Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы и свойства класса Array




Программирование с использованием МНОГОМЕРНЫХ массивов

Цель лабораторной работы: освоить использование многомерных, динамических и ступенчатых массивов, изучить свойства компонента dataGridView.

 

3.1. Массивы в С#

Массив задает способ организации данных. Массивом называют упорядоченную совокупность элементов одного типа. Каждый элемент массива имеет индексы, определяющие порядок элементов. Число индексов характеризует размерность массива. В языке C#, как и во многих других языках, индексы задаются целочисленным типом. В других языках, например, в языке Паскаль, индексы могут принадлежать счетному конечному множеству, на котором определены функции, задающие следующий и предыдущий элемент.

К сожалению, не снято ограничение 0-базируемости, означающее, что нижняя граница массивов C# фиксирована и равна нулю. Т.е. индексирование элементов всегда начинается с нуля.

 

Объявление одномерных массивов

Объявление одномерного массива выглядит следующим образом:

<тип>[] <объявители>;

В отличие от языка C++ квадратные скобки приписаны не к имени переменной, а к типу. Они являются неотъемлемой частью определения типа, так что запись T[] следует понимать как тип, задающий одномерный массив с элементами типа T.

Как и в случае объявления простых переменных, каждый объявитель может быть именем или именем с инициализацией. В первом случае речь идет об отложенной инициализации. Нужно понимать, что при объявлении с отложенной инициализацией сам массив не формируется, а создается только ссылка на массив, имеющая неопределенное значение. Поэтому пока массив не будет реально создан и его элементы инициализированы, использовать его в вычислениях нельзя.

Варианты описания массива:

тип[] имя;

тип[] имя = new тип [ размерность ];

тип[] имя = { список_инициализаторов };

тип[] имя = new тип [] { список_инициализаторов };

тип[] имя = new тип [ размерность ] { список_инициализаторов };

Примеры описаний:

int[] a; // 1 элементов нет

int[] b = new int[4]; // 2 элементы равны 0

int[] c = { 61, 2, 5, -9 }; // 3 new подразумевается

int[] d = new int[] { 61, 2, 5, -9 }; // 4 размерность

вычисляется, избыточное описание

int[] e = new int[4] { 61, 2, 5, -9 }; // 5 избыточное описание

Динамические массивы

Во всех вышеприведенных примерах объявлялись статические массивы, поскольку нижняя граница равна нулю по определению, а верхняя всегда задавалась в этих примерах константой. Статические массивы скорее исключение, а на практике в основном используются динамические массивы.

Чисто синтаксически нет существенной разницы в объявлении статических и динамических массивов. Выражение, задающее границу изменения индексов, в динамическом случае содержит переменные. Единственное требование - значения переменных должны быть определены в момент объявления. Это ограничение в C# выполняется, поскольку C# контролирует инициализацию переменных.

Рассмотрим пример, в котором описана работа с динамическим массивом:

static void TestDynAr() {

//объявление динамического массива A1

Console.WriteLine("Введите число элементов массива A1");

int size = int.Parse(Console.ReadLine());

int[] A1 = new int[size];

Arrs.CreateOneDimAr(A1);

Arrs.PrintAr1("A1",A1);

}

Здесь верхняя граница массива определяется пользователем.

 

Многомерные массивы

Очевидно, что одномерные массивы - это частный случай многомерных. Одномерные массивы позволяют задавать такие математические структуры, как векторы, двумерные - матрицы, трехмерные – кубы данных, массивы большей размерности – многомерные кубы данных.

Размерность массива это характеристика типа. Синтаксически размерность массива задается за счет использования запятых. Вот как выглядит объявление многомерного массива в общем случае:

<тип>[, …,] <объявители>;

Число запятых, увеличенное на единицу, и задает размерность массива. Что касается объявителей, то все, что сказано для одномерных массивов, справедливо и для многомерных. Можно лишь отметить, что хотя явная инициализация с использованием многомерных константных массивов возможна, но применяется редко из-за громоздкости такой структуры. Проще инициализацию реализовать программно, но иногда она все же применяется:

int[,]matrix = {

{1,2},

{3,4}

};

Чаще всего в программах используются двумерные массивы. Варианты описания двумерного массива:

тип[,] имя;

тип[,] имя = new тип [ разм_1, разм_2 ];

тип[,] имя = { список_инициализаторов };

тип[,] имя = new тип [,] { список_инициализаторов };

тип[,] имя = new тип [ разм_1, разм_2 ] { список_инициализаторов };

Примеры описаний (один пример на каждый вариант описания):

int[,] a; // 1 элементов нет

int[,] b = new int[2, 3]; // 2 элементы равны 0

int[,] c = {{1, 2, 3}, {4, 5, 6}}; // 3 new подразумевается

int[,] c = new int[,] {{1, 2, 3}, {4, 5, 6}}; // 4 размерность вычисляется, избыточно

int[,] d = new int[2,3] {{1, 2, 3}, {4, 5, 6}};// 5 избыточное описание

К элементу двумерного массива обращаются, указывая номера строки и столбца, на пересечении которых он расположен, например:

a[1, 4];

b[i, j];

b[j, i];

 

Ступенчатые массивы

Еще одним видом массивов C# являются массивы массивов, называемые также ступенчатыми массивами (jagged arrays). Такой массив массивов можно рассматривать как одномерный массив, его элементы являются массивами, элементы которых, в свою очередь снова могут быть массивами, и так может продолжаться до некоторого уровня вложенности. Эти массивы могут применяться для представления деревьев, у которых узлы могут иметь произвольное число потомков. Таковым может быть, например, генеалогическое дерево. Вершины первого уровня - Fathers, представляющие отцов, могут задаваться одномерным массивом, так что Fathers[i] - это i-й отец. Вершины второго уровня представляются массивом массивов - Children, так что Children[i] - это массив детей i-го отца, а Children[i][j] - это j-й ребенок i-го отца. Для представления внуков понадобится третий уровень, так что GrandChildren [i][j][k] будет представлять к-го внука j-го ребенка i-го отца.

Есть некоторые особенности в объявлении и инициализации таких массивов. Если при объявлении типа многомерных массивов для указания размерности использовались запятые, то для изрезанных массивов применяется более ясная символика - совокупности пар квадратных скобок; например, int[][] задает массив, элементы которого - одномерные массивы элементов типа int.

Сложнее с созданием самих массивов и их инициализацией. Здесь нельзя вызвать конструктор new int[3][5], поскольку он не задает изрезанный массив. Фактически нужно вызывать конструктор для каждого массива на самом нижнем уровне. В этом и состоит сложность объявления таких массивов.

 

//массив массивов - формальный пример

//объявление и инициализация

int[][] jagger = new int[3][] {

new int[] {5,7,9,11},

new int[] {2,8},

new int[] {6,12,4}

};

Массив jagger имеет всего два уровня. Можно считать, что у него три элемента, каждый из которых является массивом. Для каждого такого массива необходимо вызвать конструктор new, чтобы создать внутренний массив. В данном примере элементы внутренних массивов получают значение, будучи явно инициализированы константными массивами.

 

Оператор foreach

Оператор foreach применяется для перебора элементов в специальным образом организованной группе данных. Массив является именно такой группой. Удобство этого вида цикла заключается в том, что нам не требуется определять количество элементов в группе и выполнять их перебор по индексу: мы просто указываем на необходимость перебрать все элементы группы. Синтаксис оператора:

foreach (тип имя in выражение) тело_цикла

Имя задает локальную по отношению к циклу переменную, которая будет по очереди принимать все значения из массива выражение (в качестве выражения чаще всего применяется имя массива или другой группы данных). В простом или составном операторе, представляющем собой тело цикла, выполняются действия с переменной цикла. Тип переменной должен соответствовать типу элемента массива. Например, пусть задан массив:

int[] a = { 24, 50, 18, 3, 16, -7, 9, -1 };

Вывод этого массива на экран с помощью оператора foreach выглядит следующим образом:

foreach (int x in a) Console.WriteLine(x);

Этот оператор выполняется так: на каждом проходе цикла очередной элемент массива присваивается переменной х и с ней производятся действия, записанные в теле цикла.

 

Методы и свойства класса Array

При обработке массивов могут быть полезными методы и свойства класса Array. Некоторые элементы этого класса показаны в таблице:

Элемент Вид Описание
Length Свойство Количество элементов массива (по всем размерностям)
BinarySearch Статический метод Двоичный поиск в отсортированном массиве
Clear Статический метод Присваивание элементам массива значений по умолчанию
Copy Статический метод Копирование заданного диапазона элементов одного массива в другой массив
GetValue Метод Получение значения элемента массива
IndexOf Статический метод Поиск первого вхождения элемента в одномерный массив
Reverse Статический метод Изменение порядка следования элементов на обратный
Sort Статический метод Упорядочивание элементов одномерного массива

3.1.7. Пример кода использующего многомерные массивы:

// объявление и инициализация двухмерного массива

int[,] array2D = new int[,] { { 1, 2 }, { 3, 4 }, { 5, 6 }, { 7, 8 } };

// Объявление такого массива с указанием размерности (кол-во строки столбцов)

int[,] array2Da = new int[4, 2] { { 1, 2 }, { 3, 4 }, { 5, 6 }, { 7, 8 } };

// Объявление двухмерного массива элементами, которого являются строки

string[,] array2Db = new string[3, 2] { { "one", "two" }, { "three", "four" },

{ "five", "six" } };

 

// Объявление трехмерного массива

int[,,] array3D = new int[,,] { { { 1, 2, 3 }, { 4, 5, 6 } },

{ { 7, 8, 9 }, { 10, 11, 12 } } };

// Объявление трехмерного массива с указанием размерности

int[,,] array3Da = new int[2, 2, 3] { { { 1, 2, 3 }, { 4, 5, 6 } },

{ { 7, 8, 9 }, { 10, 11, 12 } } };

 

// Доступ к элементам массива

System.Console.WriteLine(array2D[0, 0]);

System.Console.WriteLine(array2D[0, 1]);

System.Console.WriteLine(array2D[1, 0]);

System.Console.WriteLine(array2D[1, 1]);

System.Console.WriteLine(array2D[3, 0]);

System.Console.WriteLine(array2Db[1, 0]);

System.Console.WriteLine(array3Da[1, 0, 1]);

System.Console.WriteLine(array3D[1, 1, 2]);

 

// Результаты работы программы (выводятся в консоль):

// 1

// 2

// 3

// 4

// 7

// three

// 8

// 12

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1192 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2289 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.