Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалы для подготовки к зачету и (или) экзамену




Теоретические вопросы к экзамену

 

№ п/п Формулировка вопроса
Исторические этапы развития струнной методики.
Методические пособия, "Школы" и другие труды как отражение эволюции взглядов на вопросы постановки и методики обу­чения.
Цели и задачи курса методики, значение и место его в системе подготовки музыкантов-профессионалов.
Методика обучения игре на музыкальном инструменте как теория, обобщающая педагогический и исполнительский опыт музыкантов.
Научно-методические труды, школы и пособия, в которых отражен педагогический и исполнительский опыт музыкантов и которые служат основой для создания специальных методик.
Роль педагога по специальности как учителя и воспитателя учащихся.
Общие педагогические принципы и применение их в специфических условиях обучения игре на инструменте.
Роль индивидуального подхода в воспитании юного музыканта.
Музыкально-исполнительские способности и роль их в процессе обучения музыканта.
Музыкальный слух, его роль в исполнительском процессе и в овладении искусством игры на инструменте.
«Зонная природа» музыкального слуха (теория Н. А. Гарбузова).
Музыкальный ритм и воспитание чувства ритма.
Музыкальная память и развитие ее в процессе обучения.
Особенности «исполнительской памяти» музыканта.
Самостоятельная работа детей и воспитание умения решать музыкально-исполнительские задачи.
Психофизиологическая сторона музыкально-исполнительского процесса.
Развитие исполнительского воображения музыканта в процессе работы над музыкально-художественными произведениями.
Роль общей постановки в методике развития первоначальных навыков у учащихся.
Организация занятий с начинающими.
Значение правильного начала обучения и постепенности в развитии первоначальных навыков постановки и приемов игры для дальнейшего обучения.
Особенности урока в специальном классе. Различные формы и методы проведения уроков.
Основные этапы обучения игре на струнном инструменте.
Правильное сочетание работы над музыкально-художественным и инструктивным материалом.
Основы звукоизвлечения и техника правой руки.
Постоянное совершенствование музыкантом-исполнителем искусства извлечения художественного звука в качестве основного средства выразительности.
Динамика звука и техника достижения различных динамических оттенков.
Филировка звука и ее значение в художественном исполнении.
Методика работы над совершенствованием интонации.
Музыкальный строй струнных инструментов и «живая" интонация исполнителя.
Роль левой руки в образовании художественного звука.
Высокое качество интонирования и его влияние на художественную сторону исполнения
Вибрация как средство усиления выразительности и певучести звука.
Штрихи, их музыкально-выразительные свойства и техника исполнения.
Значение штрихов как важнейшего средства музыкальной выразительности.
Двухголосие («двойные ноты»), выразительное значение и использование в игре на струнном инструменте.
Аккорды, их выразительное значение в исполнении.
Роль интонации в достижении музыкально-выразительного исполнения.
О методах развития навыков чистого интонирования.
Вибрация и её становление в процессе овладения элементарными исполнительскими навыками.
Культура слуха, развитие художественного представления выразительного звука как важнейшие условия развития приемов вибрации.
Аппликатура как важное средство достижения выразительности исполнения.
Концертная деятельность музыканта.
Работа над музыкально-художественным произведением.
Различные этапы освоения изучаемого произведения.
Музыкальное содержание произведения как исходная основа для создания музыкально-исполнительского образа.
Музыкант-исполнитель как интерпретатор произведения.
Авторский замысел и его воплощение.
Исполнительский план как отражение индивидуального понимания музыкально-художественных задач.
Задачи педагога и методы его работы с учащимся над произведением.
Работа над инструктивным учебным материалом.
Роль и значение этюдов в процессе овладения исполнительским мастерством. Методика работы над этюдом.
Изучение гамм, арпеджио и упражнений.
Учебно-педагогический репертуар как основа обучения, воспитания и развития ученика.
Общие музыкально-художественные средства выразительности.
Специфически инструментальные средства выразительности и их художественно-выразительное применение.
Подготовка ученика к выступлению на эстраде. «Эстрадное самочувствие» как психолого-педагогическая проблема.

 

9.4.3. Темы и методические указания по подготовке рефератов

Выбор темы для написания реферата является творческой задачей для самостоятельной работы студента. Поиск темы, постановка проблемы и её формулировка –начальный этап работы над рефератом.

Примерные темы рефератов

1. Методика построения урока в классе по специальности.

2. Работа над этюдами.

3. Школа Леопольда Моцарта и ее основные положения.

4. Методические проблемы изучения первой части Концерта ля минор И. С. Баха для скрипки с оркестром.

 

Методические указания

Написание рефератов в рамках изучения курса «Методика обучения игре на инструменте» может быть использовано в качестве формы сдачи полугодового зачёта или другой промежуточной аттестации. Выполнение рефератов в рамках данного курса полезно ещё и тем, что изучение указанной дисциплины является первым обращением к теории специальности в процессе подготовки специалиста. Учитывая тот факт, что выпускная письменная работа, выполняемая в рамках подготовки к Итоговой государственной аттестации, по сути является квалификационной, то опыт написания рефератов в процессе изучения всех специальных теоретических дисциплин оказывается крайне полезным.

Успешная защита реферата на итоговом Государственном экзамене возможна только при условии приобретения соответствующих умений и навыков на протяжении всего периода обучения в вузе. К ним относятся:

- умение работать с каталогами, выбирать нужный информационный источник, фиксировать прочитанное;

- способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определённых концепций;

- навыки составления плана, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов, как одной из начальных форм исследовательской работы.

- владение в достаточной мере понятийным аппаратом научного исследования,

- умение охарактеризовать проблему, обобщить собранный материал, сделать краткий обзор литературы на заданную тему,

- навык постановки задачи, формулировки проблемы и выводов исследования;

- приобретение информации об оформлении письменной работы.

Овладение этими умениями необходимо не только для учебной деятельности, но и для всей последующей профессиональной жизни, т.к. и педагог, и исполнитель должны уметь осмысливать собственную деятельность с научных позиций с целью постоянного повышения своего профессионального уровня, пользоваться научными знаниями для анализа и совершенствования своей работы.

Структура реферата должна способствовать правильному раскрытию темы реферата, т.е. должна быть правильно выбрана последовательность изложения мате­риала.

Эффективность научной работы в наиболь­шей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям це­лостности, системности и связности, а также критерию соразмернос­ти его частей.

Структура реферата состоит из трёх основных частей: вступление, основная часть и заключение. Для оценки реферата главными являются введение, в котором содержится общая характеристика работы, и заключение, где подводятся итоги исследования. Студенты, чьё будущее может быть связано с наукой, должны знать, что в соот­ветствии с конвенциональными установлениями общая характе­ристика работы включает следующие обязательные пункты:

- Актуальность темы.

- Разработанность проблемы.

- Цель и задачи исследования.

- Научная новизна исследования.

- Практическая значимость исследования.

Объем реферата должен быть не менее 15 страниц компьютерного набора, шрифт 14, TimesNewRoman, интервал полуторный, поля слева широкие, для подшивки или переплёта. Выполненная работа должна быть сброшюрована. Работа открывается титульным листом. Затем следует «Оглавление». Порядковые номера страниц указываются внизу страницы с выравниванием от центра. Не допускается расстановка нумерации страниц от руки. Первой страницей считается титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. Каждый раздел всегда начинается с новой страницы.

Работа может быть иллюстрирована, но не допускается использование иллюстраций, вырезанных из книг, журналов и других изданий.

Композиция реферата — это последовательность расположе­ния основных частей. Традиционно основными её элементами яв­ляются следующие:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованной литературы

7. Приложения

Подробно рекомендации по написанию рефератов изложены в методическом пособии: Письменная работа по теории и истории исполнительства: метод. пособие для студентов исполнит. специальностей музык. вузов. – Пермь, ПГИИК, 2007. – 102 c.

Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований:

1. Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе.

2. Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы.

3. Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения.

4. Соблюдение требований к структуре и оформлению.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2303 - | 2153 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.