Сущность понятия
Чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.
Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В. С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к их опыту.
Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.
Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать
разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых, «Что? Где? Когда?», в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т. п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.
Критерии отбора форм воспитательной работы. В основе отбора эффективных форм воспитательной работы в школе лежат следующие критерии:
- целесообразность (например, соответственно целям и задачам экологического воспитания: от экологии души человека к экологии его разума, от экологии души и разума человека к экологии окружающей его природы, от экологии природы к экологии ноосферы планеты, воспитательная работы школы наполнена такими формами, как зеленые и голубые патрули по очистке лесов и рек региона, участие в международных акциях гринпис, проведение Дня птиц, операций «Навстречу весне», «Золотая осень» и т.д.;
- разнообразие форм и приемов воспитательной работы;
креативность форм воспитательной работы, пробуждающих нестандартное, оригинальной решение проблем воспитательного взаимодействия;
- соответствие воспитательных форм психолого-физиологическим, возрастным, индивидуальным особенностям детей;
- соответствие форм особенностям развития коллектива и коллективных отношений;
- привлекательность и эмоциональная окрашенность форм воспитательной работы;
- последовательное усложнение форм воспитательной работы;
- постоянное усиление воспитательных возможностей формы.
Формы коллективной творческой деятельности
Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; данная форма является по исполнению неповторимой.
Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
Основу, сущность этой методики составляют тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, стремясь отыскать каждый раз новый вариант.
К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Чередование Традиционных Поручений Поручения, выполняемые детьми, могут быть индивидуальными, коллективными и смешанными. Индивидуальный способ хорош в небольшом классе, в малокомплектной школе, где видна работа каждого ученика. В большом классе предпочтительнее коллективный и смешанный способы. При коллективном способе поручения выполняются группой детей в течение определенного времени (от одного дня до одной -двух недель). Смешанный способ соединяет в себе как индивидуально, так и коллективно выполняемые поручения. Опыт использования ЧТП показал, что дети предпочитают выполнять поручения не в одиночку, а в группе.
В начале года учитель рассказывает о различных поручениях и о способах их выполнения, а дети выбирают те, которые им нравятся, и решают, каким способом будут их выполнять. Затем поручения распределяются между микроколлективами, определяется срок их выполнения, способ отчётности и смены (по графику, по желанию детей, по жребию).
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, Сергей Леонидович Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.
Коллективное планирование – совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.
Педагогу важно быть на шаг впереди, стимулировать и направлять процесс коллективного планирования, проявлять его значимость именно на данном этапе жизни коллектива. Вместе с тем, он должен учитывать личность школьника, помочь каждому осознать себя в коллективной деятельности (Как я могу помочь коллективу? Как я могу себя в нем реализовать? и т.д.), включить каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, интересов. склонностей, способностей и возможностей
Коллективный анализ позволяет воспитанникам совместно размышлять о приобретённом опыте, учит их анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее. Коллективный анализ следует организовывать, если в проведении мероприятия, дела участвовало много воспитанников, а также, если это анализ работы класса за значительный период. Коллективный анализ проводится обычно «по горячим следам», пока впечатления участников не утратили свежести: сразу по окончании дела или, если это невозможно (например, по причине утомления, сильного возбуждения участников дела), в ближайшие один-два дня.