела. Это означает, что ваш центр тяжести является центром сил гравитации. Они выходят из вашего живота и возвращаются в него.
Наша Земля с помощью своего центра тяжести и сил гравитации, которые исходят из него, удерживает на поверхности все живые существа и дарит им жизнь. С солнцем происходит та же самая история. Следовательно, вы своей силой гравитации удерживаете вместе все существа на этой Земле и во вселенной и даете им жизнь. Звучит дико, но это так. Из вас исходит сила, которая притягивает к вам все физические формы этой вселенной. Замечу, когда я сидел и медитировал на центре масс, у меня возникло чувство, что ноги как будто пристегнулись к туловищу. Они действительно существовали в некотором роде отдельно от него, есть такой тип блокировки.
Центр масс физического тела и центр инерции — это одно и то же. Каждый человек, его живот, а ещё точнее нижняя часть живота, являются центром масс человека и, как выяснилось, центром масс вселенной. Это означает, что, когда вы перемещаетесь, в вашем перемещении участвует вся масса вселенной.
Вы пытались удержать на месте корову или лошадь? Так работает масса. Чем её больше, тем труднее с ней справиться. А теперь вспомните показательные выступления мастеров айкидо, какие «чудеса» они там показывают.
«Почему же я не замечаю за собой такой же силы, раз я центр масс вселенной?» — вправе спросить вы. Потому что вы существуете отдельно от своего центра тяжести. Вы не объединились с собой, со своим физическим телом, с жизнью на Земле, вы не едины с вселенной, поэтому ничего не происходит. Чем больше вы соединитесь со своим центром масс, тем тяжелее станете, но весы это не покажут, разве что вес изменится на несколько грамм. Сила тяжести, с которой имеют дело физики, и сила, исходящая из центра масс человека, который един с собой и с миром, — одна и та же, и одновременно они разные.
Вас, конечно же, интересует, владею ли я такой силой единства, силой любви? Нет, полностью не владею, сейчас я только время от времени касаюсь её.
Мы возвращаемся к прерванной главе о центре.
Как мы с вами выяснили выше, центр тяжести — центр масс человека является точкой, из которой выходят и в которой сходятся гравитационные силы. Это первый тандэн.
Какое же понятие в русском языке соответствует центру тяжести?
Второй тандэн — сердце. Когда ум соединяется с телом, возникает состояние Жизни. Когда дух соединяется с материей, возникают мысли, чувства, эмоции. Это называется душой.
Сердце — обиталище души. Действительно, верх и низ сходятся в центре и рождают чувства. Через чувства мы связываемся с миром — это каналы прямого доступа, через которые мы проникаем в суть вещей. Если к сердцу применить все те рассуждения, которые мы использовали выше для живота, тогда сердце как центр также собирает в себя всю информацию о мире и излучает ее. Все вещи в этом мире посылают информацию о себе в ваше сердце, а вы влияете на всё в этом мире тем, что происходит у вас в душе.
Третий тандэн находится в голове и отождествляется с гипофизом. Из него выходят мысли, и в него они возвращаются.
Из всего вышесказанного следует, что работа с энергиями, чтобы овладеть Ки, — это полная ерунда. Надо смотреть в своё тело, в свою душу и в свой ум, очищать их.
И последнее. Когда вы заполнены мыслями о том, что надо овладевать энергиями, надо овладеть Ки, когда вы говорите себе, что ваш ум должен пребывать внизу, в животе, и настойчиво проделываете всё это, вы только морочите себе голову. Да, выполняя все эти упражнения со своим умом, вы обретаете покой и равновесие, но это мертвые покой и равновесие, потому что в них нет движения, жизни, влаги, приключений, радости. Поэтому непроницаемые, напряжённые лица самураев вызывают у меня чувство, что эти ребята, во-первых, полны страха, а во-вторых, лишают себя чего-то очень важного.
Ки-Айкидо
Не знаю, как обстоят дела в стране, но в Санкт-Петербурге в последнее время начали появляться группы Ки-Айкидо. Это знак того, что наш замечательный народ по-прежнему тянется к силе и знаниям, и чем сила таинственнее и могучее, тем она более привлекательна. И это знак того, что в любой момент каждого, кто интересуется этими силами, можно поймать на крючок, посулив ему, что эти таинственные силы скоро перейдут в его распоряжение. Тайна, власть, могущество, которое можно приобрести с помощью этой таинственной силы Ки, волнуют кровь и влекут, и люди попадаются на посулы.
Для тех, кто не понимает, о чем идёт речь, поясняю, что Ки-Айкидо отличается от обычного айкидо тем, что в нём с самого начала обучают владению Ки, в то время как в последнем к занятиям с Ки приступают после третьего дана, то есть примерно через десять-пятнадцать лет после начала тренировок. Считается, что к этому времени занимающийся уже достаточно развился, чтобы начать специальные тренировки по овладению... Чем, как вы думаете?
А на что в айкидо тратятся эти несчастные пятнадцать лет? На прозу — на изучение приёмов, которые бывают очень сложными и даже изощренными настолько, что надо иметь развитый и тонкий ум, чтобы овладеть ими; они тратятся на изучение и рефлекторное запоминание путей, по которым сила распространяется внутри тела. Например, если вы, вытянув руку перед собой, развернете её ладонью вверх, тогда сила тоже будет распространяться вверх, вниз — значит, вниз. Если у противника ладонь развернута вверх, значит, свою силу надо тоже прикладывать вверх — силы тогда сложатся, и противник легко опрокинется назад. Выполняя, например, ирими-нагэ и нагнув противника, вы спокойненько, никуда не торопясь, ждете, когда он начнёт подниматься, а затем используете его силу подъема и бросаете на землю.
Эти годы также тратятся на изучение путей, по которым сила распространяется вне тела, на изучение инь- и ян-областей рядом с телом, чтобы научиться автоматически приводить противника в нужную вам точку. Они тратятся на такие пустяки, как изучение особенностей строения организма, чтобы научиться с помощью контроля болью вести конечность противника так, чтобы на протяжении выполнения всего приёма он не смог сделать ни одного лишнего движения и покорно двигался в нужном вам направлении. По сути дела, занимающиеся упражняют и шлифуют свой ум. И, конечно, это не так увлекательно, как владение энергией Ки в секциях Ки-Айкидо, с помощью которой можно — раз, и мгновенно стать победителем.
Вся пикантность ситуации заключается в том, что я, к сожалению, ещё не встречал и не слышал ни об одном человеке в нашей стране, который бы мог показать владение Ки и внятно объяснить, научить любого другого человека демонстрировать это состояние хотя бы в статике. Некоторые айкидоки могут показать несгибаемую руку, но сами научить другого человека состоянию несгибаемой руки не способны — не знают как. Я уже не говорю о том, чтобы продемонстрировать присутствие Ки в теле. Хотя такие люди обязательно должны быть.
Ниже я привожу дополнительные упражнения, как достигать состояния Ки, по-русски — Жи. Но эти упражнения статические, поэтому их довольно легко продемонстрировать. Им легко научить почти каждого — кроме людей очень испуганных и истеричных — за одно — два занятия. Ещё с десяток занятий потребуется, чтобы закрепить их. Приёмы айкидо выполняются в динамике. Научить человека во время выполнения приёмов держать ум в животе, в тандэне, сохранять Ки в теле, следить за тем, чтобы руки были несгибаемые, чтобы все движения шли от бедер и живота, крайне сложно. Для этого требуются дисциплина ума и многие годы тренировок.
Лично меня всё вышесказанное заставляет весьма недоверчиво относиться к тем, кто организует такие секции. Чему, интересно, они могут научить? Особенным приёмам?
Приёмы в Ки-Айкидо и в обычном айкидо внешне НИЧЕМ друг от друга не отличаются. Это легко доказывается. Посмотрите показательные выступления мастеров, начиная, скажем, с пятого дана. Предполагается, что они уже в какой-то степени владеют Ки, иначе им бы не присвоили такую высокую степень мастерства. Они демонстрируют что-то полностью отличное от того, что показывают ученики первого дана? Они показывают что-то необычное в приёмах?
Так чему же такому необычному хотят учить те, кто открывает секции Ки-Айкидо?
Основы
Встаньте на улице и начните смотреть вверх, куда угодно: на окна, на дерево, в небо. Кто-то из прохожих обязательно взглянет в том же направлении, а кто-то остановится и тоже начнёт глазеть вверх. Беседуя с другом, взгляните ему за плечо или протяните руку, указывая в любом направлении, — он повернет голову, следуя за вашим взглядом и рукой. Уроните платок, и кто-то тут же поднимет его. Кстати, иногда не поднимают. Вопрос к вам:
Что такое особенное возникает в вас, когда люди всё-таки следуют вашему молчаливому приказу, просьбе?
Ки-Айкидо — это управление УМОМ противника. Вы берете ум противника и ведёте его в том направлении, в котором вам надо, учитывая, конечно, направление, в котором распространяется его сила. Но этому же самому учит и айкидо — на продвинутых ступенях.
Ки — это ум. Известное на Востоке выражение. Кстати, теперь к нему можно добавить, что Ки — это также масса, которую соединяет ум.
Условно говоря, обучение айкидо состоит из трех частей. Первая часть — вы учитесь находиться в животе и проводить приёмы всем телом, используя несгибаемые руки. Все движения идут от центра.
Вторая часть состоит из того, чтобы научиться чувствовать силу противника и направление, в котором она распространяется. Вы учитесь соединяться с этой силой так мягко и незаметно, чтобы очарованный собственным движением ум не очнулся и не начал сопротивляться — обычная история, когда возникает желание поскорее победить и когда применяют силу.
Третья часть — самая сложная — состоит из умения взять ум противника, повести его и бросить. Возьмите кусочек колбаски и поводите им перед носом собачки туда-сюда, вперёд-назад. Лучше, если собачка будет небольшая и не особенно злая. Это и называется взять ум и повести его куда вам надо.
Что выступает колбаской для противника? Вы сами, ваша рука, которую он хочет схватить, ваше лицо, в которое он хочет ударить. А также желание ударить вас. Вы идёте навстречу его желанию, протягивая ему руку или подставляя лицо. Желание прыгает, а вы садитесь на его силу и ведёте её. Точнее говоря, в этот момент вы взаимодействуете только с его умом.
Всё искусство здесь заключается в том, чтобы соединиться с умом противника. А как этого можно достичь, если вы с ним боритесь, если хотите победить, если противостоите ему, если считаете его своим врагом? Это требует многих лет тренировок и работы со своим собственным умом, со своими собственными страхами. Когда вы проходите свои страхи, то соединяетесь с жизнью. Тогда вы сможете соединиться с противником.
Если вы можете соединиться с ним, как тогда проводится приём? Вы видите землю — место, куда привести противника, видите самого противника — как правило, нормальные люди видят свои мысли, а не человека, соединяете его ум с землёй, подсоединяете к ним свой ум, а затем укладываете противника на землю. Я так долго описывал процесс, в действительности же это делается одним взглядом. Противник, его сила и масса перестают существовать, потому что в этот момент ВЫ становитесь Центром.
Чтобы заниматься Ки-Айкидо, надо начать знакомиться со своим умом, с его строением и работой. Начав с ним знакомиться, вы знакомитесь с тем, как он порождает движение — мы это уже рассматривали в главах «Сила Жизни» и «Линейный и нелинейный умы». Узнав, как ваш собственный ум порождает движение, вы понимаете, как движется ум противника. Тогда взять движущийся ум противника очень легко, вы просто соединяетесь с ним.
И никакой такой чумы, как энергии и ауры, которые пытаются приплести к Ки-Айкидо. Всё это только уводит в сторону и ослабляет, а результат — потерянные годы и чувство разочарования. Это в лучшем случае, а в худшем — болезни и психушка.
Становление ума
Однажды ко мне пришел мужчина, чтобы выяснить для себя некоторые вопросы по Ки. Он давно занимается айкидо и пытается овладеть Ки, и его беспокоили некоторые явления, которые происходят у него в теле. Видно было, что он обескуражен и находится в тупике. Обычная история людей, которые занимаются поисками и овладением энергиями.
Я уже говорил, что энергия — это концепция разделяющего рационального ума-эго. За этим названием ничего не стоит, нет никакого реального переживания того, что в действительности имеет место быть. А в действительности происходит то, что вещи НЕПОСРЕДСТВЕННО, НАПРЯМУЮ связаны друг с другом через пустоту — это мы тоже рассматривали. Вовне формы разделены, внутри они едины. Вовне между формами есть расстояние, внутри, в пустоте, нет никаких расстояний. Поэтому люди, вещи могут оказывать влияние друг на друга на расстоянии.
Напомню, что любовь — это состояние единства. Когда вы любите что-то, вы соединяетесь с этим; когда вы едины с чем-то, вы автоматически получаете информацию об этой вещи. Настоящий мастер, иногда даже не глядя, может определить состав вещества или где находится поломка; влюбленные на расстоянии знают, что происходит с их любимыми.
Вселенная существует благодаря Любви, которая связывает все вещи друг с другом.
Вы хотите овладеть так называемыми энергиями? Для этого совсем необязательно гонять туда-сюда мысли по голове, напрягаться и представлять, как у вас что-то откуда-то выходит и куда-то устремляется, дабы что-то сотворить. Учитесь любить мир, в котором живёте. Учитесь любить людей.
Вы хотите овладеть Ки — состоянием Жизни? Учитесь Любви. Соедините ум и тело, то есть дух и тело, тогда материя одухотворится и в вас появится Жизнь. Где тут энергии? О каких энергиях вообще может идти речь? Есть только переживание единства, которое — Любовь и Жизнь.
«А как соединить ум и тело?» — спросите вы. Повторяю ещё раз: страхи, страхи отделяют вас от этого мира и от Жизни.
Вы наверняка бывали в ситуации, когда что-то чувствовали, а рядом стоящий человек не чувствовал ничего, хотя ваши собственные переживания были яркими и четкими. Это и есть примеры вашего единства с вещью. Отсюда вы можете понять, что такое чувство единства, любовь
С какими вещами вы чувствуете глубокую связь?
Какие вещи вы легко читаете изнутри?
Когда ум занят поисками энергий, вы оказываетесь в ловушке.
Для чего вам нужно овладеть энергиями?
Если вы ответите: «Просто так», — это маска. Чтобы стать сильным? Тогда внутри вас есть слабость, которую вы хотите прикрыть силой. А вы встречались с этой слабостью? Что она говорит вам? В чём заключается?
Если вы отрицаете свою слабость, тогда сила нужна вам, чтобы контролировать других, владеть ими. А отсюда всего один шаг до ада. Впрочем, если вы не признаёте свою слабость, то вы уже в аду. Когда нас мучают какие-то комплексы, невыполнимые желания, страхи — это и есть ад. Ад находится на земле, а не где-то в мифической преисподней.
Прервёмся ненадолго.
Да и нет
Если слово «ад» прочитать наоборот, получится «да». Любовь, безусловная любовь — это когда мы всему на свете говорим «да»: людям и их привычкам, своим близким и их странностям, каким-то чертам собственного характера, которые отрицали. Мы говорим «да», не пытаясь ничего исправить на свой лад. Когда же мы говорим чему-то «нет», это отрицание, а отрицание ведет к борьбе за уничтожение. Вот вам и ад. Впрочем, ад возникает и в тех случаях, когда мы говорим всему «да».
Опять же. Если прочитать слово «нет» наоборот, получится «тен» — тень. Когда мы говорим чему-то «нет» — это что-то уходит в тень, становится невидным, исчезает в тени, которую создало наше «нет».
Во-первых, когда что-то не видно, не понятно, как его можно увидеть — его же нет? Только подумайте о том, какой могущественной магией мы обладаем изначально! С помощью одного слова «нет» мы отправляем вещи в небытие!
Во-вторых, то, что находится в тени и не видно, всегда пугает, его хочется уничтожить совсем. Так мы сами выращиваем внутри себя страхи и ужас. Когда мы пытаемся уничтожить то, что не видно, когда снова и снова повторяем эти попытки, внутри раскрывается дыра, в которую проваливается отрицаемое нами. Оттуда уже очень трудно вытащить то, чему мы когда-то сказали «нет». Великая Тень редко отдаёт назад то, что поглотила. Тогда то, что мы отрицаем и ненавидим, начинает преследовать и мучить нас. Вот здесь-то и начинается ад.
В очень многих случаях обратное чтение слов передаёт скрытый смысл, который они в себе несут. Это же относится и к словам в иностранных языках.
Возвратимся к прерванной теме.
Прежде чем заниматься поисками всевозможных энергий и раскрытием чакр, необходимо ПОСТАВИТЬ УМ. Если в вас от природы заложены сверхнормальные способности, то, прежде чем ими пользоваться, необходимо ПОСТАВИТЬ УМ, иначе неприятностей не избежать. Ум ставится в течение не менее девяти лет. Окончание становления ума происходит через двадцать один год.
Что это означает — «поставить ум»? Во-первых, необходимо переживать и отпускать свои страхи и негативные эмоции. Во-вторых, необходимо познакомиться с двойственным строением ума. Если вы регулярно занимаетесь этим, ум постепенно становится, у него появляется внутренний стержень, и он уже не сможет свихнуться на сторону. После этого вещи сами начнут открываться перед вами. Дайте себе время.
Качества
Вы, наверное, не раз обращали внимание в книгах и фильмах на слова какого-нибудь старого мастера о том, что надо быть, как вода или как металл. С точки зрения обычного логического ума этот учитель несет невесть что. Вот если бы он сказал, что надо тягать железо с утра до вечера и тогда ты станешь как металл, ум бы это понял.
Ум-эго, которым вы пользуетесь в повседневной жизни, отделился от Ума, который есть дух, душа и материя вместе взятые. Он построил свой мирок, где всё четко определено, у всего есть названия, и живёт в нём. Такой ум не понимает и не терпит символов, метафор и иносказаний, раздражается и нервничает, когда с ним говорят таким языком.
Что сильнее — целое или часть, если рассуждать с точки зрения силы? Целое, конечно. Поэтому стать целостным, то есть соединиться с собой, с жизнью, с людьми и миром, означает стать сильным и, следовательно, непобедимым, если говорить языком побед и поражений.
Отвлечемся немного, чтобы поговорить о языке.
Язык целого
Можно говорить умно. Это означает оперировать известными понятиями, фактами, определениями. Что такое определение? Это когда вы ограничиваете что-то, ставите предел — о-предел-ение. Определяя что-то, вы помещаете это в пределы, в некие рамки. Естественно, то, что находится за границами определения, отрицается. Так работает ум-эго.
Например, вы говорите: «Надо действовать так, это хорошо». Отсюда следует, что действовать по-другому неприемлемо, это, в том числе, и плохо. Так происходит определение, наложение границ. Эти границы вы накладываете на себя сами, и потом вы уже вынуждены действовать в их пределах.
Говорить и думать умно означает жить и действовать в неких рамках. Можно говорить заумно. В общем это означает, что человек настолько запутался в своих мыслях, что уже сам не разбирается что несёт.
Можно говорить за-умно. Это язык символов и состояний. Слово «заумный» первоначально именно это и означало. Что такое за-умный язык? Это язык целого, когда человек оперирует не определениями, а понятиями, которые включают в себя обе противоположности. Символы ничего не отрицают, они подчеркивают красоту вещи, каждой противоположности, мира в целом.
Как работает целостный ум? Целостный ум оперирует состояниями, со-стояниями, а не частностями, присущими нашему обычному уму-эго. Поскольку целостный ум оперирует состояниями, то и язык у него краткий, символический, емкий, захватывающий целые поля понятий, определений и названий, которыми пользуется обычный ум. Поэтому обычный ум путается и теряется в дебрях языковых понятий целостного ума. Он не понимает этого языка и злится.
Целостный ум также часто прибегает к метафорам, притчам, иносказаниям, поскольку прямо указать на что-то означало бы затмить, растерзать истину и, в конечном итоге, потерять её. Последнее легко доказывается. Боковым, рассеянным зрением или быстрым мимолетным взглядом мы можем ухватить, увидеть то, что мы никогда не увидим, глядя прямо на предмет. Например, свет некоторых звезд можно увидеть только боковым зрением.
Свет истины очень нежный и тонкий, а сама истина — целомудренная, поэтому смотреть на неё можно только скромно, отведя глаза в сторону. Также свет истины ослепляет, поэтому прямо смотреть на неё невыносимо.
Целостный ум — это совершенная, бесконечно мудрая цивилизация, которая давно, изначально сосуществует рядом с человечеством, только умы-эго этого самого человечества ни за что не хотят узнавать и признавать её. Это и понятно — признать, что кто-то выше, для ума-эго означало бы смерть, он ведь живёт только на противопоставлении, отрицании, соревновании. Отсюда и питается. Поэтому, если говорить о боевых искусствах, в поединках с человеком, обладающим целостным умом, ум-эго всегда будет терпеть поражение. Мастера именно это и демонстрируют.
Возвратимся к нашей теме.
Человек силён не своими мускулами, а состояниями, которые есть у него внутри, качествами. Физическая сила имеет пределы и со временем увядает, сила ума, который со временем становится всё более целостным, только расцветает.
Если вы хотите преуспеть в боевых искусствах — и в жизни, ведь это синонимы, — вам ничего не остается делать, кроме как начать знакомиться со своим умом и с его состояниями. Человек силён не своими мускулами, а пустотой, то есть качествами, которые он открыл в себе.
Давайте рассмотрим, как это делается. Если вы хотите узнать, что такое «быть как вода», то есть уметь течь, уметь расступаться и пропускать сквозь себя, уметь пребывать неподвижным, волноваться, когда дует ветер, и т.д., вам надо поставить перед своим мысленным взором воду и ходить с этим, занимаясь своими повседневными делами.
Можно регулярно медитировать на тему воды. Во время медитации вы можете совершать с ней какие-нибудь действия, например, мысленно представлять себе, как вы погружаете руку в воду, а она расступается под вашей силой. Медитируя, надо позволять себе проникнуть в сущность воды, за внешнюю форму, на которой вы привыкли останавливать свой взгляд. Пробуйте соединиться с ней и её способностью быть мягкой. Пройдет некоторое время, внешняя форма лопнет, и вы почувствуете, что продвинулись вглубь сути, а может такое случиться, что вы сразу и полностью с ней соединитесь.
То, с чем вы смогли соединиться, навеки становится вашим. Если говорить о воде, то в повседневной ли жизни, в бою, в любых своих действиях вы легко сможете выразить качество воды, если смогли проникнуть в её суть. Так можно работать с каждым состоянием, чтобы овладеть им и начать использовать в жизни.
Любое боевое искусство — это овладение умом, а не мускулами. Поэтому боевые искусства направлены на то, чтобы созидать Человека, а не урода. Уродство получается, когда в боевых искусствах упор делается не на изучение ума и души и овладение ими, а на достижение результатов — любых. Это касается и спорта.
Да, достижения в спорте или в спортивных боевых искусствах могут быть очень значительными. Но даже у самых выдающихся спортсменов, ушедших из спорта, возникает множество проблем со здоровьем. И то, что многие спортсмены составляют костяк братвы, которая терроризирует и грабит людей, включая все слои общества, говорит само за себя. Они научились владеть телом и до некоторой степени умом, а соединяться с миром и сострадать людям не научились. Потому что везде нас учат только соревноваться, быть выше, лучше и побеждать. Машиной стать легко — сокращай и сокращай себе мускулы, учись побеждать в соревнованиях, тренируйся и тренируйся, отрабатывай приёмы, овладевай техникой, наращивай скорость, преодолевай усталость.
Смотрите в ум.
Победа — поражение
Существует своего рода закон: если вы отождествлены с силовым я — тем я, целью которого является быть выше, лучше, иметь власть, сохранять контроль, — тогда каждую вещь, с которой вы имеете дело, будь то материальные предметы, блага или духовные дисциплины и достижения, вы будете использовать как свое ОРУЖИЕ, чтобы контролировать и устанавливать власть над другими людьми. А только святые и будды не отождествлены со своим силовым я.
Все любят быть победителями, побеждать — почетно. Это мнение широко распространено в нашем обществе. Вы стремитесь побеждать, потому что внутри себя прекрасно знаете, что такое поражение. Внутри вас живёт тот, кто терпел поражения в драках, при решении проблем, на работе, в отношениях с противоположным полом. Вы не любите и презираете себя терпящего поражения. Поэтому вы будете проходить через поражения, пока не примете их, то есть себя, того, кто терпел поражения. Это и есть соединение с собой, любовь к себе. Жизнь учит любви к себе, поэтому проводит вас через поражения.
Вы соревнуетесь и применяете силу в боевых искусствах, — а ведь в них очень редко надо применять физическую силу, на то они и искусства, — потому что ненавидите быть побежденным. Вы боретесь и применяете силу в приёмах айкидо, где в принципе не должно быть никакой силы, кроме силы ума, потому что не любите поражений и стремитесь к победе, потому что презираете себя побежденного. Где тут любовь?
Интересно, вода чувствует себя побежденной, когда пропускает внутрь себя руку или стекает с высоты вниз?
В конце концов, вы когда-нибудь поймете, что поражения — это путь к победе, что ошибки помогают добиться успеха. Любые боевые искусства — это почитание жизни. В них невозможно добиться успеха, если человек не почитает жизнь ближнего.
То, что вы называете победами и поражениями, ведет вас к разделению с жизнью и людьми. Боевые искусства учат соединяться с противником, любить его, но не побеждать. То, что вы называете победой, это ПОБОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ вашей способности соединяться с противником, любить своего врага, почитать жизнь.
Поединок
Когда мастера боевых искусств встречаются в поединке, они проверяют именно качества друг друга. Постояв, они расходятся без боя, признав, кто из них победитель, а кто побежденный. Как это происходит?
Например, вы стоите напротив партнёра и чувствуете в себе неуверенность. Неуверенность или чувство слабости никогда не могут возникнуть сами по себе, их поднимает в вас ваш противник, мир-то двойственный. Раз такое происходит, следовательно, на его стороне сила. Значит, вы можете поклониться ему, признав свое поражение.
Поражение ли это?
И, расставшись, вы идёте медитировать над тем, что именно отозвалось в вас на его присутствие. Где в себе вы чувствовали слабость, какая она была, какие невидимые с первого взгляда качества противника помогли ей проявиться? Так из каждого состоявшегося или несостоявшегося поединка вы можете выносить положительный опыт и, самое главное, через принятие своей слабости знакомиться с качествами, которые хотите развить в себе.
Позднее, если вы продолжите смотреть в себя и свой ум, то научитесь читать себя как открытую книгу. Например, вы сможете определять свою мягкость рядом с твердостью и решительностью, физическую слабость рядом с силой, некоторую вялость рядом с напором и выносливостью.
Отмечая все эти возникающие внутри вас чувства, вы можете исследовать себя и определять направления, в которых зам надо работать с собой. В вас содержатся любые качества, они присутствуют в вас в нужном количестве — просто они прикрыты страхами, травмами и ограничивающими убеждениями ума. Мысли всегда нас ограничивают.
Как видите, поединок, который не состоялся, — неиссякаемый источник совершенствования души и духа.
Остановка противника
Речь пойдет о времени.
Поскольку Внешнее Равно Внутреннему, ситуацию с боем создаёте вы сами и никто другой. К слову сказать, человек, который часто дерётся, на самом деле дерётся внутри себя, в уме. Враги у него внутри. Раз драка и враги у него внутри, они проявляются снару