Человек не может участвовать в общественной жизни основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение так же накладывает отпечаток включённость в общественную жизнь. Она выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, класс, студенческая группа), каждая из которых имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.
Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включённостью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то, что индивид должен разделять определённый минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой.
В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы – от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. (Пример: каждый член производственной бригады должен придерживаться определённых норм поведения, не только на производстве, но и после работы. И если неподчинение бригадиру может повлечь за собой резкие замечания со стороны рабочих, то пьянство и прогулы часто заканчиваются его бойкотом и исключением, так как они наносят моральный и материальный ущерб каждому из членов бригады. В данном случае социальный контроль закачивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему нормы).
Эффективность и своевременность применения социального контроля не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление (его степень и вид) на индивида, нарушающего нормы, во много зависит от многих факторов, и прежде всего:
· от статуса индивида.
(Пример: личность с высоким статусом в первичной группы (лидер группы) имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это он получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, что бы не потерять статус лидера, он не должен быть идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За ней он начинает испытывать действия группового социального контроля со стороны основных членов группы и его лидерское влияние заканчивается).
· от характеристики первичной группы.
Если её сплочённость высока, высокой становиться и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (приверженным групповым ценностям), сильнее чем членов разобщённой группы. (Пример: группе проводящей вместе лишь свободное время, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, осуществляющей регулярные совместные действия (в бригаде или семье).
Социальный контроль через принуждение.
Многие примитивные или традиционные общества, успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы, то есть через неформальный групповой контроль первичной группы. В таких обществах формальные наказания или законы не обязательны. Но в больших и сложных обществах, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными.
В случае, если индивид может затеряться в толпе – неформальный контроль становиться неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле. (Пример: в племенном клане численностью 20-30 особей может действовать система неформального контроля за распределением пищи. Каждый берёт пищи сколько ему необходимо и вносит в общий фонд столько пищи сколько может. То же наблюдалось в небольших крестьянских общинах России. Но в деревне с несколькими сотнями жителей, такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счёт поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения Леность и жадность отдельных индивидов делает такую систему распределения невозможной).
Таким образом при высокой численности населения и сложной культуре начинает применяться: