Бросаемся вперед…
Первый шаг, который нам необходимо сделать — это договориться о том, какой смысл вкладывается в слова «проект» и «проектирование». Обратимся к общепринятым трактовкам этих понятий.
Проект — слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод — «брошенный вперед» — уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:
— совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого либо сооружения или изделия;
— предварительный текст какого-либо документа;
— какой-либо замысел или план.
Этапы творческого процесса, выделенные П.Н.Андрияновым, имеют отчётливо выраженные промежуточные результаты:
- обоснование, осознание и принятие идеи( результат: принятая идея – задача), т ехнологическая обработка идеи (результат: её доведение до возможности практической реализации);
- практическая работа над идеей ( результат: практическая реализация);
- апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи ( результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).
Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:
Интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей, родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное, валеологическое, прикладное, пр.
Программно-целевая, суть которой состоит в том, что реализация проекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по её достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей;
Деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив-проблема - цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;
Интеллектуальная; при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;
Креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализации через проживание «ситуации успеха»;
Стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значим, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации;
Коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребёнка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;
Ценностно-ориентированная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я- концепции» к «Мы – концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путём самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни.
К ведущим принципам организации проектной деятельночти учащихся можно отнести следующее:
- Последовательность в планировании и осуществлении проекта;
- регулярность ( проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
- Динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
- гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, своё мнение и т. д.
- инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несёт мощный положительный заряд, создаёт благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
- творческое партнёрство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
- самодеятельность (самодеятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически-значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно выполняют её, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
- развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определённой «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;
- результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально значимой задачи;
-завершённость и презентативность: проект должен быть доведён до логического завершения и представлен (защищён), с тем, чтобы у каждого ребёнка осталось чувство гордости за полученный результат.
Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самостоятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле, Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию.
В свою очередь, проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами проектирования (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и пр.), существуют и другие, самостоятельные его виды. К ним можно отнести проектирование человекомашинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существуют также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования. Этот список можно долго продолжать.
Любая деятельность человека порождает множество непредвиденных ситуаций, в ходе нее возникает масса побочных продуктов (артефактов). Часто это запутывает, сбивает, уводит в сторону. Альтернативой этому стало проектирование, которое призвано оградить человека от непредсказуемости, возникающей в ходе деятельности. Проектировщик всегда ясно формулирует цели, тщательно подбирает способы реализации проекта и затем все по возможности точно воплощает.
Примечательно, что в современном мире едва ли не любое свое деяние человек склонен рассматривать сквозь призму проектирования. Выстроить отношения с сослуживцами, открыть счет в банке, отремонтировать квартиру, выкопать яму на даче, создать новый электронный прибор, научить своего ребенка убирать за собой игрушки или отучить свою собаку лаять в квартире по ночам — все это теперь рассматривается под углом проектирования, а воплощение — это реализация проекта. Откуда у современного человека такое непреодолимое желание ясно определять цели, все рассчитывать и планировать?
Ценность «побочного продукта»
Проектирование мы выше определяли через деятельность, что, конечно же, не случайно. Проектирование имеет и мотив, и цель, и все другие атрибуты деятельности. При этом хорошо известно, что творчество (в отличие от проектирования) — не деятельность (Я.А. Пономарев). Если основной признак деятельности — потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, то для творческого акта наиболее характерно прямо противоположное — цель (замысел, программа и пр.) и результат рассогласованы.
Иначе говоря, творчество, в отличие от проектирования, — не деятельность, оно возникает лишь как ее побочный продукт, артефакт. Родиться творчество может только тогда, когда субъект деятельности оказывается восприимчивым (сенситивным) к случайно возникающему в ходе своей активности неожиданному результату (побочному продукту). Таким образом, творчество может возникать в процессе любой деятельности, но связано оно не с достижением намеченного, а со случайным порождением в ходе деятельности «побочного продукта». Этот «побочный продукт» и является настоящим результатом творчества. Потому и суть креативности сводится к интеллектуальной активности и сенситивности субъекта к побочным продуктам своей деятельности.
Как часто, выполняя какую-либо работу (трудясь на общественном производстве, обучаясь, общаясь), мы проходим мимо многих замечательных фактов, явлений, событий, не заметив, не открыв, не поняв их. Фридрих Ницше утверждал, что великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его.
Архимед пришел в термы помыться, а вовсе не решать заданную Героном задачу. И. Ньютон, находясь в саду под яблоней, тоже не новые законы мироздания отыскивал.
Конрад Рентген оставил фотопластинки в неположенном месте, убирая их, заметил, что они засвечены. Стоило обратить на этот факт повышенное внимание, и… решена важнейшая проблема, а дальше — Нобелевская премия…
Именно «побочные продукты» деятельности, по справедливому утверждению Я.А. Пономарева, представляют наибольшую ценность для творческого человека, так как содержат некую новизну. Напротив, для нетворческого человека важны прямые, целесообразные результаты по достижению цели, а вовсе не новизна.