Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изучение нового материала. Философия Древнего мира и средневековая философия

ЛЕКЦИЯ 8.

Философия Древнего мира и средневековая философия

(Философия гностицизма).

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о философии гностицизма».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Философия гностицизма.

2.3. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Перечислите характерные черты средневековой философии.

3.2. Дайте определение патристики.

3.3. Опишите проблемы, обсуждаемые в патристике.

3.4. Дайте определение схоластики.

3.5. Опишите основную идею схоластики.

3.6. Дайте определение мистики.

3.7. Перечислите ступени, необходимые для достижения единения с Абсолютом.

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим философию гностицизма, которая пыталась найти выход из кризиса античного мира путем соединения учений древнего Востока, раннего христианства и различных христианских сект. Под запись. «Гностицизм (от греч. gnostikos - познающий), общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Гностики считали, что знают особый тайный смысл Библии и в своей философии исходили из эзотерического дуализма добра и зла, света и тьмы, материи и духа.

Центральное место в учении гностицизма занимает человек как средоточие мирового процесса. Он, хотя и является тварью тёмных сил мира, по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божественная субстанция часто принимает форму первочеловека, или антропоса. Душа иноприродна и по сущности своей принадлежит надкосмической сфере. Наряду с дуализмом души и тела в гностицизме существует разделение человека на «духовное», «душевное» и «телесное».

В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.

Гностиков характеризует отрицательное отношение к существующему миру и его демиургу (обычно он отождествляется с Богом Ветхого Завета), которому противопоставлен истинный Бог и Отец, Непознаваемый Бог. Этот Бог порождает Плерому — полноту духовности, состоящую из соединенных попарно эонов (духовных сущностей), образующих иерархию. Последний из эонов, имеющий женскую природу, желает уподобиться Богу-творцу, порождает нелепое и уродливое существо и, ужаснувшись его облику, “выталкивает” своего отпрыска за пределы Плеромы. Этому отпрыску (во многих текстах именуемому Иалдабаофом) присуще незнание, противоположное гносису; он воображает себя единственным Богом и приступает к творению мира, столь же несовершенного, как и он сам. Этим миром демиург правит вместе с архонтами (“правителями”), которых он сотворил. Но в сотворение человека вмешиваются силы Плеромы, и Первочеловек (Адам) получает частицу подлинной Божественной субстанции, которая от него переходит к потомству. Человек поэтому является чужеземцем в этом мире; он испытывает непереносимые мучения от пребывания в нем. Подлинная родина человека не мир, а Плерома, для которой он должен быть спасен.

Концепция знания, гносиса,— ядро гностицизма. В известной формуле гностика Феодота суть гносиса заключается в ответе на следующие вопросы: «Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?». Познание человеком своего внутреннего «Я» делает возможным и познание мира, того, «что есть, что было и что будет». Такое всеобъемлющее знание доступно немногим и дарует человеку спасение. В гносисе человек преодолевает свою двойственность и разорванность, через человека происходит преодоление бытием своей расщеплённости и восстановление распавшейся гармонии.

В целом учение гностицизма предстаёт как одна из форм кризиса рабовладельческой формации и как попытка найти новый мировоззренческий синтез. Гностики отрицали церковные и светские власти как слуг «архонтов», из-за чего церковь жестоко боролась с этим течением. Гностицизм служил питательной почвой многих средневековых ересей.

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Гностицизм и ереси», перейдите по ссылке http://bse.sci-lib.com/article059902.html, прочитайте текст и кратко его законспектируйте, с указанием на идеи, которые происходят от гностицизма.

 

Для групп Гостиничного сервиса! С.Р. № 2 Подготовка сообщения «Александрийская философская школа и ее влияние на последующие философские направления».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные свойства металлов и сплавов | Основы химико-термическая обработка стали
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 256 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.