Формат (прямоугольный вертикальный или горизонтальный, квадратный, круглый) и величина, масштаб изображения. То́ндо — композиция картины или барельефа в круге (сокращение от итал. rotondo — круглый).
Точка зрения в композиции – 1. сверху, 2. на уровне глаз, 3. снизу
1.Питер Брейгель Старший. «Игры детей», 16 в. 2. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», 16.3. Зинаида Серебрякова «Беление холста», 20 в.
Несколько точек зрения могут быть совмещены в декоративной композиции: например, в композиции из древнеегипетской гробницы Небамона в Карнаке (Новое царство) деревья «на уровне глаз», водоем – «вид сверху» (прием выстраивания композиции по вертикали+ развертка).
Смысловой и композиционный центры (доминанта) –
могут 1.совпадать и 2. не совпадать.
1. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 20в. 2. Питер Брейгель Старший «Падение Икара», 16 в.
Акценты в композиции: цветовые, тональные, смысловые
Смысловые акценты – дополнительные элементы картины, уточняющие или контрастирующие с доминантой.Например, Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа», 15 в.: композиция четко делится на два плана и на две части – они изображают два момента времени. Композиционный центр в данном случае - это крест, который образует колонна и орнамент пола. Колонна делит картину на 2 части. На первый взгляд по контрасту:библейская история прошлого –современная обыденность, жестокость – мирная беседа. Но если рассмотреть фигуру в красном, то окажется, что контраст обманчив. По замыслу художника - это сопоставление, сравнение двух похожих историй из разных эпох: группа из трех фигур – это современники художника из 15 века: герцог да Монтефельтро и его советники. Из-за непродуманных действий советников горожане были недовольны правлением герцога, что привело к заговору против него и последующему убийству. По мнению искусствоведов, сам герцог представлен в роли безвинной жертвы, о чем говорит не только его «соседство» со сценой одной из Страстей Христовых, но и внешний вид: босые ноги, простое одеяние, венок на голове.
Композиционная схема –все значимые элементы картины (доминанта и акценты) вместе образуют простые геометрические фигуры (круг, эллипс, квадрат, треугольник).
Симметрия и асимметрия (1,2) – два противоположных метода организации пространства
1 2
Симметрия - одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. 3. Микеланджело. Скульптурная группа в капелле Медичи; 4.Рафаэль «Сон рыцаря (аллегория)», обе нч. 16 века.
3 4
Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является «зеркальным» отражением другой (5,6).
5 6
Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.
Помимо зеркальной симметрии существуют:симметрия центрально-осевая (3,4), винтовая (7):
Еще один вид- симметрия относительно диагонали (8):
Камиль Писсаро «Бульвар Мон-Мартр», 19 век
8
Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. В данном случае главный элемент – это сам бульвар Мон-Мартр.
Статика и динамика
Композиция может передавать впечатление покоя или движения:
если изображен покой – композиция статическая
(1-вертикали, 2- горизонтали),
если движение – композиция динамическая
(3, 4-диагонали).
1. Борис Кустодиев «Царь Николай II», 20 в. 2. Архип Куинджи «Степь», 19в. 3.Эдгар Дега «Прачки», 19в. 4.Клод Моне «Бульвар капуцинок в Париже», 19в
1 2 3 4
Элемент динамики в статическую композицию можно привнести даже небольшим смещением
в диагональ (5),
ритмом вертикалей (6),
ритмом горизонталей (7).
5.Эдуард Мане «Пучок спаржи», 19 в. 6. Дмитрий Жилинский «Под старой яблоней», 20 в. 7. Казимир Малевич "Супрематизм. Эскиз занавеса (декорации)", 20 в.
5 6 7
«Как смотреть картину?» (схема анализа произведения):
Сюжет композиции.
Композиционный центр.
Главное и второстепенное в композиции.
Плановость.
Колорит.