Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурологическая парадигма




На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В свое время С.И. Гессен выделял образованность в качестве ценностно-целевого объекта культуры.

В настоящеевремя к культурной сфере относят достигнутый обществом
уровень развитияобразования, науки, искусства, государственности и нравственности. Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальныхисследований, что способствует развитию культурологической образовательнойпарадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные цен­ности и культурно-ориентированного образования:

• человеккак субъект культуры, собственной жизни и индивидуального раз­вития;

• образованиекак культурно развивающая среда;

• творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека
в культурно-образовательном пространстве.

 

Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированногообразования. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

· главнымпринципом реформирования образования в современных услови­ях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогиче­ской;

· образование — это духовный облик человека, который складывается в про­цессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;

· объектом и целью образования является человек культуры;

· необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы инормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

· осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания, осуществление гумани­стических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой само­реализации в современной социокультурной ситуации;

· творчество — основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предпо­лагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

· образование должно наполняться культурным, человеческим смыслом;

· культурологический подход является основным методом проектирования личностно-ориентированного образования, компонентами которого высту­пают: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному само­развитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культу­рой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личный смысл, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному простран­ству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.

В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к сотрудничеству с дру­гими людьми и другими культурами.

Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, «питается» ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека.

 

При этом об­разование выполняет следующие культурные функции:

• гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телес­ного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовно­сти, нравственности);

• культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);

• социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта).


Проведенный анализ взаимосвязи культуры и образования позволяет сделать следующие выводы:

1. Культура и образование взаимообусловлены.

Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть куль­туры способствует ее сохранению и развитию. Связующим звеном меж­ду культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования(схема 3).

Схема 3

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1048 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2324 - | 2130 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.