Передала в детский дом;
Ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним;
Оставила ребенка родственникам или иным лицам;
Не принимает участия в воспитании;
Не проживает с ним;
Не дает средств на его содержание;
Скрылась, то есть местонахождение ее неизвестно;
Совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка.
По достижении ребенком 14-летнего возраста либо в случае его смерти уголовно-исполнительная инспекция с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденной, ее отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания направляет в суд мотивированное представление об освобождении осужденной от отбывания наказания или о замене оставшейся части более мягким наказанием.
Контроль за поведением досрочно освобожденных
Досрочное освобождение от отбывания наказания предопределяет следующий за ним период социальной адаптации в условиях гражданского общества. Социальная адаптация, по мнению В.М. Анисимкова, - это возвращение и приобщение к условиям жизни на свободе бывшего осужденного, который находит в себе гражданское мужество в преодолении возникающих при этом конфликтов, многоплановых проблем и трудностей <211>.
--------------------------------
<211> Подробнее см.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. В.М. Анисимкова, В.И. Селиверстова. Ростов н/Д, 2008. С. 356.
Многолетняя практика показывает, что осуществление контроля за указанной категорией лиц в значительной мере снижает уровень преступности в целом и рецидивной преступности в частности. Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах, с позиции другого исследователя А.И. Зубкова, показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В юридической литературе такой контроль называется "криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным", "постпенитенциарным" и т.д. <212>.
--------------------------------
<212> См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова. 4-е изд., перераб. М., 2008.
Процесс и порядок осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных от наказания, не регулируется нормами уголовно-исполнительного права. Здесь имеется единственная правовая норма (ст. 183 УИК) бланкетного характера, в соответствии с которой контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Вместе с тем часть 6 ст. 79 УК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом (уголовно-исполнительная инспекция), а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
В соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.
Применение судом досрочного освобождения от отбывания наказания не исключает возврата к процессу исполнения наказания в размере неотбытой его части. Так, если осужденный в течение оставшейся неотбытой части наказания совершит нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению контролирующих органов может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.
Более радикально, в соответствии с законом, ставится вопрос в том случае, когда осужденный совершает преступление по неосторожности. В этом случае суд может принять альтернативное решение (судебное усмотрение), либо отменить освобождение, либо сохранить его.