Культура Казахстана в XVIII-XIX вв.
Ш. Уалиханов
1. Выдающийся казахский ученый-демократ, просветитель ХIX века: Ч. Валиханов
2. Годы жизни казахского ученого, общественного деятеля Ш.Уалиханова: 1835-1865 гг.
3. Ш.Уалиханов родился в: Крепости Кусмурун.
4. Имя, данное при рождении Шокану Уалиханову: Мухаммед-Канапия.
5. 12-летний Шокан Уалиханов в 1847 г. поступил учиться в: Сибирский кадетский корпус
6. Ш.Уалиханов учился в: О мском кадетском корпусе.
7.Лучшее учебное заведение Сибири – Сибирский кадетский корпус, где учился Шокан Уалиханов, находилось в городе: Омск
8. Годы учёбы Шокана Уалиханова в Сибирском кадетском корпусе: 1847-1853
9. В 1853 г. 18-летний Ш.Уалиханов закончил кадетский корпус в г.Омске в звании офицера русской армии: Корнет
10. В 1850 году Шокан Уалиханов осуществил съемку бассейна: Иссык-Куля.
11. Ч. Валиханов записал, и тем самым сохранил для киргизского народа эпический цикл: Манас.
12. Во сколько лет Ч. Валиханов стал действительным членом Русского географического общества? 22
13. В 1858-1859 гг. Ш.Уалиханов совершил свою знаменитую поездку в: Кашгар.
14. Всемирную известность Ш.Уалиханову принес(ли): Труд об итогах путешествия в Кашгарию
15. Фундаментальный научный труд, принесший молодому ученому Шокану Уалиханову всемирную известность: «О состоянии Алтышара...» (Записки о Кашгарии).
16. О жизни народов Восточного Туркестана писал Шокан Уалиханов в работе: «О состоянии Алтышара…»
17. Какой труд Ч. Валиханову принес всемирную известность? О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)»
18. Перу Шокана Уалиханова принадлежит работа: «Киргизское (казахское) родословие»
19. Шокан Уалиханов писал: «Джунгары, волжские калмыки, яицкие казахи, и башкиры с разных сторон, громили казахов, угоняли скот, уводили в плен целыми семействами...» о периоде: Начала XVIII века
20. Годы пребывания Ш.Уалиханова в Петербурге: 1859-1861 гг.
21. Казахский ученый, проживавший в Верном в 60-х годах XIX века: Ш.Уалиханов.
22. В крепости Верный Ш. Уалиханов проживал в: 60-е гг. XIX в.
23. В 1864 г. Ч. Валиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Черняева при захвате крепости: Аулиэ-Ата
24. В знак протеста против жестокостей М. Черняева, его отряд покинул: Ш. Уалиханов
25. Последний труд Шокана Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи публикуется: В 1865 году.
26. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы XIX века, предлагал: п ерестроить управление Казахстана на началах народного самоуправления.
27. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением: Восточных средневековых хроник
28. Автор труда «Следы шаманства у киргизов»: Ш.Уалиханов
29. За огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии, заслужил мировое признание казахский ученый второй половины XIX века: Шокан Уалиханов
30. Чокан Валиханов называл «двумя родными ордами»: ногаев и казахов
Литература. Музыка
1. Наиболее распространенным жанром устной народной литературы были: сказки
2. Назовите жанр произведений «Ер Сайын», «Ер Едиге», Сказание об Алпамысе: Эпос
3. Знаменитая поэма о любви, исполнявшаяся акынами-импровизаторами XVIII века: «Козы Корпеш – Баян Сулу»
4. Политическую историю казахской государственности XVIII в. воссоздает поэтическое наследие: Бухар жырау
5. Бухар-жырау был сыном: батыра Калкамана
6. Содержание многочисленного поэтического наследия выдающегося литератора XVIII в. Бухар-жырау, в основном: историко-философские
7. Какой казахский поэт-жырау воспевал в ХVIII веке Аблай-хана? Бухар
8. Серьезным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта XVIII в.
Татикара
9. Аблай, Богенбай и другие яркие личности XVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта: Татикара
10. Знаменитый жырау XVIII века, воспевавший подвиги казахских батыров в борьбе с джунгарами: Умбетей
10.1 Постоянный участник поэтических состязаний XVIII века, бичевал неприглядные стороны своих современников: Умбетей
11. Гений-мыслитель, композитор, великий казахский поэт, основоположник казахской классической письменной литературы: А. Кунанбаев
12. Годы жизни Абая Кунанбаева: 1845-1904 гг.
13. Имя, данное Абаю Кунанбайулы при рождении: Ибрагим
14. Абай получил образование в: Медресе «Ахмета Ризы
15. Кунанбай забирает Абая, не дав ему закончить образование, так как: Желал привлечь к управлению народом
16. Заслуга Абая в развитии казахской литературы состоит в том, что он был: Основоположником письменной казахской литературы
17. Кто является автором художественно-философского произведения «Гаклия»? А. Кунанбаев
18. Произведение художественно-философской прозы Абая: «Гаклия» («Слова назидания»).
19. Кто автор стихотворных строк: «Я презрел познанье, юноша пустой, Видел пользу в нем, но шел стезей другой»? А.Кунанбаев
20. Найдите песню Абая: «Козымнын карасы».
21. По предложению политических ссыльных в 1884 г. членом областного статистического комитета был избран: А.Кунанбаев
22. Автор «Заметок о происхождении родов Средней киргизской орды» опубликованный в издании статистического комитета в 1900 г: А. Кунанбайулы
23. Имя Абая было присвоено первому институту: педагогическому
24. Сын Абая Абдрахман окончил: Михайловское артилерийское училище г.Петербурге
25. В начале XX века в Казахстане развивается книгоиздательское дело, в 1909 г. впервые вышли избранные произведения великого мыслителя: А.Кунанбаева
26. Наиболее талантливым учеником Абая был: Ш.Кудайбердиев.
27. Известный писатель, член Русского географического общества: Ш.Кудайбердиев.
28. Талантливый ученик Абая, автор произведения «Летопись турецких, киргизских, казахских ханов»: Ш. Кудайбердиев.
29. Автор труда «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов»: Ш.Кудайбердиев
30. Автор поэмы «Калкаман-Мамыр»: Ш.Кудайбердиев.
31. Широко известная поэма Шакарима Кудайбердиева: «Калкаман-Мамыр».
32. Книги представителей национально-демократической культуры Казахстана Ш. Кудайбердиева и А. Байтурсынова впервые были изданы: После революции 1905-1907 годов.
33. Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры были изданы: После революции 1905-1907 гг.
34. Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры М. Дулатова, Ш. Кудайбердиева впервые были изданы в: начале XX века.
35. В начале ХХ века в Казахстане развивается книгоиздательское дело, в 1909 году впервые вышли избранные произведения великого мыслителя: А. Кунанбаева
36. Книгоиздание в Казахстане получило заметное развитие в: начале ХХ века
37. 1900-1917 гг. книг на казахском языке было издано: 400
38. Поэт начала ХХ века, пропогандист народных сказаний – дастанов и героических преданий о народных батырах: Н. Байганин
39. На становление композиторского таланта выдающегося композитора Биржана Кожагулулы оказала встреча с: Абаем.
40. Какое событие 1-ой половины XIX века повлияло на формирование взглядов Даулеткерея Шыгайулы? Восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде
41. Самый популярный поэт Семиречья ХIXв. среди воспитанников которого был Жамбыл: Суинбай.
42. Ученик и последователь Суинбая, поэт: Жамбыл.
43. На становление творчества Дулата Бабатайулы (1802-1871) большое влияние оказали: Поэзия жырау, эпические дастаны, творчество биев.
44. В 1880 г. был опубликован поэтический сборник Дулата Бабатайулы. Он называется: «Осиет-нама».
45. Композитор, поэт-публицист второй половины XIX в.: Жаяу Муса.
46. Поэт Жаяу Муса оставил после себя около: 70 песен
47. По обвинению сыновей старшего султана Баянаульского дивана Шормана, Жаяу Муса был выслан в Тобольск: В 1860 году.
48. Огромный эпический цикл «Сорок ногайлинских батыров» сохранил и передал последующему поколению: Абыл
49. Автор сборника произведений «Маса» (Комар), изданного в 1911 г. в Оренбурге: А.Байтурсынов.
50. Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова: «Маса»
51. Назовите известное произведение Исы Байзакова: «Куралай сулу».
52. Труд М.Дулатова с антиправительственной критикой, конфискованный царскими властями: «Оян, казак»
53. Мыржакып Дулатов является автором сборника: «Терме»
54. Алихан Букейханов принял участие в сборе материалов и написании работы: «Материалы по киргизскому землепользованию»
55. В первой половине XIX в. из народных композиторов-песенников выделялся своим творчеством: Сегиз серы.
56. Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки второй половины XIX века: Курмангазы Сагырбайулы.
57. Курмангазы родился в: Букеевской Орде.
58. Руководителю восстания 1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы Курмангазы посвятил свой первый кюй: «Кишкентай».
59. Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836-1838 гг.: Исатаю Тайманулы
60. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи слышатся в кюе Курмангазы: «Сары арка».
61. Автор знаменитых кюев «Адай», «Сарыарка», «Балбыраун»: Курмангазы
61.1 Курмангазы автор инструментальных сочинений традиционной формы: кюев
62. Великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке, чингизид? Даулеткерей
63. Годы жизни кюйши-композитора Даулеткерея Шыгайулы: 1820-1887 гг.
64. Кюйши XIX века, основоположник домбровой музыки стиля шертпе: Таттимбет Казангапулы.
65. Выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников классической домбровой музыки казахского народа ХIX века: Таттимбет
66. Композитор, сыбызгист XIX века: Сармалай.
67. Кюйши-композитор, кобызист второй половины XIX в.: Ыкылас Дукенулы.
68. Кобызист-кюйши, живший в 1843-1916 гг.: Ыкылас Дукенулы
69. Автор песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер»: Акан серы.
70. Хан Младшего жуза, композитор, автор кюя «Шалкыма»: Жанторе.
71. Кюй, созданный ханом Жанторе: «Шалкыма».
72. Композитор, автор кюя «Конил ашар»: Д. Нурпеисова
73. В айтысе со знаменитым поэтом Орынбаем участвовал: Жанак
И. Алтынсарин. Образование.
1. Выдающийся казахский просветитель, общественный деятель, педагог-новатор: Ы. Алтынсарин
2. Ыбрай Алтынсарин основное воспитание получает: У деда Балгожи
3. В 1857 г. Ыбырай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с: Золотой медалью
4. В 1879 году Ыбрай Алтынсарин был назначен инспектором школ в: Тургайскую область
5. Ы.Алтынсарин в 1879 году был назначен на должность: Инспектора школ Тургайской области.
6. Являясь основоположником женского образования, Ыбрай Алтынсарин открыл школу-интернат для казахских девочек в городе: Ыргызе
7. Достижением Ыбырая Алтынсарыулы в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе для казахских девочек: Школы-интернат
8. В пользование селськохозяйственной школы Тургая свои земли по завещанию оставил: И. Алтынсарин
9. Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизскя хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в: русско-казахских школах
10. На стихотворение Алтынсарина «Кел, балалар, окылык» музыку сочинил: Жаяу Муса
11. Абай Кунанбайулы и Ыбырай Алтынсарыулы подвергли критике отрицательные для Казахстана последствия реформы: 1867-1868 гг.
12. Азиатская школа, готовившая переводчиков и писарей из числа имущих слоев коренного населения была открыта: В 1789 году.
13. Для подготовки переводчиков и чиновников из коренного населения в 1789 г. была открыта: «Азиатская школа»
14. Для какой цели была открыта в конце ХVIII века «Азиатская школа»? для подготовки переводчиков (толмачей) и писарей из числа имущих слоев коренного населения
15. Азиатская школа готовила: Переводчиков.
16. Какую главную цель преследовало открытие в первой половине ХIX века в Казахстане русско-казахских школ? подготовка кадров колониальной администрации из среды коренного населения
17. В первой половине XIX в. открытие в Казахстане русско-казахских школ, училищ, преследовало основную цель: Подготовить чиновников низшего звена из коренного населения
18. Открытое в 1813 году в Омске военное училище готовило: Чиновников для правящей администрации
19. Сибирский кадетский корпус был расположен в городе: Омск.
20. Неплюевский кадетский корпус в 1844 году был открыт в городе: Оренбурге.
21. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, который демонстрировал историю края и быт населения, открыт в 1831 г., в городе: Оренбурге
22. Открытый в 1831 г. музей при Неплюевском кадетском корпусе в г.Оренбурге демонстрировал: Историю этого края и быт населения
23. Школу с обучением на русском и татарском языках в Букеевской Орде 1841 году организовал: Хан Жангир.
24. В 1841 году открыли первую школу с преподаванием на русском и татарском языках в: в Букеевской Орде
25. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в: Мектебах и медресе.
26. Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от: уездного правления
27. В конце XIX века при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего на: преподавание русского языка
28. В конце XIX в. мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями: Военных губернаторов
29. Правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесла изменения в деятельности: Религиозных школ.
30. Преподавание русского языка в мектебах при мечетях в Казахстане было признано обязательным в марте: 1870 г.
31. В 1883 году была открыта первая казахская учительская школа в городе: Орск.
32. Проявлением административного давления и ограничения исламских школ в XIX веке является документ: «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России».
33. Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» 1867 г., принятые: Оренбургским губернатором (Крыжановским)
34. В конце XIX века правительство видело рассадников «пантюркизма и панисламизма» в преподавательском составе: мектебов и медресе
35. В конце XIX века от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на: Просвещение
36. Закон о развитии просвещения, положивший начало открытию русско-казахских школ был принят: 1906 г.
37. Закон о развитии просвещения, принятый правительством в 1906 году, положил начало: открытию смешанных русско-казахских школ
38. Закон о развитии просвещения, принятый правительством в 1906 году создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане: конфессиональных учебных заведений
39. Государственные учреждения, сыгравшие большую роль в исследовании Казахского края в конце XIX - начале XX вв.: Областные статистические комитеты
40. В сборе и систематизации материалов общественно-политической, экономической жизни казахского народа, весомой была роль созданных в 80-х гг. XIX века: областных статистических комитетов
41. Когда была проведена Первая всеобщая перепись Российской империи? 1897 г.
42. В 1883 г. в Казахстане была открыта первая общественная библиотека в: Семипалатинске.
43. В 1883 г. в Казахстане была открыта первая общественная библиотека в: Семипалатинске
44. В 90-х гг. XIX века в областных городах Казахстана отрылись несколько публичных библиотек по инициативе: Ссыльных революционеров
45. В начале ХХ века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали содействие отделы Русского: географического общества
46. Процесс формирования национальной казахской интеллигенции: на рубеже 60-70-х гг.