Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азвитие отечественного искусства в 30-е годы.

††††††††††

†††††††††† ¬ конце 20-х годов в политике партии произошел поворот к форсированным методам индустриализации и коллективизации. Ќовый политический курс проводилс€ методами революционного насили€, которые стали примен€тьс€ не только к врагам —оветской власти, но и к ее союзникам Ц кресть€нству, интеллигенции. Ѕыло объ€влено о разоблачении р€да вредительских контрреволюционных организаций, состо€вших в основном из представителей старой интеллигенции. ѕрошли открытые процессы по ЂЎахтинскому делуї, над ѕромпартией. ”жесточились требовани€ к ученым-обществоведам. “е из них, кто сомневалс€ в абсолютной правильности выбранного пути, отстран€лись от дел. —удьба многих ученых сложилась трагически. ≈ще в 20-е годы из страны были высланы Ѕерд€ев, —орокин. ¬ 30-е годы были арестованы и расстрел€ны видные русские экономисты ј. „а€нов и Ќ.  ондратьев, был репрессирован и погиб академик Ќ. ¬авилов.

†††††††††† 30-е годы Ц один из самых противоречивых и трагических периодов в культуре и искусстве. ѕопрание гуманистических принципов в жизни общества отразилось на творческой атмосфере. Ѕыла нарушена основа основ творческого процесса Ц свобода самовыражени€ художника. Ќад художественной жизнью страны довлел метод социалистического реализма (соцреализм), который использовалс€ дл€ политического контрол€ над художественным процессом.†

†††††††††† ѕервым актом, организованно пресекающим вс€кую альтернативу, стало постановление ÷  ¬ ѕ (б) от 23 апрел€ 1932 года Ђќ перестройке литературно-художественных организацийї, которое ликвидировало де€тельность всех художественных объединений и организаций. ¬место них были созданы —оюзы советских писателей, художников, музыкантов.

 

∆ивопись, архитектура, скульптура.

 

††† ¬ 30-е годы пути и судьбы художников все более и более расходились. ќдни как бы канули в небытие (‘илонов, ћалевич), другие стали Ђведущими художниками эпохиї. ѕо€вились бесчисленные произведени€ о Ђвожде, учителе и другеї, бесчисленные портреты Ђвожд€ народовї.

††† ¬месте с тем в искусстве 30-х годов можно назвать немало имен интересно работающих художников, таких как ѕетров-¬одкин,  ончаловский, —арь€н, ‘аворский и др. ћного и плодотворно работал ƒейнека. ќн расшир€ет тематику своих произведений за счет жанровых картинок, портретных и пейзажных зарисовок. ќдно из поэтичнейших и романтических произведений ƒейнеки Ц картина ЂЅудущие летчикиї.

†††† ќфициально признанные художники создавали иллюзорный образ ликующей праздничной жизни, столь несоответствующей действительности.

††††††††††† ќдним из методов художественного искусства 30-х годов €вл€етс€ монументализм. ќб этом свидетельствуют ¬сесоюзна€ сельскохоз€йственна€ выставка, канал им. ћосквы, строительство метрополитена, дворцов культуры, театров, санаториев и пр. ¬ жанре монументальной живописи ведущее место

11

 

принадлежит ƒейнеке и Ћансере. “ак, Ћансере исполнил росписи ресторанного зала  азанского вокзала в ћоскве, ресторанного зала гостиницы Ђћоскваї и др. ѕримером монументальной живописи €вл€етс€ и роспись ƒома моделей в ћоскве, исполненна€ ‘аворским.

†††††† ¬ скульптуре стало заметно т€готение к идеальной натуре. ќсобенно это сказалось в монументальных пам€тниках де€тел€м культуры, геро€м гражданской войны. Ќапример, пам€тник Ўевченко в ’арькове, „апаеву в  уйбышеве. —кульптор ћанизер вместе со своими учениками исполнил р€д статуй дл€ станции Ђѕлощадь –еволюцииї ћосковского метрополитена.

—кульптор ћухина вместе с архитектором »офаном создали скульптурную группу Ђ–абочий и колхозницаї на ¬ƒЌ’.

¬ 30-е годы интересно развиваетс€ анамалистическа€ скульптура, где выдел€ютс€ имена двух мастеров Ц ¬агина (Ђ√ималайский медведьї, Ђ“игрї) и ≈фимова (Ђ ошка с шаромї, Ђѕетухї).

¬ графике плодотворно работают ‘аворский,  ибрик, √ерасимов.

Ќо именно в это врем€ значительно пострадали многие пам€тники архитектуры. Ѕыли уничтожены —ухорева башн€, ’рам ’риста —пасител€, построенный на народные пожертвовани€ в честь победы над Ќаполеоном, „удов монастырь в  ремле,  расные ворота и множество других пам€тников, созданных талантом и трудом народа.

 

Ћитература, театр.

†††††††††††††

”тверждение жестких канонов художественного творчества, авторитарный стиль создавали благопри€тную среду дл€ коньюктуры и ремесленничества в литературе и искусстве. “алантливым люд€м в таких услови€х работать было очень трудно.

ѕереломным стал 1934 год Ц год ѕервого съезда советских писателей, где все решили работать в русле одного метода Ц социалистического реализма. “е, кто не смог этого сделать, кто хотел чем-нибудь выдел€тьс€ из общей массы, кто не смог быть как все, были обречены на гибель - и творческую, и физическую. Ќе печатались многие произведени€ Ѕулгакова, ѕастернака, јхматовой, ÷ветаевой, ѕлатонова и др. Ѕыли репрессированы ѕильн€к, Ѕабель, ћандельштам, ћейерхольд,  ольцов. Ќекоторых не спасли ни произведени€, посв€щенные Ђвождю народовї (ћандельштам, Ѕулгаков), ни публичные раска€ни€ (ћандельштам, ћейерхольд).

¬ 30-е годы широчайшее распространение получили произведени€, обращенные к —талину. ¬ 1934 году была предприн€та специальна€ идеологическа€ компани€ культа его личности, начата€ статьей –адека Ђ«одчий социалистического строительстваї.

Ќо ведущей темой в литературе 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Ёто и Ђ ак закал€лась стальї ќстровского, и Ђ—отьї Ћеонова, Ђ¬рем€, впередї  атаева, ЂЌе перевод€ дыхани€ї Ёренбурга и др. «начительное место в художественной литературе тех лет зан€ли

12

 

произведени€, посв€щенные отечественной истории и выдающимс€ де€тел€м культуры прошлого.   ним относ€тс€ Ђѕетр ѕервыйї ј. “олстого, Ђ—мерть ¬азир-ћухтараї “ын€нова, драма Ѕулгакова Ђ абала св€тошї (Ђћольерї), Ђѕоследние дниї (Ђѕушкинї). ¬ жанре сатиры успешно работали «ощенко, »льф, ѕетров.  лассикой детской литературы стали произведени€ ћаршака, √айдара, „уковского, ∆иткова.

—реди театрального круга премьер 30-х годов в историю советского театра вошли Ђ„еловек с ружьемї ѕогодина, Ђќптимистическа€ трагеди€ї ¬ишневского, Ђјнна  аренинаї в постановке Ќемировича-ƒанченко и —охновского в театре им. ¬ахтангова, Ђ–омео и ƒжульеттаї в постановке ѕопова в “еатре революции и пр.

¬ 1936 году было учреждено звание народного артиста ———–. ѕервыми этого звани€ были удостоены —таниславский, Ќемирович-ƒанченко,  ачалов, ўукин, ћосквин, Ќежданова и др.

 

ћузыка

 

1. »сполнительство. ¬ музыкальной жизни 30-х годов также боролись два начала: созидание и диктат. ѕримером созидани€ может служить исполнительское искусство. ¬ это врем€ образуетс€ много высокопрофессиональных оркестров: √осударственный симфонический оркестр ———–, Ѕольшой симфонический оркестр, —имфонический оркестр кинематографии. ¬ыдвигаетс€ цела€ пле€да выдающихс€ дирижеров: √аук, ћравинский, –ахлин, »ванов, ’айкин, ћелик-ѕашаев и др. Ќа оперной сцене блистают такие таланты как Ѕарсова, ѕреображенска€,  озловский, Ћемешев, Ќэлепп, ѕирогов, ћ –ейзен и др.

—оветские музыканты-исполнители завоевывали победы на отечественных и зарубежных конкурсах. ¬ 1927 году советские исполнители дебютировали на первом международном конкурсе пианистов им. Ўопена в ¬аршаве. ѕерва€ преми€ была вручена Ћ. ќборину. ѕобедител€ми конкурсов были также Ё. √иллельс, я. ‘лиер, ƒ. ќйстрах и др.

¬ 30-е годы складываетс€ классическа€ композиторска€ школа в лице ѕрокофьева, Ўостаковича, ћ€сковского, ’ачатур€на, Ўебалина.

Ќо все усиливающа€с€ политика диктата воздействовала на жизнь и творчество музыкантов. ѕримером такой политики служат две печально известные статьи в газете Ђѕравдаї в 1936 году Ц Ђ—умбур вместо музыкиї и ЂЅалетна€ фальшьї. ¬ них содержалась резка€ критика Ђ атерины »змайловойї и балетной музыки Ўостаковича. Ётой критикой, по существу, был уничтожен музыкальный театр Ўостаковича.

Ќа фоне т€желой политической жизни кажетс€ неверо€тным возникновение огромного количества бодро-оптимистической музыки, например, веселых песен ». ƒунаевского, музыки оркестра Ћ. ”тесова. ѕотребность в подобном искусстве была чрезвычайно велика, т. к. помогала отстран€тьс€ от т€гот жизни.

13

2.  иномузыка. ¬ 30-е годы по€вл€етс€ звуковое кино, которое породило принципиально новый жанр киномузыки. ѕервыми звуковыми фильмами были Ђѕутевка в жизньї (реж. Ёкк), Ђќднаї (реж.  озинцев и “рауберг), Ђ«латые горыї (реж. ёткевич). Ћучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (Ђ—емеро смелыхї —. √ерасимова), о событи€х революции и гражданской войны (Ђ„апаевї братьев ¬асильевых, Ђћы из  ронштадтаї ƒзигана, Ђƒепутат Ѕалтикиї ’ейфица и «архи, трилоги€ о ћаксиме  озинцева и “рауберга.   этому времени относ€тс€ музыкальные комедии √. јлександрова Ђ¬еселые реб€таї, Ђ÷иркї, фильмы об истории нашей страны (Ђјлександр Ќевскийї Ёйзенштейна).

¬ жанре киномузыки работали такие композиторы как  абалевский, ’ренников, ’ачатур€н, —виридов. ÷елую эпоху в музыке дл€ кино этого времени сделали три композитора: Ўостакович, ѕрокофьев, ƒунаевский.

Ўостакович написал музыку к фильмам Ђ«латые горыї, Ђ¬стречныйї, Ђ„еловек с ружьемї, трилоги€ о ћаксиме.

ѕрокофьев создал музыку к к-му Ђјлександр Ќевскийї.

—амым плодотворным композитором в жанре киномузыки был ƒунаевский. ќн создал музыку к таким фильмам как Ђѕервый взводї, Ђ¬еселые реб€таї, Ђ“ри товарищаї, Ђ¬ратарьї, Ђ÷иркї, Ђƒевушка спешит на свиданиеї, Ђƒети капитана √рантаї, Ђ»скатели счасть€ї, Ђ онцерт Ѕетховенаї, ЂЅогата€ невестаї, Ђ¬олга-¬олгаї, Ђ—ветлый путьї, Ђћо€ любовьї.

3. ѕесни. Ћюбимым жанром по-прежнему оставалась песн€. ¬озникло новое поколение композиторов-песенников. √ор€чо полюбилась слушател€м Ђѕесн€ о встречномї Ўостаковича. —удьба ее была долгой и счастливой. ќна звучала на праздниках, физкультурных парадах, завоевала Ђ√ран-приї на ¬семирном конкурсе гимна дл€ ќќЌ, ее включали во множество кинофильмов разных лет.

ƒунаевский создал новый тип лирической и молодежной песни. Ђѕесн€ о вольном ветреї, Ђѕесн€ о –одинеї, Ђ аховкаї, Ђћарш энтузиастовї, ЂЌу-ка, солнце, €рче брызниї и др. пользовались огромной попул€рностью и всел€ли бодрость и оптимизм в сердца людей.

“радиции гражданской песни были продолжены ¬. Ѕелым (Ђќрленокї), Ѕлантером (Ђѕартизан ∆елезн€кї), Ћистовым (Ђ“ачанкаї),  ниппером (Ђѕолюшко-полеї) и др.

ѕесенное творчество некоторых композиторов было св€зано с работой в хоровых коллективах. “ак, творчество ј. јлександрова было св€зано с созданным им  раснознаменным ансамблем песни и пл€ски, творчество «ахарова Ц с хором им. ѕ€тницкого.

»звестность многих песен была чрезвычайной. Ќо самой знаменитой, пожалуй, стала Ђ атюшаї Ѕлантера на сл. »саковского. —ейчас насчитываетс€ около ста различных вариантов этой песни.

ѕесенность проникала в крупные музыкальные формы Ц симфонию, оперу. Ќапример, тематизм 16-ой симфонии ћ€сковского (Ђјвиационнойї) основан на песенных элементах, св€занных и с бодрыми, радостными маршами, и русскими народными песн€ми, романсами. ¬ ней цитируетс€ и собственна€ песн€

14

ћ€сковского ЂЋет€т самолетыї. јсафьев в балете Ђѕлам€ ѕарижаї использовал большое количество музыки времен ¬еликой французской революции. ѕесенностью пронизаны оперы ѕрокофьева Ђ—емен  откої, ƒзержинского Ђ“ихий ƒонї, ’ренникова Ђ¬ бурюї,  абалевского Ђ ола Ѕрюньонї.

4.  рупные музыкальные формы. ¬о всем искусстве 30-х годов изменилась концепци€ геро€. ¬ центре произведений становитс€ не коллективна€ массова€ личность, а отдельный человек и его личный мир.  омпозиторы настойчиво стремились вывести на сцену Ђгеро€ нашего времениї - положительного, вобравшего лучшие черты, но обыкновенного, живого человека.

¬озрастает роль классической литературы и драматургии, из которых композиторы черпают сюжеты своих опер и балетов Ц ЂЋеди ћакбет ћценского уездаї Ћескова Ц Ўостаковича, Ђ“ихий ƒонї Ўолохова Ц ƒзержинского, Ђ ола Ѕрюньонї –. –оллана Ц  абалевского, Ђƒуэнь€ї Ўеридана Ц ѕрокофьева, Ђ–омео и ƒжульеттаї Ўекспира Ц ѕрокофьева и др.

ѕоиски новой темы стимулировались театрами, которые стремились отразить поэзию теплых, простых человеческих чувств. Ќа сценах страны с успехом шли Ђƒалекоеї јфиногенова, Ђ√лубока€ провинци€ї —ветлова, Ђ”мка Ц белый медведьї —ельвинского, Ђјзорские островаї Ћевидова и др.

¬о всех музыкальных жанрах происходило возвращение к традиционным формам. ¬новь обретают жизнь многоактовые оперы, балеты, циклические симфонии, кантаты, оратории, классические формы романса.

Ѕольшое место по-прежнему занимала современна€ тематика. ћногие художники стремились запечатлеть хронику трудовых будней. ћ€сковский пишет 12-ую симфонию Ц Ђ олхознуюї, Ўтейнберг создает симфонию Ђ“урксибї.

  страницам русской истории обращались ѕрокофьев (Ђјлександр Ќевскийї), Ўапорин (ЂЌа поле  уликовомї),  оваль (Ђ≈мель€н ѕугачевї).

¬ музыкальном искусстве 30-х годов были не только светлые, радостные произведени€, но и подлинные трагедии. “ак, Ўостакович создает 4. 5, 6 симфонии, представл€ющие своеобразную драматическую триаду.

¬ этот период по€вл€етс€ целый р€д талантливых произведений о дет€х и дл€ детей. ѕрокофьев создает симфоническую сказку Ђѕет€ и волкї, песню ЂЅолтунь€ї, 12 легких пьес дл€ фортепиано Ц Ђƒетска€ музыкаї.  абалевский, «. Ћевина. јлександров пишут детские песни, фортепианные пьесы дл€ детей.

— 1936 года стали проводитьс€ декады национального искусства в ћоскве. ¬ период с 1936 по 1941 год было проведено 10 таких декад. ћногие национальные композиторы внесли заметный вклад в развитие музыкального искусства нашей страны: Ћысенко, √улак-јртемовский, ѕалиашвили, —пендиаров, √аджибеков. Ѕурно расцветает самобытный талант ј. ». ’ачатур€на Ц одного из ведущих советских композиторов.

 

15

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
–азвитие отечественного искусства в 20-е годы ’’ века | »скусство в годы ¬еликой ќтечественной войны
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2018-10-15; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 10654 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

745 - | 534 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.