Различие между действительной поддержкой и «помощью» вполне ясно: делая для другого то, что он может сделать для себя сам, мы гарантируем, что он, никогда не узнает о возможности стоять на собственных ногах.
Р.У. Резник
Психологическая помощь — широкое понятие, включающее многообразные теоретические и практические направления. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки личности или группы в трудных ситуациях.
Психологическое консультирование — достаточно новая область психологической помощи, возникшая в середине XX в. Профессия психолога-консультанта появилась как отклик на потребности людей, не имеющих клинических нарушений и вместе с тем нуждающихся в психологической помощи.
Как было обозначено выше, психологическое консультирование ориентировано, прежде всего, на людей, имеющих проблемы в повседневной жизни, например испытывающих трудности на работе, в семье или в принятии решений, неуверенных в себе, переживающих возрастной кризис, обладающих низкой самооценкой и т.п. Целесообразно оделить консультирование от других стратегий психологической помощи:
ü предоставления информации;
ü прямого действия — осуществления конкретных действий, направленных на оказание помощи клиенту (например, в кризисных ситуациях, в случаях самодеструктивного поведения или реальной угрозы психическому и/или физическому здоровью людей);
ü обучения — помощи в приобретении умений и навыков, необходимых клиенту в конкретной ситуации;
ü системных изменений — оказания направленного воздействия на ту систему, которая явилась причиной возникновения трудностей;
20
ü совета — высказывания собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, в которой находится другой человек (Af. Scally & В A. Hopson, 1979).
О вреде советов писали многие психологи. Так, Р. Мэй говорил, что «совет всегда поверхностен; это дача указаний сверху, одностороннее движение. Сфера действия истинного консультирования намного глубже, и его заключения всегда являются результатом совместной работы двух личностей на одном и том же уровне... Совет нельзя считать адекватной функцией консультирования, поскольку он покушается на автономию личности». В то же время иногда консультант дает советы по вопросам, которые не относятся к личностным проблемам. В этот момент не происходит настоящего консультирования. Консультант выполняет своеобразную диспетчерскую функцию — переадресовывает клиента к другим специалистам, рекомендует литературу для чтения и др.
Наибольшие трудности возникают при попытке четкого разделения психологического консультирования и психотерапии. Многие зарубежные ученые (А. Айви, М. Айви, Л. Саймэн-Дау-нинг (1999), Дж. Кори (1993), К. Паттерсон (1974, 1986), К.Б. Тру-акс и P.P. Каркуфф (1976), используют термины «психотерапия» и «психологическое консультирование» как синонимы и предлагают всех специалистов в этой области называть психотерапевтами или психотерапистами. Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, необходимо найти основания для их дифференциации.
Психологическое консультирование генетически связано с психотерапией. Содержательная сторона последней основана на классификации болезней, диагностических указаниях, четких критериях психических и поведенческих расстройств. Психотерапия опирается на разработанные в области медицины психиатрию, неврологию, наркологию и др. Содержание консультативной психологии остается достаточно размытым, так как не существует более или менее однозначной, завершенной классификации закономерностей появления психологических проблем, их причин, особенностей развития и значения для жизни конкретного человека. Иными словами, отсутствует классификация, которая была бы признана
Отметим, что отечественная психотерапия аналогичным образом переживает своеобразный «юношеский кризис идентичности» (В.Н. Цапкин). Вырвавшись из-под родительской гиперопеки психиатрии, психотерапия стремится к автономии, самоутверждению и самоопределению так же, как консультирование стремится к отделению от психотерапии.
21
удовлетворительной различными психологическими направлениями и школами1. Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, наиболее распространенным является следующее разделение областей применения психотерапии и психологического консультирования: врач-психотерапевт лечит больных, а психолог-консультант оказывает помощь здоровым людям. В первом случае процесс называется психотерапией, во втором — психологическим консультированием.
В то же время психологическое консультирование и психотерапию можно рассматривать как два полюса психологической помощи. Полюс психологического консультирования связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемыми на уровне сознания, с интервьюированием, которое проводится только со «здоровыми» людьми и направлено на принятие решений. Полюс психотерапии устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Между указанными полюсами находится деятельность, которую можно отнести и к психологическому консультированию, и к психотерапии.
Можно выделить ряд позиций, позволяющих провести условную границу между понятиями «психотерапия» и «психологическое консультирование»2. Однако эти позиции настолько условны, что в процессе их описания к каждому из тезисов был найден соответствующий антитезис.
1. Клиент
Тезис: консультирование ориентировано на клинически здоровую личность. Клиентом психолога-консультанта могут быть люди, имеющие трудности и проблемы в повседневной жизни, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо и ставящие перед собой цель дальнейшего личностного роста и развития. Психотерапия рассматривает человека, обратившегося за помощью, как больного, имеющего ту или иную психопатологию, психические или поведенческие расстройства.
Антитезис: больной человек, имеющий подтвержденный диагноз, может в состоянии ремиссии обращаться к консультанту
Необходимо отметить, что в психотерапии и психиатрии существуют сходные трудности, и даже в МКБ-10 отмечается, что «данная классификация психических и поведенческих расстройств в определенной степени является лишь "правилами игры", компромиссом между различными точками зрения в психиатрии» (с. 7).
Имеется в виду медицинская (клиническая) психотерапия. 22
для решения проблем межличностных отношений и т.п., а здоровый человек, находящийся в кризисе, иногда идет за помощью к психиатру либо психотерапевту.
2. Проблема
Тезис: в консультировании проблема клиента рассматривается как определенная психологическая дисгармония, которая вызывает психологические трудности, сложности в адаптации, межличностных отношениях и т.п. В психотерапии проблема рассматривается как симптом какого-то нарушения, психического или пове-• денческого расстройства.
Антитезис: консультант может анализировать «корни» проблемы и находить, как они повлияли на развитие «ствола дерева», т.е. предъявляемой проблемы.
3. Длительность
Тезис: при психотерапии психологические проблемы обычно уже настолько осложнились, что нуждаются в долговременной коррекции их последствий (например, психоанализ может продолжаться несколько лет). Консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (обычно — 5—6, максимум — до 15 встреч) и является, прежде всего, упреждающей, превентивной работой, предотвращающей развитие нежелательных осложнений.
Антитезис: краткосрочная психотерапия (manage care) рассчитана на 20 сеансов, а консультирование может продолжаться гораздо дольше.
4. Глубина
Тезис: консультирование и психотерапия ориентированы на различную глубину взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия связана с решением комплекса проблем, направленных на глубокую перестройку личности. Она направлена «вглубь» психики, на проработку довольно сложных и специфических интрапер-сональных проблем. Психологическое консультирование в большей степени направлено «вширь», потому что его проблемы более разноплановы и описывают широкий круг проявлений социального поведения человека, возникающих при взаимодействии личности и среды.
Антитезис: психотерапия (например, рационально-эмотивная, поведенческая) может акцентировать свое внимание на изменениях в поведении и межличностных отношениях, а консультирование (например, психоаналитическое) — на глубинных неосознаваемых процессах.
23
5. Концепция здоровья/болезни
Тезис: психотерапия является отраслью медицины. Человек, обратившийся за психотерапевтической помощью, рассматривается как больной, как пациент, нуждающийся в адекватном лечении. Целью работы психотерапевта является возвращение человеку психического здоровья, определяемого как отсутствие психопатологических синдромов, а процесс лечения направлен на их устранение. Специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни, признании за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоро- • вых, а не болезненных проявлений. Заимствуя у психотерапии приемы и техники всех направлений, консультирование использует их не для лечения больных, а для помощи здоровым людям в преодолении трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений1.
Антитезис: отдельные направления психотерапии, например личностно-ориентированная или гештальт-терапия, не рассматривают клиента как больного.
6. Диалогичность и ответственность
Тезис: в консультировании особую важность приобретает процесс общения между консультантом и клиентом как равными партнерами по взаимодействию. Ответственность за успешность консультирования несут обе стороны. Психотерапия — директивная, регламентированная практика, в которой психотерапевт является авторитетным лицом, принимающим решение о лечении и несущим ответственность за его эффективность.
Антитезис: ряд направлений психотерапии базируются на идее диалога (гештальт-терапия, личностно-ориентированная терапия) и ответственности клиента за процесс изменений (гештальт-терапия, рационально-эмотивная терапия).
7. Ориентация на линию времени жизни клиента
Тезис: психотерапия большое внимание уделяет прошлому клиентов, проработке их неразрешенных ранних конфликтов (например, психоанализ), анализу Давних травматических событий (например, психодрама), поиску скрытых мотивов и др. Консульти-
Например, страдание в консультировании и личностно-ориентированной психотерапии выступает в качестве неотъемлемого аспекта бытия человека, как переживание, как некоторая душевная работа (Ф.Е. Василюк). Цель психолога — не «хирургическое» избавление от страдания путем его «ампутации», а помощь клиенту в осознании смысла этого страдания, его места и функций в жизни клиента.
24
рование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, на помощь в решении (преодолении) проблем. В ряде направлений консультирования акцентируется моделирование нового поведения, новых способов взаимодействия клиента с окружением взамен привычных паттернов, тогда как в психотерапии важнее анализ появления данного поведения у пациента.
Антитезис: даже если клиент говорит о прошлом, он говорит о нем «здесь-и-теперь», и его рассказ имеет отношение к реальной жизни. Поэтому, о чем бы ни говорил клиент — он говорит о настоящем.
Еще сложнее найти различия между консультированием и личностно-ориентированной (немедицинской) психотерапией. Например, по мнению Л. Брэммера и Э. Шострома, отношения между медицинским и психологическим знанием о человеке можно представить в виде континуума. В каждом реальном случае работы с конкретным клиентом можно находиться только в одной точке этого континуума. Если посмотреть на рис. 2, отражающий соотношение между психиатрией, психотерапией и психологическим консультированием, то можно увидеть области, общие для этих направлений психологической помощи.
Рис. 2. Взаимосвязь между медицинским и психологическим подходами к психологической помощи
Как и психотерапия, консультирование основывается на «плановом применении методик, разработанных на базе общепринятых психологических принципов» (Дж. Мелтцофф, М. Корнрейч, 1970). Находясь в области, принадлежащей и психотерапии, и психологическому консультированию, консультант выступает как психотерапевт, а психотерапевт может заниматься консультированием.
Таким образом, определяя различия между психотерапией и психологическим консультированием, мы отдаем себе отчет, что это достаточно условное разделение, так как нередко между ними невозможно провести четкую границу. Это разделение в ряде исследований связано, скорее, с идеологическими предпочтениями, нежели с сущностью процессов, проходящих и в консультировании, и в психотерапии. Те же Л. Брэммер и Э. Шостром предлага-
25
ют выделение в психологии отдельной области, посвященной психотерапии и консультированию. На рис. 3 отражены взаимоотношения между терапевтической психологией как теоретической дисциплиной и смежными с ней областями психологической помощи. Кроме того, Л. Брэмер и Э. Шостром считают, что консультирование и психотерапия также представляют собой два полюса континуума, но не между медициной и психологией, а внутри терапевтической психологии. Поэтому иногда в тексте используется термин «психотерапия», например, когда существует устоявшееся выражение (РЭТ — рационально-эмоциональная терапия, гештальт-тератшя), или когда понятия консультирование и психотерапия можно использовать в качестве синонимов (рис. 3).
Рис. 3. Взаимосвязь терапевтической психологии с другими областями профессиональной помощи