Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Последовательность рисования фигуры коня

Поэтапное рисование стилизованных животных и птиц

 

В мезенской росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).

Характерной чертой росписи является многоярусность. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семиричным строением мира. На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли.

Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные одна в черный, другая в красный цвет лошади нередко следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных.

Кони мезенских росписей отличаются от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.

Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники. Рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а как религиозные, языческие в своей основе сюжеты. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров.

Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.

 

Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ).

 

Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка.

Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей.

Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Последовательность рисования фигуры коня

Мезенские русские животных больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных - бизонов, коней, быков.

Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей: четырехугольника туловища и вытянутой шеи, переходящей в морду.

Следующая последовательность рисования фигуры коня хорошо понимается и легко усваивается учащимися:

- посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;

- от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);

- пририсовываем наклонную линию для шеи;

- рисуем головку;

- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;

- для изображения ног, находящихся в середине, проводим изогнутые линии от середины четырехугольника;

- пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий;

- расписываем голову, шею и туловище красным цветом, а ноги и хвост - черным;

- заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы и ног, штрихи напоминают "реснички") и уздечки из двух линий.

 

 

Олень и лось

 

Олень (лось) - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи. Также олень символ зарождения всего нового, зарождения богатства духовного. "Стадо" оленей всегда располагается в орнаменте выше "табуна" лошадей.

Рисовать оленя или лося можно по-разному: каждый может найти наиболее удобный для себя прием, а также это может определиться и возможностями вашей кисточки. Например, можно начать рисование с наведения линии загривка или капли-морды, а можно сделать так, как это делали старые мастера.

 

 

 

Уточка

 

Водоплавающие птицы символизируют души наших предков. Утка к тому же символ ночного подводного движения солнца.

Кистью (белка или колонок) №2 сверху вниз делается мазок замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным дорисовываются "реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва.

 

 

Лебедь

 

Коротким мазком вниз намечается линия шеи. Затем к нему добавляется нижняя линия туловища. Если она не получилась в один прием, то дополняется новым, еще одним подобным мазком. "Капельки" могут стать как хвостом, так и крылом птицы.

Птицы, выполненные только черным цветом, создают впечатление второго плана, дали, вносят декоративное разнообразие. Из одинаковых замалевков могут получиться разные птицы (гусыня и лебедь).

 

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семантика мезенской росписи | Поэтапная последовательность выполнения росписи мезенских досок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 700 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2355 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.