Юджизмъ (Мiровоспрiятiе) 7 урокъ.
Домовой - это добрый Духъ, хранитель домашнего очага. Т.е. Домовой это доброе существо, который хранит домашний очаг: Смотрит за хозяйством, за порядком. У нас же есть ещё одно «существо» – хранитель домашнего очага – это супруга, а домовой ей помогает. В старые времена воспринимали Домового, как одного из Предков, основателя данного Рода или дома, который уже в следующем мире все свои дела сделал и решил помочь своим потомкам, т.е. он возвращается и начинает помогать по дому, по хозяйству присмотреть.
Поэтому Домовых изображали в виде старцев, умудрённых опытом. В основном это были скульптурные изображения. Вот, например, скульптурное изображение домового, сидящего на сундуке с добром, охраняющего его, но добрый такой дед. Либо другие образы, даже дед с бабкой. Скульптурки делались из глины, из дерева вырезались. Очень часто у Домового в руках чаша, в которую требовалось требы класть. Размером куммiръ Домового мог быть и в пядь, мог быть и в стопу, вплоть до аршина, т.е. это максимальный размер, который я видел – аршинник, т.е. они были в аршин высотой.
Поэтому Домовых ещё и называли по-разному: где-то просто Дедушко, а раз он хранитель домашнего очага, иногда его называли просто Хозяин - Хозяюшко. Кто-то называл Соседушко, потому что он жил по соседству с людьми в данном жилище.
Перед Домовым ставилась чаша для треб, куда наливали сливки, сметана, молоко. Считалось, что домовой не пьет молоко, а он его лижет, как кошка, слизывает с поверхности капельки жира с молока, поэтому домового иногда называли Лизун. Но и также ещё и от того, что Домовой очень любит детей и когда с ними играет, он их не целует, а лижет, как котенок. Если ребёнок плачет, Домовой подойдет, и слезы его слижет, и ребенок перестаёт плакать.
Так же Домового называют Шишок. Шишок означает, что он небольшого роста. Моя бабушка называла Домового Егор Кузьмич. Или просто Кузьмич. Домовой любит поиграть. Есть такое выражение: Что старый, что малый. Так и Домомвой любит побаловаться, пошалить, поэтому про него говорят: подегорил, подкузьмил. Так же Домового, помните из мультика? Называли Нафаня.
Это от славенского слова Нафь, т.е. Мiръ, который граничит с Явью.
Вот эти формы и образы легли, как прототипы к сценарию мультфильма про домовёнка Кузю. Кузя это значит, что ещё маленький, ешё не Кузьмич, а пока ещё Кузенька. А наставник у него более старый Домовой – Нафаня.
Так же его называли Егорыч, Доброхот. Домовой очень не любит, когда его называли чёртом, т.е. тем, что находится за чертой восприятия. Как правило, почему-то считалось, что всё, что за чертой, это всё плохое и негативное. Поэтому Домовой не любил, когда его так называли.
Когда человек что-то не может найти в доме, он говорит: Чёрт, чёрт, поиграли и отдай. А потом бегает по экстрасенсам: Успокойте, у меня в доме полтергейст. А полтергейст – это как бы буйный шумный Духъ.
Христианские попы очень не любят Домовых. У них даже мания – ходить крестить квартиры, очищать от Домовых. И они людей запугивают, говоря, что Домовые это бесы. Люди пугаются, им предлагают креститься, защищаться от Домового, т.е. предлагают отказаться от их помощи, поддержки и пр.
А славене, наоборот, с Домовыми жили дружно, заботились друг о друге. Домовой заботился о семье, а семья заботилась о Домовом. Поэтому был так называемый симбиоз, т.е. взаимопомощь, взаимоподдержка. Как правило, раньше куммiры Домовых делал глава Рода. И они были от двух вершков до аршина высотой. Домовой это тот, кто живет в тереме, в дому, в хате. Поэтому он и называется – Домовой.
Если брать овин, там, где зерно сушилось, там был Овинник. На дворе был Дворовой. На конюшне – Конюшник. Т.е. это как бы собратья Домового, которые помогают ему вести хозяйство.
Т.к. Домовой любит порядок, то человек должен в доме всегда наводить порядок. Особенно считалось недопустимым оставлять на столе ножи. Оставил нож без присмотра – нет ножа. А потом человек наводит порядок в подполье, смотрит, а там куча ножей лежит. Кузьмич прибрался.
В старые времена, даже до середины 20-го века, отношение к Домовому было нормальным. И даже по фильмам: просится человек переночевать, чтоб не в лесу под открытым небом, его пускали. А двери - то раньше были, какие? Низенькие, во - первых, чтоб тепло в жилище держалось, и человек заходил, сделав невольный поклон, и потом, снимая шапку он делал два поклона: в Красный угол т.е. в левый, и в правый – Хозяйский. А в красном углу у славенъ стояли Куммиiры Предков, Куммiры Богов, у христиан висели – иконы. А хозяйский угол, христиане называли его, чёрный, это был угол Домового. Т.е. если человек попросился на постой, и чтоб ему нормально выспаться, чтоб Домовой его с лавки не сбросил, он ему делал поклон, выражая уважение, а если он ещё и, потрапезничав, ему ещё и требы принёс, чтобы Хозяин его принял. Не мужчина глава Рода, а именно Домовой. Вот дом (рис. 36), вход на восточной стороне, печь, как правило, ставили посередине, чтоб весь дом обогревался. А от печки уже могли быть перегородки по комнатам, разделявшие. В какую бы вы комнату не вошли, если там перегородок нет, то левый угол – это красный угол, в смысле – красивый, здесь ставились Куммiры Рода – покровители. А правый угол – хозяйский, здесь был куммiръ Домового и требница, т.е. чаша, в которую требы ему приносили. У христиан в красном углу были иконы, а в правый они ставили веник, окропленный святой водой, чтобы отгонять домового. И, как правило, веник ставили рукояткой вверх, т.е. метелкой вниз. Хотя славене всегда ставили веник у порога рукояткой вниз, метелкой вверх: во-первых, чтобы Домовой маленького роста мог взяться за рукоятку веника и нечисть вынести, а во – вторых, чтобы достаток в доме был.
Замечено, что животные, живущие в доме, допустим, собаку даже в лютый мороз не пускали дальше передней части. Т.к. место собаки – во дворе. И многие собаки, чтобы им было тепло – зарывались прямо в снег и в сугробах спали. А когда морозы были за 40, вот тогда, собаку либо в сени пускали, она там в солому зарывалась и ей было тепло, либо, когда уже трескучие морозы - в переднюю часть жилища. А кошки ходят везде по жилищу. Домовые с кошками и собаками, как правило, дружат. И те отвечали взаимностью. Кошки никогда не подойдет ни к требнице Куммiров Богов, ни к требнице Домового. Она никогда ничего не возьмет из чаши Домового.
Домовой не ест так, как человек, хотя ему даже красивую ложечку резную кладут, а он забирает из продуктов энергию. Раз Домовой – это добрый Духъ, а основа юджизма у нас что? Энергия. Он и потребляет энергию т.к. выполняя работу по дому, он же тратит энергию, а из этой пищи он её восполняет. То же самое вы делаете, когда приходите на могилу, на погост – вы отставляете продукты. Но это же, абсолютно не означает, что ночью, когда вы будете спать, ваши родственники умершие выйдут из могил, и начнут ваши блины, плюшки, булочки поедать. Нет. Они оттуда забирают энергию. Поэтому блинчики могут дня три лежать на тарелке и быть при этом хорошими, колбаска день, два. А если ты это положил Домовому, то буквально через пару часов, колбаса выгнется, подсохнув и обветрившись.
Самой высокоэнергетической пищей считается молоко, сливки, сметана. Поэтому это всегда ставили Домовому. Если добавляли к этому блинчики или ещё что-то, то ставили ещё одну чашечку, чтоб еда не смешалась.
Считается, что Домовой живёет под печкой, или за печкой, но это неверное выражение т.к. заметьте, русская печь (рис. 37) - труба, на верху спали, печурки, куда ставили посуду, чтоб высохла, в центре – огонь, а под ним – подпечье. Т.е. отличие русской печи от современной печи в том, что в современную печь закладываются дрова и разогревается чугунная плита, на которой готовят, а в русской печке вкруг дрова зажигались, и посредине на пустое место, как бы вкруг огня помещали ухватом чугунок. Поэтому не снизу нагревалось, вода, чтоб выкипать, она нагревалась как бы со всех сторон сразу, и форма чугунка как раз была для этого удобной. И продукты при этом не варились, а томились. И вот эти вот ароматы они привлекали Домового, поэтому его любимое место было – под печкой. И там всегда вешали шторочки, чтобы, когда днём хозяйничают, его, как бы, не беспокоить.
В русской печи не только готовили, но и её протапливали, угли убирали, залазили в печку и там парились и мылись. А также веничек туда ставили берёзовый, чтобы и Домовой мог туда залезть, попариться, помыться.
Но в современных квартирах, где нет русских печей, Домовой любит на кухне, говорят, за холодильником, под - или за плитой, либо в платенном шкафу.
Кроме того, на кровати накладывали кучу подушек, и покрывало было до самого пола. Потому, что под кроватью своего любимчика тоже мог поселиться Домовой. Покрывалом скрывали, чтобы туда кто ненароком не заглянул.
Но в то же время следили за тем, чтобы Домовой не заигрывался: Домовой очень любит детей. Он может выбрать себе одного из детей и начинает ухаживать за ним. Если родители на ночь ребенку волосы в косу не заплели, то Домовой может такие ему космы заплести, что не распутаешь – как умеет, так и заплетает.
Христианская церковь запугивала людей, у людей появлялись различные фобии относительно Домового, и поп приходит освятить жилье, зальет всё своей водой, и кадилом накадит, а Домовой как занимался своим делом, так и занимается, начхать он хотел на этих попов. И тогда попы, а они же берут за это деньги, говорят: Ну, видать, ты грешен сильно, у тебя дьявол поселился или бес с бесенятами. Кайся, молись, больше денег плати в церковь.
Однажды во время моей лекции мне пришла записка от женщины: Помогите, меня душит Домовой. Я объяснил ей, как подружиться с Домовым. Через некоторое время она опять ко мне: Помогите!!! Что, опять душит? – Нет, обнимает и целует. На наших женщин не угодишь.
Параллель – помните, двойственное число? Единственное, множественное разбирали? ПАРА – это половина чего-то, две половинки соединили – получили целое чего-то. Женщины – параллельные миры.