Принципы
Для многих клиентов между их старым, иррациональным, убеждением и новым, более полезным, лежит огромная пропасть. Она может быть настолько велика, что клиентам кажется невозможным перескочить от одного к другому. В таких случаях терапевт учит клиента делать постепенные, более мелкие изменения в своих установках, продвигаясь шаг за шагом, так, чтобы деструктивные идеи могли успешно трансформироваться в рациональные. Рисунок 8.10 иллюстрирует этот процесс.
Рис. 8.10. Меняющийся образ: очертания мужчины-женщины (Gerald Fisher, 1968)
Изображение на этом рисунке постепенно модифицируется из мужского лица (№ 1) в женское тело (№ 8). Давайте предположим, что клиент, видя фигуру № 1, начинает беспокоиться, однако этого не происходит, когда он видит фигуру № 8. Когда может снизиться тревога? На № 4, № 5 или позже?
В терапевтических целях клиенту не обязательно переходить к № 8, если вид № 5 убирает тревогу. Дальнейшее перемещение обернется выброшенным терапевтическим временем. Цель постепенного модифицирования — расшатать паттерны клиента лишь в степени, достаточной для устранения источника негативных эмоций. Исходя из этого, с помощью процесса формирования гештальта и повторения клиенты должны быть мотивированы на работу по направлению к исходному паттерну (№ 1), постепенно представляя отсутствие тревоги, так чтобы первоначальное изображение потеряло связь с этой эмоциональной реакцией.
Процесс изменений, отраженный в этой аналогии, точно описывает ощущения клиентов во время перцептивного сдвига. С помощью терапевта они постепенно проходят процесс изменения различных компонентов своих основных установочных структур, пока им не удается изолировать источник дискомфорта, который и привел их к терапевту. Как только эта цель будет достигнута, клиенты обучаются тому, чтобы работать с паттерном без проблемного компонента. Практика — корректирующий элемент. Клиенты должны тренироваться в видении паттерна без проблемного компонента, пока это не станет автоматизмом.
Метод
1. Попросите клиента сосредоточиться на ключевом паттерне, связанном с его проблемой, и описать его как можно полнее. Будет идеально, если клиент создаст визуализацию этой темы.
2. После некоторой релаксации, призванной помочь клиенту сконцентрироваться, попросите его снова представить паттерн, но изменив отдельные его компоненты. Вы можете изменить визуальный компонент, эмоциональный или любой другой аспект паттерна.
3. Продолжайте изменять аспекты темы до тех пор, пока клиент не сообщит вам, что не испытывает никакого эмоционального дискомфорта.
4. Как только это произойдет, клиент концентрируется на визуализации элементов измененного паттерна, благодаря которым эмоция была смещена. Необходимо очень подробно его описать.
5. После того как был изолирован ключевой элемент, попросите клиента вернуться к представлению остальных паттернов, изменяя на этот раз элемент так, чтобы эмоции не возникло. Если вы правильно выделили ключевой элемент, клиент должен оказаться в состоянии представлять сцены без какого-либо эмоционального дискомфорта.
Пример. История Чеда
Чед — молодой человек 27 лет, обратившийся в консультацию по поводу глубокой депрессии. Это был необыкновенный юноша — умный, креативный, эмпатичный, но не очень удачливый. Основной ошибочной темой Чеда было ощущение своей неполноценности в интеллекте, навыках общения и эмоциональной стабильности. После предварительного обучения релаксации мы сосредоточились на изменении различных аспектов этого представления. Он представил, что был неполноценен во всех аспектах своей жизни, кроме работы, потом — во всем, кроме работы, вечеринок и любовных отношений. Тем не менее Чед чувствовал себя подавленным.
Мы изменили тактику, и ему нужно было представить другую серию образов, в которых он постепенно модифицировал понятие об объективной достоверности своей ущербности. Сначала он вообразил, что его убеждение верно на 100%, что в объективной реальности он неполноценен настолько, насколько он себе это представлял, и мысленно увидел, как он ведет и чувствует себя соответствующим образом. Затем он представил, что его идея верна лишь на 75%. Мы создали так пять образов, в последнем он вообразил, что его убежденность в своей неполноценности абсолютно беспочвенна.
Практикуясь, Чед представлял, что он продолжает вести себя, чувствовать и думать так, как будто он был неполноценным, хотя фактически это не подтверждалось. Это упражнение привело его к одному очень важному открытию. Он понял, что его чувства и поведение полностью контролировались его мыслями, а не тем, что подтверждало его никчемность, что только мысли о своей ущербности заставляли его вести себя подобающим образом. Он чувствовал и вел себя абсолютно одинаково как на уровне 25% достоверности, так и на уровне 75%. Истинность или ложность его мыслей не влияли на его поведение и эмоции, имело значение только его убеждение. Отделив фактическую достоверность и ложность от своих представлений о ней, Чеду удалось возвратиться к исходному гештальту и понять свою ошибку. Он принимал свое неудачное поведение за доказательство своей неполноценности, но процесс постепенной модификации показал ему, что независимо от того, как он вел себя и чувствовал, правда, основанная на доказательствах, не имеет никакого отношения к его восприятию.
Комментарий
Обычно терапевт не знает наперед, каким может быть проблемный компонент в каждой конкретной схеме клиента. Тем не менее, чтобы увидеть и отделить нужный компонент, он может проявить гибкость в модификации паттерна.
Дополнительная информация
Мы провели неформальный эксперимент с картинками, похожими на ту, что представлена здесь в качестве примера. На 15 клиентах мы обнаружили, что они могут увидеть альтернативный образ, только пройдя как минимум через четыре модификации. Наш клинический опыт в отношении понятий указывает на сходные результаты.
Поступательное преобразование тем и схем описано в работах Bugelski (1970); Dobson and Kendall (1993); Klinger (1980); Lazarus (1971, 1977, 1982, 1989, 1995, 1997, 1998); Sheikh (1983a, 1993b), Sheikh and Shaffer (1979); Singer and Pope (1978); Williams (1996a, 1996b).