В основной части текста я старался не обременять читателя подробностями, отвлекающими от логики доказательств. Но теперь должен подчеркнуть -эта книга обязана столь многим авторам, что, к моему сожалению, всем им я бы просто не смог выразить признательность. Наши представления о прошлом -это результат колоссальных совместных усилий, и даже столь простая книга, как эта, не могла бы появиться без исследования несколькими поколениями ученых истории развития искусства. А сколько фактов, формулировок, суждений, мы, сами не отдавая себе в этом отчета, заимствуем у других! Пользуюсь случаем отметить, что на мои рассуждения о религиозных корнях Греческих игр повлияли радиопередачи, которые вел Гилберт Мэрри в 1948 году во время Олимпиады в Лондоне. Во введении мною использованы некоторые идеи из книги D.F. Tover. The Integrity of Music (London: Oxford U.P., 1941), но я заметил это, лишь перечитывая ее впоследствии.
Я не смогу перечислить все книги, прочитанные мною или послужившие справочным материалом при написании данного сочинения, но надеюсь, что и само оно может быть полезным в создании новых, более специальных исследований. Осталось дать лишь некоторые рекомендации, к каким книгам следует обращаться по тем или иным вопросам. Однако надо заметить, что со времени первой публикации моей Истории искусства количество литературы настолько возросло, что без тщательного ее отбора просто не обойтись.
Удобнее начать с привычного разделения многочисленной литературы об искусстве по типам изданий. Существуют книги для чтения, справочники, а также богато иллюстрированные издания, содержащие большую зрительную информацию. К первому типу я отношу прежде всего книги, ценные тем, что они написаны определенными авторами. Даже если выраженные в них взгляды уже не современны, эти работы не могут «устареть», ибо являются документом своей эпохи и выражением индивидуальности. По понятной причине здесь часто указаны переводные издания, но те, кто могут читать текст в оригинале, знают, что перевод - его обедненная замена. Для основательного знакомства с миром искусства в целом я советую начать с чтения книг из первого раздела. Особое место в нем занимают первоисточники, то есть тексты, написанные художниками или писателями, имеющими непосредственное отношение к искусству
Не всегда эти книги просты для чтения, но любое усилие постичь идеи, отличные от наших, будет вознаграждено более глубоким пониманием прошлого.
Рекомендуемую литературу я разделил на пять разделов. Книги об отдельных периодах или о творчестве художников перечислены в пятом разделе под названием соответствующих глав (см. стр. 646-654). Книги же, касающиеся более общих проблем, вы найдете в четырех первых разделах. В подборе литературы я руководствовался чисто практическими соображениями, не претендуя на его исчерпывающую полноту. Разумеется, можно было бы указать много других полезных книг, и отсутствие их в этом перечне вовсе не свидетельствует об их недооценке.
Первоисточники*
АНТОЛОГИИ
Если вы хотите погрузиться в прошлое, читая тексты о художниках, написанные их современниками, можно воспользоваться несколькими антологиями, которые превосходно вводят в эту область. Отбор таких текстов и их перевод на английский язык сделан Элизабет Холт (Е. Holt). Ее трехтомник A Documentary History of Art (последн. изд.: Princeton U.P., 1981-1988) охватывает период от средневекового искусства до импрессионизма. Тем же автором собран многочисленный документальный материал о роли выставок и художественной критики в XIX веке в другом трехтомном издании: The Expanding World of Art 1874-1902. Более специальный характер носит серия, опубликованная издательством Prentice-Hall (под общей редакцией Х.В. Янсона). Материал здесь организован по периодам, странам и даже стилям, использован самый широкий круг источников, таких как описание и оценка произведений их современниками, юридические документы, письма, к которым даны комментарии составителей. Серия включает в себя следующие тома: The Art of Greece, 1400—1431 ВС. Ed. J.J. Pollitt (1965, 2-е изд., 1990); The Art of Rome, 753 ВС - 337 AD. Ed. J.J. Pollitt (1966); The Art of Byzantine Empire, 312-1453. Ed. Cyril Mango (1972); Early Medieval Art, 300-1150. Ed. Caecilia Davis-Weyer (1971); Gothic Art, 1140—с. 1450. Ed. Teresa G. Frisch (1971); Italian Art, 1400-1500. Ed. Creighton Gilbert (1980); Italian Art, 1500-1600. Ed. Robert Enggass, Henri Zerner (1960); Northern Renaissance Art, 1400-1600. Ed. Wolfgang Stechow (1966); Italy and Spain, 1600-1750. Ed. Robert Enggass, Jonathan Brown (1970); Neoclassicism and Romanticism. Ed. Lorenz Eitner (2 vols., 1970); Realism and Tradition in Art, 1848-1900. Ed. Linda Nochlin (1966); Impressionism and Post-Impressionism, 1874-1904. Ed. Linda Nochlin (1966). Документы о художественной жизни Ренессанса в переводе на английский язык содержатся в книге: D.S. Chambers. Patrons and Artists in the Italian Renaissance (London: Macmillan, 1970). Полезные собрания источников, относящихся к XIX и XX векам, представляют следующие книги: Nineteenth-Century Theories of Art. Ed. Joshua C. Taylor (Berkeley: California U.P., 1987); Theories of Modern Art: A Source Book by Artists and Critics. Ed. Herschel B. Chipp (Berkeley: California U.P., 1968); Art in Theory, 1900-1990: An Anthology of Changing Ideas. Ed. Charles Harrison, Paul Wood (Oxford: Blackwell, 1992).
* В квадратных скобках указаны антологии в русском переводе, специально введенные нами в данное издание. На русском языке приводятся также названия книг, рекомендованных автором, когда имеется их русский перевод; в остальных случаях книги указаны на языке оригинала.
[См. также: Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов (тт. I-III, М.: Изогиз, 1933-1934/38; 2-е изд., тт. I-V, М: Искусство, 1965-1969); Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Перев. А.Н. Изергиной (Л.: Искусство, 1969); Антология французского сюрреализма, 1920-е гг. Перев. С.А. Исаева, Е.Д. Гальцовой (М.: ГИТИС, 1994); Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литера-туры ХХ века. (М.: Прогресс, 1986)].
ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ
Витрувий. Об архитектуре. Перев. А.В. Мишулина (Л.: Соцэкгиз, 1936) - широко известный трактат римского архитектора эпохи Августа. О классическом искусстве см. также: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Перев. Е.А. Тарояна (М.: Ладомир, 1994) - сочинение знаменитого ученого, погибшего во время извержения Везувия; им использовано множество древних текстов; это самый важный для нас источник сведений о греческой и римской живописи и скульптуре. Павсаний. Описание Эллады. Перев. СП. Кондратьева (2 т., М.: Искусство, 1938-1940; 2-е изд., М.: Ладомир, 1994). О старой китайской живописи см.: [История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. I (M.: Изд. Акад. художеств СССР, 1962); Го Жо-сюй. Записки о живописи: что я видел и слышал. Перев. К.Ф. Самосюк (М.: Наука, 1978); Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. Перев. Е. Завадской. М.: Наука, 1969)]. Среди материалов о строителях средневековых соборов особо примечателен отчет аббата Сугерия о возведении первой большой готической церкви: Abbot Suger on the Abbey Church of Saint Denis and its Art Treasures. Transl., ed. and annot. by Erwin Panofsky (Princeton U.P., 1946; переработ. изд., 1979). Отрывки из Сочинения о различных искусствах пресвитера Теофила имеются в русском переводе в изд.: Мастера искусства об искусстве, т. I (M., 1966). Интересующимся вопросами практики мастеров позднего Средневековья можно рекомендовать: Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. Перев. А. Лужецкой (М.: Изогиз, 1933). Яркое представление о математических основах искусства и интересе к классическим образцам в начале Ренессанса дают трактаты Леон Баттисты Альберти Три книги о живописи и О статуе- перевод их см.: Л.Б. Альберти. Десять книг о зодчестве, т. II (М.: Изд. Всесоюзн. Академии архитектуры, 1937). Литературное наследство Леонардо да Винчи представлено в известном издании: J.P. Richter. The Literary Works of Leonardo da Vinci (Oxford U.P., 1939; переизд. London: Phaidon, 1970). Его дополняют
два тома комментариев Карло Педретти (С. Pedretti), позволяющие более углубленное знакомство с предметом. [См. также: Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Перев. под ред. А.К. Дживелегова и A.M. Эфроса (2 т., М.-Л.: Academia, 1935]. Имеется русский перевод Книги о живописи Леонардо, он сделан А.А. Губером и В.К. Шилейко по компиляции из записей мастера, составленной в XVI веке и частично использовавшей рукописи, оригинал которых ныне утрачен (М.: Изогиз, 1934). Письма Микеланджело переведены на русский язык А.Г. Габричевским и опубликованы в изд.: Микеланджело. Жизнь. Творчество (М.: Искусство, 1964; 2-е, дополнен. изд., 1983). Поэзию Микеланджело в переводе A.M. Эфроса см. там же и кроме того в отдельном изд.: Поэзия Микеланджело (М.: Искусство, 1992). Биографию Микеланджело в изложении одного из его современников см. в кн. Переписка Микель-Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви. Перев. М. Павлиновой (СПб.: Шиповник, 1914).
Документально-биографические материалы и трактаты Дюрера переведены Ц.Г. Нессельштраус - см.: Дюрер. Дневники. Письма. Трактаты (2 т., Л.-М.: Искусство, 1957).
Важнейший литературный источник об искусстве Ренессанса в Италии, Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Джордже Вазари предлагается в русском переводе А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского (5 т., М.: Искусство, 1956-1971). Оригинал впервые был опубликован в 1550 году, второе, переработанное и дополненное, издание вышло в 1568 году. Жизнеописания можно читать для удовольствия как собрание анекдотов и коротких, иногда даже правдивых историй. Но полезней подойти к ним как к интересному документу периода «маньеризма», когда с позиции формирующегося самосознания художники переосмысливают великие достижения прошлого. Другую очаровательную книгу флорентийского мастера этой беспокойной эпохи, автобиографию Бенвенуто Челлини, см. в переводе М. Лозинского, Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим (М.-Л.: Изд. худож. литературы, 1931).
Жизнеописание Бернини, составленное Филиппо Бальдинуччи, см. в кн.: Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. Перев. А.Г. Габричевского (М.: Искусство, 1965). Из сочинений художников XVII века следует указать два: Карел ван Мандер. Книга о художниках. Перев. В.М. Минорского (М.-Л.: Искусство, 1940), а также труд испанского живописца Антонио Паломино в английском изд.: Antonio Palomino. Lives of the Eminent Spanish Painters and Sculptors. Transl. by N. Mallory (Cambridge U.P.,
1987). Письма Петера Пауля Рубенса в русских изданиях см.: Рубенс. Письма. Перев. А.А. Ахматовой. (М.-Л.: Academia, 1933); Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Перев. А.А. Ахматовой, Н.В. Брагинской, К.С. Егоровой (М.: Искусство, 1977).
Об академической традиции XVII-XVIII веков дают представление Речи сэра Джошуа Рейнолдса, несмотря на официальный характер, всюду сохраняющие разумную меру вещей: Joshua Reynolds. Discourses on Art. Ed. Robert. R. Wark (San Marino, Cal: Huntington Library, 1959; переизд. New Haven-London: Yale U.P., 1981). Неортодоксальный трактат Уильяма Хогарта Анализ красоты см. в русском переводе П.В. Мелковой (Л.-М.: Искусство, 1958). Столь же независимый подход к академической традиции, характерный для Констебла, лучше всего позволяют оценить его письма и лекции, которые собраны в книге Ч.Р. Лесли. Жизнь Джона Констебла, эсквайра. Перев. Р.С. Сефа, Л.М. Марцевой (М.: Искусство, 1964).
Романтический взгляд на искусство мы находим в замечательных Дневниках Эжена Делакруа; см. в русском переводе Т.М. Пахомовой, под редакцией М.В. Алпатова (2 т., М.: Изд. Академии художеств СССР, 1961). Письма Делакруа см.: Correspondance generale d'Eugene Delacroix. Publiee par Andre Joubin (5 vol., Paris, 1936-1938). Сочинения Гете об искусстве см.: И.В. Гете. Об искусстве (М.: Искусство, 1975); Собр. соч., т. 10 (М.: Худож. литература, 1980). Письма Курбе, художника реалистического направления см.: Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. Перев. Н.Н. Калитиной (М.: Искусство, 1970). Книги торговца картин Теодора Дюре об импрессионистах имеют ценность именно потому, что многих из них он знал лично, Theodor Duret. Peintres impressionistes (Paris, 1878); Он же: Histoire d'Edouard Manet et de son oeuvres (Paris, 1902). Но многие сочтут более полезным знакомство с их письмами - см.: Камиль Писсарро. Письма, критика, воспоминания современников. Перев. К.Г. Богемской (М.: Искусство, 1974); Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. Перев. В. Прокофьева (М.: Искусство, 1971); Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. Перев. Н.В. Яворской (М.: Искусство, 1972). О Ренуаре написал его сын -см.: Жан Ренуар. Огюст Ренуар. Перев. В. Прокофьева (М.: Искусство, 1970). Собрание писем Ван Гога опубликовано на русском языке в двухтомном издании (перев. Н.М. Щекотова, под ред. А. Эфроса; М.-Л.: Academia, 1935). См. также: Винцент Ван Тог. Письма. Перев. П.В. Мелковой. (Л.-М.: Искусство, 1966). Письма Гогена и его полубиографическое произведение Ноа Ноа см. в изд.: Поль Гоген. Письма. Ноа-Ноа. Из книги «Прежде и потом». Перев. А.С. Кантор-Гуковской (Л.: Искусство, 1972).
Изящное искусство создавать себе врагов Джеймса Уистлера есть в русском переводе Е.А. Некрасовой (М: Искусство, 1970). Из автобиографий художников XX века см.: Oskar Kokoschka. Mein Leben (Munchen: Brukmann, 1971) и Сальвадор Дали. Дневник одного гения (М.: Искусство, 1991). Работы Франка Ллойда Райта см. в недавно вышедшем изд.: Frank Lloyd Wright. The Collected Writings (2 vols., New York: Rizzoli, 1992) [Франк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. Перев. А.Ф. Гольдштейна. (М.: Госстройиздат, 1960)]. Высказывания Вальтера Гропиуса о новой архитектуре и Баухаузе см.: Вальтер Гропиус. Границы архитектуры. Перев. А.С. Пинскер (М.: Искусство, 1971).
Можно рекомендовать также книги двух современных художников, изложивших свои взгляды на искусство: Paul Klee. Uber die moderne Kunst (Bern: Benteli, 1945) и Hilaire Hiler. Why Abstract? (London: Falcon, 1948); в последней из них американец Хайлер с достаточной отчетливостью описывает мотивы своего перехода к абстрактной живописи. На языке оригинала и, параллельно, в английском переводе опубликованы эссе и высказывания других художников абстрактного и сюрреалистического направления; см.: Documents of Modern Art (New York: Wittenborn, 1944-1961); Documents of 20th-century Art (London: Thames and Hudson, 1971-1973). О духовном в искусстве Василия Кандинского можно прочитать и в отдельном издании (М.: Архимед, 1992); см. также: Wassily Kandinski, Die gesammelten Schriften (Bern: Benteli, 1980). Что касается Матисса см.: Анри Матисс. Статьи об искусстве. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. Перев. Е.Б. Георгиевской (М.: Искусство, 1993). Документы, связанные с искусством дадаистов, см.: Н. Richter. Dada-Kunst und Antikunst (Koln: Du Mont, 1978), а манифесты сюрреалистов см. в изд.: Антология французского сюрреализма, 1920-е гг. Перев. С.А. Исаева, Е.Д. Гальцевой (М.: ГИТИС, 1994); Ален и Одетт Вирмо. Мэтры мирового сюрреализма (СПб.: Академический проект, 1996). Кроме того, см. работу Гийома Аполлинера, впервые опубликованную в 1913 году: Guillaume Apollinaire. Les peintres cubistes. Meditations esthetiques. (Paris: Hermann, 1965) и книгу: Andre Breton. Le Surrealisme et la peinture (Paris: Gallimard, 1928; изд. переработ, и дополн. 1965). Еще десять эссе художников и скульпторов, в том числе Мондриана и Генри Мура, представлены в кн.: Robert L. Herbert. Modern Artists on Art (New York: Prentice-Hall, 1965); высказывания Мура о скульптуре см. также в изд.: Philip James. Henry Moore on Sculpture (London: Macdonald, 1966).
ВЫДАЮЩИЕСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КРИТИКИ Книги этого рода полезны для чтения, ибо дают представление о выдающихся художественных критиках, расширяя вместе с тем наши познания об искусстве. Поскольку мнения об этих книгах у разных людей могут не совпадать, я даю лишь самые общие рекомендации.
Если вы хотите лучше понять искусство и ищете опору в энтузиастическом отношении к нему в прошлом, обратитесь к сочинениям таких художественных критиков XIX века, как Джон Рёскин - автор книги Современные живописцы (John Ruskin. Modern Painters. London: Deutsh, 1987), Уильям Моррис или Уолтер Патер, представитель «эстетического движения» в Англии. Самая замечательная работа Патера - Ренессанс, см. в перев. С.Г. Займовского (М.: Проблемы эстетики, 1912). Письма Морриса см. по изд.: The Letters of William Morris to his Family and Friends. Ed. Philip Henderson (London: Longman, 1950). [Также в кн. УильямМоррис. Искусство и жизнь. Перев. В.А. Смирнова, Е.В. Корниловой (М.: Искусство, 1973)]. Из других работ Рёскина см. Ruskin Today (London: John Murray, 1964; переизд. Harmondsworth: Penguin, 1982); J. Ruskin. The Lamp of Beauty: Writing on Art (London: Phaidon, 1959; 3-е изд., 1995), [Джон Рескин. Сочинения, I, кн. 4, 7, 8, 10 (М.: Книжное дело, 1904)]. Французские писатели об искусстве - Шарль Бодлер, Эжен Фромантен и братья Эдмон и Жюль де Гонкур - были связаны с художественной революцией во французской живописи. См.: Шарль Бодлер об искусстве (М.: Искусство, 1986), книгу Фромантена Старые мастера (перев. Г. Кепинова, М.: Сов. художник, 1966), Дневники братьев Гонкур (2 т., М.: Худож. литература, 1964) и их Искусство XVIII века (Edmond et Jules de Goncourt. L'art du dix-huitieme siecle. 2 vols. Paris: Quantin, 1880-1882; Paris: Hermann, 1968). Сведения об этих и других значительных художественных критиках Франции содержатся в книге: Anita Brookner. Genius of the Future (London: Phaidon, 1971; переизд. Ithaca: Cornell U.P., 1988).
Английским истолкователем постимпрессионизма был Роджер Фрай (R. Fray); рекомендую, например, его Vision and Design (London: Chatto and Windus, 1920; нов. изд. London: Oxford U.P., 1981), Cezanne: A Study of his Development (London: Hogarth Press, 1927; нов. изд. Chicago U.P., 1989), Last Lectures (Cambridge U.P., 1939). Самым убежденным защитником «экспериментального искусства» в 1930-1950-х годах в Англии выступил сэр Герберт Рид (Н. Read) в своих работах Art Now (London: Faber, 1933; 5-е изд., 1968) и The Philosophy of Modern Art (London: Faber, 1931; переизд. 1964). Идеологами «живописи действия» -одного из направлений американского абстракционизма стал Гарольд Розенберг (Н. Rosenberg),
написавший The Tradition of the New (New York: Horizon Press, 1959; London: Thames and Hudson, 1962; переизд. London: Phaidon, 1970) и The Anxious Object: Art Today and its Audience (New York: Horizon Press, 1964; London: Thames and Hudson, 1965), а также Клемент Гринберг (С. Greenberg), автор книги Art and Culture (Boston: Beacon Press, 1961; London: Thames and Hudson, 1973).
ФИЛОСОФСКИЙ ФОН
Чтобы лучше понять философские предпосылки классической и академической традиции, можно обратиться к следующим изданиям: Anthony Blunt. Artistic Theory in Italy 1450-1600 (Oxford U.P., 1940); Michael Baxandall. Giotto and the Orators (Oxford U.P., 1971; переизд. 1986); Rudolf Wittkower. Architectural Principles in the Age of Humanism (London: Warburg Institute, 1949; нов. изд. London: Academy, 1988); Erwin Panofsky. Idea: A Concept in Art Theory (New York: Harper and Row, 1975).
Подход к истории искусства
История искусства - составная часть истории как науки. Понятие «история» этимологически связано с греческим словом, обозначающим «исследование», «распрашивание». И то, что историки искусства имеют в виду под разными «методами» изысканий, очевидно отражает их стремление найти ответ на разного типа вопросы, касающиеся прошлого. Какие вопросы мы зададим, зависит от нас и наших интересов, ответ же будет зависеть от данных, которые выявит историк.
ЗНАТОЧЕСТВО
При взгляде на произведение искусства у нас возникают вопросы, когда и где оно было создано и (если возможно узнать) кем. Ученых, владеющих методом, который позволяет дать ответ на эти вопросы, называют знатоками. К их числу принадлежат выдающиеся историки искусства прошлого, чья «атрибуция» была (или до сих пор остается) непререкаемой. Классическим трудом в данной области стала книга Бернарда Бернсона (В. Berenson) Italian Painters of the Renaissance (Oxford: Clarendon Press, 1930; 3-е изд., Oxford: Phaidon, 1980). [Перевод на русский язык Н.А. Белоусовой с изд.: London: Phaidon, 1956: Б. Бернсон. Живописцы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1965]. См. также его работу: Drawings of the Florentine Painters (London: John Murray, 1903; расширен. изд. Chicago U.P., 1970). Прекрасное представление об этой категории ученых дает работа Макса Фридлендера Знаток искусства (перев. В. Блоха под ред. Б. Виппера. М.: Дельфин, 1923).
Благодаря работе крупнейших современных знатоков искусства мы располагаем каталогами государственных и частных собраний и выставок. Лучшие из этих изданий позволяют читателю понять, на чем построены знаточеские изыскания.
Тайный враг, с которым приходится бороться знатокам - это подделыватель. Кратким введением в эту проблему является книга: Otto Kurz. Fakes (New York: Dover, 1967). См. также прелестный каталог выставки фальшивок, организованной в Британском музее: Fakes? The Art of Deception. Ed. Mark Jones (London: British Museum, 1990).
ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ
Существует другой тип историков искусства, которые задаются вопросами помимо тех, что занимают знатоков. Они ставят задачу объяснить характер стилей и их эволюцию, чего касается также и моя История искусства.
Интерес к этой проблеме впервые возник в Германии в XVIII веке. Начало ему положила публикация в 1764 году Иоганном Иоахимом Винкельманом его Истории искусства древности (перев. С. Шаровой, Г. Янчевского. Л.: Изогиз, 1933). В русском переводе есть и его сочинение Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре - см.: И.И. Винкельман. Избранные произведения и письма. Перев. В. Алявдиной (М.-Л.: Academia, 1935; переизд., М.: Ладомир, 1996).
Идущей от Винкельмана традиции последовательно придерживались в немецкоязычных странах в XIX и XX веке, но некоторые из работ, принадлежащих авторам этого направления, были переведены на английский язык. Полезный обзор такого рода теорий и идей дает книга: Michael Podro. The Critical Historians of Art (New Haven-London: Yale U.P., 1982). Наилучшим введением в проблематику, касающуюся истории стилей, до сих пор остаются работы швейцарского историка Генриха Вёльфлина, мастера сравнительного анализа. Многие из них доступны в русском переводе: Ренессанс и барокко. Перев. Е. Лундберга (СПб.: Грядущий день, 1913); Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. Перев. А.А. Константиновой, В.М. Невежиной (СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1912); Основные понятия истории искусств. Перев. А.А. Франковского (М-Л.: Academia, 1930; СПб.: Мифрил, 1994); Италия и немецкое чувство формы. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Перев. Л.И. Некрасовой, В.В. Павлова (Л.: Изогиз, 1934). Сторонником психологической теории развития искусства был Вильгельм Воррингер (W. Worringer), чья книга Abstraction und Einfuhlung (Munchen: Piper, 1911) созвучна мировоззренческим установкам экспрессионизма. Из французских истолкователей стиля следует назвать Анри Фосийона и его эссе Жизнь форм (перев. Н. Дубининой, Т. Ворсановой. М.: Изд. дом «Московская коллекция», 1995).
ИЗУЧЕНИЕ СЮЖЕТОВ
Интерес к религиозному и символическому содержанию искусства берет начало во Франции XIX века и своей кульминации достигает в трудах Эмиля Маля (Е. Male). См., например, его книги: L'art religieux du ХП-е siecle en France (2-е изд., Paris: Colin, 1924); L'art religieux apres le Consil de Trente. Etude sur
l'iconographie de la fin du XVI-e siecle, du XVII-e, du XVIII-e siecle (Paris: Colin, 1932). С мифологическими темами в искусстве, изучению которых посвящены работы Аби Варбурга и его школы, знакомит книга одного из ее последователей: Jean Seznec. The Survival of the Pagan Gods (Princeton U.P., 1953; переизд. 1972). Блестящая интерпретация символики ренессансного искусства дана в трудах Эрвина Панофски (Е. Panofsky) Studies in Iconology (New York: Harper and Row, 1972), Meaning in the Visual Arts (New York: Doubleday, 1957; переизд. Harmondsworth: Penguin, 1970), а также Фрица Заксля (F. Saxl); см. его книгу A Heritage of Images (Harmondsworth: Penguin, 1970). Я тоже опубликовал сборник эссе на эту тему: Е.Н. Gombrich. Symbolic Images (London: Phaidon, 1972; 3-е изд., Oxford, 1985; переизд. London, 1995).
Для интересующихся христианской и классической символикой существует несколько справочных изданий, например: Джеймс Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Перев. А. Майкапара (М.: Крон-Пресс, 1996), G. Ferguson. Signs and Symbols in Christian Art (Oxford U.P., 1957).
В изучение трактовки некоторых тем и мотивов в западноевропейском искусстве свой весомый вклад внес Кеннет Кларк (К. Clark); см., в частности, его книги Landscape into Art (London: John Murray, 1949; переработ. изд., 1979) и The Nude (London: John Murray, 1956; переизд. Harmondsworth: Penguin, 1985). Исследованию такой темы, как натюрморт, посвящен труд Шарля Стерлинга: Charles Sterling. La nature morte. De l'antiquite a nos jours (Paris: Tisne, 1952).
СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Условия социальной жизни, влияющие на развитие стилей и направлений в искусстве, чаще всего интересуют ученых марксистской ориентации. Среди них наибольшую широту подхода обнаруживает Арнольд Хаузер (A. Hauser), автор книги A Social History of Art (2 vols., London: Routledge and Kegan Paul, 1951; нов. изд. 4 vols., 1990). См. об этом также статью в моей книге: Meditations on a Hobby Horse (London: Phaidon, 1963; 4-е изд., Oxford, 1985; переизд. London, 1994). Более специальным проблемам в этой области посвящены работы: Frederick Antal. Florentine Painting and its Social Background (London: Routledge and Kegan Paul, 1947); J.J. Clark, Image of the People: Gustave Courbet and the Revolution of 184S (London: Thames and Hudson, 1973). Недавно в данной сфере появилась новая тема - роль женщин в искусстве; см.: Germaine Green. The Obstacle Race (London: Secker and Warburg, 1979; переизд. London: Pan, 1981); Griselda Pollock. Vision and Difference: Feminity, Feminism and the Histories of Art (London: Routledge, 1988). Некоторые из нынешних историков,
призывающих сосредоточить внимание на изучении социальных аспектов, своим лозунгом избрали термин «новая история искусства»; см. антологию под этим названием: New Art History. Ed. A.L. Rees, Frances Borzello (London: Camden, 1986). В стремлении избегать эстетических оценок как слишком субъективных этих историков намного опередили археологи, ибо для них предметы искусства прошлого всего лишь свидетельства об определенной культуре. В этой связи см. недавно вышедшую антологию Art in Modern Culture. Ed. Francis Frascina, Jonathan Harris (London: Phaidon, 1992; переизд. 1994).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В психологии существует несколько школ, которые по-разному рассматривают вопросы психологии искусства. О теории искусства Фрейда и его последователей я написал несколько эссе, вошедших в мои книги: Psycho-Analysis and the History of Art. - см.: Meditations on a Hobby Horse (London: Phaidon, 1963; 4-е изд, Oxford, 1985; переизд. London, 1994); Freud Aesthetics. - см.: Reflections on the History of Art (Oxford: Phaidon, 1987); Verbal Wit as a Paradigm of Art: the Aesthetic Theories of Sigmund Freud (1856-1939). -см. Tributes: Interpreters of our Cultural Tradition (Oxford: Phaidon, 1984). Собственно фрейдистского подхода к проблеме придерживается Петер Фэллер ((P. Fuller) в своей книге Art and Psychoanalysis (London: Hogarth Press, 1988), в то время как в работе Ричарда Уолхейма - R. Wollheim. Painting as Art (London: Thames and Hudson, 1987) - отразились те модификации, которые внесла в учение Фрейда Мелани Клейн. Большой интерес составляют произведения представителя этой же школы Адриана Стоукса; см., например: A. Stokes. Painting and the Inner World (London: Tavistock, 1963). Проблемы психологии зрительного восприятия, к которым я нередко обращаюсь в Истории искусства, подробней анализируются в моих книгах: Art and Illusion (London: Phaidon, 1960; 5-е изд., Oxford, 1977; переизд. London, 1994); The Sense of Order (Oxford: Phaidon, 1979; переизд. London, 1994); The Image and the Eye (Oxford: Phaidon, 1982; переизд. London, 1994). Книга Рудольфа Арнхейма Искусство и зрительное восприятие. Перев. В.Н. Самохина (М.: Прогресс, 1974) использует методы гештальт-психологии, выдвинувшей принцип равновесия элементов и структур в зрительном восприятии. Роль образов в ритуале, магии, разного рода суевериях рассмотрена в книге: David Freedberg. The Power of Images: Studies in the History and Theory of Response (Chicago U.P., 1989).
СОБИРАТЕЛЬСТВО И ИСТОРИЯ ВКУСА История коллекционирования и эволюция вкуса с наибольшей полнотой освещена в книге: Joseph Alsop. The Rare Art Tradition: the History of Art Collecting and its Linked Phenomena (Princeton U.P., 1981). Более специальный аспект темы исследуется в работе: Francis Haskell, Nicholas Penny. Taste and the Antique (New Haven-London: Yale U.P., 1981). Отдельные эпохи под данным углом зрения трактованы в следующих работах: Michael Baxandall. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy (Oxford U.P., 1972; 2-е изд., 1988), Martin Wackernagel. Der Lebensraum des Kunstlers in der florentinischen Renaissance. Aufgaben und Auftraggeber, Werkstatt und Kunstmarkt (Leipzig: Seemann, 1938); Francis Haskell. Patrons and Painters (London: Chatto and Windus, 1967; переработан. и расширен. изд.: New Haven-London; Yale U.P., 1980); Он же. Rediscoveries of Art (London: Phaidon, 1976; переизд. Oxford, 1980). О превратностях антикварного рынка см.: Gerald Reitlinger. The Economics of Taste (3 vols., London: Barrie and Rockliff, 1961-1970).
ТЕХНИКИ
Существует несколько образцовых исследований о техниках и их применении в различных видах искусства: Rudolf Wittkower. Sculpture (Harmondsworth: Penguin, 1977); Sheila Adam. The Techniques of Greek Sculpture (London: Thames and Hudson, 1966); Ralph Mayer. The Artist's Handbook of Materials and Techniques (London: Faber, 1951; 5-е изд., 1991); A.M. Hind. An Introduction to the History of Woodcut (2 vols., London: Constable, 1935; переизд., 1 т., New York: Dover, 1963); A.M. Hind. A History of Engraving and Etching (London: Constable, 1927; переизд. New York: Dover, n.d.); Francis Ames-Lewis, Joanne Wright. Drawing in the Italian Renaissance Workshop (London: Victoria and Albert Museum, 1983); John Fitchen. The Construction of Gothic Cathedrals (Oxford U.P., 1961). Технологии живописи были посвящены три выставки цикла Как создается искусство (Art in the Making), организованные в лондонской Национальной галерее: Рембрандт (1988), Итальянская живопись до 1400 года (1989) и Импрессионизм (1990); см. каталоги. Большая выставка в том же музее - От Джотто до Дюрера: Живопись раннего Ренессанса в Национальной галерее (1991) - также основывалась на научном подходе к изучению техники живописи.
Общие работы
Существует множество великолепных настольных изданий, которые знакомят с основными фактами истории искусства и ориентируют в дальнейшем чтении. Важнейшие из них - серии книг Pelican History of Art. Публикацию их начал Николаус Певзнер, в настоящее время этим занимается издательство Йейлского университета. Дополнением к этим сериям служит 11 томов Oxford History of English Art. Другая серия, Phaidon Colour Library, представляет собой солидную и вместе с тем рассчитанную на широкий круг читателей библиотеку о художниках и об основных направлениях в искусстве. Она иллюстрирована очень хорошими по качеству цветными репродукциями, как, впрочем, и книги из серии World of Art, выпускаемые издательством Thames and Hudson.
Среди массы других капитальных изданий можно указать еще следующие: Х.В. Янсон. Основы истории искусства (СПб.: Книжный дом, 1997); об архитектуре - Nikolaus Pevsner. An Outline of European Architecture (London: Penguin, 1943; 7-е изд., 1963); о скульптуре - John Pope-Hennessy. An Introduction to Italian Sculpture (3 vols., London: Phaidon, 1955-1963; 2-е изд., 1970-1972; переизд. Oxford, 1985); о восточном искусстве - The Heibonsha Survey of Japanese Art (30 vols., Tokyo: Heibonsha, 1964-1969; New York: Weatherhill, 1972-1980).Ho если нужно получить самые последние сведения по тому или иному вопросу, тогда следует обращаться не к этим настольным руководствам, а к журналам, которые издают институты и научные общества Европы и Америки. Это прежде всего - Burlington Magazine и Art Bulletin. В журналах специалисты пишут для специалистов, публикуя документальный материал и свое истолкование различных вопросов и тем; это и есть кирпичики, из которых складывается история искусства. Периодика по искусству имеется лишь в больших библиотеках. Там же вы найдете многотомные справочные издания, в том числе энциклопедия, например Encyclopedia of World Art (New York, 1959-1968), или библиографические указатели литературы по искусству: Art Index и International Repertory of the Literature of Art (RILA), который с 1991 года выходит под названием Bibliography of the History of Art.
СПРАВОЧНИКИ
Полезные справочники выпущены издательствами Оксфордского университета (Oxford U.P.) и «Пингвин» (Penguin): Peter and Linda Murray. The Penguin Dictionary of Art and Artists (Harmondsworth, 1956; 6-е изд. 1989); John Fleming, Hugh Honour. The Penguin Dictionary of Decorative Arts (Harmondsworth, 1979; нов. изд. 1989); Nikolaus Pevsner. The Penguin Dictionary of Architecture (Harmondsworth, 1966, 4-е изд. 1991); The Oxford Companion to Art (1970-1975); The Oxford Companion to the Decorative Arts (1970, 1975).
Готовится к изданию 30-томный справочник Macmillan Dictionary of Art, в котором будут использованы новейшие данные об искусстве.
Путешествия
Для изучения истории искусства, конечно, недостаточно одного лишь чтения книг. Любитель искусства всегда стремится путешествовать, чтобы самому видеть памятники архитектуры и художественные произведения. Все путеводители просто невозможно перечислить, укажу некоторые из них: Companion Guides (Collins), Blue Guides (A. and C. Black), Phaidon Cultural Guides.
Приятных путешествий!
Библиография к главам
Книги обычно указываются здесь в той же последовательности, в какой в каждой из глав рассмотрено творчество художников и другие вопросы, подробнее анализируемые в данных книгах.
1
ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОКИ
Anthony Forge. Primitive Art and Society
(London: Oxford U.P., 1973) Douglas Fraser. Primitive Art.
(London: Thames and Hudson, 1962) Franz Boas. Primitive Art. (New York: Peter Smith, 1962)
ИСКУССТВО ДЛЯ ВЕЧНОСТИ
Heinrich Schafer. Von agyptischer Kunst. Ein Grundlage
(Wiesbaden: Harrassowitz, 1963) Kurt Lang, Max Hitmer. Aegypten. Architektur, Plastik,
Malerei in drei Jahrtausenden (Munchen: Hirmer, 1955;
2-е изд., Munchen: Deutscher Taschenbuch, 1976) Henri Frankfort. The Art and Architecture of the Ancient
Orient (Harmondsworth: Penguin, 1954; 4-е изд., 1970)
ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
Gisela M.A. Richter. A Handbook of Greek Art (London:
Phaidon, 1959; 9-е изд., Oxford, 1987; переизд.
London, 1994) Martin Robertson. A History of Greek Art (2 vols.,
Cambridge U.P., 1975) Andrew Stewart. Greek Sculpture (2 vols., New
Haven-London: Yale U.P., 1990) John Boardman. The Parthenon and its Sculptures
(London: Thames and Hudson, 1985) Bernard Ashmole. Architect and Sculptor in Classical
Greece J.J. Pollitt. Art and Experience in Classical Greece
(Cambridge U.P., 1972) R.V. Cook. Greek Painted Pottery (London: Methuen,
1960; 2-е изд., 1972) Claude Rolley. Greek Bronzes (London: Sotheby's, 1986)
ЦАРСТВО ПРЕКРАСНОГО
Margarete Bieber. Sculpture of the Hellenistic Age (New York: Columbia U.P., 1955; переработ. изд., 1961)
J. Onians. Art and Thought in the Hellenistic Age (London: Thames and Hudson, 1979)
J.J. Pollitt. Art in the Hellenistic Age (Cambridge U.P., 1986)
ПОКОРИТЕЛИ МИРА
Ranuccio Bianchi Bandinelli. Rome: the Centre of Power
(London: Thames and Hudson, 1970) Он же. Rome: the Late Empire
(London: Thames and Hudson, 1971) Richard Brilliant. Roman Art: From the Republic to
Constantine (London: Phaidon, 1974) William Macdonald. The Pantheon (Harmondsworth:
Penguin, 1976) Diana E.E. Kleiner. Roman Sculpture
(New Haven-London: Yale U.P., 1993) Roger Ling. Roman Painting (Cambridge U.P., 1991)
6
РАСХОЖДЕНИЕ ПУТЕЙ
Richard Krautheimer. Rome, Profile of a City, 312-1308
(Princeton U.P., 1980) Otto Demus. Byzantine Art and the West (London:
Weidenfeld and Nicolson, 1970) Ernst Kitzinger. Byzantine Art in the Making (London:
Faber, 1977) Он же. Early Medieval Art in the British Museum
(London: British Museum, 1940; John Beckwith. The Art of Constantinople (London: Phaidon, 1961; 2-е изд., 1968) Richard Krautheimer. Early Christian and Byzantine Art
and Architecture (Harmondsworth: Penguin, 1965;
4-е изд., 1986)
7
ВЗГЛЯД НА ВОСТОК
Jerrilyn D. Dodds, ed. Al-Andalus. The Art of Islamic
Spain (New York: Metropolitan Museum of Art,
1992) Oleg Grabar. The Alhambra (London: Allen Lane, 1978) Он же. The Formation of Islamic Art
(New Haven-London: Yale U.P., 1973; переработ.
изд. 1987) Godfrey Goodwin. History of Ottoman Architecture
(London: Thames and Hudson, 1971; переизд. 1987) Basil Gray. Persian Painting (London: Batsford, 1947;
переизд. 1961) R.W. Ferrier, ed. The Arts of Persia (New Haven-London:
Yale U.P., 1989) J.C. Harle. Art and Architecture of the Indian Subcontinent
(Harmondsworth: Penguin, 1986) T. Richard Burton. Hindu Art (London: British
Museum, 1992) James Cahill. Chinese Painting (Geneva: Skira, 1960;
переизд. New York: Skira/Rizzoli, 1977) W. Willtees. Foundations of Chinese Art (London:
Thames and Hudson, 1965) William Watson. Style in the Arts of China
(Harmondsworth: Penguin, 1974) Michael Sullivan. Symbols of Eternity (Oxford U.P., 1980) Он же. The Arts of China (Berkeley: California U.P.,
1967; 3-е изд., 1984) Wen C. Fong. Beyond Representation
(New Haven-London: Yale U.P., 1992)
8
ИСКУССТВО В ПЛАВИЛЬНОМ КОТЛЕ
David Wilson. Anglo-Saxon Art (London:
Thames and Hudson, 1984) Он же. The Bayeux Tapestry (London:
Thames and Hudson, 1985) Janet Backhouse. The Lindisfarne Gospels (Oxford:
Phaidon, 1981; переизд. London, 1994) Jean Hubert et al. L'Empire Carolingien. (Paris:
Gallimard, 1968)
ЦЕРКОВЬ ВОИНСТВУЮЩАЯ
Meyer Schapiro. Romanesque Art (London: Chatto
and Windus, 1977) George Zarnecki, ed. English Romanesque Art 1066-1200
(London: Royal Academy, 1984) Hanns Swarzenski. Monuments of Romanesque Art:
the Art of Church Treasures in North-Western Europe
(London: Faber, 1954; 2-е изд., 1967) Otto Pacht. Book Illumination in the Middle Ages
(London: Harvey Miller, 1986) Christopher de Hamel. A History of Illuminated
Manuscripts (Oxford: Phaidon, 1986; 2-е изд.,
London, 1994) J.J.G. Alexander. Medieval Illuminators and their Methods
(New Haven-London: Yale U.P., 1992)
10
ЦЕРКОВЬ ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ
Henri Focillon. L'Art d'Occident. Le moyen age roman
et gothique. (Paris: Colin, 1947) Joan Evans. Art in Medieval France (London: Oxford
U.P., 1948) Robert Branner. Chartres Cathedral (London: Thames
and Hudson, 1969; переизд. New York:
W.W. Norton, 1980) Max Hirmer, Willibald Sauerlander. Gotische Skulptur
in Frankreich. 1140-1270 (Munchen: Hirmer, 1970) Jean Bony. Cathedrals gothiques en France (Paris:
Braun, 1954) James H. Stubblebine. Giotto, the Arena Chapel Frescoes
(London: Thames and Hudson, 1966; 2-е изд., 1993) Jonathan Alexander, Paul Binski, ed. Age of Chivalry:
Art in Plantagenet England 1200-1400 (London:
Royal Academy, 1987)
11
ПРИДВОРНЫЕ И ГОРОЖАНЕ
Jean Bony. The English Decorated Style
(Oxford: Phaidon, 1979) Andrew Martindale. Simone Martini (Oxford:
Phaidon, 1988) Millard Meiss. French Painting in the Time of Jean
de Berry: The Limbourgs and their Contemporaries
(2 vols., New York: Braziller, 1974) Jean Longnon et al. The Tres Riches Heures of the Duc de Berry (London: Thames and Hudson, 1969; переизд. 1989)
12
ЗАВОЕВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ.
Eugenio Battisti. Brunelleschi: the Complete Work
(London: Thames and Hudson, 1981) Bruce Cole. Masaccio and the Art of Early Renaissance
Florence (Bloomington: Indiana U.P., 1980) Umberto Baldini, Ornella Casazza. La Capella Brancacci
(Milano: Olivetti; Electa, 1990) Paul Joannides. Masaccio and Masolino (London:
Phaidon, 1993) H.W. Janson. The Sculpture of Donatello
(Princeton U.P., 1957) Bonnie A. Bennett, David G. Wilkins. Donatello
(Oxford: Phaidon, 1984) Kathleen Morand. Claus Sluter: Artist of the Court
of Burgundy (London: Harvey Miller, 1991) Elizabeth Dhanens. Hubert and Jan van Eyck (Antwerp:
Fonds Mercator, 1980) Erwin Panofsky. Early Netherlandish Painting: Its Origin
and Character (2 vols., Cambridge, Mass.: Harvard
U.P., 1953; переизд. New York: Harper and Row,
1971)
13
ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: I
Franco Borsi. L.B. Alberti: L'opera completa
(Milano: Electa, 1980) Richard Krautheimer. Lorenzo Ghiberti (Princeton U.P.,
1956; пересмотр. изд., 1970) John Pope-Hennessy. Fra Angelico (London: Phaidon,
1952; 2-е изд., 1974). Русск. перев.:
Джон Поуп-Хеннесси. Фра Анджелико
(М.: Слово/Slovo, 1995) Он же. Uccello (London: Phaidon, 1950;
2-е изд., 1969) Ronald Lightbown. Mantegna
(Oxford: Phaidon-Christie's, 1986) Jane Martineau, ed. Andrea Mantegna
(London: Thames and Hudson, 1992) Kenneth Clark. Piero della Francesca
(London: Phaidon, 1951; 2-е изд., 1969) Ronald Lightbown. Piero della Francesca
(New York: Abbeville, 1992) L.D. Ettlinger. Antonio and Piero Pollaiuolo
(Oxford: Phaidon, 1978) H. Horne. Botticelli: Painter of Florence (London:
Bell, 1908; переработ. изд.: Sandro Botticelli:
Life and Work. London: Thames and Hudson, 1989)
О картинах Весна и Рождение Венеры см. мою
статью Botticelli's Mythologies - Symbolic Images
(London: Phaidon, 1972; 3-е изд., Oxford, 1985;
переизд. London, 1995)
14
ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: II
John Harvey. The Perpendicular Style
(London: Batsford, 1978) Martin Davies. Rogier van der Weyden: An Essay,
with a Critical Catalogue of Paintings ascribed to him
and to Robert Campin (London: Phaidon, 1972) Michael Baxandall. The Limewood Sculptors of
Renaissance Germany (New Haven—London:
Yale U.P., 1980) Jan Bialostocki. The Art of the Renaissance in Eastern
Europe (Oxford: Phaidon, 1976)
15
ДОСТИГНУТАЯ ГАРМОНИЯ
Arnaldo Bruschi. Bramante. Bari: Laterza, 1973 Kenneth Clark. Leonardo da Vinci (Cambridge U.P.,
1939; переработ. изд., Harmondsworth:
Penguin, 1988) A.E. Popham, ed. Leonardo da Vinci: Drawings
(London: Cape, 1946; переработ. изд., 1973) Martin Kemp. Leonardo da Vinci: The Marvellous
Works of Nature and Man (London: Dent, 1981)
См. также эссе в моих книгах: The Heritage
of Apelles (Oxford: Phaidon, 1976; переизд.
London, 1993), pp. 39-56, и New Light on Old Masters
(Oxford: Phaidon, 1986; переизд. London, 1993),
pp. 32-88 Herbert von Einem. Michelangelo. Bildhauer, Maler,
Baumeister (Berlin: Mann, 1973) Howard Hibbard. Michelangelo (Harmondsworth:
Penguin, 1975; 2-е изд., 1985). См. особенно
введения здесь и в предыдущей книге. Johannes Wilde. Michelangelo: Six Lectures
(Oxford U.P., 1978) Ludwig Goldscheider. Michelangelo: Paintings, Sculpture,
Architecture (London: Phaidon, 1953; 6-е изд., 1995) Michael Hirst. Michelangelo and his Drawings
(New Haven-London: Yale U.P., 1988) Полные каталоги произведений Микеланджело см.: Frederick Hartt. The Paintings of Michelangelo
(New York: Abrams, 1964) Он же. Michelangelo: The Complete Sculpture
(New York: Abrams, 1970) Он же. Michelangelo Drawings
(New York: Abrams, 1970) О Сикстинской капелле см.: Charles Seymour, ed. Michelangelo: the Sistine Ceiling
(New York: W.W. Norton, 1972) Carlo Pietrangeli, ed. The Sistine Chapel: Michelangelo
Rediscovered (London: Muller,
Blond and White, 1986) John Pope-Hennessy. Raphael (London: Phaidon, 1970) Roger Jones, Nicholas Penny. Raphael
(New Haven-London: Yale U.P., 1983) Luitpold Dussler. Raphael: Kritisches Verzeichnis
der Gemalde, Wandbilder und Bildteppiche
(Munchen, 1966) Paul Joannides. The Drawings of Raphael with
a Complete Catalogue (Oxford: Phaidon, 1983) О Станца делла Сеньятура см. статью в моей книге: Symbolic Images (London: Phaidon, 1972; 3-е изд.,
Oxford, 1985; переизд. London, 1995), pp. 85-101; о Мадонне в кресле см. статью в моей книге:
Norm and Form (London: Phaidon, 1966; 4-е изд.,
Oxford, 1985; переизд. London, 1995), pp. 64-80
16
СВЕТ И ЦВЕТ
Deborah Howard. Jacopo Sansovino
(New Haven-London: Yale U.P., 1975) Bruce Boucher. The Sculpture of Jacopo Sansovino
(2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1992) Johannes Wilde. Venetian Art from Bellini to Titian
(Oxford U.P., 1974) Giles Robertson. Giovanni Bellini (Oxford U.P., 1968) Terisio Pignatti. Giorgione: Complete Edition
(London: Phaidon, 1971) Harold Wethey. The Paintings of Titian
(3 vols., London: Phaidon, 1969-1975) Charles Hope. Titian (London: Jupiter, 1980) Cecil Gould. The Paintings of Correggio
(London: Faber, 1976) A.T. Popham. Correggio's Drawings
(London: British Academy, 1957)
17
РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВОГО СТИЛЯ
Erwin Panofsky. The Life and Art of Albrecht Durer (Princeton U.P., 1943; 4-е изд., 1955; переизд. 1971)
Nikolaus Pevsner, Michael Veier. Grunewald (London: Thames and Hudson, 1948)
G. Scheja. The Isenheim Altarpiece (Cologne: DuMont; New York: Abrams, 1969)
Max J. Friedlander. Die Gemalde von Lucas Cranach (Berlin: Deutscher Verein fur Kunstwissenschaft, 1932)
Walter S. Gibson. Hieronymus Bosch (London: Thames and Hudson, 1973) — см. также статью в моей книге: The Heritage of Apelles (Oxford: Phaidon, 1976; переизд. London, 1993), pp. 79-90
R.H. Marijnissen. Hieronymus Bosch: The Complete Works (Antwerp: Tatard, 1987)
18
КРИЗИС ИСКУССТВА
James Ackerman. Palladio
(Harmondsworth: Penguin, 1966) John Sherman. Mannerism
(Harmondsworth: Penguin, 1967) John Pope-Hennessy. Cellini (London: Macmillan, 1985) Sydney J. Freedberg. Parmigianino: His Works in
Painting (2 vols., Cambridge, Mass.:
Harvard U.P., 1950) A.T. Popham. Catalogue of the Drawings of Parmigianino
(3 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1971) Charles Avery. Giambologna (Oxford: Phaidon-
Christie's, 1987; переизд. London: Phaidon, 1993) Hans Tietze. Tintoretto: The Paintings and Drawings
(London: Phaidon, 1948) Harold E. Wethey. El Greco and his School
(2 vols., Princeton U.P., 1962) John Rowlands. Holbein: The Paintings of Hans Holbein
the Younger (Oxford: Phaidon, 1985) Roy Strong. The English Renaissance Miniature
(London: Thames and Hudson, 1983) -
статьи о Николасе Хильярде и Исааке Оливере Fritz Grossmann. Peeter Brueghel. Die Gemalde
(Koln: Phaidon, 1955) Ludwig Munz. Brueghel: The Drawings. Transl. from the
German manuscript (London: Phaidon, 1961)
19
ВИДЕНИЕ И ВИДЕНИЯ
Rudolf Wittkower. Art and Architecture in Italy
1600-1750 (Harmondsworth: Penguin, 1958;
3-е изд., 1973) Ellis Waterhouse. Italian Baroque Painting
(London: Phaidon, 1962; 2-е изд., 1969) Donald Posner. Annibale Carracci: A Study in the Reform
of Italian Painting around 1590
(2 vols., London: Phaidon, 1971) Walter Friedlander. Caravaggio Studies
(Princeton U.P., 1955) Howard Hibbard. Caravaggio
(London: Thames and Hudson, 1983) D. Stephen Pepper. Guido Reni: A Complete Catalogue of
his Works with an Introductory Text
(Oxford: Phaidon, 1984) Anthony Blunt. The Paintings of Poussin
(3 vols., London: Phaidon, 1966-1967) Marcel Rothlisberger. Claude Lorrain: The Paintings
(2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1961) Julius S. Held. Rubens: Selected Drawings
(3 vols., London: Phaidon, 1959;
2-е изд. в одном томе, Oxford, 1986) Он же. The Oil Sketches of Peter Paul Rubens:
A Critical Catalogue (2 vols., Princeton U.P., 1980) Corpus Rubenianum Ludwig Burchard (London: Phaidon;
London: Harvey Miller, 1968 - планируется
27 томов, 15 из которых уже изданы) Michael Jaffe. Rubens and Italy (Oxford: Phaidon, 1977) Christopher White. Peter Paul Rubens: Man and Artist
(New Haven-London: Yale U.P., 1987) Christopher Brown. Van Dyck (Oxford: Phaidon, 1982) Jonathan Brown. Velazquez (New Haven-London:
Yale U.P., 1986) Enriqueta Harris. Velazquez (Oxford: Phaidon, 1982) Jonathan Brown. The Golden Age of Painting in Spain
(New Haven-London: Yale U.P., 1991)
20
ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
Katharine Fremantle. The Baroque Town Hall of
Amsterdam (Utrecht: Dekker and Gumbert, 1959) Seymour Slive. Trans Hals
(3 vols., London: Phaidon, 1970-4) Он же. Jacob van Ruisdael (New York: Abbeville, 1981) Gary Schwarz. Rembrandt: His Life, his Paintings
(Harmondsworth: Penguin, 1985) Jakob Rosenberg. Rembrandt: Life and Work
(2 vols., Cambridge, Mass.: Harvard U.P.,
1948; 4-е изд., Oxford: Phaidon, 1980) A. Bredius. Rembrandt: Complete Edition of the Paintings
(Vienna: Phaidon, 1935; 4-е, переработ. изд.,
London: Phaidon, 1971) Otto Benesch. The Drawings of Rembrandt
(6 vols., London: Phaidon, 1954-7; переработ. изд.,
1973) Christopher White, K.G. Boon. Rembrandt's Etchings:
An Illustrated Critical Catalogue (2 vols., Amsterdam:
Van Ghendt, 1969) Christopher Brown, Jan Kelch, Pieter van Thiel.
Rembrandt: The Master and his Workshop
(2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1991) Baruch D. Kirschenbaum. The Religious and Historical
Paintings of Jan Steen (Oxford: Phaidon, 1977) Wolfgang Stechow. Dutch Landscape Painting of the
Seventeenth Century (London: Phaidon, 1966;
3-е изд., Oxford, 1981) Svetlana Alpers. The Art of Describing: Dutch Art in the
Seventeenth Century (London: John Murray, 1983) Lawrence Gowing. Vermeer (London: Faber, 1952) Albert Blankert. Vermeer of Delft: Complete Edition
of the Paintings (Oxford: Phaidon, 1978) John Michael Montias. Vermeer and his Milieu
(Princeton U.P., 1989)
21
ВЛАСТЬ И СЛАВА: I
Anthony Blunt, ed. Baroque and Rococo Architecture
and Decoration (London: Elek, 1978) Он же. Borromini (Harmondsworth: Penguin, 1979;
нов. изд. Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1990) Rudolf Wittkower. Gian Lorenzo Bernini
(London: Phaidon, 1955; 3-е изд., Oxford, 1981) Robert Enggass. The Paintings of Baciccio: Giovanni
Battista Gaulli 1639-1709 (University Park:
Pennsylvania State U.P., 1964) Michael Levey. Giambattista Tiepolo
(New Haven-London: Yale U.P., 1986) Он же. Painting in Eighteenth Century Venice
(London: Phaidon, 1959; 3-е изд.,
New Haven-London: Yale U.P., 1994) Julius S. Held, Donald Posner. Seventeenth and
Eighteenth Century Art (NewYork-London:
Abrams, 1972)
22
ВЛАСТЬ И СЛАВА: II
G. Walton. Louis XIV and Versailles
(Harmondsworth: Penguin, 1986) Anthony Blunt. Art and Architecture in France 1500-1700
(Harmondsworth: Penguin, 1953; 4-е изд., 1980) Henry-Russell Hitchcock. Rococo Architecture
in Southern Germany (London: Phaidon, 1968) Eberhard Hempel. Baroque Art and Architecture
in Central Europe (Harmondsworth: Penguin, 1965) Marianne Roland Michel. Watteau: Un artiste au XVIII-e
siecle (Paris: Flammarion, 1984) Donald Posner. Antoine Watteau
(London: Weidenfeld and Nicolson, 1984)
23
ВЕК РАЗУМА
Kerry Downes. Sir Christopher Wren
(London: Granada, 1982) Ronald Paulson. Hogarth: His Life, Art and Times
(2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1971;
сокращен. изд. в одном томе, 1974) David Blindman. Hogarth (London:
Thames and Hudson, 1981) Ellis Waterhouse. Reynolds (London: Phaidon, 1973) Nicolas Penny, ed. Reynolds (London: Royal
Academy, 1986) John Hayes. Gainsborough: Paintings and Drawings
(London: Phaidon, 1975; переизд. Oxford, 1978) Он же. The Landscape Paintings of Thomas Gainsborough:
A Critical Text and Catalogue Raisonne
(2 vols., London: Sotheby's, 1982) Он же. The Drawings of Thomas Gainsborough
(2 vols., London: Zwemmer, 1970) Он же. Thomas Gainsborough
(London: Tate Gallery, 1980) Georges Wildenstein. Chardin, a Catalogue Raisonne
(Oxford: Cassirer, 1969) Philip Conisbee. Chardin (Oxford: Phaidon, 1986) H.H. Arnason. The Sculptures of Houdon
(London: Phaidon, 1975) Jean-Pierre Cuzin. J ean-Honore Fragonard:
Vie et oeuvre; catalogue complet des peintures
(Fribourg: Suisse, 1987) Oliver Millar. Zoffany and his Tribuna
(London: Routledge and Kegan Paul, 1967)
24
РАЗРЫВ ТРАДИЦИИ
J. Mordaunt Crook. The Dilemma of Style
(London: John Murray, 1987) J.D. Prown. John Singleton Copley
(2 vols., Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1966) Anita Brookner. J acques-Louis David
(London: Chatto and Windus, 1980) Paul Gassier, Juliet Wilson. The Life and Complete Work
of Francisco Goya (New York: Reynal, 1971;
переработ. изд., 1981) Janis Tomlinson. Goya (London: Phaidon, 1994) David Bindman. Blake as an Artist
(Oxford: Phaidon, 1977) Martin Butlin. The Paintings and Drawings
of William Blake (2 vols., New Haven-London:
Yale U.P., 1981) Martin Butlin, Evelyn Joll. The Paintings
of J.M.W. Turner, a Catalogue
(2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1977;
переработ. изд., 1984) Andrew Wilton. The Life and Work of J.V.W. Turner
(London: Academy, 1979) Graham Reynolds. The Late Paintings and Drawings
of John Constable (2 vols., New Haven-London:
Yale U.P., 1984) Malcolm Cormack. Constable (Oxford: Phaidon, 1986) Walter Friedlander. From David to Delacroix
(Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1952) William Vaughan. German Romantic Painting
(New Haven-London: Yale U.P., 1980) Helmut Borsch-Supan. Caspar David Friedrich
(London: Thames and Hudson, 1974;
4-е изд., Munich: Prestel, 1990) Hugh Honour. Neo-classicism (Harmondsworth:
Penguin, 1968)
Он же. Romanticism (Harmondsworth: Penguin, 1981) Kenneth Clark. The Romantic Rebellion (London: Sotheby's, 1986)
25
ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Robert Rosenblum. Ingres (London: Thames
and Hudson, 1967) Robert Rosenblum, H.W. Janson. The Art of the
Nineteenth Century (London: Thames and Hudson,
1984) Lee Johnson. The Paintings of Eugene Delacroix
(6 vols., Oxford U.P., 1981-1989) Michael Clarke. Corot and the Art of Landscape
(London: British Museum, 1991) Peter Galassi. Corot in Italy: Open-Air Painting and the Classical Landscape Tradition (New Haven-London:
Yale U.P., 1991) Robert Herbert. Millet (Paris: Grand Palais; London:
Hayward Gallery, 1975) Courbet (Paris: Grand Palais; London:
Royal Academy, 1977) Linda Nochkin. Realism (Harmondsworth:
Penguin, 1971) Virginia Surtees. The Paintings and Drawings of Dante
Gabriel Rossetti (Oxford U.P., 1971) Albert Boime. The Academy and French Painting
in the Nineteenth Century (London: Phaidon, 1971;
переизд. New Haven-London: Yale U.P., 1986) Manet (Paris: Grand Palais; New York: Metropolitan
Museum of Art, 1983) John House. Monet (Oxford: Phaidon, 1977;
3-е изд., London, 1991) Paul Hayes Tucker. Monet in the '90s:
The Series Paintings (New Haven—London:
Yale U.P., 1989) Renoir (Paris: Grand Palais; London: Hayward Gallery;
Boston: Museum of Fine Arts, 1985) Pissarro (London: Hayward Gallery; Paris:
Grand Palais; Boston: Museum of Fine Arts, 1981) J. Hillier. The Japanese Print: A New Approach
(London: Bell, 1960) Richard Lane. Hokusai: Life and Word
(London: Barrie and Jenkins, 1989) Jean Sutherland Boggs et al. Degas (Paris: Grand Palais;
Ottawa: National Gallery of Canada; New York:
Metropolitan Museum of Art, 1988) John Rewald. The History of Impressionism
(New York: Museum of Modern Art, 1946; 4-е изд.,
London: Secker and Warburg, 1973). Русск. перевод: Джон Ревалд. История импрессионизма.
Перев. А.Н. Изергиной (Л.-М.: Искусство, 1959;
2-е изд.: перев. П.В. Мелковой под ред.
М.А. Бессоновой; М.: Республика, 1995) Robert L. Herbert. Impressionism: Art, Leisure and
Parisian Society (New Haven-London:
Yale U.P., 1988) Albert Elsen. Rodin (New York: Metropolitan
Museum of Art, 1963) Catherine Lampert. Rodin: Sculptures and Drawings
(London: Hayward Gallery, 1986) Andrew Maclaren Young, ed. The Paintings of James
McNeill Whistler (New Haven-London:
Yale U.P., 1980) K.E. Maison. Honore Daumier: Catalogue of the paintings,
Watercolours and Drawings (2 vols., London:
Thames and Hudson, 1968) Quentin Bell. Victorian Artists (London: Routledge
and Kegan Paul, 1967) Graham Reynolds. Victorian Painting
(London: Studio Vista, 1966)
26
В ПОИСКАХ НОВЫХ НОРМ
Robert Schmutzler. Art Nouveau - Jugendstil
(Teufen: Niggli, 1962) Roger Fry. Cezanne: A Study of his Development
(London: Hogarth Press, 1927;
нов. изд., Chicago U.P., 1989) William Rubin, ed. Cezanne. The Late Work
(London: Thames and Hudson, 1978) John Rewald. Cezanne: The Watercolours
(London: Thames and Hudson, 1983) John Russell. Seurat (London: Thames
and Hudson, 1965) Richard Thomson. Seurat (Oxford: Phaidon, 1985;
переизд. 1990) Ronald Pickvance. Van Gogh in Aries (New York:
Metropolitan Museum of Art, 1984) Он же. Van Gogh in Saint Remy and Auvers
(New York: Metropolitan Museum of Art, 1986) Michel Hoog. Gauguin (London: Thames
and Hudson, 1987) Gauguin (Paris: Grand Palais; Chicago:
Art Institute; Washington: National Gallery of Art,
1988) Nicolas Watkins. Bonnard (London: Phaidon, 1994) Gotz Adriani. Toulouse-Lautrec (London: Thames
and Hudson, 1987) Он же. Post-Impressionism: From Van Gogh to Gauguin
(New York: Museum of Modern Art, 1956;
3-е изд., London: Secker and Warburg, 1978)
27
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Robert Rosenblum. Cubism and Twentieth-Century
Art (London: Thames and Hudson, 1960;
переработ. изд., New York: Abrams, 1992) John Golding. Cubism: A History and an Analysis,
1907-1914 (London: Faber, 1959; 3-е изд., 1988) Bernard S. Myers. Expressionism (London: Thames
and Hudson, 1963) Walter Grosskamp, ed. German Art in the Twentieth
Century: Painting and Sculpture 1905-1985
(London: Royal Academy, 1985) Hans Maria Wingler. The Bauhaus (Cambridge, Mass.:
MIT Press, 1969) H. Bayer, W. Gropius, I. Gropius, Hrsg.
Bauhaus 1919-1928 (Teufen: Niggli, 1959) William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900
(Oxford: Phaidon, 1980; 2-е изд., 1989;
переизд. London, 1994) Robert Hughes. The Shock of the New: Art and the
Century of Change (London: BBC, 1980; переработ.
и расширен. изд., 1991) William Rubin, ed. «Primitivism» in 20th Century Art:
Affinity of the tribal and the Modern (2 vols.,
New York: Museum of Modern Art, 1984) Reinhold Heller. Munch: His Life and W