Вариант № ХХХ КОЛЛЕКЦИОНЕР БАХРУШИН
Целеустремлённым коллекционером, оставившим огромный след в русской культуре, был Алексей Александрович Бахрушин, создавший исключительный по своей ценности, единственный в России театральный музей.
Худой, высокий, немного сутулящийся, с подслеповатыми глазами, в пенсне, которое постоянно поправлял своей костлявой рукой, говоривший образно, на простом русском языке густым придавленным баском, А.А. Бахрушин был сыном
известного заводчика, крупного московского миллионера. Обучившийся в коммерческом училище, А.А. Бахрушин, несомненно, унаследовал известную скупость и чисто купеческие замашки от отца, державшего его в ежовых рукавицах, почему на первых порах своей самостоятельной жизни он был стеснён в деньгах.
К музейному собирательству он, всегда интересовавшийся театром, подошёл как бы случайно и очень робко. Но появившаяся страсть, при его непреклонной энергии и выдержке, сделала его упорным собирателем. Самообразование помогло ему стать культурным театралом, и он настолько сросся с театром, что «Бахрушин» и
«театр» стали синонимами. Прижимистый, он не жалел денег, когда нужно было купить неизвестный портрет Щепкина или эскиз художника А. Головина. Позднее, в тяжёлый 1920 год, Бахрушин, будучи в Петрограде, отыскал и приволок на своей сутулой спине огромный мешок, где оказались сотни неизвестных писем А. Островского. И сиял, что купил за бесценок...
Музей он устроил в полуподвальном этаже; богатство коллекции скрашивало
неподходящее для музея помещение. Целая эпоха русского театра, преимущественно драматического, была собрана им: портреты в масле, в гравюре, в литографии, в рисунке, фото русских, главным образом московских, театров. Но покупался материал и по иностранному театру. Он собирал портреты деятелей театра, материал по оформлению спектаклей, эскизы русских художников театра.
Балет, русский балет, был предметом постоянных поисков. Покупались туфли,
слепки ступней выдающихся балерин, парики трагиков, щит Орлеанской девы – несравненной Ермоловой, письма – от ХVIII века до наших дней, старые театральные афиши и билеты. В музей был целиком перенесён кабинет Комиссаржевской.
Бахрушин отдал себя, свою энергию, труд и большую долю состояния служению театру. Он собрал богатую библиотеку по истории театра.
Гости разгуливали по залам музея, рассматривая театральную старину.
Бахрушин, если бывал при этом, вынимал из витрины туфли знаменитой балерины 50-х годов девятнадцатого века Асёнковой, причмокивал и говорил: «Вот, нашёл, долго искал», – затем шла родословная редкости, показ постепенно переходил в беседу о том или ином артисте, театре или целой театральной эпохе. Нового посетителя Бахрушин усаживал и открывал перед ним переплетённый в парчу альбом и просил оставить о себе память.
В 1913 году Алексей Александрович передал своё собрание музея Академии наук. Он говорил: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счёл себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу народа». Эти слова Бахрушина подытожили его многолетнюю собирательскую деятельность. Бахрушин был назначен почётным попечителем музея и до конца дней своих оставался его директором.
(439 слов) По И. Бондаренко
Творческое задание
Расскажите, что вы коллекционируете или хотели коллекционировать.
Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?
АЙВАЗОВСКИЙ В ФЕОДОСИИ
Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким, впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря, перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.
По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом просторном костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды. Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью. Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто никогда не видел.
Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства. Здесь и песок, и камни помогают работать. Ни с чем не сравнимое наслаждение творчества!
Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать, что для него жить – значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.
Один лишь положительный момент в утомительной славе – достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий, благоустроил родную
Феодосию, обзавёлся домом-мастерской, она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики. Чтобы можно было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух, пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря н нагретого камня.
Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.
Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным шагом
направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые черепичные крыши, островки изумрудной зелени, серый пористый камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо, кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа, матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником, когда
Феодосия сама просится на кончик кисти.
(442 слова) По Л. Караваевой
Творческое задание
Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ несколько фактов биографии художника.
ЛАНДЫШ
Весёлый месяц май! Солнце с каждым днём всё выше поднимается над лесом, по- хозяйски заглядывает во все уголки, начинает припекать. Между кустов зажелтели крупные ярко-жёлтые бубенцы купальницы. Золотыми пуговками рассыпались среди травы лютики. Но нежнее и лучше всех майских цветов – ландыш! Небольшой и скромный, с удивительным неповторимым ароматом, он привлекает к себе, трогает человеческое сердце больше, чем самые пышные и яркие цветы.
У многих народов ландыш с давних времён – один из самых любимых цветов. Например, в Египте ещё две тысячи лет назад раз водили ландыши в садах. Вместе с розами они цвели там круглый год. В средние века начали «приручать» этот лесной цветок в Европе. Садоводы выводили новые сорта ландыша с розовыми, даже с красными цветками, с листьями в белую или золотистую полоску.
В мае можно отправляться на встречу с ландышем в лес. К этому времени деревья
одеваются в свежую зелень, под ними – лёгкая тень. Её и ищет ландыш. В отличие от подснежников, которые спешат поймать весеннее солнце, он предпочитает прохладу. Пучки остроконечных ландышевых листьев, похожих на настороженные заячьи или оленьи
уши, расселяются под сенью деревьев.
Если побывать на ландышевой поляне ранней весной, можно увидеть интересную картину. Уютная полянка кажется ощетинившейся множеством остроконечных зелёных копий. Потом каждое копьё начинает разворачиваться, превращаться в узкую зелёную воронку. Рядом из одного гнезда вырастает точно такой же второй лист, а иногда и третий.
Так и будут жить они неразлучно до осени. Листья ландыша служат уловителями дождевой воды, которой не так уж много перепадает от разросшихся деревьев. Скупые капли собираются в воронку, а из неё стекают прямо к корням.
Вскоре между зелёными ушками листьев вырастает тонкий гранёный стебелёк с
зеленоватыми бусинками бутонов, почти сидящими на стебельке. Бусинки похожи на капли и, кажется, вот-вот упадут на землю. Но капли-бутончики не падают. Один за другим, снизу вверх, они крупнеют, белеют, превращаются в крохотные, почти круглые колокольчики. Раскрываясь, они склоняются вниз и совсем становятся похожими на колокола.
Недолго длится цветение. Вместо цветков на ландышевых стебельках красными каплями повиснут ягоды – угощение для птиц, переносчиков семян.
Всё растение ландыша ядовито. Но и целебно. Уже целое столетие он используется медициной как лекарство от многих болезней.
В наших лесах немало этих крохотных жителей. Обширны их поселения. Но в лесах,
расположенных неподалёку от городов, с каждым годом хуже живётся ландышам. Как ни обороняются они, беднеют ландышевые поляны. Ландыши рвут в букеты, прихватывая в качестве обвёртки листья, а значит, истощая или губя всё растение. Часто обрывают при этом корневища, от чего может погибнуть целая колония. То же происходит при неумелой, а порой хищнической заготовке ландыша как лекарственного сырья. Если так пойдёт, скоро мы совсем не увидим по весне этих милых цветов, а медицина лишится ценного лечебного средства. Ландыш взывает о спасении.
(436 слов)
Творческое задание
По В. Ветлиной
Выскажите своё мнение по поводу существующих экологических проблем, включив в рассуждение комментарий к словам Ралфа Уолдо Эмерсона: «Природа – вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».
ПОДВИГ МИКЛУХО-МАКЛАЯ
Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский учёный, отважный исследователь северо-восточного берега Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями. Встревоженное этим сообщением русское правительство поручило клиперу «Изумруд», совершавшему кругосветное плавание, выяснить, действительно ли Маклай погиб.
Девятнадцатого декабря моряки «Изумруда» увидали на приближающемся берегу высокие, покрытые облаками горы. Под белым слоем облаков на крутых склонах гор чернел густой лес. Лавируя меж коралловых рифов, клипер медленно и осторожно входил в залив.
Сцена встречи была самая торжественная. Разукрашенные оружием и головными уборами папуасы чинно сидели на своих местах в пироге, а между ними на возвышении помещался худой и обросший Маклай... Во фланелевой рубахе, в гамашах, с кинжалом за поясом, с сумкой через плечо, он был настоящим Робинзоном Крузо. К удивлению и радости русских моряков, явившихся на выручку путешественника, оказалось, что он цел и невредим и не только не нуждается в защите от папуасов, но папуасы уважают и чтут его как своего лучшего друга, слушаются беспрекословно и готовы исполнить малейшее его желание.
Миклухо-Маклай прожил среди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него были с собой и револьвер, и мины, но он не имел нужды пускать оружие в ход. Из его записок мы видим, что папуасы сначала грозили ему смертью, но через несколько месяцев, убедившись в дружелюбии путешественника, сами стали платить ему дружбой. Миклухо-Маклай лечил папуасов от лихорадки и ран, учил их пользоваться стальными орудиями, сажать полезные растения. Он был с ними так правдив, так твёрдо и неуклонно держал своё слово, что у них сложилась поговорка: «Слово Маклая – одно». Папуасы так уважали учёного, что ему достаточно было произнести «войне не бывать», чтобы остановить бессмысленную междоусобную распрю.
В то время среди учёных, изучавших происхождение человеческих племён, шли напряжённые споры. Одни утверждали, что все человеческие племена, все народы произошли от единого корня, от единого ствола, что разный уровень культуры народов зависит не от врождённых свойств, а от пройденного ими исторического пути. Другие учили, будто народы произошли от разных, чуждых друг другу корней и в силу этого неравноценны: «белые» якобы самой природой предназначены для господства, «цветные» – для подчинения.
Папуасы были людьми каменного века: они не знали железа и стекла; они умели поддерживать огонь, но не умели его разводить. Спички казались им чудом. Изучая их жизнь, Миклухо-Маклай изучал раннюю стадию развития человечества. Учёный понимал, что, посещая деревни папуасов, наблюдая, как они возделывают землю, плетут изгороди, охотятся, он как бы совершает путешествие в каменный век. Наука обязана ему ценными сведениями о климате, о животных, о растениях Новой Гвинеи и, главное, о темнокожих её обитателях.
Тщательно собирая коллекции, Маклай не сделался учёным-педантом. Он не только изучал папуасов, – он хотел спасти их от надвигающегося порабощения. Его занимало не только прошлое и настоящее народа, но и будущее. Потому он и был великим учёным.
(449 слов) По Л. Чуковской
Творческое задание
Расскажите о великом учёном, который, как и Миклухо-Маклай, думал о будущем народа.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Достоевский любил всматриваться в лица, фигуры, походку, жесты людей. У него был пытливый взгляд художника. Разговаривая, Фёдор Михайлович обычно пристально смотрел в глаза собеседнику, как будто изучал его.
Писатель был жаден на новых людей, не пропускал случая познакомиться с интересным человеком. Литератор-бедняк, он пригревал иногда возле себя какого- нибудь голодного и бездомного жителя столицы. Одного из них в 1843 году принимал как дорогого гостя и к обеду, и к ужину. Говорил друзьям, что взялся опис ывать быт бедняков и рад случаю ближе познакомиться с «пролетарием столицы».
Достоевского интересовали вопросы социальные и политические, психология людей самых разных слоёв общества, вопросы медицины. При этом Достоевского интересовал не человек вообще, а его современник, тот, кого он встречал в канцеляриях, подвалах, в глухих переулках, на знаменитом Невском проспекте. Интересовала жизнь «униженных и оскорблённых». Недаром так он и назвал один из своих романов. Не видеть живых людей, писать на основе фантазии или только по воспоминаниям он не мог.
Придумывая различные сюжетные варианты, Достоевский углублялся в себя. Извлекались из памяти давние эпизоды, впечатления от случайно мелькнувших лиц, припоминались обрывки фраз, диалогов, яркие словечки. Достоевский забывал о еде, о сне. Он был наедине со своей мыслью, и только его одного окружают те, о ком все узнают завтра. Пока он их хозяин, он им судья. Он уподоблён мифическому богу, который сотворил и заселил мир. Это мир его героев. Он жил в своих образах. Они жили в нём.
Писать Достоевский любил ночью, в совершенном уединении. Прекращал работу под утро. Не изменял этой привычке, даже если приходилось куда-нибудь выезжать. Его племянница вспоминала, как он поселился в Люблине, в небольшой, но очень удобной для работы комнате пустой каменной дачи. Лакей вдруг отказался прислуживать ему и рассказал хозяевам, что Фёдор Михайлович «замышляет кого-то убить», что он всё время ночами ходит по комнатам и сам с собой вслух говорит об этом! Достоевский в это время работал над романом «Преступление и наказание» и, как видно, обдумывал замысел Раскольникова об убийстве старухи-процентщицы.
Нередко, написав несколько глав романа, Достоевский через два-три дня уничтожал написанное и начинал всё заново. Так было с романами «Братья Карамазовы», «Бесы». А роман «Идиот» он перед самой отправкой в редакцию забраковал и начал усиленно сокращать. Не раз говорил, что писатель должен прежде всего уметь вычёркивать, сокращать написанное.
Чрезвычайная требовательность к себе – неотъемлемая черта таланта – заставляла его менять варианты глав, заново переписывать сцены и диалоги.
Сам Достоевский не заботился о сохранении ни черновиков, ни первых вариантов произведений. Он берёг как зеницу ока лишь основной, окончательный вариант рукописи, боясь, как бы он не пропал даже по пути в редакцию. И писатель никогда не посылал дорогую ему рукопись, в которую вложено столько труда, мыслей, вдохновения и «мук слова», ни с посыльным, ни с прислугой – приносил её сам.
(440 слов) По В. Челышеву
Творческое задание
Ф.М. Достоевский «любил всматриваться в лица, в фигуры, походку, жесты людей». Попробуйте и вы описать самого себя: лицо, фигуру, походку, жесты, мимику, характерные
черты и т. д. Оформите свои наблюдения в виде портретной зарисовки.
УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ
Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке: не будьте самовлюблённым болтуном.
Если вам приходится часто публично выступать, – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, – то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут они вас ещё продолжают слушать. Через пятнадцать минут они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешёптываться о своих делах, а когда дойдёт до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, – вы пропали.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то слушателям будет интересно. Интерес не создаётся в аудитории сам, интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления не интересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведёте, в чём вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.
Это «ожидание конца» очень важно, и его можно поддерживать чисто внешними приёмами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах своего выступления: «Я ещё об этом скажу», «Мы ещё к этому вернёмся», «Обратите внимание на...» и т. д.
А уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.
Но как научиться писать? Надо постоянно обращать внимание на свою речь и речь других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники.
Дневники следует вести с юных лет, потом они вам будут просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». (440 слов) По Д. Лихачёву
Творческое задание
Согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва, что «язык человека – это его мировоззрение и его поведение»? Аргументируйте свой ответ, включив в него рассказ о самом ярком
впечатлении этого учебного года.
ПОДВИГ ИВАНА ФЁДОРОВА
Время – лучший судия. Сегодня, из исторического далека, нам особенно отчётливо видны истинные масштабы деяний «друкаря книг, пред тем невиданных». Да он и сам вырастает в гигантскую фигуру, характерную для эпохи Возрождения, и занимает достойное место в ряду других древнерусских деятелей отечественной культуры, литературы и искусства, таких как Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий с сыновьями или автор «Слова о полку Игореве». Иван Фёдоров – мастер на все руки. Он и типограф, и художник, и редактор, и издатель, и учёный, и писатель, и изобретатель, и организатор. Наконец, он и энциклопедист-просветитель. Словом, не только его деяния, но и личность Ивана Фёдорова была исключительная, в чём-то, может быть, таинственная. Всё говорит о том, что он был горячий патриот, храбрый и мужественный человек, подвижник печатного слова, выдающийся деятель отечественной культуры.
Почему мы называем Ивана Фёдорова первопечатником? Ведь анонимные печатные издания были на Москве уже и в 1552-1553 годах. Но то, в общем, если можно так сказать, пробные издания.
«Апостол» и другие книги Ивана Фёдорова выделяются по своему назначению. Это книги-учёные. Они предназначены для индивидуального чтения, для обучения, для справок. Каждому назначению книги Иван Фёдоров ищет соответствующее наиболее удобное и практичное оформление. Все книги имеют художественное оформление в пределах, гармонирующих с назначением.
Знакомясь с «Апостолом» 1564 года, ясно осознаёшь, что Иван Фёдоров и Пётр
Мстиславец заботились не о доходах, не о выгодности способа размножения книг, а не щадя сил, используя огромный опыт русской рукописной книги и некоторых европейских образцовых изданий, стремились создать как бы эталоны книгопечатания.
В этом убеждает и то, что «Апостол» был снабжён превосходно написанным послесловием. Самый факт этого послесловия свидетельствовал о том, что издатели придавали огромное значение своему детищу именно как образцу, модели, эталону для будущих книг. Они продумали всё, чтобы сделать книгу максимально удобной для чтения, для пользования и вместе с тем красивой.
Заботой о читателе пронизана и вся организация текста книги. Отысканию нужных текстов помогает система нумерации страниц, ссылки. Первая печатная книга производит впечатление, будто она явилась результатом многовековой типографской практики, замечательной полиграфической культуры и вся пронизана заботой о читателе. До сих пор исследователи ломают голову над таким феноменом: в первопечатной русской книге нет ни одной типографской погрешности, нет и ни одной опечатки. Это ли не лучшее доказательство высокой филологической образованности и высокой культуры, умственного труда первопечатника?
Вся жизнь Ивана Фёдорова была сопряжена с титаническим трудом, трудом бескорыстным, беззаветным и самоотверженным. Ничто его не останавливало: ни лишения, ни житейские невзгоды, ни технические и творческие трудности. Дело жизни Ивана Фёдорова было подвигом по цели, по своей жертвенности и по достигнутым результатам. Он весь вдохновлён любовью к своему народу. Иван Фёдоров не просто создатель книгопечатания – он великий сеятель славянской культуры, создатель русской и украинской печатной книжности, книжной печатной
культуры.
(441 слово) По Д. Лuхачёву
Творческое задание
Аргументированно ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «книжная печатная культура» и почему «время – лучший судия»?
ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ
Что такое книга? Задумывался ли ты над этим когда-нибудь?! Научное определение понятия «книга» нуждается ещё в уточнении. У неё было немало прообразов в древности.
Самый первый из них – «человек-книга». В очень далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования и предания они хранили не на книжных полках, а в памяти. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому, от старших поколений к младшим.
До появления письменности человек пользовался и другими способами запоминания и передачи информации. Один из них – узелковое письмо. Им владели древние китайцы, персы, индейцы. Для узелкового письма требовалась толстая верёвка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой верёвке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет и т. д.
На смену узелковому письму, которое было трудно читать, пришло письмо в картинках. Нужно было рассказать об охоте – рисовали диких зверей, человеческие
фигурки с копьём, направленные на дичь. Рисунок, высеченный на могильной плите; рассказывал историю человека, погребённого под ней.
Позже на каменных плитах стали появляться надписи – иероглифы – наиболее
древние изобразительно-образные знаки египетского письма. Длинными строчками, как буквы в книге, вырезаны на египетских камнях змеи, совы, ястребы, гуси, львы с птичьими головами, цветы лотоса, руки, головы, люди, сидящие на корточках, люди с поднятыми вверх руками, жуки, пальмовые листья.
Со временем возникло более простое письмо – буквенное, а приблизительно в ХIII веке до н. э. появился первый алфавит, принадлежавший финикийцам.
Путешествуя по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или берёсту, с пергамента на бумагу.
Сначала на бумаге писали только то, что должно было храниться недолго. Книги по-прежнему делались из пергамента. Но со временем дорогой пергамент уступает место дешёвой бумаге. Повсюду возникают школы и университеты. В
большом количестве нужны книги. В античном мире и в средние века книги размножали путём переписывания. Первым способом множественного
репродуцирования книги была ксилография (гравюра на дереве). Первой печатной
книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём в Корее в период с 704 по 751 год. Возникло книгопечатание на Дальнем Востоке в ХI веке.
В Европе книгопечатание начало распространяться в середине ХV века, когда
Иоганн Гутенберг в Германии напечатал 42-строчную Библию – первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати. Иван Фёдоров в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил
первую русскую книгу «Апостол».
Пройдёт время, и стальные великаны, а не маленькие типографские станки будут умножать число книг с невиданной быстротой. Книга изменится внешне, она
будет оснащаться разными шрифтами, великолепными иллюстрациями, наконец, станет такой, какой мы её знаем сегодня.
(450 слов) По А. Чuрве
Творческое задани
Порассуждайте над проблемой, поставленной автором в тексте: какой будет книга будущего? Какую книгу читали бы с удовольствием вы?
ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек рассчитывает прибрести все элементарные материальные блага,
он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура... Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с
достоинством и получить настоящую радость.
Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты всё-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей· Вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту – главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно.
(448 слов) По Д. Лuхачёву
Напишите подробное изложение.
Как вы понимаете фразу «жизненно необходимая цель»? Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.
ЛЕБЕДЬ-ХРАМ
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей, за ум,
за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей
Сергей Васильев
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луго-среднерусское раздолье, где растут духмяные лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу.
Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь- храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы,
начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных
языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда
замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковёр, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное
видение. Храм плавает в подводной глубине.
Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие
рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча
останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелёными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая
его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни.
Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой,
срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.
(444 слова) По Е. Осетрову
Творческое задание
Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ И ЦАРЬ-ПУШКА
Есть несколько олицетворений Москвы, например, бронзовая четвёрка несущихся коней и правящий ею Аполлон – знаменитая квадрига, украшающая Большой театр, или Останкинская башня. Но, пожалуй, даже более известны такие столичные долгожители, как Царь-колокол и Царь-пушка. Без их изображения не обходится ни один путеводитель по Москве. Кремлёвские ветераны не только свидетели давних событий. У них богатая родословная, с ними связаны имена государственных деятелей, умельцев, воинов и дипломатов.
Царь-пушка водружена на лафет, украшенный львиной головой. Рядом – чугунные ядра неимоверной тяжести. Почему длинноствольное орудие прозвали Царь-пушкой? Есть разные истолкования. В народной речи, в разговоре необыкновенное, заметно выделяющееся – величиной, весом, значением – принято именовать так: царь-рыба, царь-дерево, царь-девица. Неудивительно, что и крупнейшее артиллерийское чудо Древней Руси именовали Царь-пушкой. Историки доказывают, что прозвание пушка получила потому, что на ней, на правой стороне дульной части, изображён царь Фёдор Иоаннович, едущий на коне. Одно не исключает другое.
На орудии имеется надпись, которая гласит: «Делал пушку пушечной литец Ондрий Чохов». Случилось это событие в 1586 году. Андрей Чохов был знаменитым мастером, вызванным в Москву из Мурома на Оке. Андрей Чохов мастер был отменный. Крепость и раньше видела богатырские орудия, но никогда ещё на холме не стояла пушка весом около сорока тонн, длиною почти пять с половиной метров, а диаметр дула составлял почти метр.
Долгое время считали, что Царь-пушка – это своего рода декорация, отлитая для устрашения. Подробное изучение показало, что орудие предназначалось для стрельбы. Стояла Царь-пушка не в Кремле, а в Китай-городе, хотя утверждают, что из орудия не было сделано ни одного выстрела. Ныне пушка покоится на новом станке, и ядра, лежащие возле неё, декоративные.
Немногие знают, что у Царь-пушки есть младший брат – пушка «Царь Ахиллес», отлитая также Андреем Чоховым. Название примечательно: значит, в
Москве издавна знали быстроногого и непобедимого героя, как и других гомеровских
героев Троянской войны. «Ахиллес» немного уступает по размеру и весу Царь-
пушк.
Царь-пушка – знаменитейшее, но не единственное древнее орудие холма над Москвой-рекой. И поныне стоят на Троицкой площади медные «боги войны». Их
ревностно почитали в старину, давая им причудливые наименования.
Царь-колокол не менее знаменит, чем Царь-пушка. Отливал Царь-колокол
Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733-1735
годах. В мире нет колокола, который превосходил бы Царь-колокол по весу.
В 1737 году отлитый колокол-гигант находился в яме, на строительных лесах. Приключился пожар, объявший Кремлёвский холм. Пылающие головни летели в
Москву-реку. В этой огненной суматохе была сделана попытка спасти музыкального титана. Воду лили усердно, раскалённый металл треснул, и выпал кусок двухметровой высоты.
И Царь-пушка и Царь-колокол напоминают нам об умельцах, чьи творения вызывают у нас изумление и восторг.
(434 слова) По Е. Осетрову
Творческое задание
Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа,
фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА
Жила в одном маленьком городке медицинская сестра Александра Деревская. Во время войны в городок из прифронтовых местностей эвакуировались детские дома. Некоторые малыши были тяжело больны и истощены. Александра, увидев их в своей больнице, поняла: им нужен материнский уход. В детском доме, где много детей, они не выживут. Медсестра забирала их к себе домой и выхаживала. А потом они так привязывались к ней, что не было сил с ними расстаться. Одного за другим усыновляла и удочеряла детишек добрая женщина. Когда старшие вырастали и покидали дом, в семье появлялись новые дети. Муж Александры Емельян Деревский понимал чувства жены и не возражал.
Жила семья очень скромно, но дружно. Отец много работал. Дети во всём
помогали матери. Сажали картошку, морковь, огурцы, кормили кур, ухаживали за двумя козами, убирали в доме.
Бывали и очень трудные времена, но семья переносила их спокойно и мужественно.
Однажды зимой мать заметила, что запасы муки и картошки подходят к концу. Она решила идти в деревню, чтобы обменять на продукты своё единственное нарядное платье и подарок матери – кольцо. Старшая девочка отговаривала её. Ведь есть ещё крупы, сушёная морковь, солёные огурцы. Можно продержаться до весны. А сейчас стоят морозы, до деревни идти далеко. Но Александра хотела, чтобы у детей были масло, картофель, капуста. Она оделась потеплее, положила в сумку краюху хлеба и луковицу, взяла санки, мешок и отправилась в путь. Мороз стоял лютый, а тут ещё ветер подул. Дорогу совсем замело. Ветер кидал в лицо хлопья снега, пробирал до костей. Женщина совсем выбилась из сил. С трудом добравшись до деревни, она рухнула без сил прямо посреди деревенской улицы.
Неделю пролежала она без сознания. Добрые люди выходили Александру.
В семье Деревских воспитывались дети разных национальностей. Это не мешало им крепко дружить и считать друг друга братьями и сёстрами. Но однажды в семье появился немецкий мальчик. Звали его Ральф. Его родители погибли, и соседи привели его к Деревским. Дети сторонились мальчика, не брали его в свои игры, называли фашистом. Однажды мать нашла его в кладовке. Он забился в угол и горько плакал. Долго не хотел он ничего говорить, но в конце концов Александре удалось вызвать мальчика на откровенность. Она собрала в большой комнате всех детей. Никогда ещё они не видели свою мать такой разгневанной. Она говорила резко и строго: «Запомните: только расисты делят национальности на хорошие и плохие. Ральф – немец, но он не фашист. Он не виноват, что немецкие фашисты напали на нашу страну. И знайте: кто обидит Ральфа, тот мне не сын, та мне не дочь».
Прошло много лет. Александры и Емельяна Деревских уже нет в живых. Все их
дети выросли, разъехались по разным городам, но в день рождения матери обязательно собирались в городе, который стал для них родным. Сейчас здесь есть интернат имени Александры Деревской.
(444 слова) По И. Кленuцкой
Творческое задание
Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них.
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребёнком забота о нём отца (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до известной степени
«абстрактной», – к появлению ребёнка родители готовились, мечтали о нём).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка
ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе,
о своём селе, городе и стране...
Забота ширится и становится всё более бескорыстной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет
людей, укрепляет память о прошлом и направлена целиком на будущее. Эта конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего, человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувства сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только
людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и так далее). Чувства сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего
полного возрождения и развития
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно.
Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть
вежливым и обходительным... и т.д. и т.п. – всё это просто для человека, но
невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», то есть недобрым. Истинно добрый поступок вне оценок с точки
зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
(447 слов) По Д. Лuхачёву
Творческое задание
Согласны ли вы с точкой зрения автора: «Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто»? Аргументируйте свой ответ. Расскажите о добром поступке.