Неру удалось провести ряд важных внутриполитических акций, направленных на дальнейшее развитие в стране основ буржуазной демократии. Становление современного буржуазного общества в Индии происходит в эпоху общего мирового движения к социализму, в программе построения «общества социалистического образца». По инициативе Неру на съезде Конгресса в Авади1955 г. такая формулировка была внесена в официальную программу Конгресса. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие государственного сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований[55].
Концепция «общества социалистического образца» включала в себя смешанную экономику при приоритете госсектора, демократическое единство сильного центра и наделенных широкими правами регионов, плановость народного хозяйства. пятилетки с 1951г., плюрализм общественной мысли.
Развитие народного хозяйства независимой Индии на путях государственного капитализма, проведение ряда экономических мер, направленных на ограничение позиций иностранною капитала и постепенное преобразование строя докапиталистических отношений в земледелии— все это заложило основы экономической независимости страны.
Среди основных внутриполитических мероприятий было осуществление реформы административно-территориального деления Индии, направленной на смягчение остроты национального вопроса.
Нелегкой задачей была перестройка экономики каждой из частей прежде единого организма: к Пакистану отошли богатые сельскохозяйственные районы, дававшие 40% хлопка и 85% джута для текстильных предприятий Индии.
В Индии сразу же ощутилась нехватка сырья в текстильной промышленности и продовольствия. Вооруженные конфликты между Индией и Пакистаном нанесли удары по сложившимся еще в колониальный период межрайонным хозяйственным связям. Перед Индией встала задача создания собственной хлопковой и джутовой базы, а перед Пакистаном – текстильной. Нормализация торговых отношений затруднялась нерешенностью других экономических вопросов, как урегулирование имущества беженцев, взаимных финансовых претензий, раздела валютных резервов. Разорванными оказались единая ирригационная система и транспортная сеть. В условиях сокращения снабжения текстильной промышленности сырьем, узости рынка сбыта, фабрики закрывались или переходили на неполную рабочую неделю, а также страдало мелкое ручное производство[56].
К осени 1949г. объем производства в основных отраслях промышленности составлял лишь 60-70% уровня.
60% паровозного и вагонного парка нуждалось в замене, а сокращение производства обостряло проблему занятости. Нехватка промышленных товаров широкого потребления сочетались с продовольственным дефицитом. На экономическом фронте занимал иностранный капитал, в основном английский. Под иностранным контролем находилось 97% всех капиталовложений в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности, 90% - резиновой, 90% - в узколинейных железных дорогах и спичечном производстве, 89% - джутовой промышленности, 85% - в чайно-плантационном хозяйстве и 73% - в горнодобывающей промышленности. Иностранные монополии получали ежегодно в среднем 1,5 млрд. долл. Прибыли на вложенный капитал.
Постепенно были расширены посевы под джутом и хлопчатником, начались новые ирригационные работы. Для освоения целинных земель в 1947г. была создана государственная тракторная организация, но с наименьшим успехом была проведена кампания по увеличению производства продовольствия, дефицит которого не уменьшался. В 1947-1950 годах Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна. Несмотря на принятые меры, душевое потребление основных продовольственных товаровпродолжало сокращаться. В 1948 г. в городах было введено рационирование важнейших продовольственных товаров.
Разгул спекуляции продовольствием сказался на бюджетах семей рабочих, ремесленников, мелких и средних прослоек предпринимателей. Но в то же время, путем спекулятивных сделок усилился процесс первоначального накопления. Стабилизация экономического положения к 1949г. стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых отраслях тяжелой промышленности, с оживлением гражданского и промышленного строительства. Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем значительного увеличения ввоза капитального оборудования.
Импорт машин в первые годы независимости в большей степени покрывался средствами стерлинговых авуаров Индии, составлявших в 1947г. общую сумму 15 млрд. рупий. 5 млрд. рупий списывались на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам, а остальные 10 млрд. рупий – обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования, которое шло на модернизацию и расширение промышленных мощностей Индии. Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние английских монополий на ход экономического развития страны, но не предотвратило проникновения в Индию конкурирующих монополий, а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии[57].
Индийская буржуазия, слабая в финансовом и техническом отношении, создавала новые отрасли производства на базе соглашений с иностранным капиталом в форме смешанных компаний. За первые три года независимости было создано 88 смешанных компаний – в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и других производствах[58].
Правительство стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы для ограничения деятельности иностранного капитала. Для финансирования промышленного строительства в 1948г. была создана государственная промышленно-финансовая корпорация с капиталом 100 млн. рупий.
Первой серьезной реформой была аграрная. Суть ее сводилась к ликвидации слоя посредников-заминдаров и к передаче земли крестьянам-землевладельцам. При поддержке государства шло развитие кооперации, призванной уменьшить в стране влияние ростовщиков[59].
Основой государственного капиталистического сектора экономики стали предприятия, принадлежавшие до независимости английский властям, железные дороги, порты, часть авиалиний, средства связи, крупные ирригационные сооружения, электростанции, военные заводы. Все остальные предприятия, по капитальным фондам примерно равные госсектору, оставались под контролем частых компаний.
Стремясь обеспечить целенаправленное строительство, правительство Неру приступило к программированию пятилетних планов развития. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.
При утверждении второго плана (1956-1961гг.) было приятно решение о том, что национализированные отрасли экономики должны оставаться у государства, а в металлургии, химии, станкостроении, автомобильном и морском транспорте доля государственных предприятий подлежало увеличению.
При Дж.Неру были осуществлены три пятилетних плана (с 1951 по 1966 г.г.), что коснулось предприятий оборонной промышленности, черной металлургии, тяжелого машиностроения и добычи полезных ископаемых. В аграрном секторе гарантировалась защита прав землепользователей.[60]
Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.
В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.
Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы. Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества.
И. Ганди начала свою деятельность на посту премьер-министра в то время, когда Индии удалось уже утвердиться в качестве независимой страны, решить ряд крупных проблем индустриализации. [61]
К середине 1960-х годов рост промышленного производства составлял 7,8% ежегодно. Произошли заметные изменения в аграрной сфере. Главным результатом аграрных реформ стало укрепление предпринимательской верхушки крестьянства, переход к капиталистическим методам хозяйствования. С 1951 г. по 1964 г. объем продукции сельского хозяйства вырос на 40%. За этот же период внутренний национальный продукт увеличился на 60%[62].
В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия.
Вместе с тем в сельском хозяйстве (в нем занято около 80% населения страны) более 20% хозяйств не имели земли, 40% хозяйств с участками до одного гектара занимали всего 7% обрабатываемой площади. В то же время в 6% помещичьих и зажиточных хозяйств было сосредоточено 43% земли[63]. Рост цен, высокая инфляция, массовая безработица при ежегодном приросте населения около 2,5% нивелировали определенные достижения в промышленности и сельском хозяйстве. Более того, экономическое положение большей части населения оставалось очень тяжелым.
С 1960 по 1980 гг. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.
После раскола правительство во главе с И. Ганди провело национализацию 14 крупнейших банков, осуществило ряд других мер, намеченных в программе «Десять пунктов». Это также нашло свое отражение в четвертом пятилетнем плане (1969/70–1973/74). В этой связи И. Ганди подчеркивала значение государственного сектора, который должен был обеспечить необходимые инвестиции в металлургию, энергетику, машиностроение, нефтехимию.
Национализация важнейших отраслей индийской экономики сыграла свою роль в их укреплении, что благотворно сказалось на экономическом росте в целом. Национализация банков сопровождалась созданием их филиалов по всей стране, привела к существенному увеличению банковских депозитов, накоплению средств, особенно в сельских районах.
Под контроль государства перешло около 100 текстильных фабрик, владельцы которых угрожали их закрытием, ссылаясь на убыточность. В качестве компромисса между государством и предпринимателями возникла идея создания совместного сектора в экономике. Речь шла об использовании финансовых возможностей государства для контроля за деятельностью монополий через покупку их акций.
Правительство смогло провести 26-ю поправку к конституции, на основании которой правители бывших княжеств были лишены привилегий раз и навсегда. Затем оно вплотную занялось разработкой программы ликвидации бедности как инструмента обеспечения социальной справедливости и экономического роста. Эта программа нашла свое выражение в пятом пятилетнем плане Индии (1974/75–1978/79), который был новым словом в осуществлении индийских реформ. Его главной идеей была борьба с бедностью, т.е. интегрировать процесс производства и распределения таким образом, чтобы потребление бедноты увеличивалось в процессе ее участия в производстве, в сельском хозяйстве. Для решения этой задачи руководству страны было представлено два варианта развития. Первый предусматривал ежегодный рост ВВП на 6,5%, при сохранении уровня потребления высших 30% населения с учетом получения внешних инвестиций и удлинения срока выполнения поставленной задачи. Второй вариант предполагал ежегодный рост ВВП на 5,5%, при некотором снижении потребления 30% высших групп. Предпочтение было отдано второму варианту, так как он обеспечивал более быструю ликвидацию бедности. [64]
Планом предусматривался существенный рост сельскохозяйственного производства, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, внедрение программ гарантированной занятости населения в сельской местности, развитие трудоемких малых производств в городах. Все это должно было сопровождаться улучшением образования, здравоохранения и продовольственного снабжения.
Положительные сдвиги произошли в развитии системы просвещения, здравоохранения, науки. Число студентов в высших учебных заведениях выросло в пять раз. Общее повышение уровня жизни сопровождалось ростом продолжительности жизни с 32 лет в 1951 г. до 50 лет в 1971 г.
22 сентября 1971 г. постановлением правительства И. Ганди был впервые учрежден Комитет по положению женщин. Он должен был провести работу по исследованию изменений в положении женщин в ходе социально-экономического и политического развития страны после достижения независимости и определить основные задачи по улучшению их положения. В соответствии с конституцией Индии, женщинам гарантировалось полное равенство с мужчинами, они участвовали в работе парламента, самый высокий пост в стране занимала женщина.
В работе Комитета приняли участие видные индийские ученые, общественные деятели, представители политических партий, профсоюзов и женских организаций. Было проведено 75 исследований положения женщин по разным проблемам: законодательства, занятости, образования, здравоохранения и т.п. Был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 5603 человека, из них 75% женщин – представительниц различных социальных слоев города и деревни во всех штатах страны.
В 1951 г. на 1000 мужчин приходилось 946 женщин, в 1971 г. – 931. В отличие от большинства стран мира продолжительность жизни индийских женщин была меньше, чем у мужчин. Уровень грамотности женщин составил всего 22% (у мужчин 46%). За этими цифрами скрывалось неблагополучное положение женщин в семье и обществе.
По всем социально-экономическим показателям женщины серьезно отставали от мужчин. Особенно тяжелым было положение сельских женщин, т.к. большинство трудящихся женщин были сельскохозяйственными работниками, среди безземельных семей работниц было больше – 78%. Как правило, они выполняли наиболее вредные для здоровья виды работ, в том числе посадку риса, когда женщины стоят по щиколотку в воде. Традиционной обязанностью женщин оставалась доставка воды, обеспечение семьи топливом, в том числе приготовление кизяка из коровьего навоза и, конечно, приготовление пищи на примитивных печках. Женщины должны были ухаживать за многочисленными детьми и стариками[65].
С 1961 г. по 1971 г. доля участия женщин в промышленности сократилась с 31,5 до 17,4%, так как по мере модернизации производства были упразднены многие виды неквалифицированного труда, которые раньше выполнялись женщинами. И если доля занятых женщин в целом по стране за этот же период возросла с 23 до 28%, то это произошло в основном за счет увеличения числа женщин – сельскохозяйственных работниц. Некоторые меры государства, направленные на улучшение положения женщин, объективно вели к снижению их трудовой активности. Так, принятие законов по защите трудящихся женщин: выдача пособий по беременности и родам, обязательное открытие детских садов на производстве, где занято более 50 женщин, и т.п. сопровождалось их увольнением с работы.
Показателем ухудшения положения женщин из крестьянских каст стало внедрение многих обычаев:соблюдение правил затворничества, детских браков, запрет на повторное замужество вдовы и пр., а практика выдачи приданого при замужестве дочери, ранее имевшая распространение только среди высших каст, со временем охватила практически все общество, даже те касты и племена, которые обычно брали выкуп при выдаче дочери замуж.
За первые 15 лет независимости социальные реформы коснулись женщин лишь из городских зажиточных высококастовых семей. Они имели возможность давать своим дочерям профессиональное образование. Именно в их среде появилось заметное число женщин – врачей, преподавателей вузов, ученых и политиков[66].
Заметно возросла грамотность среди женщин – с 6% в 1947 г. до 22% в 1971 г. Но даже эти скромные средние данные не относились ко всем частям Индии. В таком штате, как Бихар, в 1971 г. лишь 4% женщин были грамотными[67].
Передовые технологии в городах соседствовали с натуральным хозяйством в деревнях, сочетались с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать, но именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.[68]