Несмотря на многочисленные исследования и понимание общественностью важности народных традиций народа в духовно-нравственном воспитании современной начальной школы на наш взгляд они используются мало и не эффективно.
Разработка вопроса использования народных традиций в начальной школе предполагает развертывание работы по следующим направлениям:
организация просветительской работы в среде педагогических работников и родителей с целью ознакомления их с культурой и трудовыми традициями различных народов;
создание системы программ и пособий регионального уровня, позволяющих знакомить с традиционной культурой воспитания детей младшего школьного возраста и их использование при организации воспитательного процесса;
постоянный учёт того факта, что система воспитания любого этноса, при всей своей здоровой консервативности, устойчивости развивается, что это не всегда заметно в пределах жизни одного поколения, но ощутимо в рамках длительного исторического процесса;
использование идей традиционной системы воспитания и народной педагогики в целом с учётом неоднородного национального состава населения республики;
широкое вовлечение родителей, СМИ, общественности в работу по этнопедагогизации воспитания подрастающего поколения;
обеспечение системы в работе с взрослыми и, прежде всего, с родителями по углублению, расширению и систематизации их знаний традиционной культуры, и в частности традиционной культуры воспитания.
Народные традиции играют важную роль в духовно-нравственном развитии ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Традиции, обычаи, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для образования предмет социальной востребованности и актуальности.
Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений
Духовно-нравственный потенциал народных традиций раскрывают их классификация и нравственно-воспитательные функции.
Для эффективного использования народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания младшего школьного возраста необходима их классификация. В научной литературе представлены различные классификации традиций.
Наиболее целесообразной для использования в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников нам представляется разветвлённая классификация народных традиций, в основании которой – духовно-нравственный потенциал традиций и система отношений, позволяющая реализовать этот потенциал:
мировоззренчески - ориентирующие традиции, куда входят:
- экологические традиции: бережное поэтическое отношение к природе;
- патриотические традиции: любовь к русской литературе, искусству, культуре, любовь к своему государству, городу;
- трудовые традиции: уважительное отношение к труду других людей, выполнение трудовых поручений в детском саду и дома;
- коммуникативные традиции: доброжелательное отношение к людям;
- традиции здорового образа жизни: негативное отношение к алкоголизму, табакокурению, наркомании, правильное питание, занятия спортом.
позиционно-ролевые традиции включают:
- традиции уважительного отношения к старшим;
- традиции уважительного отношения к воспитателю и сверстникам;
- дружеские традиции по отношению к сверстникам;
- традиции отношения мальчиков и девочек;
- семейные традиции.
регламентирующие традиции включают:
- обряды,
- ритуалы,
- обычаи,
- праздники,
- игры и др.
Изученная классификация раскрывает духовно-нравственный потенциал народных традиций и позволяет осуществлять их отбор.
У народных традиций существуют общие признаки:
· Социально – игровая сюжетика – традиция включает определённые сценарии, модели, нормы, образцы поведения, которые необходимо творчески использовать. «Традиции, - утверждает Панкеев И.А., - это… прочно сложившиеся, переходящие от поколения к поколению действия, обычаи и нормы взаимоотношений между людьми в производстве, быту, семье».
· Сценарно – игровая технология как условие их педагогического использования. Сценарно – игровые технологии создают имитационное пространство, позволяющее продуктивно усваивать и творчески использовать народные традиции. В процессе реализации народных традиций через игру реализуются следующие функции: социокультурная – усвоение через традиции культурных норм и смыслов, аксиологическая – через ценностный выбор традиций, коммуникативная – общение в процессе реализации традиций, развлекательная – получение удовольствия от реализации традиций в игровой деятельности. Педагогическое использование определённых традиций может осуществляться посредством конкретного типа игр.
· Практико – ориентированный, деятельностный характер. По мнению многих исследователей традиция является творческим фактором практики современной жизни, выражением предметного мира человеческих отношений и деятельности. Практико-ориентированный характер традиций заключается в том, что они реализуются и совершенствуются в процессе деятельности как отдельного индивида, так и общества в целом. «Народная традиция – через предметную деятельность определяет размерность человечески возможного в отношении к прошлому, настоящему и будущему», - утверждает А.И. Лучанкин.
· Включение в деятельность как условие её педагогического использования. Использование народных традиций в целях духовно-нравственного воспитания предполагает включение младшего школьника в такие виды деятельности, как игровая, трудовая, коммуникативная и др.
· Единство воспитательных воздействий семьи, школы, общества как условия их педагогического использования. Использование русских народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания обучающихся предполагает тесное сотрудничество с семьёй: изучение семейных традиций, участие родителей в праздниках, обрядах, внедрение народных традиций в семейные.
· Эмоциональная насыщенность. Через систему обрядов и красочное, торжественное оформление действий русские народные традиции оказывают влияние на мысли и чувства людей.
· Образовательная направленность. Многие исследователи отмечают большой воспитательный и образовательный потенциал народных традиций.
· Воспитательная организация в качестве условия их педагогического использования.
Главная особенность формирования народных традиций, заключается в систематичности и комплексности занятий. Все занятия должны проходить в системе, которую устанавливает педагог, исходя из возможностей обучающихся и особенностей формирования народных традиций. Материал одного занятия, дополняет материал следующего занятия, тем самым обеспечивая комплексность всех занятий. Только выполняя эти условия, можно добиться эффективного использования народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста.
1.3 Содержание понятия «духовно-нравственные ценности»
Ценности - это нравственные и эстетические нормы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид усваивает их в процессе своей социализации.
Духовность - это мировоззренческий подход, определяющий первичность духовного по отношению к материальному.
Нравственность – это то, что реально существует, это духовно-практический способ овладения миром.
Духовно-нравственные ценности – это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность.
Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально‑исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
Содержание духовно‑нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско‑юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм. Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно‑нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.