Все обществоведы, обращаясь к проблемам Средневековья, неизменно уделяют вни-
мание:
– происхождению термина «Средние века»,
– хронологическим рамкам этой эпохи,
– господствовавшему в Европе социально-экономическому строю – феодализму;
– роли христианской церкви в истории средневековой Европы;
– особенностям политического развития европейских стран в Средние века;
– оценке Средних веков в истории.
За античной цивилизацией в мировом цивилизационном процессе следует средневеко-
вая цивилизация. Под средневековой цивилизацией обычно подразумевают Европу конца V
– конца XV в. Гуманисты эпохи Возрождения свое время назвали «новым», а период, отде-
лявший их от античности, «средним веком». До недавних пор в отечественном общество-
знании преобладала другая датировка Средневековья: конец V – начало XVII в. Она была
связана с господством формационного подхода в истории.
Развитие стран Запада и Востока сильно различалось в эпоху Средневековья, поэтому
приведенные хронологические рамки верны только для Европы.
История Средних веков начинается с возникновения варварских королевств на облом-
ках Западной Римской империи: королевства франков в Галлии, остготов на Апеннинском
полуострове, вестготов на Пиренейском полуострове, англов, саксов, ютов на Британских
островах, вандалов в Северной Африке.
Средние века гуманисты назвали «темными веками», так как нашествие германских
племен ознаменовалось упадком культуры в Европе. Не случайно название племени ван-
далов стало впоследствии нарицательным. В 455 г. вандалы во главе с королем Гейзери-
хом, захватив Рим, две недели бессмысленно разрушали город (в современном языке «ван-
дализм» – символ бессмысленного разрушения и осквернения). Попытки восстановления
культурных ценностей предпринимались еще в V–VI вв. королем Остготского королевства
Теодорихом (так называемое «Остготское возрождение»), но окончательно преодолен куль-
турный кризис был лишь в конце VIII – начале IX в. («Каролингское возрождение» в эпоху
Карла Великого).
Средневековая культура неразрывно связана с христианством. Приобщение герман-
ских племен к христианской церкви, с одной стороны, способствовало развитию культуры;
с другой стороны, господство церкви, принявшее тотальный характер, препятствовало на
более позднем этапе развитию научных знаний (достаточно вспомнить процессы инквизи-
ции над Галилеем и Коперником), способствовало процветанию суеверий и невежества в
обществе. Мрачными страницами в истории христианского Средневековья остаются инкви-
зиция, крестовые походы (1096–1270), продажа индульгенций.
Христианская церковь, обладая монополией в духовной жизни общества, претендо-
вала на приоритетное положение и в политической жизни. Долгое время духовная власть
признавалась выше светской, а римские папы вынашивали идею создания «вселенской» хри-
стианской империи с центром в Риме (показательны противостояния пап и королей, с отлу-
чением последних от церкви).
Кроме того, христианская церковь была крупнейшим феодалом Средневековья. Фео-
дализм – общественный строй, господствовавший в Средние века. Проявлялся он в пер-
вую очередь в существовании феодального землевладения и в системе вассалитета. Фео-
дом называли земельное владение, пожалованное за службу. Первоначально во временное
(условное) пользование, позже – в наследственную (безусловную) собственность. Владелец
феода – феодал – был обязан нести военную, придворную службу, вносить платежи. Он имел
право собирать налоги с населения, вершить суд и др. Основную массу населения феодаль-
ных поместий составляли крестьяне, которые за пользование наделом несли повинности:
барщину и оброк. Феодальное хозяйство было натуральным. Сложилась феодальная иерар-
хия (так называемая феодальная лестница). Во главе ее стоял король – верховный сюзерен
всех феодалов. Ниже находились крупные светские и духовные феодалы, считавшиеся вас-
салами короля, – герцоги, графы, архиепископы и епископы. Получая землю от вышестоя-
щего феодала, они приносили присягу верности – оммаж. Герцоги и графы, в свою очередь,
уже в качестве сюзеренов наделяли землей нижестоящих феодалов (баронов, рыцарей) и
требовали от них такого же подчинения. Низший слой феодалов своих вассалов не имел.
Сюзерены обязаны были оказывать защиту и покровительство вассалам. Вассал дол-
жен выступать по приказу сюзерена в поход, участвовать в суде сюзерена, выкупать его из
плена, помогать ему советом и деньгами. Во Франции действовало правило: «вассал моего
вассала – не мой вассал». В Англии, наоборот, существовала прямая феодальная зависимость
всех феодалов от короля.
Большая часть феодалов одновременно являлась и сеньорами и вассалами. Исключе-
ние составляли безземельные рыцари (обычно младшие сыновья феодала). Существовала
особая рыцарская (феодальная) система ценностей, которая включала в себя: доблесть, бла-
городство, учтивость, верность, щедрость, роскошь, служение прекрасной даме.
Укрепление собственности феодалов на землю, а также господство натурального
хозяйства стали основными причинами феодальной раздробленности – системы, при кото-
рой государство делилось на отдельные части, обладающие политической и хозяйственной
самостоятельностью. Точкой отсчета феодальной раздробленности в Западной Европе счи-
тается Верденский раздел 843 г. Особенностями этого времени в истории Европы были сла-
бая королевская власть и междоусобные войны.
Со 2-й половины XI века в Европе начинается процесс формирования централизо-
ванных государств. Сначала – в Англии, а с начала XII в. – и во Франции. Первой ступе-
нью в развитии централизованного государства была сословно-представительная монархия
(XII–XIV вв.). Она закрепляла деление средневекового общества на сословия – замкнутые
группы, обладающие передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословная
организация была иерархической. Во Франции средневековое общество делилось на три
сословия:
1) духовенство;
2) дворянство;
3) ремесленники, купцы, крестьяне.
Первые два были высшими, привилегированными. Третье – податное, платившее
налоги и выполнявшее повинности в пользу первых двух сословий, государства и церкви.
Права и обязанности сословий были признаны за ними на государственном уровне и закре-
плены юридически. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целого и принад-
лежал не только к своему сословию, но и к более мелким социальным общностям (корпора-
циям). Это сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, духовно-
рыцарские ордена. Даже нищие и воры образовывали свои корпорации. Люди объединялись
на основе имущественных, профессиональных или правовых признаков.
Король вынужден был признавать политические права сословий и не мог не считаться
с их интересами. В результате соглашения между властью и сословиями появились пред-
ставительные сословные собрания. Они могли накладывать вето на введение новых налогов
и контролировать финансовое положение государства. Появилась формула: «Что касается
всех, должно быть одобрено всеми». Государственная власть, идя на компромисс с обще-
ством, сделала органы сословного представительства постоянно действующими.
Власть монарха теперь сочеталась с органами сословного представительства (кортесы
в Испании (с XII в.), парламент в Англии (с XIII в.), генеральные штаты во Франции (с
XIV в.), риксдаг в Швеции (с XV в.), фолькетинг в Дании (с XV в.), рейхстаг в Германии
(с XV в.). Сословно-представительная монархия впоследствии (XVI–XVII вв.) эволюциони-
ровала в абсолютную монархию.
Важная роль в формировании централизованного государства принадлежала горожа-
нам, которые поддерживали королевскую власть. Еще в XI в. начинается рост городов, в ходе
которого разрушается натуральное хозяйство и на смену ему приходит товарно-денежное.
Города активно боролись со своими сеньорами (сюзеренами) за самоуправление. Именно
в городе сформировалась система ценностей, разрушившая впоследствии средневековую
цивилизацию: принцип личной свободы, уважительное отношение к знаниям и к труду, под-
держка личной инициативы, необходимость участия граждан в самоуправлении.
Итак, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что цивилизация средневековой
Европы характеризовалась:
1) в экономическом плане – преобладанием аграрного производства; господством фео-
дального хозяйства, основной чертой которого был натуральный характер; феодальной соб-
ственностью на землю, медленным развитием техники;
2) в социальном плане – иерархическим разделением общества на сословия, корпора-
тивностью внутри сословий, низкой социальной мобильностью, отсутствием личности как
автономной единицы, преобладанием сельского населения (по численности) над городским;
3) в политическом плане – наличием феодального государства и права (эволюция от
раннефеодального государства через стадию феодальной раздробленности к сословно-пред-
ставительной монархии);
4) в духовной сфере – приоритетом христианской церкви, служители которой обладали
исключительным правом на образование, признанием верховенства веры по отношению к
разуму, развитием теологии. Культура Средних веков была неразрывно связана с христиан-
ством (романская и готическая храмовая архитектура, фресковая живопись, иконопись, цер-
ковная музыка и литература). В средневековом христианстве иногда выделяют три напра-
вления: официальное, народное, рыцарское. Особую роль в жизни всех сословий играли
христианские ценности: добрые дела, правдивость, покаяние, прощение, смирение, воздая-
ние, христианская любовь. Были также особые сословные системы ценностей. Средневеко-
вая цивилизация была консервативной, для нее характерен приоритет традиций, следование
общественным ценностям, отсутствие понятия индивидуальной свободы.
Рождение и закат средневековой цивилизации связаны с Римом: в 476 г. пала Западная
Римская империя, а в 1453 г. погибла вторая – Восточная – часть некогда единой империи –
Византия. В XV в. «Рим вновь пал» – деятелями эпохи Возрождения была разрушена духов-
ная монополия католической церкви во главе с Папой Римским, под влиянием Великих гео-
графических открытий произошли изменения в менталитете европейцев, которые привели
к Реформации XVI столетия. Эпоха Средневековья завершилась.
Значение Средних веков оценивается исследователями по-разному:
– гуманисты считали их мрачным, пустым тысячелетием, ничего не давшим человече-
ству;
– современные историки и культурологи считают, что средневековая культура – неотъ-
емлемая часть европейской культуры, основа последующего развития.